Рабочая программа элективного курса "Биология и профессии"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
В данном файле помещена рабочая программа элективного курса"Биология и профессии" для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm_po_ellektivam.docx | 29.75 КБ |
elektivy.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Речной Опаринского района Кировской области
Утверждаю:
Директор М КОУ СОШ п. Речной
_________________________________
В. В. Шубин
Приказ № ____ от ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «БИОЛОГИЯ И ПРОФЕССИИ» (9 класс)
на 2014-2015 уч. г.
34 ч. (1 час в неделю)
Автор-составитель:
Трапезникова А. Г.,
учитель биологии и химии
I квалификационной категории
п. Речной, 2014
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Биология и профессии» составлена на основе программы элективного курса «Биология и профессии» (авторы Н.Д. Андреева и Н.В. Малиновская), (Программы элективных курсов. Сборник 3. Биология. Профильное обучение. 10-11 классы. Дрофа М, 2006).
Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившейся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная профессия способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Значительная часть учащихся, выбирая профиль обучения, ориентируется, прежде всего, на область будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо познакомить школьников с различными профессиями и специальностями в области биологии, акцентировать их внимание на прикладном использовании биологических знаний.
Элективный курс «Биология и профессии» изучается в 9 классе.
На изучение курса отводится 34 часа. Основными формами организации обучения являются уроки (32 часа) и экскурсии (2 часа).
Содержание курса предполагает применение различных методов обучения: традиционных, творческих, игровых (профориентационные игры и упражнения).
Задачи курса
Просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с современной биологией.
Расширение знаний о практическом применении биологических знаний.
Формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков.
Исследование и развитие индивидуальных (профессионально важных) качеств личности учащихся.
Формирование профессиональной направленности личности учащихся.
Развитие познавательных и профессиональных интересов к биологии.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- об истории биологических открытий и профессиональном становлении известных ученых-биологов, естествоиспытателей, врачей и т.д.;
- о современных достижениях в области биологии;
- о проблемах практического использования биологических знаний;
- о содержании и особенностях профессий, связанных с биологией;
- о средствах, орудиях и месте труда;
- о системе подготовки кадров по биологическим профессиям;
- о перспективах развития современных профессий в области биологии;
- о необходимых профессионально важных личностных качествах.
При изучении курса предполагается формирование и развитие умений, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности. В содержании курса также отражены элементы профессиональной ориентации – процесса, направленного на оказание помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников в соответствии с личными интересами и способностями.
Специфической особенностью курса является синтез процесса обучения биологии и профессиональной ориентации учащихся, обращение внимания на проблемы профессионального и прикладного применения биологических знаний.
Содержание курса
Общее количество часов – 34 часа
Тема 1. Профессии и специальности (4 ч)
Классификация профессий. Орудие и средства труда. Профессии и профессиограммы. Мотивы выбора профессии, их динамика и взаимосвязь. Изучение профессиональных интересов, предпочтений и мотивов у учащихся. Профессии и специальности, связанные с биологией.
Тема 2. Профессии типа «человек – человек»(10 ч)
Особенности и краткая характеристика. Медицинские профессии. Применение биологических знаний в медицине. Взаимосвязь становление и развития естествознания и медицины. Современные открытия в области медицины. Медицинская профессия врач. Врачебные специализации: терапевт, стоматолог, хирург, педиатр, санитарный врач и т.д. Средний медицинский персонал: фельдшер, медицинская сестра, лабораторный технолог (фельдшер-лаборант), зубной техник, медицинский оптик, акушер и т.д. История возникновения медицинских профессий. Особенности профессиональной деятельности в области медицины, необходимые индивидуально-личностные качества. Содержание школьной биологии и профессиональные медицинские умения (наложение жгута и шины, методы искусственного дыхания, работа с микроскопом и т.д.). Выдающиеся врачи ( Гиппократ, Парацельс, Пирогов, Склифосовский, Амосов и т.д.). Система подготовки кадров.
Профессия - учитель биологии. Особенности педагогической деятельности. Значение биологических знаний для подготовки учителя биологии. Система подготовки кадров.
Тема 3. Профессии и специальности типа «человек – природа»
(11 ч)
Особенности и краткая характеристика профессиональной деятельности. Современные открытия биологии. Профессии в области генетики, цитологии, микробиологи, эмбриологии, селекции и экологии, их специфика т система подготовки. Личность в науке и профессии (Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Вернадский, Мичурин, Вавилов и т.д.).
