Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
План-конспект урока п теме :"Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система" и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznedeyatelnost_organizma_i_ee_regulyatsiya.docx | 19.87 КБ |
nervnaya_sistema_6_klass.pptx | 1.4 МБ |
plan.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 25 " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."
1.ФИО(полностью) Лещук Оксана Николаевна
место работы , должность МБОУ Костинская ООШ, учитель биологии
2. Предмет биология
3. класс 6
4. номер урока урок № 25
5. базовый учебник Биология 6 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений/ Н.И. Сонин. - 4 -е изд., М.: Дрофа, 2010
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов.
Задачи:
обучающие- определять особенности поведения животных, выделять характерные признаки разных типов нервной системы
развивающие- совершенствовать умение работать с различным источниками информации ( учебник, биологический словарь), продолжить развитие умения сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию
воспитательные- продолжить формирование интереса к предмету, знать основные правила и принципы отношения к живой природе
Тип урока: открытие новых знаний
Форма работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями и карточки рефлексии
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название использованных ЭОР |
I.Организационный момент (1-2 мин) | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | |
II.Мотивация к учебной деятельности.(5 мин) | Учитель на слайде показывает 2 изображения : диспетчера за пультом управления и хирурга во время , проведения операции. Задание. Подберите по 1 слову-ассоциации, которое характеризует эти профессии. Люди в этих профессиях ( диспетчер- пилот, хирург- пациент) тесно взаимосвязаны между собой, где любое изменение влечет за собой изменение поведения другого. Так и в природе живые организмы тесно связаны с окружающей средой; любое изменение в окружающей среде тот час влияет на живые организмы , которые отвечают на него своей деятельностью( поведением). Запишите в тетради число и тему урока. | Учащиеся пишут слова на выданных листах. Затем каждый выходит и прикрепляет свое слово на магнитную доску, составляется ассоциативный ряд ( приказ, управление, взаимодействие, единство, согласование, остановка, направление), который сравнивается с а. рядом, составленный учителем. Записывают число и тему урока. | Слайд №1 Слайд №2 |
III. Открытие новых знаний. | На экране появляется слайд (лиса и заяц). Скажите как изменится поведение зайца при появлении лисы. Простейшие- представители живых организмов, значит они тоже способны к регуляции своих процессов. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это. В ходе эволюции процессы регуляции и координации усложнялись, совершенствовались и работу всех органов , их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы. найдите в тексте учебника у кого впервые появилась нервная система, каковы ее особенности, рассмотрите рис.115 На доске учитель пишет название схемы " Типы нервной системы", которая будет заполняться по ходу изучения нового материала. Как вы думаете откуда взялось такое название? опишите, что произойдет с гидрой если ей нанести укол, прикоснувшись к щупальцу. Ребята такое поведение называется рефлексом. Запишите себе определение в тетрадь. Как вы думаете могут быть рефлексы у инфузории-туфельки? На экране появляются рисунки -схемы нервной системы дождевого червя, моллюска, рака. Посмотрите и скажите какие отличия в строении нервной системы вы видите. Попробуйте сами составить вопросы на основе текста учебника | Делают предположения, согласно составленного ассоциативного ряда. Работают с текстом учебника. Находят примеры. Находят ответ в учебнике( диффузная нервная система-кишечнополостные) Учащиеся переносят схему себе в тетрадь, в которой заполняется 1 графа. Нервная система гидры состоит из клеток, которые соединяясь своими отростками как сетью, опутывают все ее тело. Гидра сожмется в комок. Записывают определение. РЕФЛЕКС-это адекватная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы. Нет, т.к. это одноклеточные организмы, у них нет нервной системы, а без нее нет рефлекса Если возникают затруднения обращаются к тексту учебника, где находят название второго типа нервной системы ( узловой) и третьего типа ( нервная трубка) вносят их в схему. составляют вопросы, задают их друг другу, ( работают в парах) | Слайд №4 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8,9,10,11 |
IV. Первичное закрепление приобретенных знаний с использованием технологии" 1 ученик-1 компьютер" | 1.выполните интерактивное задание"нервная система" | Учащиеся выполняют задание на компьютерах. | Слайд ( ответ)№12 |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1.Перечислите отделы нервной системы дождевого червя 2.Лабораторная работа. " Изучение ответной реакции животных на раздражение" Задачи: пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель, сделать вывод. На экране отображается карточка- инструкция по выполнению л. работы. | Слушают отвечающих, помогают формулировать ответы. По инструкции учащиеся выполняют работу в тетради. | Слайд №14 |
VI. Рефлексия. | Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана . | Слайд№ 19 | |
VII. Домашнее задание. | На слайде отображается задание на дом. | Учащиеся записывают задание в дневник. | Слайд № 20 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок биологии в 6 классе на тему: Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система. Учитель биологии Лещук О.Н. МБОУ Костинская ООШ
1. Раскрыть особенности строения нервной системы. Сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы. Развивать умения сравнивать нервные системы различных групп животных. Задачи урока:
Нервная клетка тело Нервные окончания ядро отростки
Нервная система кишечнополостных Нервные клетки у этих животных, соприкасаясь друг с другом , образуют сетчатую нервную систему.
Рефлекс Это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы Врожденный Приобретенный ( безусловный) (условный )
Нервная система кольчатых червей
Нервные окончания Нервные узлы Нервная система моллюсков
Надглоточный нервный узел Брюшная нервная цепочка Брюшные нервные узлы Подглоточный нервный узел Нервная система членистоногих
Типы нервной системы сетчатая узловая Нервная трубка
Проверь себя 1.Нервные 2.Нервные 3.Нервную 4.Рефлексом 5.Головного 6.Спинного 7.Спинной 8.Головной 9.Передний 10.Средний 11.Задний
Лабораторная работа «Изучение ответной реакции животных на раздражении» Цель: пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель Ход работы: Попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю. Пронаблюдайте ответную реакцию животного, опишите ее и сделайте вывод.
Нервная система земноводных Нервная система пресмыкающихся
Нервная система рыб
Нервная система птиц Нервная система млекопитающих
Инстинкт -это врожденный комплекс определенных особых для каждого вида реакций на воздействия среды.
Эволюция головного мозга
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ . 1. стр 114-119 ( читать) 2.Устно ответить на вопросы 1-10 стр. 126
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по учебнику «Живой организм»,6 класс
Авторы: Н.И.Сонин
Тема: " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."
(Технологическая карта изучения темы)
Тема | " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система." | |
Цель темы | организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
В познавательной сфере: 1.Давать определение изученных понятий: раздражимость, рефлекс, 2. научиться различать изученные объекты на таблицах; 3.называть системы, которые обеспечивают координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; 4.объяснять принцип работы нервной системы; 5. описывать типы нервных систем у животных 6. характеризовать следующие понятия : раздражимость, чувствительность, нервная система, сетчатая нервная система, рефлекс, инстинкт, нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, спинной и головной мозг. | Личностные: 1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 2.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1.Умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность.(работа с учебником) 2. Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Познавательные: 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 2. Устанавливать причинно следственные связи. 3.Формулировать проблему. 4.Давать определения понятиям. Коммуникативные: 1.Строить понятное монологическое высказывание. 2. Обмениваться мнениями в паре. 3. Активно слушать одноклассников и понимать их позицию. 4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о жизнедеятельности организмов. | |
Основные понятия | раздражимость, чувствительность, нервная система, сетчатая нервная система, рефлекс, инстинкт, нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, спинной и головной мозг. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Анатомия, физиология | Индивидуальная Парная Фронтальная | Учебник Рабочая тетрадь Раздаточный материал Проектор Компьютер Презентация, разработанная учителем Мел Доска Таблицы |
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия ( 5 мин) | ||||||
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Открытие новых знаний(15 мин) | ||||||
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Обучающиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Выдвигая цели делают умозаключения | Устанавливают рабочие отношения в паре.Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции . | Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение | Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний (5 мин) | ||||||
Учитель организует работу с компьютерами консультирует по выполнению задания (http://LearningApps.org/display?v=pc1tzu20c) | Поиск и обработка ресурсов | Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи | организуют учебное сотрудничество | Устанавливают партнёрские отношения | Добывают новые знания | Оценивают объективные трудности |
4-й этап. Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи.(10 мин) | ||||||
Организует выполнение задания и лабораторной работы | Выстраивают причинно- следственные связи | Взаимодействие в групповом коллективе | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Прогнозируют развитие процессов в живых организмах | ||
5-й этап. Рефлексия.(3 мин) | ||||||
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели | Участвуют в обсуждении | Осознанно строят выводы | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их | Осуществляют итоговый контроль |
6-й этап. Домашнее задание.( 2 мин) | ||||||
Задаёт и комментирует домашнее задание стр 114-117, ответить на вопросы 1-6 стр.126,заполнить таблицу "Строение нервной системы"(выдаются карточки-задания) Подведение итогов урока | Воспринимают информацию, | Осознанно фиксируют информацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...
Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими те...
Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"
Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...
технологическая карта урока по биологии " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."
технологическая карта...
Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.
Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...
План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".
Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...