Дополнительная общеобразовательная программа «Загадки природы».
рабочая программа по биологии
Дополнительная образовательная "Загадки природы" программа имеет естественнонаучную направленность. Она направлениа не только на изучение природы родного края, страны, мер охраны природы, а также на выращивание растений и цветов для клумб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zagadki_prirody_zhidkovoy_n.a.doc | 425.5 КБ |
Предварительный просмотр:
структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11 г. Кинеля
__________________________________________________________________
Программа принята на основании решения Малого педагогического совета СП ДОД «Вдохновение» Протокол №______ от «___»________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СОШ № 11 г.Кинеля ______________О. А. Лозовская «____»__________2020 г.
|
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Загадки природы»
(ознакомительный уровень)
Возраст детей (молодежи) 7 – 10 лет
Срок образования (обучения) 1 год
Автор-составитель:
Жидкова Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
г. Кинель
2020 г
Оглавление.
- Титульный лист……………………………………………………….1 стр.
- Оглавление…………………………………………………………….2 стр.
- Краткая аннотация……………………………………………………3 стр.
- Пояснительная записка…………………………………………...4 – 9 стр.
- Содержание……………………………………………………..10 – 20 стр.
- Методическое и материально –техническое обеспечение……………………………………………………..21 – 22 стр.
- Список литературы………………………………………………….23 стр.
- Диагностика ……………………………………………………...24-26 стр.
- Приложение «Календарно-тематический план»…………… .27 – 39 стр.
Дополнительная общеобразовательная программа «Загадки природы».
Краткая аннотация:
Дополнительная образовательная программа «Загадки природы» имеет естественнонаучную направленность. Она направлена не только на изучение природы родного края, страны, мер охраны природы, а также на выращивание комнатных растений и цветов для клумб. Дополнительная образовательная программа «Загадки природы» предполагает развитие навыков экологической культуры детей, воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе, народным традициям.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Загадки природы» заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. В процессе занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Загадки природы» обучающиеся знакомятся с народными традициями по охране природы, с видами животных и растений родного города, области, страны, мира, получают практические знания по выращиванию комнатных растений и цветов для клумбы, в целях украшения и благоустройства территории учреждения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Загадки природы» включает в себя 4 модуля: «Охрана природы», «Царство живой природы», «Комнатное цветоводство», «Декоративное цветоводство».
Дополнительная образовательная программа «Загадки природы» рассчитана на работу с детьми 7-10 лет и составлена с учетом особенностей развития и воспитания младшего школьного возраста.
Продолжительность обучения 1 год - на 108 часов. Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия 40 мин. Занятия проводятся по расписанию.
Пояснительная записка.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры. В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.
Дополнительная образовательная программа «Загадки природы» имеет естественнонаучную направленность, что соответствует приоритетным направлениям развития дополнительного образования в Самарской области. Она направлена не только на изучение природы родного края, страны, мер охраны природы, а также на выращивание комнатных растений и цветов для клумб. Дополнительная образовательная программа «Загадки природы» предполагает развитие навыков экологической культуры детей, воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе, народным традициям.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Загадки природы» состоит в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной, что отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Загадки природы» заключается в том, что она знакомит обучающихся с традициями по охране природы народов Самарской области, с видами животных и растений родного города, области, страны, мира, с основными мерами охраны природы. В ходе освоения материала данной программы обучающиеся получают практические знания по выращиванию комнатных растений и цветов для клумбы, в целях украшения и благоустройства территории учреждения и смогут применить полученные знания и практический опыт в домашних условиях, в озеленении своего дома, сада, двора.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Загадки природы» заключается в том, что она разработана для младшего школьного возраста и способствует не только развитию основ экологической культуры, познавательной направленности на изучение окружающего природного мира, а так же активного усвоения общечеловеческих ценностей. Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе «Загадки природы» строится по принципам разноуровнего и развивающего обучения. Учебный материал данной программы обогащает знания обучающихся о животном и растительном мире, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения и развития личности ребенка.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Приказа Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
- «Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО-16-09-01/826-ТУ);
-Приказа министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам».
Цели и задачи программы.
Цель: формирование экологического мировоззрения и культуры, системы знаний и умений в области комнатного и декоративного цветоводства.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить обучающихся:
- с мерами охраны природы, с животными и растениями, занесенными в Международную Красную книгу и Красную книгу РФ,
- с традициями по охране природы в культуре народов Самарской области;
-с видовым разнообразием животного и растительного мира родного края и области,
- с морфологическими особенностями растений, с видами декоративных однолетних, многолетних и комнатных растений; с семенным и вегетативным размножением растений, с группами растений по отношению к внешним факторам среды;
научить:
-изготавливать кормушки для птиц из картонных коробок, рисовать животных и птиц, оформлять клумбу, ухаживать за растениями, сажать и выращивать декоративные и комнатные растения, вести дневник наблюдения, составлять проект клумбы.
2. Развивающие: развивать:
-познавательный интерес к изучению природы родного города, области, страны;
- навыки экологической культуры, доброты, ответственного отношения к природе;
-навыки выращивания и ухода за декоративными и комнатными растениями.
3. Воспитательные: воспитывать:
-бережное отношение к природе;
- внимание, аккуратность, усидчивость;
-умение работать в коллективе;
-патриотизм, любовь к природе родного края.
Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Загадки природы» рассчитана на работу с детьми 7-10 лет и составлена с учетом особенностей развития и воспитания младшего школьного возраста.
Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности. Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. У младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникают трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и педагогом. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей и педагога в преодолении этих трудностей. В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний и умений. Повышению мотивации и интереса к экологической деятельности в младшем школьном возрасте способствуют: эмоционально-игровой характер организации экологической деятельности и рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, дополнительная общеобразовательная программа «Загадки природы» способствует созданию ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения, к формированию способности к самостоятельному решению доступных познавательных задач, к умению осознанно использовать разные способы и приёмы познания, к интересу, к исследовательской деятельности.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения на 108 часов. Количество детей в группе -10- 15 чел.
Основной формой обучения являются учебные занятия. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы, через индивидуальную и подгрупповую работу.
Режим занятий: обучающиеся занимаются по 1 часу 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 мин., перерыв между занятиями 10 мин. Занятия проводятся по расписанию.
Ожидаемые результаты к общим задачам.
Личностные УУД: формирование:
- гражданской идентичности обучающихся, патриотических чувств;
- чувства любви к родной стране, к её природе, уважительном отношении к другим народам, их традициям; - начальных навыков саморегуляции; -ответственности, бережного отношения к родной природе; -наблюдательности, навыков культуры взаимодействия в окружающей природной среде; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; - осознанного в отношения к себе как к индивидуальности и, одновременно, как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Обучающийся должен: -самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям; -наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; -выполнять задания по аналогии.
Регулятивные УУД: Обучающийся должен:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место; -определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно; -следовать при выполнении заданий инструкциям педагога и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия; -корректировать выполнение задания; -оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно; - стремиться к разумной организации своего свободного времени.