Профессия эколог: особенности и способы ее получения, значимость профессионального труда. Содержание школьной биологии и профессиональные умения (методы экологических исследований, планирование и постановка опытов по селекции и генетике и т.д.).
Ветеринарные, животноводческие и зоотехнические профессии (ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, зооинженер, зоотехник, животновод): успехи, перспективы и особенности. Система подготовки кадров. Содержание школьной биологии и профессиональные умения (ухаживать и наблюдать за животными и т.д.).
Аграрные профессии: специфика и способы получения. Профессии и специальности: агроном, агроэколог, селекционер, растениевод, полевод, садовод, овощевод, почвовед, фермер и т.д. Содержание школьной биологии и профессиональные умения.
Профессии и специальности в области « зеленого строительства»: инженер лесного и лесопаркового хозяйства, инженер-архитектор ландшафтного строительства, техник лесного и лесопаркового хозяйства, егерь, флорист, дизайнер и т.д. Содержание школьной биологии и профессиональные умения (озеленение территории и оформление школьного кабинета).
Тема 4. Профессии типа «человек – техника» (4ч)
Особенности и краткая характеристика. Применение биологических знаний в технике и промышленности. Бионика. Основные направления биотехнологии: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Инженерные и среднетехнические профессии: инженер по защите окружающей среды, инженер по биологической и медицинской кибернетике, лаборант-эколог, аппаратчик со знанием промышленной экологии и т.д. система подготовки кадров.
Тема 5. Профессии типа «человек – художественный образ»
(2 ч)
Специфика и краткая характеристика. Применение знаний о живой природе в творческих профессиях. Природа и художественный образ. Отражение особенностей профессий в художественной литературе, живописи и музыке.
Тема 6. Выбор профессии (1 ч)
Алгоритм выбора. Типичные ошибки, возникающие при выборе профессий.
Тема 7. Экскурсии (2 ч)
В рамках курса планируется провести две экскурсии, направленные на более подробное изучение профессий, связанных с биологией.
Примерная тематика экскурсий:
- Секреты капли крови. (В лабораторию поликлиники или больницы для знакомства со специальностями медицинский техник или технолог.)
- «Я бы в докторы пошел – пусть меня научат». (В медицинское учреждение для знакомства с медицинскими специальностями)
При написании рабочей программы использованы следующие сокращения:
УИНМ | Урок изучения нового материала |
УСЗУН | Урок совершенствования знаний, умений, навыков |
УЗИМ | Урок закрепление изученного материала |
КУ | Комбинированный урок |
УК | Контрольный урок (урок контроля) |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся / / Биология в школе. – 2003. - № 1.
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся / / Биология в школе. – 2004. - № 1.
- Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое образование и профессиональная ориентация в преподавании биологии. – М.: Просвещение, 1988.
- Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. – М.: Просвещение, 1986.
- Дымова Л.М., Пичугина Г.В. Фермеров готовим в школе/ / Биология в школе. – 1994. - № 1.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: МГУ, 1988.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Педагогика, 1974.
- Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методы. – М.: МГУ, 1991.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Литература для учащихся
- Малиновская Н.В. Твоя будущая профессия / / Биология для школьников. – 2004. - № 1.
- Малиновская Н.В. Специальности «биологического» профиля / / Биология для школьников. – 2004. - № 2.
- Малиновская Н.В. «Я бы в докторы пошел – пусть меня научат» / / Биология для школьников. – 2004. - № 4.
- Малиновская Н.В. «Я бы в докторы пошел – пусть меня научат» / / Биология для школьников. – 2005. - № 1.
- Мир профессий: человек – человек. – М.: Молодая гвардия, 1986.
- Мир профессий: человек – природа. – М.: Молодая гвардия, 1987.
- Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
- Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. – Спб.: Литера плюс, 1995.
