Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс)
Программа по биологии для 10 класса разработана в соответствии:На основе авторской программы В.В. Пасечник Швецов Г.Г., Ефимова Т.М. Биология. Предметная линия учебников "Линия жизни". 10-11 классы М.: Просвещение, 2018. Программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др., ред. Пасечника В.В Биология, 10 класс М.: Просвещение, 2020,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
10 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Биология
10 класс
Пояснительная записка
Программа по биологии для 10 класса разработана в соответствии:
1) Федеральным законом РФ №273- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г.
2) С требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
3) На основе авторской программы В.В. Пасечник Швецов Г.Г., Ефимова Т.М. Биология. Предметная линия учебников "Линия жизни". 10-11 классы М.: Просвещение, 2018. Программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др., ред. Пасечника В.В Биология, 10 класс М.: Просвещение, 2020,
Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:
1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
— социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений;
— приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
— формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Личностные результаты:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, про- водить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать мате- риал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1)характеристика содержания клеточной теории; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека;
3)умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
4)выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки)
5)сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы), процессов и формулировка выводов на основе сравнения.
6) решение элементарных биологических задач;
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка биологической информации, получаемой из разных источников; 2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
В сфере трудовой деятельности:
овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности:
обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).
Содержание учебного предмета
Введение (5 ч)
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.
Молекулярный уровень (12 ч)
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Клеточный уровень (18 ч)
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Транскрипция. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Амитоз. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник 10 КЛАССА на базовом уровне научится:
— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка;
— использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
— приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:
— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории – клеточную;
— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов).
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ урока | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | Введение (5 ч) | Биология в системе наук | 1 |
2 | Объект изучения биологии | 1 | |
3 | Методы научного познания в биологии | 1 | |
4. | Биологические системы и их свойства | 1 | |
5. | Обобщающий урок | 1 | |
6. | Молекулярный уровень (12 ч) | Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 |
7. | Неорганические вещества: вода, соли | 1 | |
8. | Липиды, их строение и функции Лабораторная работа №1 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции» | 1 | |
9. | Углеводы, их строение и функции. Лабораторная работа №2 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции». | 1 | |
10. | Белки. Состав и структура белков. Лабораторная работа №3 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции». | 1 | |
11. | Белки. Функции белков | 1 | |
12 | Ферменты — биологические катализаторы | 1 | |
13 | Обобщающий урок | 1 | |
14 | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК | 1 | |
15 | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины | 1 | |
16 | Вирусы — неклеточная форма жизни | 1 | |
17 | Обобщающий урок | 1 | |
18 | Клеточный уровень (18 ч) | Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория | 1 |
19 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет Лабораторная работа №4 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука». | 1 | |
20 | Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть | 1 | |
21 | Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 1 | |
22 | Лабораторная работа №5 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | |
23 | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения Лабораторная работа №6 «Наблюдение движения цитоплазмы на примере листа элодеи». | 1 | |
24 | Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов Лабораторная работа №7 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | 1 | |
25 | Обобщающий урок | 1 | |
26 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 | |
27 | Энергетический обмен в клетке | 1 | |
28 | Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез | 1 | |
29 | Пластический обмен: биосинтез белков | 1 | |
30 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | 1 | |
31 | Деление клетки. Митоз | 1 | |
32 | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки | 1 | |
33 | Обобщающий урок | 1 | |
34 | Обобщающий урок-конференция (по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности) | 1 | |
35 | Организация подготовки к ЕГЭ | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник 10 КЛАССА на базовом уровне научится:
— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка;
— использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
— приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:
— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории – клеточную;
— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...