Коммуникативные УУД: Обучающийся должен:
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию; -приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с другими обучающимися в группе); -сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные УУД:
обучающиеся знают:
-основные меры охраны природы, заповедники, национальные парки России и Самарской области, виды животных и растений, занесенных в Международную Красную книгу и Красную книгу РФ, виды животных и растений Самарской области, занесенных в Красную книгу РФ, правила поведения в лесу;
- виды зимующих и перелетных птиц, виды птиц занесенных в Красную книгу РФ;
- виды диких и домашних животных, простейшие правила ухода за кошкой и собакой, виды травоядных и хищных животных, обитающих на территории Самарской области и окрестностях города Кинеля;
- этапы рисования животных и птиц;
- жизненные формы растений, виды лекарственных растений, строение растения, листа, корня, побега, цветка, почки, виды корневых систем, виды листьев, виды соцветий, метаморфозы листьев, побега, строение плода, типы плодов, способы распространения плодов и семян;
- виды комнатных растений, декоративных растений открытого грунта, виды однолетних и многолетних растений, виды растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые), способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки), сроки внесения удобрений, условия прорастания семян, рассадный способ выращивания и его значение, пикировку и её значение, виды тары и грунта для посева семян, виды вегетативного размножения растений, виды вредителей и болезней цветочных декоративных культур, признаки болезней, лечение и профилактику;
умеют:
- рисовать животных и птиц, подбирать тару и грунт для посева семян, подкармливать растения, сеять, выращивать и пикировать рассаду цветов, составлять проект клумбы, высаживать рассаду цветов на клумбу, ухаживать за растениями, черенковать растения, сажать корневища и луковицы цветов, вести дневник наблюдения.
Приобретают навыки работы с красками, цветными и простыми карандашами, кистью, грунтом, удобрениями, семенами, черенками, корневищами и луковицами растений, рассадой декоративных цветов.
Критерии и способы определения результативности.
Оценка полученных результатов проводится в группе в конце каждого задания, выявляются ошибки, отмечаются удачные моменты, лучшие работы. Для каждого ребенка нужно найти слова одобрения, поддержать его старания, деликатно и тактично указать на недостатки в работе.
Оценка результатов так же проводится на просмотрах работ обучающихся.
В ходе работы применяются такие методы отслеживания результативности как:
-устный опрос;
-текущий контроль (проводится в форме наблюдений, беседы, игры, устных рекомендаций, практических занятий);
-практические занятия;
-викторины;
-тесты.
Критерии определения результативности.
Применяется 3-х уровневая система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: низкий, средний, высокий). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 4-х модулей.
Низкий уровень освоения программы – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; обучающийся работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.
Высокий уровень освоения программы – обучающийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией, умеет применять полученную информацию на практике.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Загадки природы».
В ходе подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Загадки природы» используются:
1. продуктивные формы:
- выставка комнатных растений;
-оформление цветочной клумбы.
2. документальные формы:
-протоколы аттестации обучающихся.
Учебный план.
№ п/п | Наименование модулей | Кол-во часов | |||
Всего | Теор | Практ | Контр | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Модуль № 1 Охрана природы. | 22 | 9 | 12 | 1 |
3. | Модуль № 2 Царство живой природы. | 28 | 12 | 15 | 1 |
4. | Модуль № 3 Комнатное цветоводство. | 28 | 11 | 16 | 1 |
5. | Модуль № 4 Декоративное цветоводство. | 28 | 8 | 19 | 1 |
Итого: | 108 | 40,5 | 62,5 | 5 |
Модуль № 1 Охрана природы.
Цель: формирование экологического мировоззрения и культуры, осознания неразрывного единства мира природы и человека.
Задачи:
- сформировать основные представлений об охране природы;
-познакомить обучающихся с традициями охраны природы в культуре народов Самарской области.
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
-прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Учебно-тематический план модуля Охрана природы.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Практ | |||
1 | Тема №1 Человек и природа. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра «Не будем этого делать», игра «В гостях у Лешего». |
2 | Тема №2 Охрана природы в культуре народов Самарской области. | 6 | 3 | 3 | Устный опрос, игра «Березка». |
3 | Тема №3 Охрана растительного и животного мира. | 12 | 4 | 8 | Устный опрос, игры: «Сохраним природу», «Берегите птиц», «Наши пернатые друзья», викторины: «Охрана природы в России», викторина: «Охрана природы Самарской области», «Охрана природы», викторина: «Редкие, охраняемые птицы Самарской области» |
Итого: | 22 | 9 | 13 |
Содержание учебно-тематического плана модуля Охрана природы.
Тема № 1 Человек и природа (4ч).
Теория. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Виды животных, которые исчезли навсегда. Охрана природных богатств: воды, почвы, воздуха, животных и растений. Причины загрязнения планеты Земля. Как избежать загрязнения? Как беречь лес? Правила поведения в лесу.
Практика. Игра «Не будем этого делать». Игра «В гостях у Лешего».
Тема № 2 Охрана природы в культуре народов Самарской области (6ч).
Теория. Народы Самарской области. Отношение к природным богатствам в культурной традиции русских, татар, мордвы и чувашей. Пословицы русского народа, отражающие оценку природы и место в ней человека. Экологические традиции татарского народа. Традиции по охране природы у мордвы и чувашей.
Практика. Изучение традиций русского народа по охране природы.
Игра: «Березка». Изучение традиций татарского, мордовского и чувашского народов по охране природы. Работа со справочной литературой.
Тема № 3 Охрана растительного и животного мира (12 ч).
Теория. Почему книга Красная? Знакомство с Красной книгой, её необходимость. Животные и растения, занесенные в Международную Красную Книгу. Заповедники, национальные парки мира. Охрана природы в России. Животные и растения, занесенные в Красную книгу РФ. Заповедники, заказники и национальные парки России. Охрана природы в Самарской области. Заповедники Самарской области. Национальный парк «Самарская лука». Животные и растения Самарской области, занесенные в Красную книгу РФ. Охрана птиц и деятельность человека. Почему гибнут птицы? Основные меры по охране птиц. Виды птиц, занесенных в Международную Красную книгу. Охрана птиц в России. Виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Охрана птиц в Самарской области. Виды птиц, обитающих на территории Жигулевского заповедника. Птицы национального парка «Самарская Лука».
Практика. Игра: «Сохраним природу». Изучение видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Викторина: «Охрана природы в России». Изучение видов животных и растений Самарской области, занесенных в Красную книгу РФ. Викторина: «Охрана природы Самарской области». Изучение видов птиц, занесенных в Международную Красную книгу. Игра: «Берегите птиц». Изучение видов птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Игра: «Наши пернатые друзья». Викторина: «Редкие, охраняемые птицы Самарской области».
Итоговое занятие. Викторина: «Охрана природы».
Модуль № 2 Царство живой природы.
Цель: формирование экологической культуры, осознанного правильного отношения к объектам природы.
Задачи:
-познакомить обучающихся с видовым разнообразием животного и растительного мира родного края и области, с морфологическими особенностями растений и их видами;
- научить рисовать животных и птиц родного края;
- развивать познавательный интерес к изучению природы родного города, края.
