Дополнение для биологов
материал по биологии (10 класс)

Старокожева Алла Ивановна
  1. Клетка  – единица строения всех живых организмов. Клетки всех живых организмов гомологичны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_kletki._dopolnenie_dlya_biologov.docx143.84 КБ

Предварительный просмотр:

  1. класс       Строение клетки      Дополнение для биологов
  1. Клетка  – единица строения всех живых организмов. Клетки всех живых организмов гомологичны.
  2.  К эукариотам относятся клетки грибов, растений, животных, т.к. имеют оформленное ядро.
  3. К прокариотам относят бактерий, у них нет оформленного ядра и мембранных органоидов. У прокариот есть рибосомы, жгутики. Среди прокариот есть хемоавтотрофы (серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, азотфиксирующие бактерии, водородные бактерии), их хромосома замкнута в кольцо (нуклеоид), размеры до 1-10 мкм, жгутик не покрыт мембраной, рибосомы мельче, чем у эукариот.
  4. Плазматическая мембрана состоит из бимолекулярного слоя фосфолипидов, белки пронизывают всю толщу мембраны и располагаются на ее внешней и внутренней поверхности.
  5. Фагоцитоз – попадание твердых частиц в животную клетку.
  6. Пиноцитоз – попадание растворов веществ в животную клетку.
  7. Осмос – движение молекул воды через полупроницаемую мембрану, поступление воды в клетку в процессе деплазмолиза.
  8. Плазмолиз – выход воды из клетки под влиянием гиперосмотической внешней среды.
  9. Одномембранные органоиды клетки – ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли.
  10. Двумембранные органоиды клетки – ядро, митохондрии, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты.
  11. Немембранные органоиды клетки – цитоскелет, клеточный центр, рибосомы, микротрубочки, жгутики, реснички.
  12. Комплекс Гольджи получил название «экспортная система клетки», в нем происходит накопление, модификация и вывод веществ из клетки, образование ферментов лизосом. Представляет собой стопку из 3-8 уплощенных мешочков с расширенными краями (слегка изогнутых дискообразных полостей).
  13. Рибосомы обеспечивают биосинтез белков цитоплазмы клетки, состоят из двух субъединиц, 4 молекул  рРНК и около 100  белковых молекул, образуются в ядрышках ядра.
  14. Митохондрии отвечают за обеспечение клетки энергией, их называют «органоиды дыхания». Складки внутренней мембраны – кристы, на внутренней мембране находятся ферменты дыхательной цепи, в матриксе идут реакции цикла Кребса, произошли митохондрии от бактерий-окислителей. Митохондрии – органоиды, в которых при участии кислорода происходит разрушение органических молекул до углекислого газа и воды и образуется АТФ.
  15. Лизосомы отвечают за расщепление сложных органических веществ до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза и пиноцитоза. В лизосомах находятся несколько десятков пищеварительных ферментов. Лизосомы принимают участие в уничтожении собственных органоидов клетки и даже целых клеток. Они  образуются в комплексе Гольджи, размеры около 0,8-1  мкм.
  16. Хлоропласты преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей образованного химического вещества. Хлоропласты имеют около 50  гран из тилакоидов, они связаны между собой и внутренней мембраной. В  строме идут реакции цикла Кальвина.
  17. Митохондрии и пластиды считают симбионтами эукариотической клетки.
  18. Сходства митохондрий и хлоропластов: это двумембранные органоиды размером около 8 мкм, имеют собственную ДНК, причем, как у прокариот, она замкнута в кольцо. Рибосомы в митохондриях и хлоропластах прокариотического типа, мелкие, массой 70S. Митохондрии  и пластиды образуются путем деления.
  19. Для клеточной стенки растений характерен полисахарид целлюлоза (клетчатка), для грибов хитин, для бактерий муреин.
  20. Жгутики и реснички эукариот имеют в своем составе 9 пар микротрубочек на периферии и две непарные в центре, имеют в основании базальное тельце.
  21. Пластиды могут превращаться так: лейкопласты в хлоропласты, а хлоропласты в хромопласты.
  22. Единая мембранная система клетки включает плазматическую мембрану, ЭПС, ядерную оболочку, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли.
  23. Ядро имеет двумембранную оболочку с порами, его размеры – около 10 мкм.
  24. На ядрышках синтезируются субъединицы рибосомы.
  25. ДНК хранит наследственную информацию клетки, длина ДНК человека 5 см.
  26. Центромера – участок хромосомы, в котором две хроматиды соединены вместе.
  27. Резервный углевод грибов и животных гликоген, растений крахмал.
  28. Для грибов характерна центральная вакуоль, нет фотосинтеза, гетеротрофы, есть одно или несколько ядер. В результате белкового обмена в качестве конечного продукта грибы образуют мочевину.
