Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику Сивоглазова.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику Сивоглазова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_sivoglazov_ktp.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование на 2020-2021 уч.год

9 класс (  часов, из них  ч.-резервное время)

п/п

п/п

в

теме

Название раздела, темы урока, его содержание

Практическая часть

Планируемые  результаты

Сроки  проведения

9-А

Сроки  проведения

9-А

 Д/З

План

 Факт

План

 Факт

Введение 2 ч.

 1

1

Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии

Биология — наука о живых организмах. Признаки живых организмов. Биологические науки. Методы биологии

Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Метапредметные:

Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации:

текстом учебника, научно- популярной литературой, словарями и справочниками Регулятивные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Коммуникативные: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

П.1.пров.свои зн. 1-4, обсуди с тов.1.

2

2

Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира.

Живая природа как биологическая система. Уровни организации живой природы. Значение биологических знаний в практической деятельности человека

Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Знать: свойства живого; методы исследования биологии; значение биологических знаний в современной жизни.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Метапредметные:

Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: словарями и справочниками

Коммуникативные: находить биологическую

информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

П. 2, пров.свои зн. 1-3.

Раздел 1. Клетка (9 ч)

3

1

Клеточная теория. Единство живой природы. Клеточный уровень организации живой материи. Клетка — элементарная единица живого. Становление клеточной теории. Работы М. Шлейдена, Т. Шванна. Современная клеточная теория

Предметные: Оценивать вклад учёных М. Шлейдена и Т. Шванна в развитие клеточной теории. Объяснять основные положения современной клеточной теории. Объяснять значение клеточной теории для развития биологии и других биологических наук.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.3., пров.свои знания 1-4, вып.задания 1.

4

2

Строение клетки (2 ч).

Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции

Предметные: Обобщать полученные ранее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 4, пров. свои зн.1-3, раб. С табл. Заполнить табл.(начало)

5

3

Строение клетки

Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции

Предметные: Обобщать полученные ранее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 4, пров. свои зн.4-6, раб. С табл. Заполнить табл.(окончание)

6

4

Многообразие клеток (2ч). Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Многообразие клеток. Особенности строения клеток эукариот.

Предметные: Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток. Фиксировать результаты наблюдений в тетрадь, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.5, пров.св.зн.1-2.

7

5

Многообразие клеток Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Многообразие клеток. Особенности строения клеток эукариот.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

Предметные: Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток. Фиксировать результаты наблюдений в тетрадь, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.5, пр.св.зн. 3-5, заполнить табл.

8

6

Обмен веществ и энергии в клетке. Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция в клетке: сущность и значение. Питание и его основные типы.

Предметные: Объяснять сущность понятий «обмен веществ», «ассимиляция», «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции. Различать и характеризовать типы питания. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.6, пров. св.зн. 1-5

9

7

Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма. Биологическая роль размножения. Способы деления клетки. Амитоз. Деление клетки эукариот. Митоз. Фазы митоза

Предметные: Характеризовать значение размножения организмов. Объяснять сущность понятия «митоз». Сравнивать амитоз и митоз. Различать на рисунках, таблицах и характеризовать фазы деления клетки. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.7, пров.св.зн.1-4, вып.задания 1., заполнить табл.

10

8

Нарушения строения и функций клеток — основа заболеваний. Причины и виды заболеваний человека. Травмы. Инфекционные заболевания. Онкологические заболевания. Генетические нарушения в клетках.

Предметные: Характеризовать виды заболеваний человека. Объяснять причины возникновения заболеваний. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.8, пров.св.зн.1-4

11

9

Контрольная работа №1

Повт. П. 3-8

Раздел 2. Организм (24ч)

12

1

Неклеточные формы жизни: вирусы.

История открытия вирусов. Строение вирусов. Бактериофаги. Проникновение вирусов в клетки организма хозяина. Роль вирусов в природе и жизни человека

Предметные: Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять механизм внедрения вирусов в клетки хозяина. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.9, пр.св.зн. 1-5,

13

2

Клеточные формы жизни.

Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов. Возникновение и биологический смысл многоклеточности. Гипотезы происхождения жизни. Колониальные формы жизни. Первые многоклеточные организмы

Предметные: Характеризовать клетки одноклеточных как целостные организмы. Объяснять преимущества многоклеточности. Объяснять сущность основных гипотез возникновения многоклеточности. Характеризовать первые многоклеточные организмы.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.10, пр.св.зн.1-5

14

3

Химический состав организма: химические элементы, неорганические вещества, органические вещества (белки, липиды, углеводы) (2 ч)

Химические элементы. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки: строение и функции. Структуры молекул белка. Липиды: строение и функции. Углеводы: многообразие и функции

Предметные: Обобщать ранее полученные знания. Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество. Описывать неорганические вещества, определять их биологическую роль. Характеризовать: белки (структурная организация, функции), липиды, углеводы (строение, функции).

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 11 до «липидов», пр.св.зн.1-6

15

4

Химический состав организма: химические элементы, неорганические вещества, органические вещества (белки, липиды, углеводы)

Химические элементы. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки: строение и функции. Структуры молекул белка. Липиды: строение и функции. Углеводы: многообразие и функции

Предметные: Обобщать ранее полученные знания. Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество. Описывать неорганические вещества, определять их биологическую роль. Характеризовать: белки (структурная организация, функции), липиды, углеводы (строение, функции).

 Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 11, пр.св.зн.1-6

16

5

Химический состав организма: органические вещества (нуклеиновые кислоты и АТФ).

Строение молекулы ДНК. Репликация. Строение и виды РНК. Биологическая роль нуклеиновых кислот. АТФ — универсальный накопитель и источник энергии

Предметные: Характеризовать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) как носителей наследственной информации. Выделять существенные признаки процесса репликации. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК, находить различия.

Объяснять роль разных видов РНК. Объяснять роль АТФ в клетке.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.12, пов.св.зн.1-4, вып. Задания 1.

17

6

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез, синтез белка) (2 ч).

Пластический обмен. Автотрофы. Гетеротрофы. Паразиты. Сапрофиты. Фотосинтез (световая и темновая фазы). Космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. Синтез белка (транскрипция, трансляция)

Предметные: Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза. Объяснять сущность понятия «биосистема». Выделять и характеризовать основные этапы и основных участников биосинтеза белка в клетке.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.13, до синтеза белка. Пр.св.зн.1-4

18

7

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез, синтез белка)

Пластический обмен. Автотрофы. Гетеротрофы. Паразиты. Сапрофиты. Фотосинтез (световая и темновая фазы). Космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. Синтез белка (транскрипция, трансляция)

Предметные: Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза. Объяснять сущность понятия «биосистема». Выделять и характеризовать основные этапы и основных участников биосинтеза белка в клетке.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.13, синтез белка. Пр.св.зн.5-6

19

8

Обмен веществ и энергии в организме: энергетический обмен.

Энергетический обмен. Роль АТФ в энергетическом обмене. Этапы энергетического обмена.

Предметные: Объяснять сущность понятия «энергетический обмен (диссимиляция)». Сравнивать стадии энергетического обмена. Объяснять значение энергетического обмена для клетки и организма. Определять роль АТФ в энергетическом обмене.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.14,пр.св.зн.1-3

20

9

Транспорт веществ в организме.

Транспорт веществ в одноклеточном организме. Перемещение минеральных и органических веществ у растений. Транспортные системы  животных.

Предметные: Обобщать ранее полученные знания о транспорте веществ в организмах. Характеризовать транспортные системы одноклеточных и многоклеточных организмов. Описывать перемещение воды, минеральных и органических веществ у растений. Сравнивать транспортные системы у животных.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.15, пр.св.зн.1-5.

21

10

Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.

Продукты жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у простейших. Появление и развитие специализированных органов и систем выделения у многоклеточных животных. Выделительная система у позвоночных животных.

Предметные: Объяснять сущность понятия «выделение». Обобщать ранее полученные знания о выделении и системах органов выделения у живых организмов. Характеризовать выделительные системы животных.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.16, пр.св.зн.1-3

22

11

Опора и

движение

организмов.

