Предметная неделя «В мире естественных наук»
классный час

Старокожева Алла Ивановна

В работе даны практические рекомендации руководителям школьных методических объединений и учителям-предметникам для подготовки и проведения недели естествознания (физики, химии, географии и биологии) в общеобразовательной школе, направленные на реализацию задач, поставленных перед образованием федеральными государственными образовательными стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя «В мире естественных наук»

 Методические рекомендации для проведения недели естествознания в общеобразовательной школе «В мире естественных наук» подготовлены учителем биологии, руководителем школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла Старокожевой Аллой Ивановной МБОУГ №1 г.Светлограда Ставропольского края.

В работе даны практические рекомендации руководителям школьных методических объединений и учителям-предметникам для подготовки и проведения недели естествознания (физики, химии, географии и биологии) в общеобразовательной школе, направленные на реализацию задач, поставленных перед образованием федеральными государственными образовательными стандартами.

 «Методические рекомендации» облегчат труд учителей-предметников, руководителей школьных МО, по подготовке и проведению такого массового и продолжительного внеурочного мероприятия, как неделя естественных наук.

В условиях введения и реализации образовательных стандартов нового поколения учителю-предметнику ежедневно приходится решать новые задачи по активизации познавательной деятельности учащегося, формированию и развитию у него устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Повышение познавательной активности можно достигнуть только при целостном подходе к учебной и внеурочной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм в этом направлении является предметная неделя.

«Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений»

В связи с этой концепцией Стандартов образования актуальными являются следующие показатели эффективности образования:

  • «придание результатам образования социально и личностно значимого характера», что может быть реализовано в процессе подготовки и презентации учащимися 7- 11-х классов классных часов в 1-6–х классах. Выполнение ребятами заданий для персонала гимназии и учащихся в рамках проектов повышает ответственность за полученный результат, вызывает необходимость совершенствования знаний и умений, в том числе информационно-коммуникативных.
  • «Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области». Неделя естественных наук в гимназии дает возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении, а учащимся показать результаты своего труда широкой школьной общественности, а так же родителям.
  • «Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний». Для достижения этой цели планируются разнообразные внеурочные мероприятия, доступные учащимся с разной степенью одаренности в области данных наук, разным темпом усвоения знаний и характером заинтересованности в обучении.
  • «Существенное повышение мотивации и интереса к учению». Школьная неделя наук является многодневным праздником, так как проходит в атмосфере азарта,

соревновательности, сотрудничества администрации, учителей, учащихся, персонала гимназии и родителей. Мероприятия носят не просто учебный характер, а дают возможность получить результат и заработать положительную оценку даже слабому учащемуся.

  • «Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.» Эта задача наиболее эффективно реализуется при выполнении учащимися различных заданий: изготовление буклетов с использованием компьютерных технологий, подготовка презентации для проведения классного часа, написание сочинения на природоохранную тему и т.д.

Предметные недели как традиционная часть урочной и внеурочной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в естественно-математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Однако всегда проведение предметных недель требует усиленной подготовки от организаторов недели, предполагает активное участие и взаимодействие учащихся, учителей-предметников, классных руководителей, родителей.

Предметная неделя - это возможность проявить себя для каждого, пусть даже неважно успевающего ученика. Это совместная деятельность учащихся и педагогов. Неделя естествознания в гимназии должна стать настоящим праздником детской фантазии и творчества.

В работе рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения предметной недели на примере личного опыта авторов по проведению недели естествознания в общеобразовательной школе.

1. Планирование недели естествознания в гимназии. Подготовка к неделе учащихся и педагогов

Планирование недели естествознания в гимназии начинается в сентябре на первом заседании школьного методического объединения учителей естествознания. Сначала утверждается тема работы МО на год, обсуждаются цели работы, а затем выбираются мероприятия, которые необходимо провести для реализации данных целей и способы их проведения. Обычно тема школьной недели наук соответствует главным событиям и юбилейным датам, отмечаемым в России в текущем учебном году.

Создается организационная группа, в которую входят учителя химии, физики, биологии, географии и по одному представителю от каждого класса. В течение учебного дня они проводят опрос среди учащихся гимназии о том, что их интересует в данной теме, в каких видах работ желают принять участие. Предпочтения и пожелания учащиеся передают учителям естествознания, которые затем проектируют собственно саму предметную неделю и составляют план её проведения.

За месяц-полтора учащимся рекомендуются дополнительные задания (презентации, разработки классных часов, рисунки, исследовательские работы  и  проекты, видеоматериалы, слайды, буклеты, листовки и т.д.), которые они могут выполнить и принять участие в конкурсах и мероприятиях недели.

В нашей гимназии традиционно недели разных наук ежегодно проводятся в одно и то же время, поэтому учителя и учащиеся начинают готовиться к неделе заранее, зная, когда нужно закончить подготовку и сдать готовые конкурсные работы.

За неделю до непосредственного начала предстоящих мероприятий план проведения предметной недели вывешивается на стенде, в кабинетах биологии, химии, физики и географии, организуются творческие группы из учащихся, которые будут освещать ход мероприятий недели естествознания в школьной газете, на школьном сайте, фотографировать основные события недели и участвовать в жюри конкурсов. Выявляются и консультируются учащиеся, принявшие решение участвовать в разнообразных конкурсах недели.

