Программа элективного курса "Азбука биологии"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)
Программа элективного курса "Азбука биологии" для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_azbuka_biologii_11_klass.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Рабочая программа
средний уровень обучения
элективный курс: Азбука биологии, 11 классы
количество недель 35, количество часов в неделю - 1 час,
количество часов в год 35 часов
учитель: Савельева Е.Ф.
2018-2020 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ.
Элективный курс «Азбука биологии» с использованием информационно-коммуникационных технологий. Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 11 классах.
Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
- использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
- использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
- применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2015-2020 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
- дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части 1 и 2 с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:
- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др.).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части 1. Задания части 2 по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части 1 и 2);
- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов).
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ и заносится в таблицу.
Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.
Календарно-тематическое планирование:
Дата | Тема | Практическая часть. |
07.09 | ЕГЭ по биологии. Разбор спецификации и кодификатора. Тренировка по заполнению бланка. | Регистрация на сайте "Решу ЕГЭ" Решение пробника за сентябрь |
14.09 | Биологические термины и понятия. Работа со словарем. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 1. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы |
21.09 | Биология как наука. Генетическая информация в клетке. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ. Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи |
28.09 | Клетка как биологическая система: Строение, химический состав, метаболизм, жизненный цикл. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рис. и без рис. ) |
05.10 | Жизненный цикл клетки. | Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рис. и без рис.) |
12.10 | Основы генетики. Скрещивание: моногибридное и дигибридное. | Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи. Задание 28 (С7) . Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации |
19.10 | Генетические закономерности. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (без рис. и с рис. ) |
26.10 | Решение пробного варианта за октябрь. Работа над ошибками. | Решение пробного варианта за октябрь. Работа над ошибками. |
05.11 | Воспроизведение организмов. Онтогенез. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рис. и без рис.) |
16.11 | Многообразие организмов. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рис. И без рис.) |
23.11 | Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения. | Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рис. и без рис. ) |
30.11 | Решение пробного варианта за ноябрь. Работа над ошибками. | Решение пробного варианта за ноябрь. Работа над ошибками. |
07.12 | Основные систематические категории. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность . Установление последовательности |
14.12 | Организм человека. Ткани. Органы. Человек. Органы и системы органов. | Решить тесты на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 12. Организм человека.Гигиена человека. Множественный выбор (с рис. и без рис. ) Решение тестов на "Решу ЕГЭ" Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис. ) |
21.12 | Человек. Органы и системы органов. Организм человека и его гигиена. | Решение тестов на "Решу ЕГЭ" Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис. ) Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 14. Организм человека. Установление последовательности |
28.12 | Решение пробного варианта за декабрь. Работа над ошибками. | Решение пробного варианта за декабрь. Работа над ошибками. |
11.01 | Эволюция живой природы. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 15. Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом) Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации |
18.01 | Движущие силы эволюции. Экосистемы и присущие им закономерности. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рис. ) Решение тестов на сатй "Решу ЕГЭ" Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рис. ) |
25.01 | Решение пробного варианта за январь. Работа над ошибками. | Решение пробного варианта за январь. Работа над ошибками. |
01.02 | Среды жизни. Биосфера. Общебиологические закономерности. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис. ) Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. |
08.02 | Общебиологические закономерности. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. |
15.02 | Человек и его здоровье. Общебиологические закономерности. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рис.и без рис. ) Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме. |
29.02 | Решение пробного варианта за февраль. Работа над ошибками. | Решение пробного варианта за февраль. Работа над ошибками |
14.03 | Применение знаний в практических ситуациях. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 22 (С1) . Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) |
21.03 | Общая биология. Растения. Животные. Человек. Геохронологическая таблица. | Анализ текстовой и графической информации. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 23 (С2) . Задание с изображением биологического объекта |
11.04 | Общая биология. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Человек. Анализ биологической информации. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 24 (С3) . Задание на анализ биологической информации |
18.04 | Человек и многообразие организмов. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 25 (С4) . Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. |
25.04 | Эволюция и экологические закономерности. Общебиологические закономерности. Основы экологии. Человек. | Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации |
08.05 | Биосинтез белка. | Задача 27. Решение тестов на сайте Решу ЕГЭ Задание 27. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. |
12.05 | Деление клетки. | Задача 27. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 27. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. |
14.05 | Правило Чаргаффа. | Задача 27.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 27. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. |
16.05 | Геналогический метод. | Задача 28.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 28. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. |
23.05 | Моно- и дигибридное скрещивание. | Задача 28.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 28. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации |
30.05 | Сцепление генов. | Задача 28.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 28. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. |
Резерв: 4 часа. | Итого: 66 часов |
Мониторинговая карта:
Мониторинговая карта индивидуальных результатов по биологии ученика 11 класса- Иванова И.И._
Вариант | Часть 1 | Часть 2 | Первичный балл | Вторичный балл | динамика | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | ||||
1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 3 | 3 | 3 | 40 | 68 | |
2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 0 | 3 | 2 | 3 | 3 | 48 | 78 | положительная |
Красный «проблемные темы», критический балл
Желтый неустойчивый результат, низкий или средний балл
Зеленый устойчивый результат, высокий балл
Мониторинговые карты позволяют учителю:
1.Контролировать процесс подготовки учащегося к ЕГЭ, давать рекомендации учащимися и родителям.
2.Проводить анализ результатов и корректировать индивидуальный план подготовки учащегося к ЕГЭ.
3.Проводить индивидуальные консультации для учащегося по «проблемным темам»
4. Объединять учащихся в группы по «проблемным темам» для проведения групповых консультаций.
5.Формировать у учащихся «гибкие навыки» при подготовке к ЕГЭ.
Мониторинговые карты позволяют учащемуся:
1.Проводить самоконтроль подготовки к ЕГЭ.
2.Проводить анализ собственных результатов и корректировать личный план подготовки к ЕГЭ.
3.Обратить внимание на «проблемные темы» и поиска способов их устранения.
4.Сформировать «гибкие навыки» при подготовке к ЕГЭ.
5.Обрести уверенность и психологический настрой на результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...
Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...
Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"
Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....
Рабочая программа элективного курса "Биология в медицине".
Рабочая программа элективного курса 9 класс....
Рабочая программа элективного курса "Биология и профессии"
В данном файле помещена рабочая программа элективного курса"Биология и профессии" для 9 класса...