Адаптированная программа
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение «Верхне-Ичетуйская
средняя общеобразовательная школа им. М. Д. Цаганова»
671900, Бурятия, Джидинский район, с.ВерхнийИчетуй, ул.Ленина 22, тел./факс 8 301 34 93345,
е-mail: wischool@mail.ru
____________________________________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО Методическим объединением Протокол № «___»_________2017г Приказ | СОГЛАСОВАНО Заместительдиректора по УР ________ /Д.Г. Батодоржиева/ «___»________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор__________/В.Б. Ринчинов/ от «___»______2017 г. |
Адаптированная программа
по биологии для обучающихся
5 класса
VII вида
Доржиева Сэсэгма Санжиевна
учитель химии и биологии, учитель высшей категории
с.Верхний Ичетуй, 2017 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы по биологии положена авторская программа, разработанная И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, которая обеспечена учебно-методическим комплексом, соответствует современному уровню образования и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). В программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий основного общего образования.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях(клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбрать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. В связи с этим выделяют следующие задачи обучения:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли биологических наук и научных исследований в современном мире;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты оценивать полученные результаты;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей погранична между здоровым и патологическим состоянием. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. У детей с ЗПР при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью
Для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, а также формирования навыков и умений учебной деятельности программа обучения была несколько изменена, а именно: некоторые темы курса данной программы изучаются ознакомительно.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе. По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Курс биологии позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами естественно-математического цикла.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- с помощью учителя проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- умению организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценки при принятии решений и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого.
Предметными результатами изучения курса Биологии в пятом классе являются следующие умения:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере обучающиеся научатся:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
2. В ценностно-ориентационной сфере получат возможность:
демонстрироватьзнание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности получат возможность:
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс Биология. Бактерии, грибы, растения.
(17 ч, 1 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу,
её охрана.
Лабораторные и практические работы
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. (Выполняется под руководством учителя)
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (5 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. (Выполняется под руководством учителя)
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. (Выполняется под руководством учителя)
- Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. (Выполняется под руководством учителя)
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (1 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
- Строение плесневого гриба мукора. (Выполняется под руководством учителя)
- Строение дрожжей. (Выполняется под руководством учителя)
Раздел 4. Царство Растения (5 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. (Ознакомительно)
Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение (ознакомительно), разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов (ознакомительно), их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. (Ознакомительно)
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. (Ознакомительно)
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
9. Строение зелёных водорослей. (Выполняется под руководством учителя)
10. Строение мха кукушкин лён. (Выполняется под руководством учителя)
11. Строение спороносящего папоротника. (Выполняется под руководством учителя)
- Строение хвои и шишек сосны обыкновенной.
- Строение цветкового растения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
Введение – 3 часов. | ||||
1. | Биология – наука о живой природе. | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии | ||
2. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | |||
3. | Среды обитания организмов. | |||
Раздел 1. Клеточное строение организмов – 5 часов. | ||||
4. | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их | ||
5. | Строение клетки. Деление клетки. | |||
6. | Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | |||
7. | Жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | |||
8. | Ткани. | |||
Раздел 2. Царство Бактерии, Грибы – 2часов. | ||||
9. | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 11 | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов. Объяснять роль бактерий, грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами | ||
10. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | |||
Раздел 4. Царство Растения – 5 часов. | ||||
11. | Ботаника — наука о растениях | Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Приводить доказательства (аргументация) родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп). Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация). Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира | ||
12. | Мхи. Лабораторная работа №10 «Строение мха». | |||
13. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа «Строение споро-носящего хвоща» | |||
14. | Голосеменные растения. Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек сосны обыкновенной». | |||
15. | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа № 14 «Строение цветкового растения». | |||
16 | Контрольно – обобщающий урок по теме «Царство Растения». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММЕ КРО по математике для 5 класса
Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет ...
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...