Конспект урока 8 класс "Нервная система – дирижер нашего организма."
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Наталья Владимировна Агапитова
  1. Образовательно-развивающая

Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

Развитие умений:

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы- суждения)

II   Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_biologiya_8_klass.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  БИОЛОГИИ
Класс
: 8

Тема урока: Нервная система – дирижер нашего организма.

Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)

Цели:

  1. Образовательно-развивающая
  1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)
  2. Развитие умений:

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы- суждения)

II   Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.

Оборудование: Таблицы «Нервная система», «Головной мозг», компьютер, проектор, экран, презентация «Нервная система – дирижер нашего организма» (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).

1.Оргмомент.

Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают  и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре,  гармонично сливаясь в одно целое,  огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре.  Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.

Заявка на оценку:    «5» - 15 баллов

                                  «4» -8-14 баллов

                                  «3» -3- 7 баллов

Верная версия – 1-2 балла

Вопрос - понятие – 1 балл

Ответ на вопрос - понятие – 1балл

Вопрос - суждения – 1 балл

Ответ на вопрос - суждение – 1балл

Возражение – 1-3 балла

 

2.Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1 (Фронтальный опрос)

Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена.

Из каких противоположных структур состоит нервная система?

Таким образом, во внутренней раздвоенности нервной системы проявляется закон единство и борьба противоположностей

Нервная система

      Центральная                   Периферическая

Спинной       Головной      

                                Вегетативная  Соматическая        

Задание 2

А что особенного у каждой из этих частей.

А что общее?

Единичное?

Расположение в организме (ЦНС и ПНС).

Все состоят из нейронов.

Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества.

Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов.

Общее, что белое вещество и нервы – это скопление аксонов, а серое вещество и нервные узлы – дендритов и тел нейронов.

Задание 3

Что называется нейроном?

Как доказать, что нейрон является основной функциональной единицей нервной ткани?

Нейрон -  клетка нервной ткани, которая принимает, обрабатывает и передает нервные импульсы.

Функция нервной ткани – передавать нервные импульсы.

Задание 4

Что представляет собой нервный импульс?

Когда в нейроне образуется нервный импульс?

Нервный импульс – электрическая волна.

Когда появляется раздражение.

Задание 5

Каким образом в организме человека передаются раздражения?

Что выражает рефлекторная дуга?

Что такое рефлекс?

Каковы виды рефлексов?

По рефлекторной дуге.

Путь прохождения рефлекса.

- ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.

Безусловные и условные.

Задание 6

Что является исходной основой всех функций нервной системы?

Рефлексы, рефлекторная дуга.

Задание 7

Индивидуально дома по теме «Рефлекс» вами составлены вопросы-суждения.

Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

Слушаете ответы и даете им оценку.

Возможные вопросы

1.Чем  объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию?

2.В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс?

3.Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс?

4.Почему существование живых организмов невозможно без рефлексов?

Задание 8 (Индивидуальная работа по карточкам)

В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как:

1 группа

На слово лимон выделяется слюна.

На яркий свет расширение и сужение зрачка.

2 группа

При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки.

Происходит чихание и кашель.

3 группа

На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна?

После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?

4 группа

После бега происходит учащение частоты дыхания?

При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается?

После индивидуальной работы обсудите результаты в группе, найдите общий правильный на ваш взгляд вариант ответа и защитите его перед классом.

Условный рефлекс.

Большие полушария, височные доли.

Безусловный рефлекс.

Средний мозг.

Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.

Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.

Условный рефлекс.

Большие полушария, затылочные доли.

Безусловный рефлекс.

Мозжечок.

Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.

Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.

Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.

Почему нервная система является дирижером нашего организма?

Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

3 Рефлексия.

4 Домашнее задание. Показать отношения между понятиями кругами Эйлера.

  1. А – мозжечок ; В – головной мозг

С – продолговатый мозг; Д – мост;  

  1.  А – нервная ткань;    

В – нейроглия

С – нейрон

  1. А – чувствительные нервы;

В -  смешанные нервы;

С – двигательные нервы.

  1. А – мигание

В – кашель

С – рисование

Д – безусловный рефлекс

Е – рефлекс

К – условный рефлекс

  1. А – нервная система

В - Симпатический отдел

С - Парасимпатический отдел

Д - Вегетативная система

Е - Периферическая нервная система

К - Центральная нервная система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

Урок-обобщение по биологии "Нервная система - дирижер нашего организма""

Интерактивный урок обобщения и углубления знаний о строении и значении нервной системы, развить имеющиеся знания о нейроне, рефлексе, рефлекторной дуге. Урок сопровождается презентацией.   ...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Конспект урока "Органы, системы органов, организм" 8 класс

Данный урок разработан с испольванием технологии проблемного обучения....

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

Сценарий урока «Нервная система – дирижёр нашего организма»

Тип учебного занятия: проблемныйВид учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатс...