Рабочая программа по биологии для 6 класса УМК Пасечник "Линия Жизни" 1 часы неделю
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа для общеобразовательной школы по биологии по учебнику Пасечника 35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_biologiya_-_kopiya.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол от 28.08.2020г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № от 30.08.2020г. |
Рабочая программа
По биологии
Учитель:
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Биология. Живой организм. 6 класс" составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к уровню подготовки выпускников по биологии, программы основного общего образования по биологии 6 - 9 классы. Авторы: В.В. Пасечник , С.В. Суматохин, Г.С. Каинова, З.Г. Гапонюк. 6 класс. Живой организм. Автор: В.В.Пасечник М.: Просвещение, 2019.
Курс "Живой организм" построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Цель курса Живой организм- раскрытие процессов жизнедеятельности живых организмов, усложнение ходе эволюции, приспособленность к среде обитания, роль в экосистемах.
Задачи:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Согласно ООП ООО МАОУ СОШ №38 на изучение предмета в 6-х общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Резервное время составляет – 2 часа.
В соответствие с требованиями ФГОС ООО с целью формирования и развития универсальных учебных действий, метапредметных компетентностей учащихся, в программу включены внутрипредметный (один на выбор учащихся) и межпредметный модули, запланировано образовательное событие:
- внутрипредметный модуль «Планета биология» или «Биология без границ» (выбор осуществляют учащиеся класса) – 7 часов;
- межпредметный интегрированный модуль «Моя малая Родина» – 4 часов;
- образовательное событие «Олимпийские игры» - 1 час.
Итого: инвариантная часть программы составляет – 23 часа, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 12 часа.
Запланированные контрольные мероприятия:
Административный контроль:
- Мониторинг по итогам I полугодия.
- Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Планируемые результаты:
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
Учебно-методическое обеспечение.
Учебно - методический комплекс для учащихся:
Сонин Н.И.Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература для учащихся:
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта, 2001.
- Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1994.
- Детская энциклопедия. « Скажи мне, почему?». М.: Багира, 1994.
- Большая энциклопедия эрудита. М.: Махаон, 2004.
Дополнительная литература дляучителя:
- Томанова З.А., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина Биология Живой организм 6 класс. – М.:, Дрофа, 2009.
- Сивоглазов В.И. Уроки по курсу Н.И. Сонина « Биология . 6 класс. Живой организм». – М.:, Дрофа, 2006
- Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе по учебно- методическому комплекту Н.И. Сонина « Биология . 6 класс. Живой организм». – М.:, Дрофа, 2005
- Г.П. Игошин. Уроки биологии в 6-м классе. Развёрнутое планирование. – Ярославль.:, Академия развития, 2002.
- Багоцкий С.В. Биология. Живой организм.6 кл.: Тестовые задания. – М.:, Дрофа, 2007.
- Шмарина И.А. Тесты по биологии: 6 класс: к учебнику Н.И. Сонина Биология Живой организм 6 класс. – М.:, Экзамен, 2008.
- Наумов А.А., Старцев П.Е. Биология. Живой организм. 6 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Н.И. Сонина Биология Живой организм 6 класс. – М.:, Дрофа, 2001.
- Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь для учителя. – М.:, Дрофа, 2001.
- http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
- www.bio.nature.ru - научные новости биологии
- www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
- www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.»
- 1 С: Репетитор - Биология.
- Биология 6 класс Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение
Что такое живой организм, строение клеток, деление клетки.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Особенности строения растений КО связанные с местным климатом
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений (на примере местных видов)
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Распространенные представители отдела Покрытосеменные Калининградской области. Заповедники и заказники Калининградской области.
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Эндемики нашего края. Красная книга Калининградской области
Резерв – 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
№ | Название раздела | Количество часов |
Введение | 3 | |
1 | Что такое живой организм | 1 |
2 | Строение живой клетки Модуль В мире растений Строение растительной клетки | 1 |
3 | Деление клетки | 1 |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 11 | |
4 | Строение семян растений. | 1 |
5 | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. | 1 |
6 | Зоны корня Модуль В мире растений Особенности строения растений КО связанные с местным климатом. Строение корневой системы | 1 |
7 | Побег и почки. Рост и развитие побега. | 1 |
8 | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | 1 |
9 | Модуль В мире растений Особенности строения растений КО связанные с местным климатом. Строение листа | 1 |
10 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменённые побеги. | 1 |
11 | Строение цветка. | 1 |
12 | Модуль В мире растений Особенности строения растений КО связанные с местным климатом. Строение цветков и соцветий | 11 |
13 | Модуль В мире растений Ознакомление с сухими и сочными плодами. На примере местных растений | 1 |
14 | Распространение плодов и семян | 1 |
Раздел 2. Жизнь растений | 13 | |
15 | Обмен веществ | 1 |
16 | Питание животных | 1 |
17 | Питание растений. Минеральные удобрения | 1 |
18 | Фотосинтез | 1 |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | 1 |
20 | Транспорт веществ в животном организме | 1 |
21 | Выделение у растений и животных | 1 |
22 | Раздражимость у растений | 1 |
23 | Раздражимость у животных | 1 |
24 | Способы размножения растений Модуль В мире растений Особенности размножения растений КО | 1 |
25 | Размножение голосеменных растений. Размножение покрытосеменных растений. | 1 |
26 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 |
Раздел 3. Классификация растений | 5 | |
27 | Систематика покрытосеменных растений. Модуль В мире растений Видовой состав растений КО | 1 |
28 | Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Модуль В мире растений Представители КО | 1 |
29 | Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Модуль В мире растений Представители КО | 1 |
30 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). Модуль В мире растений Представители КО | 1 |
31 | Модуль В мире растений Важнейшие сельскохозяйственные растения. Калининградской области | 1 |
Раздел 4. Природные сообщества | 2 | |
32 | Природные сообщества. Взаимосвязи Модуль В мире растений в растительном сообществе. Заповедники и заказники Калининградской области | 1 |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 |
34/35 | Мониторинг / промежуточная аттестация | 2 |
ИТОГО: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс, рассчитанная на 87 часов в год к учебнику В.В.Пасечника
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, н...
Рабочая программа по биологии 10 класс (2 часа в неделю, 68 часов за год)
1. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа по биологии 11 класса(базовыйуровень)(2 часа в неделю по учебнику Беляева, Дымшица)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена для базового уровня общеобразовательных школ, 2 часа в неделю(1час по учебному плану+1 час из школьного компонента)...
Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю 2015-2016 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Сонина Н.И. 2 часа в неделю 2015-2016 (базовый уровень)...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю 2015-2016 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Сонина Н.И. 2 часа в неделю 2015-2016 (базовый уровень)...
Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень) 1час в неделю
В рабочей программе проедставлены цели и задачи курса, содержание, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой
Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой...