Программа учебного курса "Основы медицинских знаний"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Писеукова Елена Георгиевна

Данная    программа    учебного курса  предназначена        для обучающихся 5 классов. 

Цель программы: 

Формирование   у   обучающихся    сознательного   и   ответственного   отношения   к 

сохранению  и  укреплению  здоровья  на  основе  принципов  здорового  образа   жизни; 

Приобретение   навыков   распознавания   неотложных   состояний   и   умений   оказывать первую доврачебную помощь; 

 

Реализация цели предусматривает решение следующих задач 

 

1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение  здорового образа жизни,   борьбу с вредными привычками. 

2.Познакомить         учеников        со    строением        и    основными         функциями 

человеческого организма.  

3.   Познакомить   учащихся   с   различными   видами   травм   и   неотложных   состояний. 

4.Научить  приемам  оказания  первой  доврачебной  помощи  при  закрытых  и   открытых травмах 

5.Обучить методам оказания реанимационной помощи 

6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую 

сохранению жизни и здоровья. 

 

    Рабочая     программа       дисциплины         «Основы       медицинских         знаний» 

составлена  в  соответствии  с  требованиями  федерального  государственного   образовательного         стандарта      начального       дополнительного         образования 

медицинского направления. 

     Программа   включает   тематический   план,   перечень   знаний   и   умений,   формируемых   у   учащихся,   содержание   теоретического   и   практического   обучения,  список   учебной  литературы,  учебно-наглядных  и  технических   средств обучения. 

     Содержание  программы  разработано  с  учетом  имеющихся  у  учащихся   знаний     по   биологии,     гигиене     и   санитарии,      физике,    химии     и   другим   предметам, изучаемым в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_meditsinskih_znaniy.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная    программа    учебного курса  предназначена        для обучающихся 5 классов.   Преподавание  курса  «Основы  медицинских  знаний и здорового образа жизни »  для  учащихся    как  дополнительного  образования  обусловлено  многими   причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют   о  том,  что  у  многих  из  них  есть  комплекс  заболеваний.  Это  и  нарушение   зрения,     осанки,    сколиоз,     нервно-психические          расстройства,      отравления.   Подростки       рано     начинают         курить,     употреблять       спиртные       напитки,   наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.    

    Для    решения       этих     проблем      важным        является      профилактическое  

направление  в  отношении  здоровья  населения  и  в  первую  очередь  детей  и   подростков.  Поэтому  приоритетным  направлением  при  обучении  кадетов   является формирование принципов здорового образа жизни.  

    Обучающиеся должны       иметь   соответствующие   знания   и      практические   навыки   по   оказанию   первой   медицинской  помощи  человеку,  находящемуся  в  чрезвычайной  ситуации,   уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных   состояниях.  

 

Цель программы:  

Формирование   у   обучающихся    сознательного   и   ответственного   отношения   к  

сохранению  и  укреплению  здоровья  на  основе  принципов  здорового  образа   жизни;  

Приобретение   навыков   распознавания   неотложных   состояний   и   умений   оказывать первую доврачебную помощь;  

 

Реализация цели предусматривает решение следующих задач  

 

1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение  здорового образа жизни,   борьбу с вредными привычками.  

2.Познакомить         учеников        со    строением        и    основными         функциями  

человеческого организма.  

3.   Познакомить   учащихся   с   различными   видами   травм   и   неотложных   состояний.  

4.Научить  приемам  оказания  первой  доврачебной  помощи  при  закрытых  и   открытых травмах  

5.Обучить методам оказания реанимационной помощи  

6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую  

сохранению жизни и здоровья.  

 

    Рабочая     программа       дисциплины         «Основы       медицинских         знаний»  

составлена  в  соответствии  с  требованиями  федерального  государственного   образовательного         стандарта      начального       дополнительного         образования  

медицинского направления.  

     Программа   включает   тематический   план,   перечень   знаний   и   умений,   формируемых   у   учащихся,   содержание   теоретического   и   практического   обучения,  список   учебной  литературы,  учебно-наглядных  и  технических   средств обучения.  

     Содержание  программы  разработано  с  учетом  имеющихся  у  учащихся   знаний     по   биологии,     гигиене     и   санитарии,      физике,    химии     и   другим   предметам, изучаемым в школе.

    Сохранение  и  укрепление  здоровья,  физическое  развитие  –  это  важная  и   неотъемлемая   часть   подготовки   обучающихся ,   поэтому   первостепенное  место  в  программе  уделяется  изучению  темы  «Понятие  о   здоровье      и   здоровом       образе     жизни».      Особое      внимание       уделяется   закаливанию,   правильному   питанию,   гигиеническим   навыкам.   Не   менее   важное значение уделяется  теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для   большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация   видеофильмов.  

     Важнейшим  условием  сохранения  здоровья  является  учет  возможности   заболеваний  и  травм,  необходимости  оказания  само  и  взаимопомощи.  В   процессе   обучения   обучающиеся    знакомятся   с   медицинскими   и   подручными   средствами  оказания  первой  помощи,  изучают  различные  виды  травм,  их   признаки и правила оказания первой помощи.  

     Большое  внимание  уделяется  практическим  занятиям.  Каждый  прием  по   оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.  

    Решающее   значение   в   дальнейшем   прогнозе   и   исходе   при   наиболее   тяжелых  травмах  имеет  транспортировка  пострадавших.  Учащиеся  учатся,   как  правильно  транспортировать  пострадавшего  в  лечебное  учреждение,  не   навредив его состоянию.  

   В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить   уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.  

 

Образовательные методики (формы проведения занятий)  

  -Лекции  

-Собеседования  

-Самоподготовка  

-Индивидуальные и групповые консультации  

-Групповые обсуждения  

-Работа в малых творческих группах  

-Практические задания  

Формы проверки знаний  

 - Устный опрос  

- Решение тестовых заданий  

- Контрольные работы  

- Решение ситуационных задач  

- Выполнение реферативных работ  

 

  Основные знания и умения,  приобретаемые учащимися при изучении   данного курса  

                                                          Учащийся должен знать:  

-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику   вредных привычек;

-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;  

-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;  

-знать средства для оказания само и взаимопомощи;

 

Уметь:  

-применить на практике принципы здорового образа жизни;  

-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

-владеть приемами реанимационных мероприятий;

-оказывать           первую          помощь          при       закрытых           и     открытых            травмах,  кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах  

 

Объем дисциплины курс  «Основы  медицинских  знаний и здорового образа жизни »    составляет  17  часов  и  изучается  в течении одного учебного года.  

  Тематическое планирование 5класс

ГИГИЕНА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

Введение

1

Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука.

1

1

  1. Пищеварение

2

 Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.

1

1

3

Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций. Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.

1

0,5

0,5

4

Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания. Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях.

1

1

5

 Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.

1

1

  1. Кожа

6.

Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи.  Уход за кожей тела, лица, рук.  Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи.

1

1

7

 Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос.

 Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей.

1

1

8

 Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение.  Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними.  Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).

1

1

  1. Дыхание

9

Понятие о строении и функциях органов дыхания.

 Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.

Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях.

1

1

10

Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает  за больными.

Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.

1

1

  1. Органы чувств. Осанка.

11

 Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика.

Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье.

1

1

12

Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.

Гигиена труда и отдыха

1

1

13

 Режим для школьника. Каким он должен быть?

Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников.

1

0,5

0,5

14

 Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток.

1

1

15

Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости.

Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения.

1

1

16

Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии.

Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств.

1

1

17

 Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна.

1

1

Итого

17

Содержание

5 класс

Введение

Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука.

1.        Пищеварение.

 Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение правильного питания.

Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.

Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила чистки зубов.

Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания.  Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения «болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных заболеваниях.  Глистные заболевания. Профилактика и лечение гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.

2.        Кожа

Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи.  Уход за кожей тела, лица, рук.   Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи.  Уход за волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор. Профилактика и лечение жирной себореи волос.  Уход за ногтями. Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей.  Чесотка, ее причины. Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение.  Кожные паразиты. Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, борьба с ними.  Болезни, которыми можно заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными (хомяками, крысами, кошками, со баками).

3.        Дыхание

Понятие о строении и функциях органов дыхания.  Состав воздуха, роль состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание — носовое дыхание.

Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности в классах и жилых помещениях.  Болезни органов дыхания, пути передачи и профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает  за больными.  Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье курильщиков и окружающих.

4.        Органы чувств. Осанка.

 Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза. Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика.  Понятие о строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье.  Факторы нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.

  1. Гигиена труда и отдыха

 Режим для школьника. Каким он должен быть?  Практическое занятие. Составление примерного режима для школьников, посещавших занятия в 1 смену.   Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток.  Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и уменьшения утомляемости.  Как укрепить память. Приемы запоминания. Роль опор и повторения.  Значение физических нагрузок для укрепления здоровья. Пагубные последствия гиподинамии.  Утренняя зарядка и физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств.   Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна.  Отдых, его значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль активного отдыха для учащихся . Летние каникулы — лучшее время для оздоровления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  

 

Рекомендуемая литература  

 

    1.  Борисевич  А.И.  Словарь  терминов  и  понятий  по  анатомии  человека:  Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.  

    2.  Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт-  Петербург, 2003. 612с.  

    3.   Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.  

    4.  Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.  

    5.  Обуховец  Т.П.,  Склярова  Т.А.,  Чернова  О.В.  Основы  сестринского    дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.  

    6.  Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –  

        926с.  

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины  

 

    1.  Скелет человека  

    2.  Торс человека  

    3.  Тренажер по реанимации «Максим»  

    4.  Муляжи и накладки по травмам  

    5.  Видеофильмы  

    6.  Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий  

    7.  Медицинские   средства   для   оказания   первой   доврачебной   помощи:  

        носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики  

    8.  Плакаты и таблицы по первой медицинской помощи  

    9.  Фонендоскопы, тонометры, секундомер  

    10.  Предметы ухода за больным  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Основы медицинских знаний» 10-11 классы

Программа курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...