Интегрированный урок по биологии и литературе Тема «Биотические связи»
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Класс 11а
Тема «Биотические связи».
Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью научной и художественной литературы
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по биологии и литературе
Тема «Биотические связи»
учитель географии и биологии
Чащина Наталья Валериевна
Класс 11а
Тема «Биотические связи».
Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью научной и художественной литературы
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Задачи:
образовательные:
- углубление и расширение знаний основных типов экологических взаимодействий живыми, интересными примерами проявления в природе самых разных биотических отношений;
- привлечение наблюдения учащихся за домашними и сельскохозяйственными животными, фактами, описанными в литературе;
- формирование навыков самостоятельной работы и работы в группах с элементами исследования;
- овладение умениями применять литературные и биологические знания на практике;
- повторение терминов, обозначающих изобразительно-выразительные средства русского языка;
- скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности.
развивающие:
-работать над формированием познавательного интереса к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов;
- развитие способности сравнивать и анализировать информацию, на основе которой делать самостоятельные умозаключения;
- продолжить формирование у учащихся умений делать выводы и выделять главное из общего;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие логического мышления посредством выявления причинно – следственных связей;
- развитие умений объяснять и доказывать свою точку зрения.
воспитательные:
-воспитание у учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, наблюдательности, усидчивости;
- воспитание личной культуры поведения и поведения в социуме;
- воспитание гуманистических ценностей
Оборудование
1. Средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- таблицы с изображениями основных типов экологических взаимодействий;
- диск «Кирилл и Мефодий» биология 11класс;
- художественная литература (Теремок, Коза-дереза, Волк и семеро козлят, Вместе не страшно, Морская корова, Красная шапочка, Заячьи слезы, Три поросенка, Колобок, Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост);
- рабочие листы для проведения индивидуальной письменной работы по биологии и литературе.
2. Оформление доски:
- тема урока;
- цель урока;
- план урока
- схема «биотические связи в природе»
Технологии:
- Исследовательские методы.
- Обучение в сотрудничестве.
- Развитие критического мышления: знаю, хочу знать, что узнал.
Ход урока:
1этап Организационный момент
Цель: обозначить тему урока, тип, общую цель, план урока
Задачи:
-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, мотивация
Методы организации работы учащихся.
На начальном этапе урока применяем словесные и иллюстративно – наглядные методы
2 Основная часть (второй этап)
Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью научно-популярной и учебной литературы
Задачи:
-углубление и расширение знаний основных типов экологических взаимодействий живыми, интересными примерами проявления в природе самых разных биотических отношений;
- развитие способности сравнивать и анализировать информацию, на основе которой делать самостоятельные умозаключения;
- развитие логического мышления посредством выявления причинно – следственных связей.
Методы организации работы учащихся.
На втором этапе урока применяем иллюстративно – наглядные методы, проблемные, метод моделирования и структурирования. Вводное сообщение учителя о взаимосвязи организмов друг с другом, проявляющейся в пищевых, пространственных связях, и об основных типах экологического взаимодействия с записью условных обозначений, иллюстрированных примерами местного характера
Активизации учения школьников способствует обучение в коллективе.
Ход этапа:
1. 0 0 Нейтральные - организмы не влияют друг на друга
Например: белка и лось
2. + + Взаимополезные
Протокооперация - совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них
Н-р: опыление пчёлами растений
Мутуализм - взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов
Н-р: рак-отшельник и актиния
Симбиоз - неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов
Н-р: лишайник
3. + - Полезно-вредные
Хищничество - представители одного вида поедают другой вид
Н-р: волк-заяц
Паразитизм - организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида
Н-р: глисты и животные
4. + 0 Полезно-нейтральные – Комменсализм - Один вид получает какое-либо преимущество, выгоду не принося другому ни вреда, ни пользы
Нахлебничество - потребление остатков пищи хозяина
Н-р: песцы доедают остатки пищи за белыми медведями
Квартиранство - использование одними видами, жилищ других видов в качестве убежища
Н-р: орхидея на стволе дерева
Сотрапезничество - потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса
Н-р: бактерии – сапрофиты перерабатывают орг. вещества, а высшие растения потребляют минеральные вещества
5. - - Взаимовредные – Конкуренция - взаимоотношения организмов, приводящие к вытеснению или исчезновению менее приспособленного вида
Внутривидовая - борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида
Н-р: борьба за самку
Межвидовая - борьба за ресурсы, между особями разных видов
Н-р: борьба за территорию
6. – 0 Вредно - нейтральные – Аменсализм - для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно. Угнетающему это безразлично.
