Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 104.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».
Организация - разработчик: ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум».
Составитель: Полищук А.О., преподаватель ГБПОУ «ЗМТ»
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин.
Утверждена: протокол № 1 от «16»сентября 2019 года.
Председатель ЦМК: _________________(Полищук А.О.)
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………..6
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЛЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………...7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………29
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………31
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающиеся должны:
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественно -научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка - 220 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 147 часов;
- самостоятельная работа обучающегося - 73 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 220 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 147 |
в том числе: | |
лекции | 123 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 73 |
в том числе: | |
| |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Наименование разделов, глав и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||||||||||||
Введение в биологию. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Биология, как наука. | 1 | |||||||||||||
2 | Основные свойства живого. | ||||||||||||||
3 | Уровни организации жизни. | ||||||||||||||
4 | Методы изучения биологии. | ||||||||||||||
5 | Значение биологии. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки». | 1 | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ I. | КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО. | 42 | |||||||||||||
Глава 1. | Химический состав клетки. | 13 | |||||||||||||
Тема 1.1. Неорганические соединения клетки. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Химический состав клетки. | 1 | |||||||||||||
2 | Неорганические соединения клетки: вода, соли. | ||||||||||||||
3 | Биологически важные химические элементы клетки. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Неорганические компоненты клетки». | 1 | ||||||||||||||
Тема 1.2. Органические соединения клетки. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Основные классы органических соединений, их химический состав. | 1 | |||||||||||||
2 | Биологические полимеры (биополимеры). | ||||||||||||||
3 | Строение и функции углеводов и липидов. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 1.3. Белки, их строение и функции. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Состав белков. | 1 | |||||||||||||
2 | Строение белков. | ||||||||||||||
3 | Функции белков. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Органические компоненты клетки». | 2 | ||||||||||||||
Тема 1.4. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Характеристика нуклеиновых кислот. | 1 | |||||||||||||
2 | Характеристика ДНК. | ||||||||||||||
3 | Характеристика РНК. Виды РНК. | ||||||||||||||
4 | Конечные органические соединения. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК». | 2 | ||||||||||||||
Глава 2. | Структура и функции клетки. | 20 | |||||||||||||
Тема 2.1. Клеточная теория. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Клетка – элементарная единица живой системы. | 1 | |||||||||||||
2 | Краткая история изучения клетки. Клеточная теория. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Основные этапы развития знаний о клетке». | 2 | ||||||||||||||
Тема 2.2. Органоиды клетки. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Органоиды клетки. | 1 | |||||||||||||
2 | Органоиды клетки, их строение и функции. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Органоиды клетки, их строение и функции». | 2 | ||||||||||||||
Тема 2.3. Ядро. Прокариоты и эукариоты. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Строение ядра. | 1 | |||||||||||||
2 | Хромосомный набор клетки. | ||||||||||||||
3 | Роль ядра. | ||||||||||||||
4 | Прокариоты и эукариоты. | ||||||||||||||
5 | Сравнительная характеристика клеток эукариот. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «Сравнительная характеристика прокариот и эукариот». | 2 | ||||||||||||||
Тема 2.4. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Вирусы. | 2 | |||||||||||||
2 | Бактериофаги. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 1 «Строение и функции клетки». 1. Изучить строение и функции растительной клетки; 2. Изучить строение и функции животной клетки; 3. Заполнение таблиц. 4. Оформить вывод; 5. Ответить на контрольные вопросы. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
Глава 3. | Обеспечение клеток энергией. | 7 | |||||||||||||
Тема 3.1. Обмен веществ и превращение энергии. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Понятие об обмене веществ: катаболизм и анаболизм. | 1 | |||||||||||||
2 | Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ. | ||||||||||||||
3 | Питание организмов. | ||||||||||||||
4 | Фотосинтез. | ||||||||||||||
5 | Хемосинтез. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 3.2. Фотосинтез. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение фотосинтеза. | 1 | |||||||||||||
