Предметная неделя «В мире естественных наук»
классный час
В работе даны практические рекомендации руководителям школьных методических объединений и учителям-предметникам для подготовки и проведения недели естествознания (физики, химии, географии и биологии) в общеобразовательной школе, направленные на реализацию задач, поставленных перед образованием федеральными государственными образовательными стандартами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_nedelya.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя «В мире естественных наук»
Методические рекомендации для проведения недели естествознания в общеобразовательной школе «В мире естественных наук» подготовлены учителем биологии, руководителем школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла Старокожевой Аллой Ивановной МБОУГ №1 г.Светлограда Ставропольского края.
В работе даны практические рекомендации руководителям школьных методических объединений и учителям-предметникам для подготовки и проведения недели естествознания (физики, химии, географии и биологии) в общеобразовательной школе, направленные на реализацию задач, поставленных перед образованием федеральными государственными образовательными стандартами.
«Методические рекомендации» облегчат труд учителей-предметников, руководителей школьных МО, по подготовке и проведению такого массового и продолжительного внеурочного мероприятия, как неделя естественных наук.
В условиях введения и реализации образовательных стандартов нового поколения учителю-предметнику ежедневно приходится решать новые задачи по активизации познавательной деятельности учащегося, формированию и развитию у него устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Повышение познавательной активности можно достигнуть только при целостном подходе к учебной и внеурочной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм в этом направлении является предметная неделя.
«Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений»
В связи с этой концепцией Стандартов образования актуальными являются следующие показатели эффективности образования:
- «придание результатам образования социально и личностно значимого характера», что может быть реализовано в процессе подготовки и презентации учащимися 7- 11-х классов классных часов в 1-6–х классах. Выполнение ребятами заданий для персонала гимназии и учащихся в рамках проектов повышает ответственность за полученный результат, вызывает необходимость совершенствования знаний и умений, в том числе информационно-коммуникативных.
- «Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области». Неделя естественных наук в гимназии дает возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении, а учащимся показать результаты своего труда широкой школьной общественности, а так же родителям.
- «Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний». Для достижения этой цели планируются разнообразные внеурочные мероприятия, доступные учащимся с разной степенью одаренности в области данных наук, разным темпом усвоения знаний и характером заинтересованности в обучении.
- «Существенное повышение мотивации и интереса к учению». Школьная неделя наук является многодневным праздником, так как проходит в атмосфере азарта,
соревновательности, сотрудничества администрации, учителей, учащихся, персонала гимназии и родителей. Мероприятия носят не просто учебный характер, а дают возможность получить результат и заработать положительную оценку даже слабому учащемуся.
- «Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.» Эта задача наиболее эффективно реализуется при выполнении учащимися различных заданий: изготовление буклетов с использованием компьютерных технологий, подготовка презентации для проведения классного часа, написание сочинения на природоохранную тему и т.д.
Предметные недели как традиционная часть урочной и внеурочной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в естественно-математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Однако всегда проведение предметных недель требует усиленной подготовки от организаторов недели, предполагает активное участие и взаимодействие учащихся, учителей-предметников, классных руководителей, родителей.
Предметная неделя - это возможность проявить себя для каждого, пусть даже неважно успевающего ученика. Это совместная деятельность учащихся и педагогов. Неделя естествознания в гимназии должна стать настоящим праздником детской фантазии и творчества.
В работе рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения предметной недели на примере личного опыта авторов по проведению недели естествознания в общеобразовательной школе.
1. Планирование недели естествознания в гимназии. Подготовка к неделе учащихся и педагогов
Планирование недели естествознания в гимназии начинается в сентябре на первом заседании школьного методического объединения учителей естествознания. Сначала утверждается тема работы МО на год, обсуждаются цели работы, а затем выбираются мероприятия, которые необходимо провести для реализации данных целей и способы их проведения. Обычно тема школьной недели наук соответствует главным событиям и юбилейным датам, отмечаемым в России в текущем учебном году.
Создается организационная группа, в которую входят учителя химии, физики, биологии, географии и по одному представителю от каждого класса. В течение учебного дня они проводят опрос среди учащихся гимназии о том, что их интересует в данной теме, в каких видах работ желают принять участие. Предпочтения и пожелания учащиеся передают учителям естествознания, которые затем проектируют собственно саму предметную неделю и составляют план её проведения.
За месяц-полтора учащимся рекомендуются дополнительные задания (презентации, разработки классных часов, рисунки, исследовательские работы и проекты, видеоматериалы, слайды, буклеты, листовки и т.д.), которые они могут выполнить и принять участие в конкурсах и мероприятиях недели.
В нашей гимназии традиционно недели разных наук ежегодно проводятся в одно и то же время, поэтому учителя и учащиеся начинают готовиться к неделе заранее, зная, когда нужно закончить подготовку и сдать готовые конкурсные работы.
За неделю до непосредственного начала предстоящих мероприятий план проведения предметной недели вывешивается на стенде, в кабинетах биологии, химии, физики и географии, организуются творческие группы из учащихся, которые будут освещать ход мероприятий недели естествознания в школьной газете, на школьном сайте, фотографировать основные события недели и участвовать в жюри конкурсов. Выявляются и консультируются учащиеся, принявшие решение участвовать в разнообразных конкурсах недели.
2. Проведение недели естествознания в гимназии
В плане проведения недели наук прописаны время, место, участники и ответственные мероприятий. «Дух естествознания» витает в гимназии начиная с утра понедельника и заканчивая подведением итогов в субботу. Часть мероприятий проходят в рамках учебного процесса на уроках: конкурсы, викторины, открытые уроки. Другая часть – игры, экскурсии, акции, демонстрация конкурсных работ - проводятся во вне учебное время, после уроков, на переменах, на классных часах.
- день – понедельник. Открытие недели естественных наук в гимназии.
Театрализованное представление «Открытие Недели Наук»
Девиз дня: «О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…» А.С. Пушкин
- Знакомство учащихся с внеклассными и внеурочными мероприятиями, которые будут проведены на предстоящей неделе (учителя химии, физики, географии и биологии в течение дня в начале своих уроков обращают внимание школьников на план недели естествознания и комментируют предстоящие мероприятия). Организационная группа учащихся оповещает классных руководителей и начальную школу о начале недели и предстоящих конкурсах и акциях.
- Анатомия для маленьких «Лаборатория человека»
- Открытый урок по биологии в 7 классе
- Акция «Береги энергию!»
- Тесты «Измерь свой рост в попугаях», «Определи свой биологический возраст»
- день – вторник
- Открытие выставки «Лучшие работы учащихся 6-7 классов по ботанике и зоологии».
- Игра «Метро» по географии в 6-х классах.
- Акция «Будь здоров!» Танцевальный флешмоб
- Начало конкурса на самый озелененный кабинет в гимназии.
- день – среда
- Интерактивная экскурсия в кабинеты химии и физики для учащихся 5-7 классов
Физические лаборатории «Эксперименты на квадратном метре»
Практикум юных химиков «Чудеса своими руками»
- Открытие выставки- конкурса рисунков «Парк юрского периода».
- Конкурс видеороликов и видеослайдов «Социальная реклама».
- день – четверг
- Интерактивная экскурсия в кабинеты физики и химии для учащихся начальной гимназии лаборатория «Простая наука»
- Открытый урок по географии в 11 классе.
- Открытие выставки буклетов «Наши любимые цветы» и выставки кроссвордов
«Занимательная химия».
- Подведение итогов конкурса презентаций и проектов по предметам естественнонаучного цикла.
- день – пятница
- Выставка экспонатов «Шестиногие хозяева планеты»
- Практикум со «звездочётом» (1-2 классы)
- Интелектуальные игры, викторины:
Информ-плюс «Гипотезы возникновения Земли». (3-4кл.)
Игра «Умники и Умницы» для учащихся 5-6 классов
ГДЕ ЛОГИКА (7-8 класс)
НАУКА + (9-11 классы)
- день – суббота. Закрытие школьной недели естествознания
- Практикум для родителей. «Творческий потенциал ребёнка»
- Конференция. Выступление учащихся, проекты которых стали победителями.
- Закрытие школьной недели естествознания. Награждение победителей конкурсов.
- Оформление отчетной газеты о проведенных мероприятиях и победителях конкурсов.
Этот день самый торжественный. На переменах в кабинетах естествознания звучит музыка, школьные радиокорреспонденты берут интервью у учащихся и учителей, участники разных номинаций обмениваются между собой символами или сувенирами, изготовленными своими руками, учителям и школьному персоналу вручаются лучшие буклеты, изготовленные учащимися. После уроков администрация, учителя, наиболее активные учащиеся и победители различных конкурсов собираются в актовом зале для торжественного завершения предметной недели естествознания.
3.Заключение
Школьная неделя естествознания – важный этап внеклассной и внеурочной работы педагогов. Это возможность всех учащихся самореализоваться в интеллектуальных и творческих конкурсах, найти себе достойное место среди сверстников, повысив свою самооценку и рейтинг, выбрав посильное дополнительное задание. Как правило, учащиеся испытывают большой интерес к проводимым конкурсам и акциям и ждут школьную неделю естествознания каждый год.
Во время недели естествознания, проводимой в гимназии, все учащиеся 5-11 классов были задействованы в каких либо внеурочных мероприятиях. Старшеклассники участвуют в работе жюри, проводят интерактивные экскурсии в кабинеты- лаборатории и классные часы в начальной гимназии и младшем звене, помогают учителям проводить игры и акции. В рамках недели учителя-предметники проводят открытые уроки для администрации, коллег и родителей. Взрослые и дети расширяют и углубляют свои знания по предметам естественнонаучного цикла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя математики и естественных наук в Новоникольской основной общеобразовательной школе
О проведении Недели математики и естественных наук в 2014 году в рамках Года математики в Новоникольской основной общеобразовательной школе...
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Интегрированный урок.
Интегрированный урок "Озеро Байкал и решение математических задач". Урок проводился в рамках предметной недели точных и естественных наук с учащимися 7 класса....
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Открытие и закрытие Недели
Сценарии открытия и закрытия Недели, анализ Недели...
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Фотоотчёт.
Фотоотчёт о некоторых проведённых мероприятиях в рамках предметной недели...
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Юрий Гагарин.
Презентация "Юрий Гагарин"...
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук. Математический бой.
Игра "Математический бой" - заключительное мероприятие предметной недели....
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Путешествие по солнечной системе.
Презентация к докладу учащихся о планетах Солнечной системы...