Учебно-тематический план модуля Царство живой природы.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Практ | |||
1 | Тема №1 Живая природа. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра: «Загадки о природе», игра: «Отгадай-ка!» |
2 | Тема №2 Птицы, их видовое разнообразие. Интересные факты о птицах. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра: «Загадки о птицах». |
3 | Тема №3 Животные, их разнообразие. Интересные сведения о животных. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра «Загадки о животных», игра «Загадки о домашних животных», игра: «Позаботься о питомце». |
4 | Тема №4 Виды животных, обитающих в окрестностях г. Кинеля. Животные Самарской области. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра: «Животные родного края», игра: «Редкие и исчезающие животные Самарской области» |
5 | Тема № 5 Многообразие растений в природе. Строение растений. | 12 | 4 | 8 | Устный опрос, игра: «Где я расту?», игра «Вылечи друга», игра: «Вставь слово», игра «Найди ошибку», игра: «Загадки дедушки Корня», игра «Убери лишнее», игра: «Третий -лишний», викторина: «В мире растений». |
Итого: | 28 | 12 | 16 |
Содержание учебно-тематического плана модуля Царство живой природы.
Тема №1 Живая природа (4ч.).
Теория. Понятие живой природы. Многообразие животных и растений планеты Земля. Беседа: «Природа – наш дом».
Практика. Игры: «Загадки о природе», «Отгадай-ка!»
Тема №2 Птицы, их видовое разнообразие.
Интересные факты о птицах. (4 ч.).
Теория. Видовое разнообразие птиц. Такие незнакомые знакомые птицы. Пернатые жители. Беседа о птицах: «Воробей – самая распространённая птица на Земле. Ворона – «интеллектуальная» птица. Ворон – красивая, умная птица. Сорока-белобока – «лесная сплетница». «Лесной доктор» - дятел. Соловей – «великий маэстро». Галка – городская птица. Загадочная птица – кукушка. «Пернатая кошка» - сова. Любимая птица – снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Наш добрый сосед – скворец. «Золотая птица» - иволга». Великаны и карлики птичьего царства. Африканский страус. Колибри – самая маленькая птица на земле. Сова – символ мудрости. Рекордсмены в мире птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. Этапы выполнения рисунка: «Синицы на ветке». Виды зимующих и перелетных птиц. Причины перелёта птиц. Беседа о наблюдениях из жизни птиц. Забота о птицах зимой. Чем кормить птиц зимой? Кормушки для птиц.
Практика. Изучение видов птиц. Игра: «Загадки о птицах». Выполнение рисунка: «Синицы на ветке». Изготовление кормушек для птиц из картонных коробок.
Тема №3 Животные, их разнообразие.
Интересные сведения о животных (4ч.)
Теория. Беседа о разнообразии животного мира. Виды диких животных. Беседа: «Такие незнакомые знакомые животные. Заяц – «Длинное ухо». Лисица. «Лиса Патрикеевна». Серый хищник – волк. Хозяин леса – медведь. Любознательный зверёк – белка. Куница – охотник на белок. Лесной красавец – лось. Сердитый недотрога – ёж. Подземный житель – крот. Всеядное животное – барсук. Бобр – строитель. Запасливый бурундук. Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Мышка – норушка. Рысь – родственник кошки. Соболь – «дорогой зверёк». Тигр – самая большая кошка на Земле. Косуля – самый маленький европейский олень».
Роль животных в природе и жизни человека. Беседа: «Какой зверь самый хищный на Земле? Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? Почему в одних сказках заяц белый, а в других – серый?». Рекордсмены животного мира. Самые большие и самые маленькие животные. Беседа о домашних животных: «Наши верные друзья». Роль домашних животных в жизни человека. Забота о бездомных животных. Уход человека за домашними животными. Простейшие правила ухода за кошкой и собакой. Этапы выполнения рисунка: «Моя кошка».
Практика. Игра «Загадки о животных». Игра: « Угадай животное по описанию». Выполнение рисунка: «Мое любимое животное». Игры: «Загадки о домашних животных», «Позаботься о питомце». Выполнение рисунка: «Моя кошка».
Тема № 4 Виды животных, обитающих в окрестностях г. Кинеля. Животные Самарской области (4ч.)
Теория. Виды травоядных и хищных животных, обитающих в окрестностях г. Кинеля. Основные виды травоядных и хищных животных Самарской области. Этапы выполнения рисунка: «Лиса». Виды редких и исчезающих животных Жигулевского заповедника и национального парка «Самарская Лука». Этапы выполнения рисунка: «Олень».
Практика. Изучение видов хищных и травоядных животных г.Кинеля и Самарской области. Игра: « Животные родного края». Выполнение рисунка: «Лиса». Игра « Редкие и исчезающие животные Самарской области». Выполнение рисунка: «Олень».
Тема №5 Многообразие растений в природе. Строение растений (12ч.).
Теория. Растительный покров Земли. Разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Роль растений в природе и жизни человека. Растения путешественники. Рекорды из жизни растений. Лекарственные растения. Растение как организм. Отличие растений от животных. Органы цветкового растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их функции. Лист как орган растения. Части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение. Простые и сложные листья. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик, колючка. Строение корня растения. Корни: главный, боковые, придаточные. Корневые системы – стержневая и мочковатая. Особенности роста корня. Поглощение воды корнем. Дыхание корней. Побег: узел, междоузлие, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, кроющий лист, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка. Почка: строение вегетативной и генеративной почек. Метаморфозы побега: видоизменения подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица), видоизменения надземных побегов (колючки, усы). Цветок: части цветка, симметрия цветка, расположение частей цветка. Простой околоцветник, двойной околоцветник (чашечка, подчашие, венчик), положение завязи. Соцветие. Расположение цветков: одиночные цветки, виды соцветий (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка). Способы опыления цветков. Ветроопыляемые, самоопыляемые и пчелоопыляемые растения. Плод – зрелый цветок. Строение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек. Способы распространения плодов и семян.
Практика. Игра: «Где я расту?» Изучение видов лекарственных растений. Игра: «Вылечи друга». Изучение строения растения. Игра: «Вставь слово». Изучение строения листа, простых и сложных листьев. Игра «Найди ошибку». Изучение строения корня растения и видов корневых систем. Игра: «Загадки дедушки Корня». Изучение строения побега. Игра: «Убери лишнее». Изучение видов растений с видоизмененными побегами. Игра: «Найди ошибку». Изучение строения цветка и видов соцветий. Конструирование моделей различных соцветий из пластилина. Изучение видов ветроопыляемых, самоопыляемых и пчелоопыляемых растений. Игра: «Третий лишний». Изучение видов сухих и сочных плодов.
Итоговое занятие. Викторина: «В мире растений».
Модуль № 3 Комнатное цветоводство.
Цель: формирование познавательной активности обучающихся в области комнатного цветоводства.
Задачи:
-познакомить обучающихся с основами комнатного цветоводства;
-способствовать формированию умений и навыков при работе с комнатными растениями;
-развивать у обучающихся познавательный интерес к выращиванию комнатных растений и творческие способности;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Учебно-тематический план модуля Комнатное цветоводство.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Практ | |||
1 | Тема № 1 Комнатные растения. История домашнего озеленения. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра «Отгадай растение». |
2 | Тема № 2 Растения и среда. | 6 | 2 | 4 | Устный опрос, наблюдение. |
3 | Тема №3 Зеленая аптека на окне. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, игра: «Третий- лишний», игра: «Зеленая аптека». |
4 | Тема № 4 Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. | 14 | 5 | 9 | Устный опрос, викторина «Комнатное цветоводство». |
Итого: | 28 | 11 | 17 |
Содержание учебно-тематического плана модуля Комнатное цветоводство.
Тема № 1 Комнатные растения. История домашнего озеленения (4ч.).
Теория. Комнатные растения — один из лучших способов украшения жилища человека, служебных помещений. Появление комнатных растений в древнем Египте. Виды комнатных растений. Путешествие комнатных растений с мореплавателями и первопроходцами. Переселение комнатных растений из жарких и влажных тропических стран в дома цветоводов любителей. Настоящее и будущее домашних зеленых друзей.
Практика. Изучение видов комнатных растений для украшения интерьера дома. Изучение видов комнатных растений из других теплых стран. Игра «Отгадай растение».
Тема № 2 Растения и среда (6ч).
Теория. Приспособление растений к новой среде обитания. Взаимосвязь экологических факторов. Природные места обитания: тропический лес, дождевые тропические леса, сезонные тропические леса, жестколистные леса, леса и кустарники, пустыни. Условия разведения комнатных растений: освещенность, расположение окон по отношению к сторонам света и количество света, температура воздуха. Влажность воздуха. Увеличение влажности воздуха.
Практика. Работа с определителем комнатных цветов по нахождению растений разных мест обитания. Составление характеристик мест обитания растений. Проведение опыта по влиянию освещения на рост и развитие растений. Составление дневников наблюдения. Ведение дневников наблюдения.
Тема №3 Зеленая аптека на окне (4ч).
Теория. Комнатные растения и здоровье человека. Виды лекарственных комнатных растений. Косметические свойства комнатных растений. Витаминные чемпионы среди комнатных растений.
Практика. Изучение видов лекарственных комнатных растений. Проведение игры: «Третий- лишний». Проведение игры: «Зеленая аптека». Уход за комнатными растениями. Ведение дневника наблюдения.
Тема № 4 Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений (14ч.).
Теория. Инвентарь. Посуда для комнатных растений. Определение соотношение между шириной и высотой емкости для комнатных растений. Уход за инвентарем и цветочной посудой. Пересадка и перевалка. Поливка. Поддержание необходимой влажности. Потребность в воде. Как определить необходимость поливки. Использование материалов наблюдений за влиянием полива растений водой разной температуры на их развитие, температура воды для полива, ее качество. Техника полива комнатных растений. Рыхление почвы и ее значение. Обеспечение питания комнатным растениям. Органические и минеральные удобрения. Зависимость роста и развития комнатных растений от качества питания. Основные элементы минерального питания: азот, фосфор, калий. Другие микроэлементы — магний, кальций, сера, железо, бор, молибден, марганец, цинк, медь, кобальт. Органические удобрения. Использование и приготовление растворов минеральных удобрений. Семенное размножение комнатных растений. Подготовка семян комнатных растений к посеву, техника посева семян. Вегетативное размножение комнатных растений. Различные способы вегетативного размножения: стеблевыми и листовыми черенками, делением кустов, отпрысками, отводками, луковицами, усами и т. п.
Техника посадки черенков комнатных растений. Биостимулятор для укрепления черенков, уход за посаженными черенками.
Практика. Проведение опыта по влиянию полива водой разной температуры на развитие комнатных растений. Ведение дневников наблюдения.
Изучение видов минеральных удобрений. Проведение опыта по влиянию растворов комплексных минеральных удобрений на комнатные растения. Ведение дневников наблюдения. Посев семян комнатных растений. Проведение опыта на влияние сока алоэ на всхожесть семян комнатных растений. Уход за всходами комнатных растений. Ведение дневников наблюдения. Черенкование растений, наблюдение за укоренением. Проведение опыта влияние сока алоэ на стимулирование образования корней у черенков. Наблюдение за укоренением черенков комнатных растений. Ведение дневников наблюдения.
Итоговое занятие. Викторина «Комнатное цветоводство».
Модуль № 4 Декоративное цветоводство.
Цель: формирование познавательной активности обучающихся в области декоративного цветоводства открытого грунта.
Задачи:
-познакомить обучающихся с основами декоративного цветоводства, с основами создания т оформления клумбы;
-способствовать формированию умений и навыков при работе с декоративными растениями;
-развивать у обучающихся познавательный интерес к выращиванию декоративных растений для клумбы;
- развивать творческие способности;
Учебно-тематический план модуля Декоративное цветоводство.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Практ | |||
1 | Тема №1 Многообразие цветочно-декоративных растений. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, наблюдение. |
2 | Тема №2 Биологические особенности цветочно-декоративных растений. | 14 | 4 | 10 | Устный опрос, игра: «Найди ошибку», игра: «Вылечи растение». |
3 | Тема №3 Выращивание декоративных растений в открытом грунте. | 10 | 2 | 8 | Устный опрос, Тесты: «Цветоводство», выставка комнатных растений, оформление цветочной клумбы. |
Итого: | 28 | 8 | 20 |
Содержание учебно-тематического плана модуля Декоративное цветоводство.
Тема №1 Многообразие цветочно-декоративных растений (4ч.).
Теория. Разнообразие декоративных растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Однолетние и многолетние растения. Растения открытого и защищённого грунта.
Практика. Изучение видов декоративных растений, используемых в цветоводстве.
Тема №2 Биологические особенности
цветочно-декоративных растений (14ч.).
Теория. Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений). Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Влияние температуры почвы на прорастание семян. Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения. Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение. Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян. Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Учет процента всхожести. Тара и грунт для посева семян. Безрассадный способ выращивания семян. Подготовка почвы и посев семян однолетних цветов на рассаду. Оформление дневников наблюдения за растениями. Вегетативное размножение. Естественные способы размножения. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами». Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые. Вредители и болезни цветочных декоративных культур. Признаки болезней, лечение и профилактика. Признаки повреждения, меры борьбы.
Практика. Изучение видов растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Изучение видов растений по отношению к теплу. Игра: «Найди ошибку». Изучение видов влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Выбор семян декоративных однолетников для посадки. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян однолетних цветов; написание и установка этикеток на ящиках. Оформление и ведение дневников наблюдения за растениями. Посадка луковицы тюльпана в цветочный горшок. Оформление дневника наблюдения за растением. Игра: «Вылечи растение». Уход за рассадой однолетних растений. Пикировка, уход за рассадой однолетних растений. Ведение дневника наблюдения.
Тема №3 Выращивание декоративных растений в открытом грунте (10ч.).
Теория. Выбор многолетних декоративных растений для посадки и их выращивание. Совместимость растений на клумбе. Этапы составления проекта клумбы. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Практика. Составление проекта клумбы. Подготовка и оформление клумбы. Посадка лилейников, ирисов на клумбу. Ведение дневника наблюдения. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой. Уход за высаженной рассадой.
Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Наблюдения, за ростом и развитием растений. Ведение дневника наблюдения.
Итоговое занятие. Тесты: «Цветоводство», проведение выставки комнатных растений, оформление цветочной клумбы.
Обеспечение программы.
Методическое обеспечение:
1. Основные принципы, положенные в основу программы:
-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;
-принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
В реализации дополнительной образовательной программы «Загадки природы» применяются следующие 2. Педагогические технологии: -технологии разноуровнего обучения, при котором детям даются задания разного уровня сложности в зависимости от способностей и навыков ребенка, учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося; -технологии развивающего обучения: включают постепенное усложнение материала по темам программы; -игровые технологии: включают использование игровых приемов, дидактических игр и упражнений; -информационно-коммуникативные технологии: включают: -подготовку и использование презентаций на занятиях по охране растений и животных и птиц, по строению растений, по многообразию и видам комнатных и декоративных растений, по размножению и посадке комнатных и декоративных растений и др.; -задания по поиску в сети Интернет информации по охране растений, животных и птиц, по видам комнатных и декоративных растений и др.