Н-р: Светолюбивые травы под елью
3 Основная часть (третий этап)
Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью художественной литературы на примере русских народных сказок
Задачи:
- овладение умениями применять литературные и биологические знания на практике;
- повторение терминов, обозначающих изобразительно-выразительные средства русского языка;
- скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности
Методы организации работы учащихся
На третьем этапе урока применяем поисковые, проблемные, иллюстративно – наглядные методы и выступления отдельных учащихся. Каждое выступление носит характер проекта – защиты определённого типа экологического взаимодействия организмов разных видов, иллюстрированных ссылкой на литературные источники. Они обеспечивают познавательный характер деятельности учащихся
Активизации учения школьников способствует обучение в парах и индивидуальное.
Ход этапа:
Обучающиеся получают русский народные и авторские сказки о животных и рабочие листы по этим сказкам (см. Приложение 2). В рабочих листах они должны письменно указать вид биотических связей, на которые есть ссылки в сказке, а также все виды изобразительно – выразительных средств полученной сказки. По желанию учащиеся отвечают устно с места.
4 Основная часть (третий этап) Выводы по уроку
Цель: обобщение и систематизация знаний
Задачи:
- продолжить формирование у учащихся умений делать выводы и выделять главное из общего
Методы организации работы учащихся
На четвёртом этапе урока учащиеся совместно с учителями устно обобщают изученный за урок материал.
Выводы по уроку:
1. В процессе эволюции между организмами возникли сложные и многообразные взаимоотношения. Эти взаимоотношения обеспечивают равновесие в экосистемах
2. Для оказания эмоционального воздействия и в эстетических целях мы можем использовать средства и приемы выразительности речи. Это основа нашей духовности, нашей культуры.
5 этап Рефлексия
Цель: проверить полученные знания
Задачи:
-выявление уровня усвоенности материала по т.: «Биотические связи», используя современные методы опроса («белая ворона» - убрать лишние слова)
Методы организации работы учащихся
На пятом этапе урока применяем метод письменного опроса
Ответы учащихся оцениваем по критериям
Задание по биологии: уберите в каждой строчке лишнее слово
1.нейтрализм, аменсализм, дивергенция, комменсализм
2. нахлебничество, мутуализм, квартиранство, сотрапезничество
3.ель, сосна, бобр, ветер, ёж
Задание по литературе:
Вы через полтора года станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать».
6этап Домашнее задание
Цель: закрепить полученные знания
Задачи:
- развитие способности самостоятельно сравнивать и анализировать информацию
Методы организации работы учащихся
При выполнении домашнего задания применяем поисковые методы. Они обеспечивают познавательный характер деятельности учащихся через развитие критического мышления (знаю, хочу знать, что узнал).
Домашнее задание: Не все сказки отразили биотические связи. Придумайте сказку о нейтрализме, симбиозе, квартиранстве, нахлебничестве, аменсализме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....
Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий
Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...
Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления
Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...
Интегрированный урок по биологии-химии по теме "Витамины"
Цель урока заключалась в изучении влияния витаминов на обменные процессы происходящие в организме человека в ходе интегрированного урока.Где рассматривали понятие о витаминах как биологически активных...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»
В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...
интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...
Конспект интегрированного урока по биологии и литературе " Поможем природе"
Конспект интегрированного урока по биологии и литературе для 6класса по теме " Поможем природе" можно использовать как на уроке и...