Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии
Рабочая прогммма содержит :
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3. Условия реализации учебной дисциплины |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_rp.docx | 79.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД Протокол №___от________2017г. Председатель __________В.В. Донцова | Утверждаю Директор ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум» _____________ Г.В. Фролова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15.БИОЛОГИЯ
По специальностям:
33.02.01. Фармация
Уровень подготовки – базовый
Квалификация: фармацевт
34.02.01. Сестринское дело
Уровень подготовки – базовый
Квалификация: медицинская сестра/ медицинский брат
Рославль
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Разработчик: Хартова Е.В., преподаватель ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Рекомендовано:
Методическим советом
ОГБПОУ « Рославльский медицинский техникум »
Протокол №____от___________2019г.
Председатель_____________ Л.А.Иванова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-8 |
| 9- 32 |
| 33-35 |
| 36-37 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 15. «Биология»
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация» и разработана с учетом Примерной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 – з) учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
−сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
−сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
−сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Результаты освоения адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования:
- личностные:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
- метапредметные:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Содержание рабочей программы рассчитано на 212 часов. Из них:
I семестр:
Теория – 58 часов, практика –0 часов, самостоятельная работа –29 часов.
II семестр:
Теория – 55 часов, практика – 28 часов, самостоятельная работа –42 часа.
Промежуточная аттестация:
специальность 33.02.01.«Фармация» - дифференцированный зачет.
специальность 33. 02.02. «Сестринское дело» - экзамен
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальности:33.02.01 Фармация
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 212 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 141 |
в том числе: | |
теоретические занятия: | 113 |
практические занятия: | 26 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (подготовкадокладов, написание эссе, заполнение таблиц,составление терминологического словаря, подготовка мультимедийных презентаций,решение генетических задач, составление схем, конспектов, работа с дополнительной литературой) | 71 |
Итоговая аттестация дифференцированный зачёт (II семестр). | 2 |
специальность:34.02.01. Сестринское дело
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 212 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 141 |
в том числе: | |
теоретические занятия: | 113 |
практические занятия: | 28 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (подготовкадокладов, написание эссе, заполнение таблиц,составление терминологического словаря, подготовка мультимедийных презентаций,решение генетических задач, составление схем, конспектов, работа с дополнительной литературой) | 71 |
Итоговая аттестация – экзамен (II семестр). |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |
СЕМЕСТР I | ||||
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. | ||||
| Содержание учебного материала Биология как наука. Общая биология, объект, предмет, задачи и содержание. Методы познания живой природы. Проблемы общей биологии и проблемы человечества, связанные с решением биологических проблем. Многообразие живых организмов и биологические дисциплины, занимающиеся их изучением. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана. Сущность жизни, уровни организации живого. Самостоятельная работаПодготовкадоклада по теме «История развития биологических знаний. Вклад русских ученых». Написание эссе по теме «Значение биологических знаний в подготовке будущих медицинских работников». | 2 4 | 1 | |
1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле | Содержание учебного материала Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Теории происхождения жизни: теория панспермии, креационизма, самозарождения. Теория абиогенного происхождения жизни А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Химическая и биологическая эволюция. Теория биогенеза. Самостоятельная работа: составление словаря терминов. | 2 2 | 2 | |
РАЗДЕЛII. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. | ||||
2.1.Клеточная теория. Поверхностный аппаратклетки. | Содержание учебного материала Общий план строения эукариотической клетки. Клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии и медицинское значение. Поверхностный аппарат клетки, его строение и функции. | 2 | 2 |
2.2. Цитоплазма и ее органоиды | Содержание учебного материала Строение и функционирование основных компонентов эукариотической клетки: аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, пластиды, рибосомы, включения, клеточный центр. Мембранный характер организации клетки. | 2 | 2 | |
2.3. Строение и функции клеточного ядра. | Содержание учебного материала Функции ядра клетки в связи с особенностями его строение и химического состава. Важнейшие структуры ядра: ядерный сок, хроматин, ядрышко, ядерная мембрана. Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Строение эукариотической клетки» | 2 2 | 2 | |
2.4.Прокариотические клетки. Неклеточные формы жизни. | Содержание учебного материала Особенности строения прокариотической клетки на примере клеток бактерий и сине-зеленых водорослей. Вирусы как неклеточная форма жизни и из значение. Строение и химический состав вирусов. Внутриклеточный паразитизм вирусов как особая форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Самостоятельная работа: Подготовка докладов по темам «Прокариотические организмы и их роль в биогеоценозах», «Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов) Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика эукариотической и прокариотической клеток» | 2 3 | 2 | |
2.5.Особенности животной и растительной клеток. | Содержание учебного материала Особенности строения растительной клетки в сравнении с животной, их сходства и различия. Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 2 | 2 |
2.6. Химический состав клетки. Неорганические вещества. | Содержание учебного материала Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки: особенности строения молекул воды, определяющие ее роль в клетке; роль минеральных солей и входящих в их состав катионов и анионов в жизни клетки. | 2 | 2 |
2.7.Органические вещества клетки. Белки, углеводы, липиды. | Содержание учебного материала Химический состав клетки. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, их строение и функции в клетке. | 2 | 2 |
2.8. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ. | Содержание учебного материала Химический состав клетки. Органические вещества клетки: особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров. Локализация этих соединений в клетке, их роль. Механизм удвоения ДНК и роль этого процесса в передаче наследственной информации. Виды РНК и их функции. Генетический код, его свойства. АТФ. Самостоятельная работа: Подготовка докладов по темам «Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении», «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия в растении», «Био-, макро-, и микроэлементы и их роль в жизни растения» . Заполнение таблицы «Химический состав клетки» | 2 3 | 2 |
2.9. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Энергетический обмен. | Содержание учебного материала Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Сущность метаболизма. Энергетический обмен как один из процессов метаболизма. Роль АТФ в накоплении энергии. Этапы и энергетический выход в процессе катаболизма. | 2 | 2 |
2.10. Пластический обмен. Биосинтез белка. 2.11. Автотрофный тип обмена веществ. | Содержание учебного материала Сущность анаболизма. Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Генетический код и способ передачи информации с ДНК на и-РНК. Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Содержание учебного материала Способы питания в органическом мире. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез как пластический обмен веществ у растений. Две фазы фотосинтеза. Сущность хемосинтеза, химизм. Биологическая роль зеленых растений. Значение хемосинтетиков. | 2 | 2 |
2.12.Гетеротрофный тип обмена веществ. | Содержание учебного материала Способы поступления питательных веществ у гетеротрофных организмов. Промежуточный обмен веществ у многоклеточных организмов. Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 2 | 2 |
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. |
3.1. Клеточный цикл. Деление клетки. | Содержание учебного материала Сущность жизненного цикла любой клетки, период ее существования. Интерфаза, подготовка клетки к делению. Митоз, амитоз. Биологическое значение митоза. | 2 | 2 | |
3.2. Формы размножения организмов. | Содержание учебного материала Организм – единое целое. Многообразие организмов. Способность к размножению – важнейшее свойство живых организмов, отличительная черта всех живых существ. Связь понятий «размножение», «наследственность» и «изменчивость». Типы размножения: половое и бесполое, их особенности. Деление пополам, почкование, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение, образование половых клеток и оплодотворение. Биологическое значение и прогрессивность разных типов размножения. Самостоятельная работа: Написание эссе по теме «Размножение как свойство живого» | 2 1 | 2 | |
3.3. Мейоз. | Содержание учебного материала Образование половых клеток и оплодотворение. Мейоз, его этапы. Конъюгация и кроссинговер. Сходства и различия митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза. | 2 | 2 | |
3.4. Гаметогенез у растений и животных. | Содержание учебного материала Образование гамет в результате мейоза: сперматогенез и овогенез. Особенности формирования мужских и женских половых клеток у животных и растений. Половое размножение и его цитологические основы. Возникновение раздельнополости в процессе эволюции. Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 2 | 2 | |
3.5..Онтогенез. Эмбриональный период развития. | Содержание учебного материала Онтогенез, общая характеристика. Эмбриональный период развития: этапы дробления, гаструляции, органогенез. Отличия и сходства эмбрионального периода развития у растительных и животных организмов. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. | 2 | 2 | |
3.6. Постэмбриональный период развития. | Содержание учебного материала Постэмбриональный период развития животных и растений. Два вида постэмбрионального развития: прямое и непрямое. Причины нарушений в развитии организмов. | 2 | 2 | |
3.7. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | Содержание учебного материала Эмбриональный и постэмбриональный этап развития человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Репродуктивное здоровье, планирование беременности, диагностика наследственных заболеваний. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных и человека», «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных», «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» Составление терминологического словаря | 2 3 | 2 | |
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. | ||||
4.1. Генетика как наука. Основные понятия. | Содержание учебного материала Генетика как наука, предмет, задачи. Наследственность и изменчивость. Краткая история изучения генетики. Г. Мендель – основоположник генетики. Гены как единицы наследственности. Генетическая терминология и символика: аллельные гены, гомо- и гетерозигота, доминантность и рецессивность, фенотип и генотип. Самостоятельная работа: Подготовка докладов «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» | 2 2 | 2 | |
4.2..Гибридологически метод изучения наследственности. Первый закон Г. Менделя. | Содержание учебного материала Генетические опыты Г. Менделя. Гибридологический метод изучения, его особенности. Образование гибридных организмов, типы скрещивания. Закон единообразия гибридов первого поколения. Неполное и полное доминирование. | 2 | 2 | |
4.3. Второй закон Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. | Содержание учебного материала Закон расщепления во втором поколении. Особенности расщепления признаков по гено– и фенотипу. Гипотеза чистоты гамет. Цитологическое подтверждение справедливости законов Г. Менделя. Статистический характер законов Г. Менделя | 2 | 2 | |
4.4 Постэмбриональный период развития.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание | Содержание учебного материала Ди - и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Цитологические основы и статистическая природа. Анализирующее скрещивание как способ выявления неизвестных генотипов, его практическое значение. Причины нарушений в развитии организмов. Самостоятельная работа: Решение генетических задач Составление терминологического словаря. | 2 2 | 2 | |
4.5 Взаимодействие генов. | Содержание учебного материала Генотип организма как целостная система, возникшая исторически. Взаимодействие генов и развитие признака как результат взаимосвязанного действия ряда генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. | 2 | 2 | |
4.6.Множественные аллели. | Содержание учебного материала Множественный аллелизм. Примеры наследования окраски шерсти в животном мире. Наследование групп крови у человека по системе АВО. | 2 | 2 | |
4.7.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. | Содержание учебного материала Группы сцепления и цитологические основы. Кроссинговер. Хромосомная теория Т. Моргана. Самостоятельная работа: Решение генетических задач | 2 1 | 2 | |
4.8. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Содержание учебного материала Механизм наследования пола у различных организмов. Аутосомы и половые хромосомы. Случайный характер соединения половых клеток в зиготе. Сцепленное с полом наследование | 2 | 2 | |
IIсеместр | ||||
4.9.Генетика человека, ее методы и значение. Анализ наследования признаков методом | Содержание учебного материала Генетика человека, ее задачи. Человек как объектгенетическихисследований. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный. | 2 | 2 | |
4.10. Наследственные заболевания человека | Содержание учебного материала Наследственные заболевания, их характеристика, причины и профилактика. Генные болезни (фенилкетонурия, гемофилия, дальтонизм). Хромосомные болезни (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера). Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 1 | 2 | |
4.11.Генотипическая изменчивость | Содержание учебного материала Классификация изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Мутации, принципы их классификации, свойства, значение. Характеристика мутагенов. Комбинативная изменчивость, причины возникновения, значение. | 2 | 2 | |
4.12. Фенотипическая изменчивость | Содержание учебного материала Фенотип как результат взаимодействия между генотипом и условиями внешней среды. Модификационная изменчивость и ее особенности. Норма реакции, ее зависимость от генотипа. Вариационная кривая и ряд. Возрастная или онтогенетическая изменчивость. Морфозы. Значение фенотипической изменчивости. Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 1 | 2 | |
4.13. Селекция растений. | Содержание учебного материала Селекция как наука, предмет и задачи, краткая история. Учение Н.И. Вавилова и центрах многообразия и происхождения культурных растений. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции растений - гибридизация и искусственный отбор. Значение комбинативной и мутационной изменчивости. Основные достижения современной селекции культурных | 2 | 2 | |
4.14. Селекция животных. | Содержание учебного материала Особенности селекции животных. Одомашнивание животных. Приручение животных как первый этап селекции. Центры доместикации. Гетерозис у домашних животных. Основные достижения современной селекции домашних животных. | 2 | 2 | |
4.15. Селекция микроорганизмов | Содержание учебного материала Использование микроорганизмов в различных отраслях народного хозяйства. Особенности селекции микроорганизмов. Основные достижения современной селекции микроорганизмов. Биотехнология, ее сущность, методы и значение, достижения и перспективы. Генная и клеточная инженерия. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 1 | 2 | |
РАЗДЕЛ V. Происхождение жизни на Земле. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. | ||||
5.1. История эволюционного учения | Содержание учебного материала История развития эволюционных идей, определение понятия «эволюция», научный аспект (уровни эволюции) и философский аспект (причины явлений) эволюции. Значение работ К.Линнея, Ж.-Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Дарвинизм и антидарвинизм. Современное состояние теории эволюции. Самостоятельная работа: Составление схемы «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина» | 2 1 | 2 | |
5.2. Основные положения учения Ч. Дарвина | Содержание учебного материала Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Заслуга Ч. Дарвина перед наукой – открытие естественного отбора как важнейшего фактора эволюции. Роль исторического метода исследования, введенного Ч. Дарвином. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. | 2 | 2 | |
5.3. Доказательства эволюции органического мира. | Содержание учебного материала Доказательства эволюции органического мира как результат развития биологических знаний. Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Доказательства эволюции органического мира» | 2 1 | 2 | |
5.4. Вид, его критерии и структура. | Содержание учебного материала Понимание вида К. Линнеем, Ж.-Б. Ламарком и Ч. Дарвином. Современная концепция вида, его критерии. Самостоятельная работа: Составление конспекта по теме «Критерии вида» - | 2 2 | 2 | |
5.5. Популяция как структурная единица вида и эволюции. | Содержание учебного материала Структура вида (подвиды и популяции). Экологические характеристики популяции. | 2 | 2 | |
5.6. Искусственный отбор. Факторы эволюции пород животных и сортов растений | Содержание учебного материала Искусственный отбор, его характеристика и отличительные черты. Факторы эволюции пород животных и сортов растений. | 2 | 2 | |
5.7. Движущие силы эволюции. Борьба за существование. | Содержание учебного материала Борьба за существование, ее причины. Значение, формы борьбы за существование. | 2 | 2 | |
5.8. Движущие силы эволюции .Естественный отбор | Содержание учебного материала Естественный отбор, его предпосылки, формы, значение в природе. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. Другие факторы эволюции Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийной презентации по теме «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора» . Дополнение лекционного материала примерами действия различных форм естественного отбора | 2 3 | 2 | |
5.9. Видообразование как результат микроэволюции. | Содержание учебного материала Понятие «микроэволюция». Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Процессы видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования. Разнообразие приспособленности организмов к среде обитания. Механизм возникновения приспособлений. Относительность приспособлений и их целесообразность в конкретных условиях существования. Самостоятельная работа: Дополнениелекционного материала примерами видообразования | 2 1 | 2 | |
5.10. Макроэволюция, ее направления и пути. | Содержание учебного материала Понятие «макроэволюция». Направления и пути макроэволюции. Происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного развития. Причины вымирания видов. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийной презентации по теме «Ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных» Составление терминологического словаря | 2 3 | 2 | |
5.11.История развития органического мира. | Содержание учебного материала Этапы развития жизни во взаимосвязи с возникновением жизни. Развитие жизни в архейской, протерозойской и палеозойской эрах. Самостоятельная работа: Развитие жизни на Земле в мезозойской и кайнозойской эрах. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Систематика как наука, ее значение в систематизации биологических знаний. Надцарства и царства живой природы и их характеристика. Составление конспекта по теме «История развития органического мира» | 2 2 | 2 |
Раздел 6.Происхождение человека. | |||||||
6.1. Происхождение человека. | Содержание учебного материала Современные гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Место человека в системе органического мира. | 2 | 2 | ||||
6.2. Движущие силы антропогенеза | Содержание учебного материала Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные, их взаимосвязь. Основные этапы в эволюции человека. Роль труда в происхождении человека. Современный этап эволюции человека | 2 | 2 | ||||
6.3.Этапы эволюции человека. | Содержание учебного материала Ископаемые предки современного человека. Единство и взаимосвязь человека и среды. Существование одного вида человек разумный. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Эволюция приматов и этапы эволюции человека», «Факторы антропогенеза» | 2 2 | 2 | ||||
6.4 Современный этап эволюции человека. Человеческие расы. | Содержание учебного материала Современный этап эволюции человека. Ведущая роль социальных факторов. Человеческие расы и единство их происхождения. Расизм как антинаучное учение. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийной презентации «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма» Составление терминологического словаря | 2 3 | 2 | ||||
Раздел 7.Основы экологии | |||||||
7.1.Экология как наука | Содержание учебного материала Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов | 2 | 2 | ||||
7.2Экологические системы. Сукцессии | Содержание учебного материала Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Общая характеристика истории формирования сообществ живых организмов в экосистеме. Биоценоз, биотоп, биогеоценоз. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии первичные и вторичные | 2 | 2 | ||||
7.4.Биосфера как глобальная экологическая система. | Содержание учебного материала Понятие «биосфера». Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы и структура биосферы. Свойства биомассы. Роль живых организмов в биосфере. | 2 | 2 | ||||
7.5.Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. | Содержание учебного материала Главная функция биосферы – обеспечение круговорота веществ и энергии. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.), биогенная миграция атомов. Роль организмов в формировании современного облика биосферы. Пищевые цепи и сети. | 2 | 2 | ||||
7.6.Антропогенные изменения в биосфере.Ноосфера. | Содержание учебного материала Антропогенные факторы среды. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Природа как часть культуры. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Самостоятельная работа: Составление терминологического словаря | 2 2 | 2 | ||||
Раздел 8.Бионика | |||||||
8.1Бионика, основные принципы и примеры. | Содержание учебного материала Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающие особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийной презентации по теме «Устойчивое развитие природы и общества» Самоанализ изученной дисциплины | 1 4 | 2 | ||||
Практическая часть | |||||||
1.Наблюдение строения растительной и животной клетки под микроскопом. | Содержание учебного материала Изучение строения и правил работы с оптическими приборами. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Самостоятельная работа: Изготовление модели «Эукариотическая клетка. Мембранный принцип ее организации» Заполнение таблицы «Строение эукариотической клетки» | 4 4 | 2 | ||||
2.Изучение размножения организмов, строение половых клеток, гаметогенез. | Содержание учебного материала Особенности и биологическое значение разных типов размножения. Характеристика и строение половых клеток с точки зрения их функции. Образование половых клеток и оплодотворение. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийной презентации «Размножение организмов | 4 2 | 2 | ||||
3.Решение генетических задач. | Содержание учебного материала Основные понятия и термины генетики. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании и его цитологическая основа. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании и его цитологическая основа. Взаимодействие генов. Хромосомная теория Т. Моргана, сцепленное наследование признаков. Решение генетических задач. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийной презентации «Закономерности наследования признаков» Решение генетических задач | 4 4 | 2 | ||||
4.Изучение генетики человека. Составление родословных | Содержание учебного материала Особенности человека, как объекта генетического исследования. Множественный аллелизм (наследование групп крови по системе АВО). Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм). Составление родословных. Типы наследования, анализ наследования признаков методом родословных. Самостоятельная работа: Составление родословной | 4 1 | 2 | ||||
5.Анализ фенотипической изменчивости.Влияние мутагенов в окружающей среде. | Содержание учебного материала Изменчивость, ее виды. Особенности наследственной и ненаследственной изменчивости. Закономерности модификационной изменчивости. Определение качественных и количественных признаков, нормы реакции. Самостоятельная работа: Построение вариационной кривой | 4 1 | 2 | ||||
6.Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | Содержание учебного материала Вид, структура вида, критерии вида, их характеристика. Правила работы с определителем. Морфологическая характеристика растений. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Самостоятельная работа: Морфологическое описание растений по гербарным образцам | 4 1 | 2 | ||||
Для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» | 2 | ||||||
7.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах. | Содержание учебного материала Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. Решение экологических задач. Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»; «Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов»; «Рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов»; «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»; «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения» | 4 2 | |||||
для специальности 33.02.01 «Фармация» | |||||||
7.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах. 7.Дифференцированный зачёт | Содержание учебного материала Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. Решение экологических задач. | 2 2 | |||||
Самостоятельная работа: Подготовка мультимедийных презентаций по темам «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»; «Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов»; «Рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов»; «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»; «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения» | 2 |
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. |
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | |
Химическая организация клетки | Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке |
Строение и функции клетки | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК |
Жизненный цикл клетки | Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов |
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | |
Размножение организмов | Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов де- ления клетки |