3. Методы обучения (по классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина): -объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, беседа, показ, инструктаж, демонстрация; -репродуктивные: задания, алгоритмы; -проблемные: беседа, игра, проблемная ситуация, обобщение; -частично-поисковые: самостоятельная работа.
4. Дидактический материал:
-Дидактические игры: «Не будем этого делать», «Береги природу», «Сохраним природу», викторина: «Охрана природы в России», викторина: «Охрана природы в Самарской области», игры: «Такие разные птицы», «Берегите птиц», «Наши пернатые друзья», викторина: «Редкие, охраняемые птицы Самарской области», игры: «Загадки о птицах», «Птицы- наши друзья», «Отгадай-ка!», «Загадки о животных», «Угадай животное по описанию», «Загадки о домашних животных», «Позаботься о питомце», «Животные родного края», « Редкие и исчезающие животные Самарской области», «Где я расту?», «Вылечи друга», «Вставь слово», «Найди ошибку», «Загадки дедушки Корня», «Убери лишнее», «Третий лишний», «Вылечи растение», викторины: «В мире растений», «Комнатное цветоводство».
-Тесты: «В мире природы», «Цветоводство».
-Презентации: «Виды животных, которые исчезли навсегда», «Виды животных и растений, занесенных в Международную Красную Книгу», «Животные и растения Самарской области, занесенные в Красную книгу РФ», «Виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ», «Видовое разнообразие птиц», «Виды диких и домашних животных», «Виды травоядных и хищных животных Самарской области», «Многообразие растений в природе», «Строение растений», «Виды комнатных растений», «Лекарственные растения», «Виды лекарственных комнатных растений», «Виды цветочно-декоративных растений», «Вредители и болезни цветочных культур. Признаки повреждения, меры борьбы», «Составление проекта и оформление клумбы».
5. Наглядные пособия:
1. Иллюстрации животных и растений и птиц, занесенных в Международную Красную книгу, в Красную книгу РФ, иллюстрации зимующих, перелетных, насекомоядных, водоплавающих, хищных птиц, иллюстрации различных видов птиц, иллюстрации диких и домашних животных, травоядных и хищных животных, иллюстрации различных видов комнатных и декоративных растений, лекарственных растений, схемы: жизненных форм растений, строения растения, строения листа и корня, цветка, иллюстрации простых и сложных листьев, схемы рисования: синицы, кошки, лисы, оленя, схемы корневых систем, видов соцветий, иллюстрации видов ветроопыляемых, самоопыляемых и пчелоопыляемых растений, различных видов плодов, иллюстрации однолетних и многолетних декоративных растений, схема вегетативного размножения растений, иллюстрации вредителей и болезней цветочных декоративных культур, иллюстрации светолюбивых, тенелюбивых, теневыносливых растений, схема групп растений по отношению к теплу.
Материально-техническое оснащение программы.
- столы, стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, акварельные краски, кисточки, простые и цветные карандаши, ластик, емкость для воды, грунт для посадки растений, семена декоративных и комнатных растений, цветочные горшки, маленькая и большая лейки, лопата, грабли, совок, бумага, ножницы, клей, комнатные растения, ящики для рассады, губка, опрыскиватель, минеральные и органические удобрения, стимуляторы роста и укоренения в ампулах, стаканчики для рассады, маркеры.
Список литературы.
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
4. Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
7. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО-16-09-01/826-ТУ)
8. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М. : Юрайт, 2016
10. Светличная Л.В. Педагогика. Курс лекций. – М. : Союз, 2019
11. Бобылева О. Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта-М, : Издательский центр «Академия», 2014.
12. Бурганская Т.М. Основы декоративного садоводства. Часть1 Цветоводство -М, : Профтех, 2014
13. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений– М.: АСТ, 2015
14. Соколова Я. В. Обо всем на свете в вопросах и ответах.- Ростов-на-Дону, 2017г.
15. Я познаю мир. Экология. М., Просвещение, 2015г.
Приложение №1
Диагностика результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
программы «Загадки природы» (ознакомительного уровня обучения).
Оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Количество баллов | Методы диагностики |
Уровень теоретических знаний | Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям | Низкий уровень (обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами). | 1-3 | Наблюдение, устный опрос, тестирование, интеллектуальные игры. |
Средний уровень (обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы). | 4-6 | |||
Высокий уровень (обучающийся знает изученный материал, может дать верный ответ, демонстрирующий полное владение материалом). | 7-10 | |||
Уровень практических навыков и умений | Работа с посадочным материалом комнатных и декоративных растений | Низкий уровень Требуется постоянная помощь и контроль за выполнением заданий, т.к. обучающийся затрудняется: подбирать тару и грунт для посева семян, сеять, выращивать и пикировать рассаду цветов, небрежно: высаживает рассаду на клумбу, сажает корневища и луковицы цветов; неправильно черенкует растения | 1-3 | Наблюдение, практические занятия, творческие задания. |
Средний уровень Требуется периодическое напоминание о том, как подбирать тару и грунт для посева семян, сеять, выращивать и пикировать рассаду цветов, высаживатьрассаду на клумбу, черенковать растения, сажать корневища и луковицы цветов. | 4-6 | |||
Высокий уровень Обучающийся самостоятельно выполняет операции при подборе тары и грунта для посева семян, умеет сеять, выращивать и пикировать рассаду цветов, высаживать рассаду на клумбу, черенковать растения, сажать корневища и луковицы цветов. | 7-10 | |||
Уход за комнатными и декоративными растениями | Низкий уровень. Обучающийся нуждается в постоянной помощи и консультации при подкормке растений, уходе за комнатными и декоративными растениями. | 1-3 | Наблюдение, практические занятия, творческие задания. | |
Средний уровень Обучающийся нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям при подкормке растений, уходе за комнатными и декоративными растениями. | 4-6 | |||
Высокий уровень. Обучающийся самостоятельно выполняет операции при подкормке растений, уходе за комнатными и декоративными растениями. | 7-10 | |||
Составление проекта и оформление клумбы | Низкий уровень. Обучающийся: нуждается в постоянной помощи и консультации при составлении проекта клумбы, выполняет работу неумело и неаккуратно при оформлении клумбы. | 1-3 | Наблюдение, практические занятия, творческие задания. | |
Средний уровень. Обучающийся нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям при составлении проекта и оформлении клумбы. | 4-6 | |||
Высокий уровень. Обучающийся умеет составлять проект оформления клумбы, выполняет работу заинтересованно и аккуратно. | 7-10 | |||
Ведение дневника наблюдения | Низкий уровень. Требуются постоянные пояснения при ведении дневника наблюдения | 1-3 | Наблюдение, практические занятия, творческие задания. | |
Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как вести дневник наблюдения | 4-6 | |||
Высокий уровень. Умеет вести дневник наблюдения. | 7-10 |
Низкий уровень освоения программы – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.
Высокий уровень освоения программы – обучающийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией, умеет применять полученную информацию на практике.
Приложение №2
Содержание календарно-тематического плана.