Движение — одно из свойств живых организмов. Опора и движение растений. Раздражимость. Активные (настии, тропизмы) и пассивные движения растений. Опорные системы животных. Внешний и внутренний скелет животных. Разнообразие способов передвижения животных

Предметные: Объяснять сущность понятий «движение», «раздражимость». Характеризовать движения растений. Сравнивать настии и тропизмы, активные и пассивные движения растений. Сравнивать строение внешнего и внутреннего скелета животных, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать и сравнивать способы движения животных. Выявлять особенности строения животных, связанные с их способом передвижения.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.17, пр.св.зн.1-6.

23

12

Регуляция функций у различных организмов (2 ч).

Гомеостаз. Регуляция функций у растений. Гуморальная регуляция. Ростовые вещества (фитогормоны). Регуляция функций у животных (эндокринная система, нервная система). Нейрон. Нервные импульсы. Развитие нервной системы. Нервная система позвоночных животных

Предметные: Объяснять сущность понятия «гомеостаз». Обобщать ранее полученные знания о регуляции функций у различных организмов. Характеризовать регуляцию функций у растений. Различать и характеризовать гуморальную и нервную регуляции. Сравнивать строение нервных систем разных групп животных. Характеризовать особенности строения нервной системы у позвоночных животных.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.18, пр.св.зн.1-6.

24

13

Регуляция функций у различных организмов.

Гомеостаз. Регуляция функций у растений. Гуморальная регуляция. Ростовые вещества (фитогормоны). Регуляция функций у животных (эндокринная система, нервная система). Нейрон. Нервные импульсы. Развитие нервной системы. Нервная система позвоночных животных

Предметные: Объяснять сущность понятия «гомеостаз». Обобщать ранее полученные знания о регуляции функций у различных организмов. Характеризовать регуляцию функций у растений. Различать и характеризовать гуморальную и нервную регуляции. Сравнивать строение нервных систем разных групп животных. Характеризовать особенности строения нервной системы у позвоночных животных.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.18, пр.св.зн.1-6.

25

14

Контрольная работа №2 «Организм» 1 часть.

Повт. пройденный материал.

26

15

Бесполое размножение.

Размножение — один из главных признаков живого. Способы размножения (бесполое, половое). Особенности бесполого размножения. Формы бесполого размножения (деление клетки надвое, почкование, образование спор, вегетативное). Значение бесполого размножения.

Предметные: Объяснять сущность понятий «размножение», «бесполое размножение». Обобщать ранее полученные знания о бесполом размножении организмов. Сравнивать различные формы бесполого размножения. Объяснять биологическую роль бесполого размножения.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.19., пр.св.зн.1-4

27

16

Половое размножение (2 ч)

Половое размножение. Половые клетки: особенности строения. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение

Предметные: Объяснять сущность понятий «половое размножение», «мейоз». Обобщать ранее полученные знания о половом размножении организмов. Выделять особенности мейоза. Сравнивать процессы мейоза и митоза. Сравнивать процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.20,до стр.83.. пр.св.зн.1.

28

 17

Половое размножение

Половое размножение. Половые клетки: особенности строения. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение

Предметные: Объяснять сущность понятий «половое размножение», «мейоз». Обобщать ранее полученные знания о половом размножении организмов. Выделять особенности мейоза. Сравнивать процессы мейоза и митоза. Сравнивать процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.20, пр.св.зн. 2-4. Обсуди с тов. 1.п.21.

29

18

Рост и развитие организмов (2 ч).

Рост и развитие организма. Ограниченный и неограниченный рост. Онтогенез. Непрямой и прямой типы развития. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза

Предметные: Объяснять сущность понятий «рост» и «развитие». Обобщать ранее полученные знания о росте и развитии организмов. Сравнивать понятия рост и развитие. Различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития. Характеризовать эмбриональный период онтогенеза. Сравнивать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.21, до стр. 86, пр.св.зн.1-2.

30

19

Рост и развитие организмов

Рост и развитие организма. Ограниченный и неограниченный рост. Онтогенез. Непрямой и прямой типы развития. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза

Предметные: Объяснять сущность понятий «рост» и «развитие». Обобщать ранее полученные знания о росте и развитии организмов. Сравнивать понятия рост и развитие. Различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития. Характеризовать эмбриональный период онтогенеза. Сравнивать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.21, пр.св.зн.3-6.

31

20

Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов (2 ч)

Понятие о наследственности и изменчивости, их биологической роли. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана

Предметные: Объяснять биологический смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Выявлять основные закономерности наследования. Оценивать вклад Г. Менделя в исследование наследственности и изменчивости. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности Г. Моргана.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.22, до стр.90, Т. Морган, пр.св.зн.1-3.

32

21

Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов

Понятие о наследственности и изменчивости, их биологической роли. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана

Предметные: Объяснять биологический смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Выявлять основные закономерности наследования. Оценивать вклад Г. Менделя в исследование наследственности и изменчивости. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности Г. Моргана.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.22, до конца, пр.св.зн.4-6.

33

22

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость  Изменчивость (наследственная и ненаследственная). Модификационная изменчивость. Причины модификационной изменчивости. Норма реакции.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой»

Предметные: Объяснять сущность понятий «модификационная изменчивость», «норма реакции». Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Проводить биологические исследования, выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.23, пр.св.зн.1-4.

34

23

Наследственная изменчивость Наследственная изменчивость. Мутация. Виды мутаций. Основные свойства мутаций

Предметные: Объяснять сущность понятия «наследственная изменчивость». Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать основные виды мутаций. Выявлять особенности мутаций. Объяснять эволюционное значение мутаций.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.24., пр.св.зн.1-5

35

24

Контрольная работа № 3 «Организм» 2часть

Повт.19-24

Вид (12ч)

36

1

Развитие биологии в додарвиновский период.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Работа К. Линнея. Теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылка возникновения учения Ч. Дарвина

Предметные: Характеризовать представления о сущности и развитии жизни, существовавшие в античный и средневековый периоды истории человечества. Оценивать вклад К. Линнея в развитие биологии. Выделять существенные положения теории эволюции Ж.Б. Ламарка. Оценивать значение теории эволюции Ж. Б. Ламарка для развития биологии. Анализировать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 25, пр.св.зн.1-5.

37

2

Чарлз Дарвин — основоположник учения об эволюции.

Участие Ч. Дарвина в экспедиции. Основные факты, повлиявшие на изменение мировоззрения молодого натуралиста. Учение об искусственном отборе и естественном отборе. Основные факторы эволюции. Значение теории Дарвина

Предметные: Анализировать основные факты, обнаруженные Ч. Дарвином в ходе экспедиции. Выделять и объяснять основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль теории эволюции.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.26,пр.св.зн. 1-5.

38

3

Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида.

Вид — основная единица биологической систематики. Критерии вида. Структура вида

Предметные: Объяснять сущность понятия «вид». Выделять и характеризовать существенные признаки вида. Объяснять, почему для определения вида необходимо пользоваться несколькими критериями. Характеризовать основные критерии вида.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.27, пр.св.зн.1-4

39

4

Популяция как структурная единица вида.

Вид. Популяция. Ареал популяции. Численность популяции и её динамика. Основные демографические параметры популяции. Состав популяции (половая структура, возрастная структура)

Предметные: Объяснять сущность понятий «популяция», «ареол популяции». Объяснять способы определения численности популяции. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства того, что популяция — форма существования вида.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.28, пр.св.зн.1-5.

40

5

Популяция как единица эволюции. Эволюция. Элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Условия, необходимые для осуществления эволюции

Предметные: Объяснять сущность понятий «эволюция», «генофонд», «популяция». Выявлять и характеризовать факторы, необходимые для осуществления эволюционного процесса. Приводить доказательства того, что популяция — элементарная единица эволюции.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 29,пр.св.зн. 1-3

41

6

Основные движущие силы эволюции в природе. Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор). Борьба за существование. Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами внешней среды)

Предметные: Объяснять сущность понятия «изоляция». Различать и характеризовать основные движущие силы эволюции. Выявлять примеры возможной изоляции видов. Объяснять причины борьбы за существование. Сравнивать формы борьбы за существование, делать выводы на основе сравнения. Оценивать творческую роль естественного отбора в природе.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.30, пр.св.зн.1-4

42

7

Основные результаты эволюции Приспособленность организмов к условиям среды обитания. Адаптация. Формы адаптаций. Относительный характер адаптаций. Многообразие видов как результат эволюции.

Лабораторная работа №3 « Выявление у организмиов приспособлений к среде обитания»

Предметные: Объяснять сущность понятия «изоляция». «адаптация». Различать и характеризовать основные формы адаптаций. Сравнивать различные формы адаптации, объяснять их относительный характер. Объяснять причины многообразия видов. Проводить биологические исследования, выявлять и описывать приспособления организмов к среде обитания. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.31, пр.св.зн.1-5

43

8

Усложнение организации растений в процессе эволюции.

Палеонтология. Биологическая история Земли. Обобщение ранее изученного материала об эволюции растений. Развитие жизни и эволюция растений в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры

Предметные: Объяснять сущность понятий «палеонтология», «биологическая история Земли». Характеризовать развитие жизни и эволюцию растений в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. Описывать условия обитания организмов в эти геохронологические эры.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.32,пр.св.зн. 1-6, заполнить таблицу.

44

9

Усложнение организации животных в процессе эволюции.

Обобщение ранее изученного материала об эволюции животных. Этапы развития животного мира на Земле. Эволюция животных в разные геохронологические эры

Предметные: Характеризовать основные геологические преобразования в разные геохронологические эры. Характеризовать основные эволюционные преобразования животных, появление основных систематических групп на разных этапах развития Земли.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.32,пр.св.зн. 1-6, заполнить таблицу.

45

10

Применение знаний о

наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Понятие о селекции. Порода. Сорт. Штамм. Возникновение селекции. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений. Н. И. Вавилов. Гибридизация. Искусственный мутагенез и полиплоидия

Предметные: Объяснять сущность понятий «порода», «сорт», «штамм». Объяснять задачи селекции. Определять расположение центров происхождения культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять сущность понятия «гибридизация». Раскрывать сущность современных методов селекции (искусственный мутагенез, полиплоидии).

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 33, пр.св.зн.1-4

46

11

Контрольная работа №4 по теме  «Вид»

Экосистемы 13ч.

47

1

Экология как наука.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Среды обитания организмов. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные)

Предметные: Объяснять сущность понятий «экология», «среда обитания», «экологические факторы». Различать и характеризовать среды обитания организмов. Выделять существенные признаки экологических факторов.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 35, пр.св.зн.1-3

48

2

Закономерности влияния экологических факторов на организмы.

Экологические факторы. Изменчивость экологических факторов (регулярная, периодическая, нерегулярная). Влияние экологических факторов на организмы. Эврибионты. Стенобионты. Взаимодействие факторов среды. Закон минимума Либиха

Предметные: Объяснять сущность понятий «зона оптимума», «стрессовая зона», «пределы выносливости». Приводить примеры изменчивости экологических факторов. Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Характеризовать диапазоны выносливости эврибионтов и стенобионтов. Формулировать закон минимума Либиха.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.36, пр.св.зн.1-5

49

3

Абиотические факторы среды и приспособленность к ним живых организмов.

Понятие об адаптации. Абиотические факторы: солнечный свет, температура, влажность, кислород

Предметные: Характеризовать абиотические факторы среды. Приводить примеры воздействия абиотических факторов на живой организм.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.37, пр.св.зн.1-4

50

4

Биотические

факторы.

Взаимодействие популяций разных видов.

Биотические факторы. Типы взаимодействия видов: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

Предметные: Характеризовать биотические факторы. Выделять наиболее распространённые типы взаимодействия видов, приводить примеры этих взаимодействий.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.38, пр.св.зн.1-5

51

5

Экосистемная организация живой природы.

Экосистема и биогеоценоз. Компоненты экосистемы: абиотический компонент (экотоп), продуценты, консументы, редуценты

Предметные: Объяснять сущность понятий «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», «экотоп». Выделять существенные признаки экосистем. Характеризовать компоненты экосистемы.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.39, пр.св.зн. 1-5

52

6

Структура экосистемы.

Структура экосистемы. Экологическая ниша. Видовая структура экосистемы. Пространственная структура экосистемы

Предметные: Объяснять сущность понятий «структура», «экологическая ниша». Характеризовать видовую структуру экосистемы. Выявлять особенности пространственной структуры экосистемы.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.40, пр.св.зн.1-5

53

7

Пищевые связи в экосистеме.

Пищевые взаимоотношения в экосистеме. Трофическая структура экосистемы. Трофические уровни. Пищевые цепи (пастбищная, детритная)

Предметные: Характеризовать трофическую структуру экосистемы. Характеризовать трофические уровни экосистемы. Сравнивать пастбищную пищевую цепь с детритной цепью. Составлять простейшие пищевые цепи.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.41, пр.св.зн.1-4.

54

8

Экологические пирамиды.

Правило экологической пирамиды. Типы экологических пирамид (пирамида биомассы, пирамида энергии). Пищевая сеть

Предметные: Объяснять правило экологической пирамиды. Характеризовать пирамиду биомассы и пирамиду энергии. Объяснять сущность понятия «пищевая сеть».

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 42 пр.св.зн.1-4

55

9

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.

История создания искусственных экосистем. Агроценозы. Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов

Предметные: Объяснять причины появления искусственных экосистем. Выделять существенные признаки искусственных и естественных экосистем. Сравнивать искусственные и естественные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять причины неустойчивости агроценозов.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 43, пр.св.зн.1-6

56

10

Биосфера —

глобальная экосистема. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные вещества биосферы : живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Границы биосферы

Биомасса, её распространение в биосфере. Роль живого вещества в биосфере

 

Предметные: Приводить доказательства того, что биосфера — глобальная экосистема. Выделять основные положения учения о биосфере В. И. Вернадского. Описывать основные вещества биосферы. Различать и характеризовать границы биосферы.

Объяснять сущность понятия «биомасса». Характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Объяснять роль живого вещества в биосфере.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 44, 45 пр.св.зн. 1-5

57

11

Краткая история эволюции биосферы. Ноосфера.

Основные этапы развития биосферы нашей планеты Ноосфера как сфера разума. Антропогенное воздействие на биосферу на ранних этапах развития человечества. Неолитическая революция. Влияние ноосферы на биосферу

Предметные: Характеризовать первые живые организмы на Земле. Выяснять причину появления и развития аэробных одноклеточных организмов. Объяснять роль фотосинтеза в эволюции биосферы. Приводить доказательства защитной роли озонового слоя. Анализировать и оценивать последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

Объяснять сущность понятия «ноосфера». Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Объяснять сущность понятия «неолитическая революция.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.46, 47 пр.св.зн.1-5

58

12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.

Многообразие видов на планете Земля, необходимость его сохранения. Причины вымирания видов. Экологические нарушения

Предметные: Объяснять сущность понятия «глобальная экологическая проблема». Выявлять и раскрывать причины усиления влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 48, пр.св.зн.1-3

59

13

Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь каждого из нас.

Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы, загрязнение водоёмов, перерасход природных вод, загрязнение и истощение почвы, парниковый эффект, уничтожение экосистем. Экологические катастрофы

Роль биологических знаний в решении экологических проблем. Охрана окружающей среды. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки и др.

Предметные: Объяснять сущность понятия «экологическая катастрофа». Характеризовать причины антропогенного загрязнения планеты.

Объяснять сущность понятия «охрана природы». Раскрывать проблемы рационального природопользования, охраны.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П. 49, пр.св.зн.1-5

60

14

Пути решения экологических проблем. Рациональное ведение хозяйственной деятельности и рациональное использование природных ресурсов. Внедрение экологически чистого безотходного производства

Предметные: Объяснять сущность понятия «охрана природы». Раскрывать проблемы рационального природопользования, охраны.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: овладение способами

самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные: Умения ставить цели,

задачи и планировать личную учебную.

П.50, пр.св.зн.1-3

61

15

Итоговая контрольная работа.

Повт. пройденный материал.

62

Резерв

63

Резерв

64

Резерв

65

Резерв

66

Резерв

67

Резерв

68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...