Урок по теме:" Условия прорастания семян 6 класс".
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Козырева Вера Дмитриевна

Условия  прорастания семян 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biol.6kl.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Работа представлена по естественнонаучному направлению.

Тема урока: «Условия, необходимые для прорастания семян».

Цели урока.

Образовательные:

-способствовать выявлению условий для прорастания семян;

-систематизировать знания об  условиях прорастания семян, о необходимости

определённой температуры, влажности, наличия воздуха и света, запасных

питательных веществ, значении зародыша семени, о глубине заделки семян в почву;

- установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила

хранения семян;

-выработать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснение

результатов.

Развивающие:

-развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические

понятия;

-развивать знания техники эксперимента, умение  наблюдать за процессом

проращивания, наблюдать результаты, делать выводы;

-развивать умения работать с различными источниками информации;

-пользоваться биологическими терминами, проверять на практике достоверность теоретических знаний.

-развитие мышления;

-развитие элементов творческой деятельности;

-развитие мировоззрения;

-развитие навыков устной и письменной речи;

-развитие «умения учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности;

-развитие памяти;

- развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;

- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

- развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-

следственных связей, сравнительного анализа), способности чётко формулировать свои мысли.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность, точность, аккуратность, бережное отношение

к природе, интерес к предмету;

-воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;

- воспитывать любовь к Донскому краю;

- подвести учащихся к выводу о самоценности  человеческих качеств.

Оборудование: семена пшеницы, подсолнечника, гороха, томатов, чашки Петри,

химические стаканы, микролаборатория, компьютер с проектором, презентация

по теме: «Прорастание семян», таблицы строение однодольных и двудольных

растений, рисунок ученика прорастание семени, живые проростки пшеницы,

линейки, диск: «Открытая биология» (материал для 6 класса по данной теме),

биологические термины.

ЗАДАЧИ УРОКА: формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал  работать по плану, развивать осмысленное  запоминание биологических терминов, развивать логическое мышление, аргументировать свою точку зрения, развивать умение учащихся работать в разноуровневых группах, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обучения, и развивать основы творческой деятельности.

В работе используется собственная программа, разработанная  на основе программы  Пасечника В.В.

Учебник - Пасечник В.В. Биология 6 класс

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника 6 класс.

Место урока в данной теме.

Данный урок в главе «Жизнь растений» рассматривается как урок изучения нового материала (комбинированный).

    На уроке применяется методика обучения биологии как науки и как учебного

     предмета, использование дидактических принципов обучения, формирование

     умений и навыков в процессе обучения,  поисково-исследовательская деятель-

     несть, экологическое воспитание, личностно-ориентированный подход к обу-

     нию, работа с одаренными детьми, здоровьесберегающие технологии, иллюст-

     рационный метод, эксперимент, ИКТ, проблемно-поисковые технологии, ком-

     муникативно-диалоговые технологии, технологии развития умственной дея-

     тельности учащихся, педагогическая технология.

     Формы  обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.

     

     

Конспект урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(2мин)

Цели данного этапа:

-психологический настрой учащихся;

-обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Предварительная организация класса ( проверка отсутствующих,

внешнего состояния кабинета, рабочих мест, наличия дежурных,

организация внимания)

Повторение правил ТБ.

  1. Проверка домашнего задания. (10мин)

Цели данного этапа:

-проверка домашнего задания;

-проверка знаний и умений  учащихся по пройденному материалу.

Учащиеся распределены в группы по 5 человек.

1 группа учащихся выполняют тестовые задания по фотосинтезу

и дыханию. ( приложения №1,2)

2 группа учащихся выполняют индивидуальные задания по

разноуровневым карточкам.

3 группа учащихся пишут биологический диктант.

(приложение №3)

1 ученик у доски рисует семя однодольного растения и подписывает его строение.

1 ученик у доски рисует семя двудольного растения и подписывает его строение.

Работа продолжается 10 минут.

Подготовка к восприятию нового материала.

Ученики, работающие у доски, устно проговаривают строение

семян двудольных и однодольных растений.

Затем учащиеся сравнивают строение семян зарисованных на доске с таблицами.  (Зарисовано было всё верно).

Учитель:

Вопросы. Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений?

( показ таблиц).

Как передвигается вода и минеральные вещества в растении?

(материал диска: «Открытая Биология»).

Как передвигаются органические вещества в растении?

(материал диска: «Открытая биология»).

Ответы учащихся.

Физ. минутка.

  1. Изучение нового материала.(17мин).

Цели данного этапа:

-изучение нового материала;

-рассмотрение сложного  для самостоятельного изучения материала;

-подача информации;

-выполнение определенного вида заданий;

-применение изученного материала при решении практических заданий.

Учащимся за  12 дней было дано задание по группам проделать эксперимент по проращиванию семян.

1 группа получила задание положить семена сухими в стакан.

2 группа получила задание положить семена в стакан и полностью залить кипяченой водой и закрыть стеклом.

3 группа получила задание  положить семена в стакан и засыпать снегом или поставить в холодное место с холодной

водой.

4 группа получила задание положить семена в стакан смочить

водой и поставить на теплое место.

Создание учебно-проблемной ситуации. Учебно-проблемная ситуация создается учителем постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь

на основе изучения данной темы.

На слайде 2 стихотворение:

Под землей лежит зерно

Не боится, что темно,

А когда воды напьется

Шевельнется зернышко
Сил природных наберется

Двинется вверх на солнышко.

Учитель. О чем пойдет сегодня речь?

Ответы учащихся (о прорастании  семян).

Учитель проговаривает цель урока и показ на  слайде 4.

( Цель-это за ранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся).

Учитель задает вопрос: «Какие условия необходимы для прорастания семян? (слайд 5).

Учащиеся проводили опыты с семенами предварительно по

группам. Докладывают эксперты  1 группы. Семена положили сухими

в стакан. Пролежали они 12 дней. Такими же и остались.

Докладывают эксперты  2 группы. Семена положили в стакан и залили

полностью стакан кипяченой водой и закрыли стеклом.

Прошло 12 дней. Семена без изменения.

Докладывают эксперты  3 группы. Семена в стакане засыпали снегом.

Прошло 12 дней. Семена без изменения.

Докладывают эксперты  4 группы. Семена были в стакане на теплом

месте и смочены водой.

Какие же условия необходимы, чтобы семена проросли?

Учащиеся сами делают вывод.

ТЕПЛО, ВОЗДУХ, ВОДА. (показ слайда 6)

Учитель:

Чем питается первое время зародыш?

Ответы учащихся.( показ материала диска: «Открытая

Биология»).

Питательными веществами, находящимися в эндосперме.

Практическая часть. Учащиеся изучают выданные семена, разрезают семена с помощью скальпеля и делают выводы.

Учитель: Где больше содержится питательных веществ?

Ответы учащихся. В крупных семенах больше запаса питательных веществ.

1 ученик

Зернышко в землю упало

И под дождиком синим

Оно прорастало

День прошел, другой прошел

Появился здесь росток,

Хоть он мал, зато силен,

И из него ведь вырастет

Большой, большой бутон.

Учитель: О чем идет речь?

Ответы учащихся. Для того чтобы семя проросло нужна вода. Разным растениям

разное количество воды.

Показать на слайде 8,9 потребление воды растениями.

Показать на слайдах 10,11 прорастание семян при разных температурах.

Учитель: При какой температуре могут прорастать семена?

Ответы учащихся. Растения прорастают при разных температурах и приводят примеры.

2 ученик.

Вручил однажды дедушка

Мне маленькое зернышко,

Сажай, сказал мне дедушка

Пока сияет солнышко!

Маленькое зернышко

Черненькое зернышко,

Легонькое зернышко-

Тоненький росток.

Ярко светит солнышко-

Вьется стебелек,

А на нем - цветок.

Учитель. На какую глубину можно заделывать семена?

Учащиеся экспериментально измеряют выданные им семена

и распределяют на группы и делают соответствующие выводы.

Крупные – 5-6 см,   средние – 3-4 см , мелкие- 1-2 см.

Показ на слайде13,14  глубину заделки семян в зависимости от размера семян (запаса питательных веществ) и состава почвы,

указать сроки посева и условия хранения  семян различных культур.

Особое  обратить внимание на сроки посева и условия хранения семян различных культур в нашем Донском крае и в нашем районе, так как у нас

многие фермерские хозяйства занимаются выращиванием сельскохозяйствен-

ной продукции.

Группа учащихся, у которых семена проросли, каждый день

измеряла прирост  двух проростков в миллиметрах и сделали

вывод, что один проросток вырос за 10 дней на 59 мм, а второй на 61 мм. Сделали соответствующий вывод и построили график роста проростков. (слайд 12 )

4.Закрепление, обобщение материала, выводы (слайд15).

Цели данного этапа:

-обеспечение прочного и глубокого усвоения знаний,  умений и навыков;

-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание  изученных

понятий;

-помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами,

явлениями;

-формирует навыки самостоятельной работы;

-способствует умственному развитию учащихся.

   Выполнение  задания в тетрадях № 141.

Работа с учебником и выполнение задания в тетради №142.(7мин).

Письменная и устная работа учащихся.

На плакате было изображено семя, добавили ему необходимые

условия для прорастания и оно «ожило», появился проросток.

5.Работа с биологическими терминами: фотосинтез, проросток,

дыхание, эндосперм, семядоли.(3мин).

Учителем на доске были прикреплены биологические термины

и учащиеся пояснили  что такое фотосинтез, проросток, дыхание,

эндосперм, семядоли.

6.Рефлексия.(2мин)

7.Итог урока. Подведение итогов, выставление оценок.(2мин)

8.Домашнее задание. Параграф №38.,вопрос 2,3 устно. Упражнения в тетрадях 139,140,.143.(2мин)

Проделать эксперимент по определению всхожести семян.

(Пояснение домашнего эксперимента: взять 10 семян и залить водой, если всплывут, то эти семена не пригодны для посева. Вычислить процент всхожести семян)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Условия плавание тел"

Урок разработан для 7 класса, учебник Физика 7, УМК Перышкин А.В. В каждый этап урока включены материалы из коллекции ЦИОР (видео, интерактивные задания, тесты)....

Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР

Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...

Опыт работы и открытый урок на тему: "Условия плавания тел"

Опыт своей педагогической работы и этот  урок я представляла в экономическом лицее № 14 г. Ростова-на-Дону на финале конкурса "Учитель года Дона - 2015"....

Конспект урока на тему:"Условия выбора и простые логические выражения".

Материал направлен на изучение условий выбора и простых логических выражений Access....

9 класс. Урок на тему: "Условия выбора и сложные логические выражения"

1. План-конспект урока. /за основу взят конспект с одного из сайтов/2. Повторение. /основа - УМК 9кл, И.Г.Семакин/3. Объяснение нового материала. /основа - УМК 9кл, И.Г.Семакин/4. Закрепление нового м...

Урок сельскохозяйственного труда: "Условия прорастания семян"

Тип урока – урок исследованиеЦели:Познавательные – формирование представлений у учащихся об условиях прорастания семян гороха, через самостоятельное проведение опытов с оречевлением собственных действ...