2 | Фазы фотосинтеза. | ||||||||||||||
3 | Продуктивность фотосинтеза. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы фотосинтеза. | 1 | ||||||||||||||
Тема 3.3. Биосинтез белков. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение биосинтеза белка. | 1 | |||||||||||||
2 | Этапы биосинтеза белка. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Глава 4. | Наследственная информация и её реализация в клетке. | 2 | |||||||||||||
Тема 4.1. Наследственная информация и её реализация в клетке. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Наследственная информация. | 1 | |||||||||||||
2 | Генетический код. | ||||||||||||||
3 | ДНК – матрица для синтеза белков. | ||||||||||||||
4 | Удвоение ДНК. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ II. | РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 31 | |||||||||||||
Глава 5. | Размножение организмов. | 20 | |||||||||||||
Тема 5.1. Деление клетки. Митоз. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Подготовка к делению. Жизненный цикл клетки. | 2 | |||||||||||||
2 | Фазы митоза. | ||||||||||||||
3 | Биологическое значение митоза. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 2 «Деление клетки. Митоз». 1. Изучить устройство микроскопа и правила работы с ним; 2. Рассмотреть и зарисовать готовый микропрепарат: деление растительной клетки - на клетках зоны роста в молодом корешке лука, самостоятельно обозначив стадии митоза; 3. Рассмотреть и зарисовать готовый микропрепарат: стадии митоза в дробящихся клетках аскариды лошадиной, обозначив стадии митоза; 4. Оформить вывод; 5. Ответить на контрольные вопросы. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы митоза. | 2 | ||||||||||||||
Тема 5.2. Мейоз. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение мейоза. | 2 | |||||||||||||
2 | Фазы мейоза. | ||||||||||||||
3 | Биологическое значение мейоза. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 3 «Мейоз». 1. Рассмотреть и зарисовать стадии мейоза; 2. Оформить таблицу: «Сравнительная характеристика митоза и мейоза»; 3. Оформить вывод; 4. Ответить на контрольные вопросы. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы мейоза. | 2 | ||||||||||||||
Тема 5.3. Образование половых клеток. Оплодотворение. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Сперматогенез и овогенез. | 1 | |||||||||||||
2 | Строение половых клеток. | ||||||||||||||
3 | Оплодотворение у животных. | ||||||||||||||
4 | Биологическое значение оплодотворения. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схем сперматогенеза и овогенеза. | 2 | ||||||||||||||
Тема 5.4. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Размножение организмов. | 1 | |||||||||||||
2 | Бесполое размножение. | ||||||||||||||
3 | Половое размножение. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы: «Формы размножения организмов». | 2 | ||||||||||||||
Глава 6. | Индивидуальное развитие организмов. | 11 | |||||||||||||
Тема 6.1. Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Онтогенез. | 2 | |||||||||||||
2 | Дробление зиготы. | ||||||||||||||
3 | Гаструла. Образование трёх зародышевых слоёв. | ||||||||||||||
4 | Образование органов. | ||||||||||||||
5 | Влияние внешних условий на ранее развитие организмов. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов и докладов к практическому занятию № 4. Индивидуальная работа. | 2 | ||||||||||||||
Тема 6.2. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Постэмбриональное развитие и его периоды. | 2 | |||||||||||||
2 | Саморегуляция. | ||||||||||||||
3 | Анабиоз. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие №4 «Индивидуальное развитие человека». 1. Сдача рефератов и докладов; 2. Зарисовка иллюстраций; 3. Заполнение таблицы: «Дифференцировка зародышевых листков, образование органов и тканей»; 4. Оформление вывода. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Развитие организмов и окружающая среда». | 2 | ||||||||||||||
Тема 6.3. Итоговое занятие. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
Итоговое занятие за I семестр. | 2 | ||||||||||||||
Лекции | 1 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ III. | ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. | 40 | |||||||||||||
Глава 7. | Основные закономерности явлений наследственности. | 24 | |||||||||||||
Тема 7.1. Генетика как наука. Основные генетические понятия. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Предмет генетики. | 1 | |||||||||||||
2 | Терминология и символика. | ||||||||||||||
3 | Достижения генетики, значение. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «История генетики человека». | 2 | ||||||||||||||
Тема 7.2. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Гибридологический метод. | 2 | |||||||||||||
2 | Единообразие первого поколения. Первый закон Менделя. | ||||||||||||||
3 | Расщепление признаков у гибридов второго поколения. Второй закон Менделя. | ||||||||||||||
4 | Гомозиготные и гетерозиготные особи. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 5. «Решение задач на моногибридное скрещивание». 1. Символы, применяемые в генетике. 2. Алгоритм решения задач по генетике. 3.Решение задач на моногибридное скрещивание. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