  29. Историческая последовательность открытий, которые привели к созданию клеточной теории: английский ученый Гук впервые использует термин клетка, шотландский ученый Броун впервые описывает ядро, немецкий ученый Шлейден приходит к выводу, что ядро – обязательный структурный компонент растительной клетки, немецкий ученый Шванн приходит к выводу, что ядро – обязательный структурный элемент как растительной, так и животной клетки, Шванн сформулировал основное положение клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению, немецкий ученый Вирхов доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских клеток.
  30. Размеры органоидов от наибольшего к наименьшему: ядро – митохондрия – лизосома – рибосома.
  31. Последовательность движения белковых молекул от места образования до плазмалеммы: образование рибосомами шероховатой ЭПС – перемещение по каналам ЭПС – перемещение в мембранном пузырьке к комплексу Гольджи – созревание и упаковка в пузырьки Гольджи – выведение пузырьков Гольджи к плазмалемме.
  32. Последовательность процессов, отражающая образование рибосом и синтез белка: образование рРНК в ядрышках – синтез субъединиц рибосом – выход субъединиц рибосом в цитоплазму – присоединение рибосом к иРНК – трансляция – диссоциация рибосомных частиц.
  33. Последовательность  процессов, происходящих при репликации ДНК: разрываются водородные связи, удерживающие комплементарные нуклеотиды – цепи нуклеотидов расходятся, образуется репликативная вилка – присоединяются ферменты ДНК-полимеразы – около каждой цепи синтезируется вторая цепь нуклеотидов, используя первую в качестве матрицы – образуются две молекулы ДНК.
  34. Последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе: захват плазматической мембраной твердой частицы – образование фагоцитарной вакуоли – слияние первичной лизосомы с фагоцитарной вакуолью – образование пищеварительной вакуоли – переваривание органических молекул – образование и выведение остаточного тельца.
  35.  Пластиды: хлоропласты, зеленые пластиды, содержащие хлорофилл. Отвечают за синтез органических веществ из углекислого газа и воды за счет энергии света, при этом выделяется кислород. Лейкопласты встречаются в растительных клетках, в которые не попадает солнечный свет, они бесцветные, служат местом накопления питательных веществ. Хромопласты  создают большое разнообразие окрасок листьев, цветов и плодов растений. Служат для привлечения животных или являются конечной стадией развития хлоропластов.
  36. Виды ЭПС: гладкая ЭПС – система полостей и каналов, на которой происходит синтез углеводов и липидов и по которой осуществляется транспорт веществ. На шероховатой ЭПС находятся рибосомы, здесь происходит  синтез белка и транспорт белковых молекул к комплексу Гольджи. ЭПС отсутствует в клетках прокариот. ЭПС (ЭПР – эндоплазматический ретикулум) отвечает за транспорт веществ, соединяет наружную плазматическую мембрану с ядерной оболочкой.
  37. Доказательства того, что клетка является растительной: для растительной клетки характерна крупная центральная вакуоль, хорошо развитая клеточная стенка из целлюлозы, есть хлоропласты, отвечающие за фотосинтез, в клетках высших растений нет центриолей клеточного центра.
  38. Клеточный центр в клетках животных состоит из двух центриолей. Центриоли расположены перпендикулярно друг другу, и в каждой 9 триплетов микротрубочек, покрытых мембраной. Длина центриолей около 1 мкм. Центриоли отсутствуют в клетках прокариот и высших растений. Функция клеточного центра – образование веретена деления при митозе и мейозе и растаскивание хромосом к полюсам клетки. Кроме того, клеточный центр отвечает за образование микротрубочек цитоскелета. 
  39. Друзы - сростки кристаллов растительной клетки. Рафиды - игольчатые кристаллы щавелевокислого кальция, нередко собраны в пучки. Особенно часто встречаются у однодольных.
  40. Амилопласты - непигментированные пластиды, присутствующие в некоторых клетках растений, отвечают за синтез и последующее хранение гранул крахмала путём полимеризации глюкозы. Амилопласты также преобразуют этот крахмал назад в моносахариды, когда растение нуждается в энергии. Большое количество амилопластов может быть обнаружено во фруктах и подземных запасающих тканях, например, в тканях клубней картофеля.

Рисунок клетки растения с обозначениями                         Рисунок клетки животного с обозначениями

http://raznic.ru/uploads/plant.gif http://raznic.ru/uploads/animal.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию п...

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"...

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...

Конспект урока Дополнение.Виды дополнений.

Конспект урока в 8 классе по теме : "Дополнение. Виды дополнений. Тип урока - "открытие новых знаний"....

Конспект урока по русскому языку "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений....