Программа учебного курса "Основы медицинских знаний"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Данная программа учебного курса предназначена для обучающихся 5 классов.
Цель программы:
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь;
Реализация цели предусматривает решение следующих задач
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить учеников со строением и основными функциями
человеческого организма.
3. Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую
сохранению жизни и здоровья.
Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального дополнительного образования
медицинского направления.
Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.
Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим предметам, изучаемым в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_meditsinskih_znaniy.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа учебного курса предназначена для обучающихся 5 классов. Преподавание курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » для учащихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления. Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.
Для решения этих проблем важным является профилактическое
направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении кадетов является формирование принципов здорового образа жизни.
Обучающиеся должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.
Цель программы:
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь;
Реализация цели предусматривает решение следующих задач
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить учеников со строением и основными функциями
человеческого организма.
3. Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую
сохранению жизни и здоровья.
Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального дополнительного образования
медицинского направления.
Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.
Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим предметам, изучаемым в школе.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и неотъемлемая часть подготовки обучающихся , поэтому первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не навредив его состоянию.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-Лекции
-Собеседования
-Самоподготовка
-Индивидуальные и групповые консультации
-Групповые обсуждения
-Работа в малых творческих группах
-Практические задания
Формы проверки знаний
- Устный опрос
- Решение тестовых заданий
- Контрольные работы
- Решение ситуационных задач
- Выполнение реферативных работ
Основные знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении данного курса
Учащийся должен знать:
-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;
-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;
-знать средства для оказания само и взаимопомощи;
Уметь:
-применить на практике принципы здорового образа жизни;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-владеть приемами реанимационных мероприятий;
-оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах
Объем дисциплины курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » составляет 17 часов и изучается в течении одного учебного года.
Тематическое планирование 5класс
ГИГИЕНА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение | ||||
1 | Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука. | 1 | 1 | |
| ||||
2 | Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания. | 1 | 1 | |
3 | Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций. Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях. | 1 | 1 | |
5 | Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей. | 1 | 1 | |
| ||||
6. | Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. | 1 | 1 | |
7 | Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос. Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. | 1 | 1 | |
8 | Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками). | 1 | 1 | |
| ||||
9 | Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание. Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях. | 1 | 1 | |
10 | Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными. Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих. | 1 | 1 | |
| ||||
11 | Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. | 1 | 1 | |
12 | Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья. Гигиена труда и отдыха | 1 | 1 | |
13 | Режим для школьника. Каким он должен быть? Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток. | 1 | 1 | |
15 | Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения. | 1 | 1 | |
16 | Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии. Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств. | 1 | 1 | |
17 | Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. | 1 | 1 | |
Итого | 17 |
Содержание
5 класс
Введение
Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука.
1. Пищеварение.
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.
Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.
Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях. Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.
2. Кожа
Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос. Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).
3. Дыхание
Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях. Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными. Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.
4. Органы чувств. Осанка.
Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.
- Гигиена труда и отдыха
Режим для школьника. Каким он должен быть? Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников, посещавших занятия в 1 смену. Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток. Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости. Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения. Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии. Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств. Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль активного отдыха для учащихся . Летние каникулы — лучшее время для оздоровления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
1. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.
2. Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт- Петербург, 2003. 612с.
3. Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.
4. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.
5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.
6. Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –
926с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Скелет человека
2. Торс человека
3. Тренажер по реанимации «Максим»
4. Муляжи и накладки по травмам
5. Видеофильмы
6. Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий
7. Медицинские средства для оказания первой доврачебной помощи:
носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики
8. Плакаты и таблицы по первой медицинской помощи
9. Фонендоскопы, тонометры, секундомер
10. Предметы ухода за больным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Основы медицинских знаний» 10-11 классы
Программа курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...