Тема 7.3. Генотип и фенотип. Аллельные гены. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Аллельные гены. | 1 | |||||||||||||
2 | Фенотип и генотип. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 7.5. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение дигибридное скрещивание. | 2 | |||||||||||||
2 | Независимое наследование. Третий закон Менделя. | ||||||||||||||
3 | Решетка Пеннета. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 6. «Решение задач на дигибридное скрещивание». 1. Символы, применяемые в генетике. 2. Решение задач на дигибридное скрещивание. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 1 | ||||||||||||||
Тема 7.6. Сцепленное наследование генов. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Группы сцепления. | 1 | |||||||||||||
2 | Сцепленное наследование и явление перекреста. | ||||||||||||||
3 | Хромосомная теория наследственности. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 1 | ||||||||||||||
Тема 7.7. Генетика пола. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Хромосомное определение пола. | 1 | |||||||||||||
2 | Наследование, сцепленное с полом. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 7.8. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Качественные и количественные признаки. | 1 | |||||||||||||
2 | Влияние условий среды на качественные признаки. | ||||||||||||||
3 | Влияние условий среды на количественные признаки. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Глава 8. | Закономерности изменчивости. | 10 | |||||||||||||
Тема 8.1. Изменчивость. Виды изменчивости. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение изменчивости. | 1 | |||||||||||||
2 | Виды изменчивости. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы: «Изменчивость. Виды изменчивости». | 2 | ||||||||||||||
Тема 8.2. Генетика и медицина. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Наследственность человека. | 2 | |||||||||||||
2 | Методы изучения наследственности человека. | ||||||||||||||
3 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 7. «Генетика и медицина». 1. Генетика человека. Основные этапы развития генетики человека; 2. История и роль отечественных ученых в развитии генетики; 3. Предмет и задачи медицинской генетики; 4. Значимость медико – генетических знаний в работе медицинского работника; 5. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. 6. Наследственные заболевания человека. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Глава 9. | Генетика и селекция. | 6 | |||||||||||||
Тема 9.1. Селекция как наука. Этапы селекции. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Селекция как наука. | 1 | |||||||||||||
2 | Этапы селекции. | ||||||||||||||
3 | Центры происхождения культурных растений и одомашнивания животных. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 9.2. Методы современной селекции. Новейшие методы селекции. Успехи селекции. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Методы современной селекции. | 1 | |||||||||||||
2 | Новейшие методы селекции. | ||||||||||||||
3 | Успехи селекции. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. | ЭВОЛЮЦИЯ. | 66 | |||||||||||||
Глава 10. | Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. | 18 | |||||||||||||
Тема 10.1. Возникновение и развитие эволюционных представлений. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Предпосылки эволюционизма. | 1 | |||||||||||||
2 | Эволюционная теория Ламарка. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Развитие биологии в додарвиновский период». | 2 | ||||||||||||||
Тема 10.2. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Жизнь и труды Ч. Дарвина. | 1 | |||||||||||||
2 | Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина». | 2 | ||||||||||||||
Тема 10.3. Доказательства эволюции. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Доказательства единства происхождения органического мира. | 1 | |||||||||||||
2 | Эмбриологические доказательства эволюции. | ||||||||||||||
3 | Морфологические доказательства эволюции. | ||||||||||||||
4 | Палеонтологические доказательства эволюции. | ||||||||||||||
5 | Молекулярные доказательства эволюции. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов к Практическому занятию № 8. Индивидуальная работа. | 2 | ||||||||||||||
Тема 10.4. Вид. Критерии вида. Видообразование. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Понятие о видообразование и виде. | 2 | |||||||||||||
2 | Критерии вида. | ||||||||||||||
3 | Механизм видообразования. | ||||||||||||||
4 | Популяционная структура вида. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 8. «Развитие эволюционных идей». 1. Развитие эволюционных представлений в античные времена. 2. Эволюционные учения Средневековья и Возрождения. 3. Эволюционные идеи Нового времени. 4. Жизнь и труды Ч.Дарвина. 5. Эволюционные учения Ч.Дарвина. 6. Эволюционные учения Ламарка. 7. Эволюционные идеи ХХ века. 8. Синтетическая теория эволюции. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Глава 11. | Механизмы эволюционного процесса. | 18 | |||||||||||||
