Интегрированный урок по биологии и литературе Тема «Биотические связи»
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Класс 11а

Тема «Биотические связи».

Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью научной и художественной литературы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по биологии и литературе

Тема «Биотические связи»

учитель географии и биологии

Чащина Наталья Валериевна

Класс 11а

Тема «Биотические связи».

Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью научной и художественной литературы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Задачи:

образовательные:

- углубление и расширение знаний основных типов экологических взаимодействий живыми, интересными примерами проявления в природе самых разных биотических отношений;

- привлечение наблюдения учащихся за домашними и сельскохозяйственными животными, фактами, описанными в литературе;

- формирование навыков самостоятельной работы и работы в группах с элементами исследования;

- овладение умениями применять литературные и биологические знания на практике;

- повторение терминов, обозначающих изобразительно-выразительные средства русского языка;

- скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности.

развивающие:

-работать над формированием познавательного интереса к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов;

- развитие способности сравнивать и анализировать информацию, на основе которой делать самостоятельные умозаключения;

- продолжить формирование у учащихся умений делать выводы и выделять главное из общего;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие логического мышления посредством выявления причинно – следственных связей;

- развитие умений объяснять и доказывать свою точку зрения.

воспитательные:

-воспитание у учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, наблюдательности, усидчивости;

- воспитание личной культуры поведения и поведения в социуме;

- воспитание гуманистических ценностей

Оборудование

1. Средства обучения:

- мультимедийный проектор, компьютер, экран;

- таблицы с изображениями основных типов экологических взаимодействий;

- диск «Кирилл и Мефодий» биология 11класс;

- художественная литература (Теремок, Коза-дереза, Волк и семеро козлят, Вместе не страшно, Морская корова, Красная шапочка, Заячьи слезы, Три поросенка, Колобок, Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост);

- рабочие листы для проведения индивидуальной письменной работы по биологии и литературе.

2. Оформление доски:

- тема урока;

- цель урока;

- план урока

- схема «биотические связи в природе»

Технологии:

  • Исследовательские методы.
  • Обучение в сотрудничестве.
  • Развитие критического мышления: знаю, хочу знать, что узнал.

Ход урока:

1этап Организационный момент

Цель: обозначить тему урока, тип, общую цель, план урока

Задачи:

-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, мотивация

Методы организации работы учащихся.

На начальном этапе урока применяем словесные и иллюстративно – наглядные методы

2 Основная часть (второй этап)

Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью научно-популярной  и учебной литературы

Задачи:

-углубление и расширение знаний основных типов экологических взаимодействий живыми, интересными примерами проявления в природе самых разных биотических отношений;

- развитие способности сравнивать и анализировать информацию, на основе которой делать самостоятельные умозаключения;

- развитие логического мышления посредством выявления причинно – следственных связей.

Методы организации работы учащихся.

На втором этапе урока применяем иллюстративно – наглядные методы, проблемные, метод моделирования и структурирования. Вводное сообщение учителя о взаимосвязи организмов друг с другом, проявляющейся в пищевых, пространственных связях, и об основных типах экологического взаимодействия с записью условных обозначений, иллюстрированных примерами местного характера

Активизации учения школьников способствует обучение в коллективе.

Ход этапа:

1. 0 0 Нейтральные - организмы не влияют друг на друга

Например: белка и лось

2. + + Взаимополезные

Протокооперация - совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них

Н-р: опыление пчёлами растений

Мутуализм - взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов

Н-р: рак-отшельник и актиния

Симбиоз - неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов

Н-р: лишайник

3. + - Полезно-вредные

Хищничество - представители одного вида поедают другой вид

Н-р: волк-заяц

Паразитизм - организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида

Н-р: глисты и животные

4. + 0 Полезно-нейтральные – Комменсализм - Один вид получает какое-либо преимущество, выгоду не принося другому ни вреда, ни пользы

Нахлебничество - потребление остатков пищи хозяина

Н-р: песцы доедают остатки пищи за белыми медведями

Квартиранство - использование одними видами, жилищ других видов в качестве убежища

Н-р: орхидея на стволе дерева

Сотрапезничество - потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса

Н-р: бактерии – сапрофиты перерабатывают орг. вещества, а высшие растения потребляют минеральные вещества

5. - - Взаимовредные – Конкуренция - взаимоотношения организмов, приводящие к вытеснению или исчезновению менее приспособленного вида

Внутривидовая - борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида

Н-р: борьба за самку

Межвидовая - борьба за ресурсы, между особями разных видов

Н-р: борьба за территорию

6. – 0 Вредно - нейтральные – Аменсализм - для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно. Угнетающему это безразлично.

Н-р: Светолюбивые травы под елью

3 Основная часть (третий этап)

Цель: расширить и углубить знания о биотических связях в природе с помощью художественной литературы на примере русских народных сказок

Задачи:

- овладение умениями применять литературные и биологические знания на практике;

- повторение терминов, обозначающих изобразительно-выразительные средства русского языка;

- скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности 

Методы организации работы учащихся

На третьем этапе урока применяем поисковые, проблемные, иллюстративно – наглядные методы и выступления отдельных учащихся. Каждое выступление носит характер проекта – защиты определённого типа экологического взаимодействия организмов разных видов, иллюстрированных ссылкой на литературные источники. Они обеспечивают познавательный характер деятельности учащихся

Активизации учения школьников способствует обучение в парах и индивидуальное.

Ход этапа:

Обучающиеся получают русский народные и авторские сказки о животных и рабочие листы по этим сказкам (см. Приложение 2). В рабочих листах они должны письменно указать вид биотических связей, на которые есть ссылки в сказке, а также все виды изобразительно – выразительных средств полученной сказки. По желанию учащиеся отвечают устно с места.

4 Основная часть (третий этап) Выводы по уроку

Цель: обобщение и систематизация знаний

Задачи:

- продолжить формирование у учащихся умений делать выводы и выделять главное из общего

Методы организации работы учащихся

На четвёртом этапе урока учащиеся совместно с учителями устно обобщают изученный за урок материал.

Выводы по уроку:

1. В процессе эволюции между организмами возникли сложные и многообразные взаимоотношения. Эти взаимоотношения обеспечивают равновесие в экосистемах

2. Для оказания эмоционального воздействия и в эстетических целях мы можем использовать средства и приемы выразительности речи. Это основа нашей духовности, нашей культуры.

5 этап Рефлексия

Цель: проверить полученные знания

Задачи:

-выявление уровня усвоенности материала по т.: «Биотические связи», используя современные методы опроса («белая ворона» - убрать лишние слова)

Методы организации работы учащихся

На пятом этапе урока применяем метод письменного опроса

Ответы учащихся оцениваем по критериям

Задание по биологии: уберите в каждой строчке лишнее слово

1.нейтрализм, аменсализм, дивергенция, комменсализм

2. нахлебничество, мутуализм, квартиранство, сотрапезничество

3.ель, сосна, бобр, ветер, ёж

Задание по литературе:

Вы через   полтора года станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать».

6этап Домашнее задание

Цель: закрепить полученные знания

Задачи:

- развитие способности самостоятельно сравнивать и анализировать информацию

Методы организации работы учащихся

При выполнении домашнего задания применяем поисковые методы. Они обеспечивают познавательный характер деятельности учащихся через развитие критического мышления (знаю, хочу знать, что узнал).

Домашнее задание: Не все сказки отразили биотические связи. Придумайте сказку о нейтрализме, симбиозе, квартиранстве, нахлебничестве, аменсализме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....

Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий

Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Интегрированный урок по биологии-химии по теме "Витамины"

Цель урока заключалась в изучении влияния витаминов на обменные процессы происходящие в организме человека в ходе интегрированного урока.Где рассматривали понятие о витаминах как биологически активных...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»

В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Конспект интегрированного урока по биологии и литературе " Поможем природе"

Конспект интегрированного урока  по  биологии и  литературе   для  6класса  по теме " Поможем природе"    можно использовать как  на уроке и...