Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень) 1час в неделю
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
В рабочей программе проедставлены цели и задачи курса, содержание, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11_klassbazovyy_uroven_1ch.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор МОУ «СОШ № 1»
__________ Л.И.Леонова ____________ Л. Б. Огурцова
«____» ___________ 2015 г. «30» августа 2015 г.
Рассмотрено на заседании ШМО
___________________
«_______»__________2015
Рабочая программа
по биологии
для 11 класса (базовый уровень)
2015-2016 учебный год
Учитель: Файзулина Анастасия Андреевна
11 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 11 А,Б,В класса (базовый уровень) составлена на основе Образовательной программы МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Место предмета в учебном плане БМОУ «СОШ №1 »
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю на протяжении учебного года, 34 часа в год, из них 2 часа на проведение контрольных работ.
Цели и задачи изучения биологии
Программа по биологии для учащихся 11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2012 В.Б. (Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В УМК для 11 класса входит:
1.В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2014.- 368с.
Методические пособия для учителя:
1. Т.А.Козлова «Общая биология. Базовый уровень» 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013.- 368с.;
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
Дополнительная литература:
1) Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
2) Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
3) Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
4) Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
5) Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
6) Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
7) Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
8) Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
Содержание программы
Раздел IV. Вид. (21 ч)
Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.
Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная идея Ч.Дарвина.
Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Демонстрации. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение. (10 часов)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.
Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюционного процесса.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрации.
Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Демонстрации. окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Тема 4.4. Происхождение человека (4 часов)
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Раздел V. Экосистемы. (12 ч)
Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)
Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Влияние человека на экосистемы.
Демонстрации. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологические факторы. Примеры симбиоза в природе.
Тема 5.2. Структура экосистем. (4часа)
Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрации. Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Тема 5.4. Биосфера и человек (4 часа).
Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующих структуру биосферы;
схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
влияние хозяйственной деятельности человека на природу;
модели-аппликации «Биосфера и человек»;
карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки. Красная книга.
Резервное время – 1 ч.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебного года учащиеся 11 класса:
Знают:
- биологическую терминологию и символику;
- основные свойства живой материи и методы её изучения;
- уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический и их характеристики; 4
- основные закономерности эволюции, и её результаты;
- основные структуры и функции клетки;
- роль основных неорганических и органических соединений и сущность обмена веществ и энергии в клетке;
- закономерности индивидуального размножения и развития;
- основные понятия генетики;
- особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;
- место человека в ноосфере.
Умеют:
- выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;
- раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
- готовить микропрепараты и работать с микроскопом;
- пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
- участвовать в мероприятиях по охране природы;
- применять полученные знания для охраны собственного здоровья;
- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
учение В.И.Вернадского о биосфере;
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки;
генов и хромосом;
вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды;
причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематическое планирование раздела «Общая биология. Базовый уровень» 11 класс
Наименование тем | Число часов | Лабораторные, практические работы и самонаблюдения |
Раздел IV. Вид. | 21 | – |
Тема 4.1. История эволюционных идей | 4 | – |
Тема 4.2. Современное эволюционное учение. | 10 | Л/р Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. |
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле | 3 | |
Тема 4.4. Происхождение человека | 4 | П/р Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
Раздел V. Экосистемы. | 12 | – |
Тема 5.1. Экологические факторы | 3 | – |
Тема 5.2. Структура экосистем. | 4 | П/р«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» |
Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема | 2 | – |
Тема 5.4. Биосфера и человек | 3 | – |
Заключительный урок | 1 | – |
Резерв | 1 | – |
Календарно - тематический план 11 класс (базовый уровень)
№ п/п урока | Тема урока | Дата | |
плановая | фактическая | ||
Раздел 4.Вид (21) | |||
Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа) | |||
1. | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея | ||
2. | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | ||
3. | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина | ||
4. | Эволюционная теория Ч.Дарвина | ||
ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (10 часов) | |||
1.(5) | Вид. Критерии вида. | ||
2.(6) | Популяция как структурная единица вида. | ||
3.(7) | Популяция как элементарная единица эволюции. | ||
4.(8) | Элементарные факторы эволюции. | ||
5.(9) | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | ||
6.(10) | Адаптации организмов к среде обитания | ||
7.(11) | Видообразование | ||
8.(12) | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Закономерности эволюционного процесса. | ||
9.(13) | Доказательства эволюции органического мира. | ||
10.(14) | Контрольная работа №1 «Основные закономерности эволюции» | ||
Тема 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) | |||
1.(15) | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | ||
2.(16) | Современные представления о возникновении жизни. | ||
3.(17) | Развитие жизни на Земле. | ||
Тема 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часов) | |||
1.(18) | Гипотезы происхождения человека. | ||
2.(19) | Положение человека в системе животного мира. | ||
3.(20) | Эволюция человека | ||
4.(21) | Человеческие расы. Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Происхождение человека» | ||
РАЗДЕЛ V. ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов) | |||
Тема 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа) | |||
1.(22) | Организм и среда. Экологические факторы. | ||
2.(23) | Абиотические факторы | ||
3.(24) | Биотические факторы среды. | ||
Тема 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 часа) | |||
1.(25) | Структура экосистем | ||
2.(26) | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | ||
3.(27) | Причины устойчивости и смены экосистем. | ||
4.(28) | Влияние человека на экосистемы. | ||
Тема 5.3. БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 часа) | |||
1.(29) | Биосфера-глобальная экосистема. | ||
2.(30) | Роль живых организмов в биосфере. | ||
Тема 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 часа+1 час на закл. урок) | |||
1.(31) | Биосфера и человек | ||
2.(32) | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | ||
3.(33) | Контрольная работа №2 «Экосистема» | ||
4.(34) | Роль биологии в будущем | ||
5. (35) | Повторение темы «История эволюционных идей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....
Рабочая программа 5-6 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. В курсе математики 5&mda...