Тема 11.1. Роль изменчивости в эволюционном процессе. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Мутационная изменчивость. | 1 | |||||||||||||
2 | Комбинативная изменчивость. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 11.2. Борьба за существование. Естественный отбор. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Борьба за существование. | 1 | |||||||||||||
2 | Межвидовая борьба. | ||||||||||||||
3 | Внутривидовая борьба. | ||||||||||||||
4 | Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. | ||||||||||||||
5 | Естественный отбор. Формы естественного отбора. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Формы борьбы за существование»; Составление таблицы: «Формы естественного отбора». | 2 | ||||||||||||||
Тема 11.3. Изоляция. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение изоляции. | 1 | |||||||||||||
2 | Географическая изоляция. | ||||||||||||||
3 | Биологическая изоляция. | ||||||||||||||
4 | Генетическая (репродуктивная) изоляция. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу: «Виды изоляции, их характеристика». | 1 | ||||||||||||||
Тема 11.4. Основные направления эволюционного процесса. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Прогресс и регресс в эволюции. | 1 | |||||||||||||
2 | Ароморфоз. | ||||||||||||||
3 | Идиоадаптация. | ||||||||||||||
4 | Общая дегенерация. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация». | 1 | ||||||||||||||
Тема 11.5. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Приспособленность. | 1 | |||||||||||||
2 | Покровительственная окраска. | ||||||||||||||
3 | Маскировка. | ||||||||||||||
4 | Мимикрия. | ||||||||||||||
5 | Предупреждающая окраска. | ||||||||||||||
6 | Совершенство приспособлений и их относительный характер. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
Глава 12. | Возникновение жизни на Земле. | 16 | |||||||||||||
Тема 12.1. Гипотезы возникновения жизни на Земле. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Креационизм. | 1 | |||||||||||||
2 | Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. | ||||||||||||||
3 | Гипотеза стационарного состояния. | ||||||||||||||
4 | Гипотеза панспермии. | ||||||||||||||
5 | Гипотеза биохимической эволюции. | ||||||||||||||
6 | Гипотеза абиогенного зарождения жизни. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
Тема 12.2. История развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Палеонтология как наука. | 1 | |||||||||||||
2 | Развитие жизни на Земле. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов к практическому занятию № 9. Индивидуальная работа. | 2 | ||||||||||||||
Тема 12.3. Основные этапы развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Гипотеза биопоэза. | 2 | |||||||||||||
2 | Этап химической эволюции. | ||||||||||||||
3 | Этап предбиологической эволюции. | ||||||||||||||
4 | Биологический этап эволюции. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 9. «Возникновение жизни на Земле». 1. Современные представления о зарождении жизни. 2. Различные гипотезы происхождения жизни. 3. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. 4. Ранние этапы развития жизни на Земле. 5. Девять недарвиновских теорий происхождения жизни. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Многообразие органического мира. Принципы систематики и классификации». | 2 | ||||||||||||||
Глава 13. | Происхождение человека. | 14 | |||||||||||||
Тема 13.1. Положение человека в системе животного мира. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Систематическое положение современного человека. | 1 | |||||||||||||
2 | Доказательства происхождения человека от животных. | ||||||||||||||
3 | Отличия человека от животных. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Ближайшие «родственники» человека среди животных». | 2 | ||||||||||||||
Тема 13.2. Антропогенез. Этапы антропогенеза. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Определение антропогенеза. | 1 | |||||||||||||
2 | Этапы антропогенеза. | ||||||||||||||
3 | Стадии эволюции человека. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов к Практическому занятию № 10. Индивидуальная работа. | 2 | ||||||||||||||
Тема 13.3. Факторы эволюции человека. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Биологические факторы эволюции человека. | 2 | |||||||||||||
2 | Социальные факторы эволюции человека. | ||||||||||||||
3 | Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. | ||||||||||||||
4 | Человеческие расы. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 10. «Происхождение человека». 1. Эволюция приматов. 2. Этапы эволюции человека. 3. Современные этапы развития человечества. 4. Человеческие расы. Опасность расизма. 5. Гипотезы и теории происхождения человека. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ V. | ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. | 36 | |||||||||||||
Глава 14. | Экосистемы. | 20 | |||||||||||||
Тема 14.1. Предмет экологии. Экологические факторы среды. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Предмет экологии. | 1 | |||||||||||||
2 | Экологические факторы среды. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Экологические факторы среды». | 2 | ||||||||||||||
Тема 14.2. Взаимодействие популяций разных видов. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Конкуренция. | 1 | |||||||||||||