Дата проведения | Название раздела, темы, номер занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы контроля |
Вводное занятие (1-2) | 2 | Теория. Инструктажи по технике безопасности, по правилам дорожного движения. Знакомство с дополнительной общеобразовательной программой «Загадки природы». Практика. Тесты: «В мире природы» (проведение аттестации знаний, умений и навыков детей). | Устный опрос, тесты: «В мире природы» |
Модуль № 1 Охрана природы (22ч).
Дата проведения | Название раздела, темы, номер занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы контроля |
Тема № 1 Человек и природа. Охрана природы (4 ч.). | ||||
Занятие № 3-4 | 2 | Разрушительная деятельность человека и охрана природы. Теория. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Виды животных, которые исчезли навсегда. Охрана природных богатств: воды, почвы, воздуха, животных и растений. Практика. Игра: «Не будем этого делать». | Устный опрос, игра «Не будем этого делать», игра «В гостях у Лешего» | |
Занятие № 5-6 | 2 | Лес - наше богатство. Теория. Лес - наше богатство. Причины загрязнения планеты Земля. Как избежать загрязнения? Как беречь лес? Правила поведения в лесу. Практика. Игра «В гостях у Лешего». | ||
Тема № 2 Охрана природы в культуре народов Самарской области (6ч.). | ||||
Занятие № 7-8 | 2 | Изучение традиций русского народа по охране природы. Теория. Народы Самарской области. Отношение к природным богатствам в культурной традиции русских, татар, мордвы и чувашей. Пословицы русского народа, отражающие оценку природы и место в ней человека. Практика. Изучение традиций русского народа по охране природы. Игра: «Березка». | Устный опрос, игра «Березка». | |
Занятие № 9-10 | 2 | Экологические традиции татарского народа. Теория. Экологические традиции татарского народа. Практика. Изучение традиций татарского народа по охране природы. Работа со справочной литературой. | ||
Занятие № 11-12 | 2 | Традиции по охране природы у мордвы и чувашей. Теория. Традиции по охране природы у мордвы и чувашей. Практика. Изучение традиций мордовского и чувашского народов по охране природы. Работа со справочной литературой. | ||
Тема № 3 Охрана растительного и животного мира (12ч.). | ||||
Занятие № 13-14 | 2 | Охрана растительного и животного мира. Теория. Почему книга Красная? Знакомство с Красной книгой, её необходимость. Животные и растения, занесенные в Международную Красную Книгу. Заповедники, национальные парки мира. Практика. Игра: «Сохраним природу». | Устный опрос, игры: «Сохраним природу», «Берегите птиц», «Наши пернатые друзья», викторины: «Охрана природы в России», викторина: «Охрана природы Самарской области», «Редкие, охраняемые птицы Самарской области», «Охрана природы». | |
Занятие № 15-16 | 2 | Охрана природы в России. Теория. Охрана природы в России. Животные и растения, занесенные в Красную книгу РФ. Заповедники, заказники и национальные парки России. Практика. Изучение видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Викторина: «Охрана природы в России». | ||
Занятие № 17-18 | 2 | Охрана природы в Самарской области. Теория. Охрана природы в Самарской области. Заповедники Самарской области. Национальный парк «Самарская лука». Животные и растения Самарской области, занесенные в Красную книгу РФ. Практика. Изучение видов животных и растений Самарской области, занесенных в Красную книгу РФ. Викторина: «Охрана природы Самарской области». | ||
Занятие № 19-20 | 2 | Охрана птиц и деятельность человека. Теория. Охрана птиц и деятельность человека. Почему гибнут птицы? Основные меры по охране птиц. Виды птиц, занесенных в Международную Красную книгу. Практика. Изучение видов птиц, занесенных в Международную Красную книгу. Игра: «Берегите птиц». | ||
Занятие № 21-22 | 2 | Охрана птиц в России. Теория. Охрана птиц в России. Виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Практика. Изучение видов птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Игра: «Наши пернатые друзья». | ||
Занятие № 23 | 1 | Охрана птиц в Самарской области. Теория. Охрана птиц в Самарской области. Виды птиц, обитающих на территории Жигулевского заповедника. Птицы национального парка «Самарская Лука». Практика. Викторина: «Редкие, охраняемые птицы Самарской области. | ||
Занятие № 24 | 1 | Итоговое занятие. Викторина: «Охрана природы». |
Модуль № 2 Царство живой природы (28ч.).
Дата проведения | Название раздела, темы, номер занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы контроля |
Тема №1 Живая природа (4ч.). | ||||
Занятие № 25-26 | 2 | Понятие живой природы. Теория. Понятие живой природы. Многообразие животных и растений планеты Земля. Беседа: «Природа – наш дом». Практика. Игра: «Загадки о природе». | Устный опрос, игра: «Загадки о природе», игра: «Отгадай-ка!» | |
Занятие № 27-28 | 2 | Природа - наш дом. Теория. Беседа: «Природа – наш дом». Практика. Игра: «Отгадай-ка!». | ||
Тема №2 Птицы, их видовое разнообразие. Интересные факты о птицах (4ч.) | ||||
Занятие № 29-30 | 2 | Видовое разнообразие птиц. Теория. Видовое разнообразие птиц. Такие незнакомые знакомые птицы. Пернатые жители. Беседа о птицах: «Воробей – самая распространённая птица на Земле. Ворона – «интеллектуальная» птица. Ворон – красивая, умная птица. Сорока-белобока – «лесная сплетница». «Лесной доктор» - дятел. Соловей – «великий маэстро». Галка – городская птица. Загадочная птица – кукушка. «Пернатая кошка» - сова. Любимая птица – снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Наш добрый сосед – скворец. «Золотая птица» - иволга». Великаны и карлики птичьего царства. Африканский страус. Колибри – самая маленькая птица на земле. Сова – символ мудрости. Рекордсмены в мире птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. Этапы выполнения рисунка: «Синицы на ветке». Практика. Изучение видов птиц. Игра: «Загадки о птицах». Выполнение рисунка: «Синицы на ветке». | Устный опрос, игра: «Загадки о птицах». | |
Занятие № 31-32 | 2 | Виды зимующих и перелетных птиц. Теория. Виды зимующих и перелетных птиц. Причины перелёта птиц. Беседа о наблюдениях из жизни птиц. Забота о птицах зимой. Чем кормить птиц зимой? Кормушки для птиц. Практика. Изготовление кормушек для птиц из картонных коробок. | ||
Тема №3 Животные, их разнообразие. Интересные сведения о животных (4ч.). | ||||
Занятие № 33-34 | 2 | Животные, их разнообразие. Теория. Беседа о разнообразии животного мира. Виды диких животных. Беседа: «Такие незнакомые знакомые животные. Заяц – «Длинное ухо». Лисица. «Лиса Патрикеевна». Серый хищник – волк. Хозяин леса – медведь. Любознательный зверёк – белка. Куница – охотник на белок. Лесной красавец – лось. Сердитый недотрога – ёж. Подземный житель – крот. Всеядное животное – барсук. Бобр – строитель. Запасливый бурундук. Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Мышка – норушка. Рысь – родственник кошки. Соболь – «дорогой зверёк». Тигр – самая большая кошка на Земле. Косуля – самый маленький европейский олень». Роль животных в природе и жизни человека. Рекордсмены животного мира. Самые большие и самые маленькие животные. Практика. Изучение видов диких животных. Игра «Загадки о животных». Выполнение рисунка: «Мое любимое животное». | Устный опрос, игра «Загадки о животных», игра «Загадки о домашних животных», игра: «Позаботься о питомце». | |
Занятие № 35-36 | 2 | Домашние животные. Теория. Беседа о домашних животных: «Наши верные друзья». Роль домашних животных в жизни человека. Забота о бездомных животных. Уход человека за домашними животными. Простейшие правила ухода за кошкой и собакой. Этапы выполнения рисунка: «Моя кошка». Практика. Игры: «Загадки о домашних животных», «Позаботься о питомце». Выполнение рисунка: «Моя кошка». | ||
Тема № 4 Виды животных, обитающих в окрестностях г. Кинеля. Животные Самарской области (4ч.). | ||||
Занятие № 37-38 | 2 | Виды животных, обитающих в окрестностях г. Кинеля. Теория. Виды травоядных и хищных животных, обитающих в окрестностях г. Кинеля. Основные виды хищных и травоядных животных Самарской области. Этапы выполнения рисунка: «Лиса». Практика. Изучение видов хищных и травоядных животных г.Кинеля и Самарской области. Игра « Животные родного края». Выполнение рисунка: «Лиса». | Устный опрос, игра: «Животные родного края», игра: «Редкие и исчезающие животные Самарской области» | |
Занятие № 39-40 | 2 | Виды редких и исчезающих животных Самарской области. Теория. Виды редких и исчезающих животных Жигулевского заповедника и национального парка «Самарская Лука». Этапы выполнения рисунка: «Олень». Практика. Игра « Редкие и исчезающие животные Самарской области». Выполнение рисунка: «Олень». | ||
Тема №5 Многообразие растений в природе. Строение растений (12ч.). | ||||
Занятие № 41-42 | 2 | Многообразие растений в природе. Теория. Растительный покров Земли. Разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Роль растений в природе и жизни человека. Растения путешественники. Рекорды из жизни растений. Лекарственные растения. Практика. Игра: «Где я расту?» Изучение видов лекарственных растений. Игра: «Вылечи друга». | Устный опрос, игра: «Где я расту?», игра «Вылечи друга», игра: «Вставь слово», игра «Найди ошибку», игра: «Загадки дедушки Корня», игра «Убери лишнее», игра: «Третий -лишний», викторина: «В мире растений». | |
Занятие № 43-44 | 2 | Строение растений. Лист как орган растения. Теория. Растение как организм. Отличие растений от животных. Органы цветкового растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их функции. Лист как орган растения. Части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение. Простые и сложные листья. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик, колючка. Практика. Изучение строения растения. Игра: «Вставь слово». Изучение строения листа, простых и сложных листьев. Игра «Найди ошибку». | ||
Занятие № 45-46 | 2 | Строение корня растения. Теория. Строение корня растения. Корни: главный, боковые, придаточные. Корневые системы – стержневая и мочковатая. Особенности роста корня. Поглощение воды корнем. Дыхание корней. Практика. Изучение строения корня растения и видов корневых систем. Игра: «Загадки дедушки Корня». | ||
Занятие № 47-48 | 2 | Строение побега. Теория. Побег: узел, междоузлие, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, кроющий лист, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка. Почка: строение вегетативной и генеративной почек. Метаморфозы побега: видоизменения подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица), видоизменения надземных побегов (колючки, усы). Практика. Изучение строения побега. Игра: «Убери лишнее». Изучение видов растений с видоизмененными побегами. Игра: «Найди ошибку». | ||
Занятие № 49-50 | 2 | Строение цветка. Теория. Цветок: части цветка, симметрия цветка, расположение частей цветка. Простой околоцветник, двойной околоцветник (чашечка, подчашие, венчик), положение завязи. Соцветие. Расположение цветков: одиночные цветки, виды соцветий (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка). Способы опыления цветков. Ветроопыляемые, самоопыляемые и пчелоопыляемые растения. Практика. Изучение строения цветка и видов соцветий. Конструирование моделей различных соцветий из пластилина. Изучение видов ветроопыляемых, самоопыляемых и пчелоопыляемых растений. Игра: «Третий лишний». | ||
Занятие № 51 | 1 | Изучение видов сухих и сочных плодов. Теория. Плод – зрелый цветок. Строение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек. Способы распространения плодов и семян. Практика. Изучение видов сухих и сочных плодов. | ||
Занятие № 52 | 1 | Итоговое занятие. Викторина: «В мире растений». |
Модуль № 3 Комнатное цветоводство (28ч.).
Дата проведения | Название раздела, темы, номер занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы контроля |
Тема № 1 Комнатные растения. История домашнего озеленения (4ч.). | ||||
Занятие № 53-54 | 2 | История домашнего озеленения. Теория. Комнатные растения — один из лучших способов украшения жилища человека, служебных помещений. Появление комнатных растений в древнем Египте. Практика. Изучение видов комнатных растений для украшения интерьера дома. | Устный опрос, игра «Отгадай растение». | |
Занятие № 55-56 | 2 | Изучение видов комнатных растений. Теория. Виды комнатных растений. Путешествие комнатных растений с мореплавателями и первопроходцами. Переселение комнатных растений из жарких и влажных тропических стран в дома цветоводов любителей. Настоящее и будущее домашних зеленых друзей. Практика. Изучение видов комнатных растений из других теплых стран. Игра «Отгадай растение». | ||
Тема № 2 Растения и среда (6ч.). | ||||
Занятие № 57-58 | 2 | Растения и среда. Теория. Приспособление растений к новой среде обитания. Взаимосвязь экологических факторов. Природные места обитания: тропический лес, дождевые тропические леса, сезонные тропические леса, жестколистные леса, леса и кустарники, пустыни. Практика. Работа с определителем комнатных цветов по нахождению растений разных мест обитания. Составление характеристик мест обитания растений. | Устный опрос. | |
Занятие № 59-60 | 2 | Условия разведения комнатных растений. Теория. Условия разведения комнатных растений: освещенность, расположение окон по отношению к сторонам света и количество света, температура воздуха. Влажность воздуха. Увеличение влажности воздуха. Практика. Проведение опыта по влиянию освещения на рост и развитие растений. Составление дневников наблюдения. Ведение дневников наблюдения. | ||
Занятие № 61-62 | 2 | Проведение опыта по влиянию освещения на рост и развитие растений. Практика. Проведение опыта по влиянию освещения на рост и развитие растений. Составление дневников наблюдения. Ведение дневников наблюдения. | ||
Тема №3 Зеленая аптека на окне (4ч.). | ||||
Занятие № 63-64 | 2 | Комнатные растения и здоровье человека. Теория. Комнатные растения и здоровье человека. Виды лекарственных комнатных растений. Практика. Изучение видов лекарственных комнатных растений. Проведение игры: «Третий- лишний». | Устный опрос, игра: «Третий- лишний», игра: «Зеленая аптека». | |
Занятие № 65-66 | 2 | Комнатные растения и здоровье человека. Теория. Косметические свойства комнатных растений. Витаминные чемпионы среди комнатных растений. Практика. Проведение игры: «Зеленая аптека». Уход за комнатными растениями. Ведение дневника наблюдения. | ||
Тема № 4 Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений (14 ч.). | ||||
Занятие № 67-68 | 2 | Уход за комнатными растениями. Теория. Уход за комнатными растениями. Инвентарь. Посуда для комнатных растений. Определение соотношение между шириной и высотой емкости для комнатных растений. Уход за инвентарем и цветочной посудой. Пересадка и перевалка. Поливка. Поддержание необходимой влажности. Потребность в воде. Как определить необходимость поливки. Использование материалов наблюдений за влиянием полива растений водой разной температуры на их развитие, температура воды для полива, ее качество. Техника полива комнатных растений. Практика. Проведение опыта по влиянию полива водой разной температуры на развитие комнатных растений. Ведение дневников наблюдения. | Устный опрос, викторина «Комнатное цветоводство». | |
Занятие № 69-70 | 2 | Питание комнатных растений. Теория. Рыхление почвы и ее значение. Обеспечение питания комнатным растениям. Органические и минеральные удобрения. Зависимость роста и развития комнатных растений от качества питания. Основные элементы минерального питания: азот, фосфор, калий. Другие микроэлементы — магний, кальций, сера, железо, бор, молибден, марганец, цинк, медь, кобальт. Органические удобрения. Использование и приготовление растворов минеральных удобрений. Практика. Изучение видов минеральных удобрений. Проведение опыта по влиянию растворов комплексных минеральных удобрений на комнатные растения. Ведение дневников наблюдения. | ||
Занятие № 71-72 | 2 | Семенное размножение комнатных растений. Теория. Семенное размножение комнатных растений. Подготовка семян комнатных растений к посеву, техника посева семян. Практика. Посев семян комнатных растений. Проведение опыта на влияние сока алоэ на всхожесть семян комнатных растений. | ||
Занятие № 73-74 | 2 | Уход за всходами комнатных растений. Практика. Уход за всходами комнатных растений. Ведение дневников наблюдения. | ||
Занятие № 75-76 | 2 | Вегетативное размножение комнатных растений. Теория. Вегетативное размножение комнатных растений. Различные способы вегетативного размножения: стеблевыми и листовыми черенками, делением кустов, отпрысками, отводками, луковицами, усами и т. п. Техника посадки черенков комнатных растений. Биостимулятор для укрепления черенков, уход за посаженными черенками. Практика. Черенкование растений, наблюдение за укоренением. Проведение опыта влияние сока алоэ на стимулирование образования корней у черенков. Наблюдение за укоренением черенков комнатных растений. Ведение дневников наблюдения. | ||
Занятие № 77-78 | 2 | Уход за посаженными черенками комнатных растений. Практика. Наблюдение за укоренением черенков комнатных растений. Ведение дневников наблюдения. | ||
Занятие № 79 | 1 | Уход за посаженными черенками комнатных растений. Практика. Наблюдение за укоренением черенков комнатных растений. Ведение дневников наблюдения. | ||
Занятие № 80 | 1 | Итоговое занятие. Викторина «Комнатное цветоводство». |
Модуль № 4 Декоративное цветоводство (28 ч.).
Дата проведения | Название раздела, темы, номер занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы контроля | ||
Тема №1 Многообразие цветочно-декоративных растений (4ч.). | Устный опрос. | |||||
Занятие № 81-82 | 2 | Многообразие цветочно-декоративных растений. Теория. Разнообразие декоративных растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Однолетние и многолетние растения. Растения открытого и защищённого грунта. Практика. Изучение видов декоративных растений, используемых в цветоводстве. | ||||
Занятие № 83-84 | 2 | Однолетние и многолетние декоративные растения. Теория. Однолетние и многолетние растения. Растения открытого и защищённого грунта. Практика. Изучение видов однолетних и многолетних декоративных растений, используемых в цветоводстве. | ||||
Тема №2 Биологические особенности цветочно-декоративных растений (14ч.). | ||||||
Занятие № 85-86 | 2 | Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Теория. Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений). Практика. Изучение видов растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). | Устный опрос, игра: «Найди ошибку», игра: «Вылечи растение». | |||
Занятие № 87-88 | 2 | Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Теория. Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Влияние температуры почвы на прорастание семян. Практика. Изучение видов растений по отношению к теплу. Игра: «Найди ошибку». | ||||
Занятие № 89-90 | 2 | Вода и её значение для декоративных культур. Теория. Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения. Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение. Практика. Изучение видов влаголюбивых и засухоустойчивых растений. | ||||
Занятие № 91-92 | 2 | Семенное размножение декоративных культур. Теория. Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян. Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Учет процента всхожести. Тара и грунт для посева семян. Безрассадный способ выращивания семян. Практика. Выбор семян декоративных однолетников для посадки. Подготовка почвы и посев семян однолетних цветов на рассаду. | ||||
Занятие № 93-94 | 2 | Посев семян однолетних цветов на рассаду. Практика. Выбор семян декоративных однолетников для посадки. Теория. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян однолетних цветов; написание и установка этикеток на ящиках. Оформление и ведение дневников наблюдения за растениями. | ||||
Занятие № 95-96 | 2 | Вегетативное размножение декоративных культур. Теория. Вегетативное размножение декоративных культур. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами». Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые. Практика. Посадка луковицы тюльпана в цветочный горшок. Оформление дневника наблюдения за растением. | ||||
Занятие № 97-98 | 2 | Вредители и болезни цветочных декоративных культур. Теория. Вредители и болезни цветочных декоративных культур. Признаки болезней, лечение и профилактика. Признаки повреждения, меры борьбы. Практика. Игра: «Вылечи растение». Уход за рассадой однолетних растений. Пикировка, уход за рассадой однолетних растений. Ведение дневника наблюдения. | ||||
Тема №3 Выращивание декоративных растений в открытом грунте (10ч.). | ||||||
Занятие № 99-100 | 2 | Выбор многолетних декоративных растений для посадки и их выращивание. Теория. Выбор многолетних декоративных растений для посадки и их выращивание. Совместимость растений на клумбе. Этапы составления проекта клумбы. Практика. Составление проекта клумбы. Подготовка и оформление клумбы. Посадка лилейников, ирисов на клумбу. Подготовка и оформление клумбы. Посадка лилейников, ирисов на клумбу. Ведение дневника наблюдения. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. | Устный опрос, тесты: «Цветоводство», выставка комнатных растений, оформление цветочной клумбы. | |||
Занятие № 101-102 | 2 | Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт. Теория. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт. Практика. Подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой. Уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Наблюдения, за ростом и развитием растений. Ведение дневника наблюдения. | ||||
Занятие № 103-104 | 2 | Наблюдение за ростом и развитием растений. Практика. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Наблюдение за ростом и развитием растений. Ведение дневника наблюдения. | ||||
Занятие № 105-106 | 2 | Наблюдение за ростом и развитием растений. Практика. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Наблюдение за ростом и развитием растений. Ведение дневника наблюдения. | ||||
Занятие № 107 | 1 | Наблюдение за ростом и развитием растений. Практика. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Наблюдения, за ростом и развитием растений. Ведение дневника наблюдения. | ||||
Занятие № 108 | 1 | Итоговое занятие. Тесты: «Цветоводство», проведение выставки комнатных растений, оформление цветочной клумбы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы
Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности. Она является инструментом приобщения детей к эколого-природоведческому образ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеобразовательная программа "Карусель природы"
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, ч...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...