Интернет-сайты:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа; 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема 1. Профессии и специальности (4 часа) | |||||||
1 | Классификация профессий. Орудия и средства труда. | 1 | УИНМ | Лекция с элементами беседы | |||
2 | Профессии и профессиограммы. | 1 | УИНМ | Лекция, практикум | |||
3 | Мотивы выбора профессии. Изучение профессиональных интересов, предпочтений и мотивов у учащихся. | 1 | КУ | Групповая, индивидуальная формы работа | |||
4 | Профессии и специальности, связанные с биологией. | 1 | УИНМ | Лекция с элементами беседы | |||
Тема 2. Профессии типа «человек – человек» (10 часов) | |||||||
5 | Особенности и краткая характеристика. Медицинские профессии. | 1 | КУ | Беседа, индивидуальная форма работы | |||
6 | Применение биологических знаний в медицине. Современные открытия в области медицины. | 1 | КУ | Семинар | Сообщения учащихся | ||
7 | Медицинская профессия врач. Врачебные специализации: терапевт, стоматолог, хирург и т.д. | 1 | КУ | Индивидуальные формы работы | Сообщения учащихся | ||
8 | Средний медицинский персонал: фельдшер, медицинская сестра, лабораторный технолог, акушер и другие. | 1 | КУ | Индивидуальные формы работы | Сообщения учащихся | ||
9 | История возникновения медицинских профессий. | 1 | УИНМ | Лекция | |||
10 | Содержание школьной биологии и профессиональные медицинские умения. | 1 | УЗИМ | Семинар | |||
11 | ПР «Наложение жгута и шины, методы искусственного дыхания, работа с микроскопом. | 1 | УСЗУН | Практикум | Жгут, шина, микроскоп | ||
12-13 | Выдающиеся врачи | 2 | КУ | Индивидуальные формы работы | Сообщения учащихся | ||
14 | Профессия – учитель биологии | 1 | КУ | Лекция с элементами беседы | |||
Тема 3. Профессии и специальности типа «человек - природа» (11 часов) | |||||||
15 | Особенности и краткая характеристика профессий типа «человек – природа». Современные открытия биологии. | 1 | КУ | Беседа; индивидуальные формы работы | Сообщения учащихся | ||
16 | Профессии в области генетики, цитологии, микробиологии, эмбриологии, селекции и экологии, их специфика. | 1 | УИНМ | Лекция | |||
17 | Личность в науке и профессии. (Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Вернадский, Мичурин, Вавилов и т.д.) | 1 | КУ | Индивидуальные формы работы | Сообщения учащихся | ||
18-19 | Профессия эколог | 2 | УИНМ | Лекция с элементами беседы | |||
20-21 | Ветеринарные, животноводческие и зоотехнические профессии. | 2 | УИНМ | Лекция с элементами беседы | |||
22-23 | Аграрные профессии | 2 | УИНМ | Лекция с элементами беседы | |||
24-25 | Профессии и специальности в области «зеленого строительства» | 2 | УИНМ | Лекция с элементами беседы | |||
Тема 4. Профессии типа «Человек – техника». (4 часа) | |||||||
26 | Особенности краткая характеристика профессий типа «человек – техника». Применение биологических знаний в технике и промышленности. Бионика. | 1 | КУ | Беседа; индивидуальные формы работы | Сообщения учащихся. | ||
27 | Основные направления биотехнологии: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. | 1 | УИНМ | Лекция | |||
28 | Инженерные и среднетехнические профессии: инженер по защите окружающей среды, лаборант-эколог и другие | 1 | УИНМ | Лекция | |||
Тема 5. Профессии типа «человек – художественный образ» (2 часа) | |||||||
30 | Специфика и краткая характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Применение знаний о живой природе в творческих профессиях. | 1 | КУ | Беседа | |||
31 | Природа и художественный образ. | 1 | КУ | Беседа; индивидуальная форма работы | |||
Тема 6. Выбор профессий (1 час) | |||||||
32 | Алгоритм выбора профессий | 1 | КУ | Практикум | |||
Тема 7. Экскурсии (2 часа) | |||||||
33 | Экскурсия «Секреты капли крови» (в лабораторию поликлиники) | 1 | УСЗУН | Экскурсия | |||
34 | Экскурсия «Я бы в доктора пошел – пусть меня научат» (в медицинское учреждение) | 1 | УСЗУН | Экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарное планирование элективного курса "Биология и профессии"
планирование элективного курса...
рабочая программа курса "Я выбираю профессию" для 9 класса
Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9 класса и рассчитата на 17 теоретических и 17 практических занятий. Курс разбит на 4 блока, раскрывающих технологию профессионального выбора учен...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015
Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...
Рабочая программа по биологии, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Примерная рабочая программа по учебной дисциплине Биология, для студентов СПО, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профессии глазами химика"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 к...