2 | Хищничество. | ||||||||||||||
3 | Паразитизм. | ||||||||||||||
4 | Симбиотические связи организмов. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Тема 14.3. Сообщество. Экосистемы. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | |||||||||||||
2 | Функциональные группы организмов в сообществе. | ||||||||||||||
3 | Свойства экосистем. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 1 | ||||||||||||||
Тема 14.4. Поток энергии и цепи питания. Круговорот химических элементов. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Поток энергии. | 1 | |||||||||||||
2 | Цепи питания. | ||||||||||||||
3 | Круговорот воды. | ||||||||||||||
4 | Круговорот углерода. | ||||||||||||||
5 | Круговорот азота. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов к практическому занятию № 11. Индивидуальная работа. | 2 | ||||||||||||||
Тема 14.5. Агроценозы. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Структура агроценоза. | 2 | |||||||||||||
2 | Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 11. «Основы экологии». 1. Экология как наука. 2. Основные экологические понятия. 3. Круговорот химических элементов в природе (круговорот углерода, азота, воды, серы и фосфора). 4. Цепи питания. 5. Основные законы экологии. | 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы: «Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза». | 1 | ||||||||||||||
Глава 15. | Биосфера. Охрана биосферы. | 16 | |||||||||||||
Тема 15.1. Состав и функции биосферы. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Биосфера. Структура биосферы. | 1 | |||||||||||||
2 | Косное вещество биосферы. | ||||||||||||||
3 | Живое вещество биосферы. | ||||||||||||||
3 | Функции живого вещества. | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме: «Учение В.И. Вернадского о биосфере». Подготовка докладов к практическому занятию №12. Индивидуальная работа. | 4 | ||||||||||||||
Тема 15.2. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
1 | Человек – элемент биосферы. | 2 | |||||||||||||
2 | Климатические изменения. | ||||||||||||||
3 | Нарушения озонового слоя. | ||||||||||||||
4 | Загрязнение атмосферы. | ||||||||||||||
5 | Загрязнение водных систем. | ||||||||||||||
6 | Рост численности населения. | ||||||||||||||
Лекции | 4 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия: Практическое занятие № 12. «Биосфера. Охрана биосферы».
| 2 | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. | 2 | ||||||||||||||
Тема 15.3. Итоговое занятие. | Содержание учебного материала: | ||||||||||||||
Итоговый контроль за II семестр. | 2 | ||||||||||||||
Лекции | 2 | ||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||
Практические занятия | - | ||||||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||||||||||||
Всего: | 220 |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используют следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины «Биология» |
Примерная тематика домашних заданий
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- 25 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий по предмету «Биология»;
- шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- электронные учебники и методический материал.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. – Дрофа, 2012
Дополнительная литература:
1. Андреева Н.Д.Биология. 10-11 класс. – М.: Мнемозина, ИОЦ, 2012.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. 10-11 класс.
М.: Баласс, 2012.
3. Вертьянов С.Ю. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012.
- Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2010.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В.Биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. – М.: Виктория, 2010.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А., Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М: АСТ, 2012.
Интернет – ресурсы:
- http://www.medcollegelib.ru/
- http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass
- http://www.tepka.ru/biologia10-11/index.html
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Умения: | |
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов. | Устный опрос. Письменный опрос. Практическая работа. Выполнение творческих работ. Экспертная оценка на экзамене. |
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания). | |
Описывать особенности видов по морфологическому критерию. | |
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. | |
Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа. | |
Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. | |
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. | |
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать. | |
Знания: | |
Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности. | Устный опрос. Письменный опрос. Выполнение творческих работ. Практическая работа. Устный опрос. Самостоятельная работа. Экспертная оценка на экзамене. |
Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем. | |
Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере. | |
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки. | |
Биологическую терминологию и символику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...