Индивидуальное развитие организма | Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира |
Индивидуальное развитие человека | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства .Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | |
Закономерности изменчивости | Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании живот- ных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфоло- гическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно- воздушной, почвенной) |
История развития эволюционных идей | Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, воспринимать и анализировать мнения собеседников |
Макроэволюция и макроэволюция | Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | |
Антропогенез | Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека |
Человеческие расы | Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе |
Биосфера — глобальная экосистема | Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах |
Биосфера и человек | Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам(растениям, животным и их сообществам) и их охране |
БИОНИКА | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в природе и технике, структурами в живой природе и технике, живой природе и технике. Умение строить модели живой природе и технике. Умение строить модели |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска
- библиотека
- постоянные или сменные учебно-информационные стенды
Технические средства обучения:
- персональный компьютер,
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Для студентов
Основная:
1. А.Г. Мустафин, В.Б. Захаров «Биология» , «Клорус», Москва, 2020г
Дополнительная:
- Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова JLH. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
- Лукаткин А. С., Силаева Т. Б, и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш.образования. - М., 2014.
- Мамонтов С. Г'., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.
- Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.
- Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. - М., 2014.
- Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. - М., 2014.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. .10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.
- Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. — М., 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002 -
Для преподавателей
1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. N413"
3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
5.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6.Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.
7.Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
8.Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.
9.Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.
10.Кобылянский В. А. Философ--Iэкологии: краткий курс: учеб, пособие для вузов. - М., 2010.
11.Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.
12.Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010
Интернет-ресурсы
- sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
- vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-танного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
- bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
-Уметь характеризовать современные научные открытия в области биологии; -Уметь устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; -Самостоятельно проводить биологические исследования ( наблюдение , измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; -Анализировать и использовать биологическую информацию; -Пользоваться биологической терминологией и символикой; -Знать основные биологические теории идеи и принципы, являющиеся составной частью современной естественнонаучной картины мира; -Методы биологических наук(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии) -О строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); -О выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке | Подготовка сообщений, презентаций по истории и развитию науки биологии. Решение ситуационных задач. Написание рефератов, создание презентаций на тему «Связь между развитием биологии и экологическими проблемами человечества» Демонстрация практических действий по пользованию микроскопами. Выполнение заданий по определению митотического цикла клетки. Проверка оформления результатов наблюдений и анализа фаз митоза при работе с микроскопом. Решение ситуационных задач. Выполнение письменных проверочных работ. Проверка умения заполнять сравнительные таблицы по теме митоз и мейоз, строение животной и растительной клетки, Строение нуклеиновых кислот, ассимиляции и диссимиляции, фаз фотосинтеза. Проведение терминологического диктанта. Фронтальный опрос.
Составление рефератов по теме « Истории и развитии науки биологии», «Современное представление эволюции» Подготовка докладов о методах биологических наук. Составление схем и таблиц по теме «Методы биологических наук» Проверка по описанию схемы строения и многообразия биосистем. Проведение проверочной письменной работы по теме «Многообразия и особенности биосистемы» Фронтальный опрос. Решение ситуационных задач. Выполнение письменных проверочных работ. Проверка умения заполнять сравнительные таблицы по теме строение животной и растительной клетки.Проведение терминологического диктанта. Фронтальный опрос.
Составление презентаций и написание рефератов, подготовка докладов по теме «Выдающиеся биологические открытия и современные исследования в биологической науке» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...