2. Проведение недели естествознания в гимназии

В плане проведения недели наук прописаны время, место, участники и ответственные мероприятий. «Дух естествознания» витает в гимназии начиная с утра понедельника и заканчивая подведением итогов в субботу. Часть мероприятий проходят в рамках учебного процесса на уроках: конкурсы, викторины, открытые уроки.  Другая часть – игры, экскурсии, акции, демонстрация конкурсных работ - проводятся во вне учебное время, после уроков, на переменах, на классных часах.

  1. день – понедельник. Открытие недели естественных наук в гимназии.

Театрализованное представление «Открытие Недели Наук»

Девиз дня:    «О, сколько нам открытий чудных

                        Готовит просвещенья дух…» А.С. Пушкин

  1. Знакомство учащихся с внеклассными и внеурочными мероприятиями, которые будут проведены на предстоящей неделе (учителя химии, физики, географии и биологии в течение дня в начале своих уроков обращают внимание школьников на план недели естествознания и комментируют предстоящие мероприятия). Организационная группа учащихся оповещает классных руководителей и начальную школу о начале недели и предстоящих конкурсах и акциях.
  2. Анатомия для маленьких «Лаборатория человека»
  3. Открытый урок по биологии в 7 классе
  4. Акция «Береги энергию!»
  5. Тесты «Измерь свой рост в попугаях», «Определи свой биологический возраст»
  1. день – вторник
  1. Открытие   выставки   «Лучшие работы  учащихся        6-7 классов по ботанике и зоологии».
  2. Игра «Метро» по географии в 6-х классах.
  3. Акция «Будь здоров!»  Танцевальный флешмоб
  4. Начало конкурса на самый озелененный кабинет в гимназии.

  1. день – среда
  1. Интерактивная экскурсия в кабинеты химии и физики для учащихся 5-7  классов

Физические лаборатории «Эксперименты на квадратном метре»

Практикум юных химиков «Чудеса своими руками»

  1. Открытие выставки- конкурса рисунков «Парк юрского периода».
  2.         Конкурс видеороликов и видеослайдов «Социальная реклама».
  1. день – четверг
  1. Интерактивная экскурсия в кабинеты физики и химии для учащихся начальной гимназии  лаборатория  «Простая наука»
  2. Открытый урок по географии в 11 классе.
  3. Открытие выставки буклетов «Наши любимые цветы» и выставки кроссвордов

«Занимательная химия».

  1. Подведение        итогов        конкурса        презентаций        и        проектов        по        предметам естественнонаучного цикла.
  1. день – пятница
  1. Выставка экспонатов «Шестиногие хозяева планеты»
  2. Практикум со «звездочётом» (1-2 классы)
  3. Интелектуальные игры, викторины:

Информ-плюс «Гипотезы возникновения Земли». (3-4кл.)

Игра  «Умники и Умницы»  для учащихся 5-6 классов

ГДЕ ЛОГИКА (7-8 класс)

НАУКА +  (9-11 классы)

  1. день – суббота. Закрытие школьной недели естествознания
  1. Практикум для родителей. «Творческий потенциал ребёнка»
  2. Конференция. Выступление учащихся, проекты которых стали победителями.
  3. Закрытие школьной недели естествознания. Награждение победителей конкурсов.
  4. Оформление отчетной газеты о проведенных мероприятиях и победителях конкурсов.

Этот день самый торжественный. На переменах в кабинетах естествознания звучит музыка, школьные радиокорреспонденты берут интервью у учащихся и учителей, участники разных номинаций обмениваются между собой символами или сувенирами, изготовленными своими руками, учителям и школьному персоналу вручаются лучшие буклеты, изготовленные учащимися. После уроков администрация, учителя, наиболее активные учащиеся и победители различных конкурсов собираются в актовом зале для торжественного завершения предметной недели естествознания.

3.Заключение

Школьная неделя естествознания – важный этап внеклассной и внеурочной работы педагогов. Это возможность всех учащихся самореализоваться в интеллектуальных и творческих конкурсах, найти себе достойное место среди сверстников, повысив свою самооценку и рейтинг, выбрав посильное дополнительное задание. Как правило, учащиеся испытывают большой интерес к проводимым конкурсам и акциям и ждут школьную неделю естествознания каждый год.

Во время недели естествознания, проводимой в гимназии, все учащиеся 5-11 классов были задействованы в каких либо внеурочных мероприятиях. Старшеклассники участвуют в  работе жюри, проводят интерактивные экскурсии в кабинеты- лаборатории и классные часы в начальной гимназии и младшем звене, помогают учителям проводить игры и акции. В рамках недели учителя-предметники проводят открытые уроки для администрации, коллег и родителей. Взрослые и дети расширяют и углубляют свои знания по предметам естественнонаучного цикла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя математики и естественных наук в Новоникольской основной общеобразовательной школе

О проведении Недели математики и естественных наук в 2014 году в рамках Года математики в Новоникольской основной общеобразовательной школе...

Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Интегрированный урок.

Интегрированный урок "Озеро Байкал и решение математических задач".  Урок проводился в рамках предметной недели точных и естественных наук с учащимися 7 класса....

Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Фотоотчёт.

Фотоотчёт о некоторых  проведённых мероприятиях в рамках предметной недели...

Материалы для проведения Недели точных и естественных наук. Математический бой.

Игра "Математический бой" - заключительное мероприятие предметной недели....