Сценарий урока «Нервная система – дирижёр нашего организма»
методическая разработка по биологии (8 класс)

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru
Тип учебного занятия: проблемный
Вид учебного занятия: урок - исследование
Цели учебного занятия: 
Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:
- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга; разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы;
- обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма. 
2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая: 
-обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы; продолжат развивать умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;
- обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная: 
- обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;
- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке;
- обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.
Исходное состояние обучающихся: 
- знают и называют основные системы органов в организме, в том числе нервную систему; 
- знают и называют основные виды тканей в организме, в том числе нервную ткань;
- знают строение и свойства нервной ткани, строение нервной клетки – нейрона;
- имеют представление о рефлексах и их влиянии на жизнедеятельность организма.
Оборудование урока:
Средства обучения: 1. учебно-материальные (компьютер, проектор, экран);
                                  2. психолого-педагогические (рабочие листы учащихся).
Содержание урока:
Содержание соответствует программе, целям и задачам урока. При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в которых проводился урок. Мной была выстроена диагностическая карта урока, в которой отображены следующие факторы, влияющие на урок:
отношение учащихся к учёбе (с р е д н и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению, характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению. Преобладает ситуативный характер ответственности, рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность. Активность проявляется в условиях коллективной работы);
отношение к предмету (класс архитектурный, поэтому биология не входит в «тройку» самых необходимых, приоритетных предметов, и я хотела бы повысить уровень заинтересованности учащихся биологией, используя различные формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, создавая атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса). 
работоспособность учащихся (так как это четверг, середина недели, 6 урок, я решила создать на уроке педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Выбрала такие методы, когда ученики сами добывают знания непосредственно из объектов изучения, которые ориентированы на развитие личности ученика и его творческих способностей, на устранение авторитарного стиля управления познавательной деятельностью школьников. Такие формы и виды учебной деятельности, как групповая и парная работа могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности);
достаточный объём работы;
уровень формирования умений применять знания (на среднем уровне).
Для повышения уровня формирования умений применять знания, на этапе актуализации я направляю учащихся на формулировку  проблемы урока, а на этапе формирования новых знаний, умений и навыков ставлю перед учащимися проблемную задачу, которая приводит к осознанию необходимости постоянного пополнения своего индивидуального опыта. В ходе групповой и парной работы учащиеся обучаются различным видам деятельности: подготовке выступления перед классом по заранее подготовленным вопросам, коллективному обсуждению и решению поставленной задачи. Динамическая смена видов деятельности поддерживает активность учащихся и интерес к выполняемому заданию в течение всего урока.
Урок способствует формированию интеллектуальных, практических и общеучебных знаний, умений и навыков. На уроке формировались умения формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга, объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма. Развивались умения формулировать проблему и предлагать пути её решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать; анализировать результаты своей деятельности. Учащиеся демонстрировали навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществляли сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке, проявляли интерес к учебному материалу. На уроке закреплялись знания новых анатомо-физиологических понятий, выявлялось понимание учащимися ценности собственного здоровья и важной роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма.
Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся в ходе исследовательской работы и эвристической беседы. На уроке осуществлялись метапредметные связи с музыкой (на этапе актуализации и применения новых знаний в новой ситуации),  соблюдались внутрипредметные связи. Содержание урока, методы и приёмы, используемые учителем, способствовали развитию интереса к учению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Нервная система – дирижёр нашего организма»

Структура занятия

Психолого-педагогический комментарий деятельности

Деятельность учащихся

( ожидаемый результат)

1.

Организационный момент: 1 мин.

Приветствие, представление учителя классу:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок биологии, и сегодня его проведу я – учитель биологии лицея № 87 Бирюкова С.В.

- Каким вы хотите, чтобы был наш урок?

(Интересным, полезным.)

- Вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным.

Создаётся психологический климат в классе для дальнейшей работы на уроке.

Цель организационного момента - психологический переход от одного урока к другому, побуждение учащихся к активной деятельности, создание настроя на работу во время урока.

Настраиваются на урок.

Происходит установление  эмоционального контакта с учителем.

2.

3.

Этап актуализации знаний: 5 мин.

Учитель:

- Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают смычковые, духовые, ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а какая система исполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре?

(Нервная).

- В чём состоит важнейшая задача дирижера? 

(в объединении частей организма, их согласованной работе).

- Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Что может помочь человеку в такой ситуации?

(Надежда, воля, эмоциональный настрой, мышление, чувства…Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь).

-Без  какой  системы  невозможно  существование  организма,  почему?

(Она регулирует и согласует работу органов, обеспечивает постоянство внутренней среды, приспособление организма к внешней среде, психическую деятельность человека).

Учитель:

- Ребята, давайте сформулируем проблему нашего урока?

(Какое значение имеет состояние нашей нервной системы для поддержания здоровья человека?)

- Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы?

(должны  выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека). Это и будет задачей нашего урока.

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему занятия (если учащиеся не формулируют тему, то её называет учитель): «Нервная система – дирижер нашего организма»

Учитель предлагает учащимся записать тему урока в рабочих листах.

Этап формирования новых знаний, умений и навыков: 15 мин.

Учитель: ребята, ваша оценка за урок будет складываться из выполнения заданий в рабочих листах и активной работы.

-  Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена. Почему?

(Две части системы выполняют разные функции, а вместе объединяются для обеспечения согласованной работы)

- Из каких двух частей (отделов) состоит нервная система? 

Если учащиеся не отвечают на вопрос, то учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о строении НС  и даёт задание заполнить схему строения НС в рабочих листах).

Учитель предлагает проверить правильность заполнения схемы со слайда презентации.

- А что особенного у каждой из этих частей нервной системы? Что общее, а что единичное?

(Общее: обе части нервной системы состоят из нервной ткани и нервных клеток - нейронов.

Различие: ЦНС образована головным и спинным мозгом, периферическая состоит из нервов и нервных узлов).

Учитель дополняет:

Различие в функциях частей НС: ЦНС регулирует все жизненно важные функции организма, воспринимает и обрабатывает поступающую информацию, регулирует работу всех органов. ПНС участвует в осуществлении рефлексов и передает нервные импульсы от центральной нервной системы к органам и обратно).

- Давайте проиллюстрируем эту функцию НС.

- Возьмитесь за руки (впереди сидящий ученик берёт за руку сзади сидящего в своём ряду – варианте и т.д. по цепочке).

- По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему.

- Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? Это и предстоит вам выяснить, т.е. исследовать путь прохождения информации.

Учитель:

- Все учащиеся являются сотрудниками 3-х  лабораторий: 1- лаборатория (1 ряд учащихся), 2 – лаборатория (2 ряд), 3 – лаборатория (3 ряд).

- Техничность задания заключается в том, чтобы выяснить принцип работы нервной системы, научиться составлять схемы рефлексов в ходе собственного исследования, организованного в парах.

Задание для 1 лаборатории (задания не озвучиваются, а раздаются парам учащихся):

Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу приходиться пройти большой путь? Составьте и запишите схему данного рефлекса.

Задание для 2 лаборатории:

Составьте последовательность прохождения нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека.

Запишите и объясните схему данного рефлекса.

Задание для 3 лаборатории:

Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при автоматизированном прямолинейном движении спортсмена (бег, ходьба). Запишите и объясните схему данного рефлекса.

Учитель организует процесс отчёта пар о проведённых ими исследованиях (одна пара из каждой лаборатории отчитывается перед классом о выполненном задании, вывешивая на доску схему рефлекса, остальные выполняют исследование в рабочих листах).  

- После отчёта лабораторий учитель предлагает учащимся просмотреть видеоролик о строении рефлекторной дуги.

Учащиеся за защиту своего образовательного продукта получают оценку.

- Какой вывод можно сделать о  роли рефлексов в работе нервной системы и в жизни человека?

Актуализация знаний проводится в форме размышления с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Акцент делается на выявление индивидуального опыта учащихся по отношению к предстоящему изучению и пониманию нового материала.

Постановка проблемы урока побуждает к активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Постановка проблемы урока является логическим переходом к изучению новой темы.

Проблема урока и тема демонстрируются на слайде компьютерной презентации к уроку.

В ходе размышления происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Акцент делается на выявление индивидуального опыта учащихся по отношению к предстоящему изучению и пониманию нового материала.

Использование средств ИКТ (компьютерной презентации) делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемом объекте;

повысить роль наглядности в учебном процессе.

Использование на уроках биологии заданий по построению схем  способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Перед учащимися ставится проблемная задача, приводящая их к осознанию необходимости постоянного наращивания, пополнения своего индивидуального опыта.

Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей своего организма, раскрывая рефлекторный принцип работы нервной системы.

Учитель определяет конечный результат – форму отчёта пар перед классом.

В ходе парной работы в  форме диалога происходит активное речевое развитие, достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан в парной или групповой работе.

Практика организации парной работы учащихся на уроках биологии показала, что это эффективное средство развития самостоятельности мышления разных категорий детей, как отличающихся высоким уровнем мыслительных операций, так и слабых учеников.

Повышается интерес к предмету, вырабатываются навыки социального общения.

Учитель помогает суммировать информацию и подвести итоги проделанной работы. Поощряет и поддерживает выступающих посредством реплик.

Активизируется познавательная деятельность учащихся, они менее скованны в своих мыслях и действиях.

Учащиеся поддерживают и усиливают значение полученной ранее информации в форме образа.

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, задачу и тему урока.

Активизируется познавательная деятельность учащиеся.

Учащиеся записывают тему занятия в своих рабочих листах.

Использование видеометода с применением компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

У детей развивается сообразительность, логика и прочие способности, необходимые для творчества.

Учащиеся осуществляют самопроверку заполнения схемы со слайда презентации.

Активизируется познавательная деятельность учащиеся. Учащиеся получают наглядное представление об изучаемом объекте.

Учащиеся выявляют личный опыт и проблематику к обозначенной учебной задаче.

В результате решения проблемной задачи учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции.

Учащиеся выявляют личный опыт и проблематику к обозначенной учебной задаче.

В результате решения проблемной задачи учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции.

Ученики, объединённые в пары, обсуждают новый материал, готовят выступление.

На данном этапе урока создаётся атмосфера увлечённости и интеллектуального поиска с целью получения новых знаний.

Учащиеся обсуждают в парах поставленную задачу, дискутируют, стремятся понять друг друга.

Это открывает возможность сотрудничества, обогащения смыслами.

Во время выступлений учащиеся демонстрируют умение анализировать информацию, отвечать на поставленные вопросы, ощущают важность собственных «открытий» знаний.

Учащиеся осваивают навыки диалогического общения, для которого очень важно уметь ясно излагать свои мысли и уметь слышать других.

В ходе обсуждения, сопоставления мнений учащиеся демонстрируют свои образовательные продукты в виде идей.

4.

Применение новых знаний в новой ситуации: 8 мин.

Организуется эвристическая беседа:

- Организм — это единый сложный комплекс, нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и функционирование организма как единого целого.

Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда) в 50% случаев оказывает влияние образ жизни. Какой из этого можно сделать вывод?

(нашим здоровьем мы можем управлять сами при помощи нервной системы, поэтому важно знать и соблюдать правила её гигиены).

- Сформулируйте правила гигиены нервной системы в своих рабочих листах?

- Ребята, а теперь озвучьте те правила, которые у вас получились?

- Давайте проверим все ли правила мы назвали? (просмотр слайда).

А ещё для снятия напряжения помогает классическая музыка Моцарта, Брамса, Чайковского.

(Звучит музыка)

Учитель подводит итоги урока под музыку:

-Ребята, мы решили поставленную на уроке проблему?

- Было ли вам интересно?

Учитель в ходе эвристической беседы подводит учащихся к размышлениям о том, что поняли и чего достигли на уроке в сфере получения новых знаний.

Выявляет понимание учащимися важной роли нервной системы в укреплении собственного здоровья.

Формируется чёткая обратная связь на уровне личности ученика.

Формируется система целостных знаний по данной теме.

Учитель выявляет понимание учащимися ценности собственного здоровья и необходимости гигиены нервной системы для сохранения и укрепления здоровья.

Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока.

Осознают и дают понять учителю и своим товарищам, как этот материал вписался в их систему знаний.

Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока.

На данном этапе урока происходит

развитие самосознания учащихся,

повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений;  сохранение психического и физического здоровья  учащихся;

изменяется отношение к проблеме своего здоровья учащихся.

Происходит обсуждение того, что узнали, и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной в начале урока задачи, свою активность.

6.

Домашнее задание – 1 мин.

Написать эссе, содержащее личный взгляд на тему урока: «Нервная система – дирижер нашего организма».

Учитель записывает домашнее задание на доске, комментирует его.

Создаёт условия для более активного осмысления изученного материала.

Записывают задания в дневники.

Учащиеся получают возможность самостоятельного поиска ответов на вопросы. Возникает заинтересованность предметом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по биологии "Нервная система - дирижер нашего организма""

Интерактивный урок обобщения и углубления знаний о строении и значении нервной системы, развить имеющиеся знания о нейроне, рефлексе, рефлекторной дуге. Урок сопровождается презентацией.   ...

Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система

План-конспект урока п теме :"Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система" и презентация к уроку....

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Презентация к уроку "Нервная система"

Презентация к уроку "Нервная система"....

Конспект урока 8 класс "Нервная система – дирижер нашего организма."

Образовательно-развивающаяПрименение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и гол...