Рабочая программа по биологии. 8 класс. Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии для 8 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya-8r1.docx | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1.Пояснительная записка._______________________________________2
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.___________5
3. Содержание учебного предмета. ______________________________11
4. Календарно-тематическое планирование ______________________20
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Примерная программа основного общего образования по биологии для 8 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством Пасечника В. В.).
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.
Целью учебного предмета в 8 классе является освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; уникальности и неповторимости жизни каждого человека; об особенностях анатомического строения и физиологических функций организма человека; роли биологической науки в практической деятельности людей и методах познания человека.
Для достижения данной цели в процессе обучения реализуются следующие задачи: определить факторы антропогенеза, сходства и различия человека с животными; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье,
оказания первой помощи себе и окружающим.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
По учебному плану МБОУ лицея №5 на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов при 2 часах в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год в 8р1 классе на 2018-2019 учебный год количество часов 68.
В 8 классе в качестве ценностных ориентиров биологического образования выступает человек. Поэтому ведущую роль играют познавательные ценности, так как главная цель заключается не только в изучении объектов природы, а самого себя.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научных знаний о происхождении человека, его предковых формах; достижениях палеонтологии, эмбриологии в доказательстве родства человека и животных;
ценности биологических методов исследования для понимания вопросов анатомии, физиологии, гигиены;
возможности применения знаний для объяснения каждодневных процессов.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости человека, т.е. самого себя.
Эстетические ценности, такие как красота и гармония в сложении человеческого тела, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию себя как неповторимое творение природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметными результатами обучения являются:
- знание методов наук, изучающих человека;
- основных этапов развития наук, изучающих человека;
- общее строение организма человека;
- строение тканей организма человека;
- рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека;
- строение скелета и мышц, их функции;
- компоненты внутренней среды организма человека;
- защитные барьеры организма;
- правила переливание крови;
- органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
- о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике;
- строение и функции органов дыхания;
- механизмы вдоха и выдоха;
- нервную и гуморальную регуляцию дыхания;
- строение и функции пищеварительной системы;
- пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
- правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов;
- обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
- роль ферментов в обмене веществ;
- классификацию витаминов;
- нормы и режим питания;
- наружные покровы тела человека;
- строение и функция кожи;
- органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
- заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждении;
- строение нервной системы;
- соматический и вегетативный отделы нервной системы;
- анализаторы и органы чувств, их значение;
- вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
- взаимодействие нервной и гуморальной регуляции;
- место человека в систематике;
- основные этапы эволюции человека;
- человеческие расы.
Метапредметными результатами обучения являются:
- умение работать с учебником и дополнительной литературой;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;
- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Личностными результатами обучения являются:
- чувство гордости за российскую биологическую науку на примере работ И.П. Павлова, И. М Сеченова, И. И. Мечникова и др.;
- следить за соблюдением правил поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
- принимать ценности семейной жизни;
- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Биология. Человек. Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – М. Дрофа, 2014.
2. Учебно-наглядное оборудование.
п/п | наименование | ||
1 | Комплект таблиц «Строение тела человека» | ||
| 1 | Ткань- орган- система органов. | |
2 | Ткани. | ||
3 | Кожа. | ||
4 | Клетка. | ||
5 | Сердце. | ||
6 | Схема кровообращения. | ||
7 | Головной мозг. | ||
8 | Слуховой анализатор. | ||
9 | Зрительный анализатор. | ||
10 | Обонятельный и вкусовой анализаторы. | ||
11 | Спинной мозг (фрагмент). | ||
12 | Соматическая нервная система. | ||
13 | Автономная нервная система. | ||
14 | Внутренние органы. | ||
15 | Органы пищеварения. | ||
16 | Система органов дыхания. | ||
17 | Скелет. | ||
18 | Скелетные мышцы. | ||
19 | Кость и её строение. | ||
20 | Соединение костей. | ||
21 | Положение плода (человеческого эмбриона) в матке. | ||
2 | Комплект таблиц «Портреты учёных-биологов» | ||
1 | Левенгук | ||
2 | Линней | ||
3 | Ламарк | ||
4 | Дарвин | ||
5 | Луи Пастер | ||
6 | Пирогов | ||
7 | Сеченов | ||
8 | Павлов | ||
9 | Мечников | ||
10 | Тимирязев | ||
11 | Вавилов | ||
12 | Вернадский | ||
3 | Набор палеонтологических находок «Происхождение человека» | ||
4 | Торс человека (разборная модель) | ||
5 | Скелет человека (разборный) | ||
6 | Кости черепа, смонтированные на одной подставке. | ||
7 | Набор моделей органов человека и животных | ||
1 | Модель структуры ДНК. | ||
2 | Модель белка. | ||
3 | Модель Сердце. | ||
4 | Модель Почка. Разрез. | ||
5 | Модель Глазное яблоко. | ||
8 | Барельефные модели по строению органов человека | ||
1 | Ворсинка кишечная с сосудистым руслом. | ||
2 | Печень. Диафрагмальная и висцеральная поверхности. | ||
3 | Сагиттальный разрез головы. | ||
4 | Челюсть человека. | ||
5 | Ухо человека. | ||
6 | Таз мужской. | ||
7 | Строение спинного мозга. | ||
8 | Строение лёгких. | ||
9 | Строение сердца. | ||
10 | Пищеварительный тракт. | ||
11 | Мочевыделительная система. | ||
12 | Кожа. Разрез. | ||
13 | Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности. | ||
9 | Комплект карточек «Типы соединения костей». | ||
10 | Микроскопы. | ||
11 | Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии. |
Содержание учебного предмета.
(68 ч, 2 ч в неделю)
1. Раздел «Введение». (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
2. Раздел «Происхождение человека». (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
3. Раздел «Организм человека». (5 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образовательные ткани. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторная работа №1 Рассматривание клеток эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей
4. Раздел «Система опоры и движения ». (6 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы.
№2 Микроскопическое строение кости.
№3 Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
№4 Утомление при статической и динамической работе.
№5 Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
5. Раздел «Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций». (9 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы. Мозг и психика.
Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико - синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Лабораторные работы.
№6 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
№7 Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
6. Раздел «Внутренняя среда». (11 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы.
№8 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
№9 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
№10 Опыты, выясняющие природу пульса.
№11 Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.
7.Раздел «Дыхание». ( 4ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторные работы.
№12 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
8. Раздел «Пищеварение. Обмен веществ». ( 8 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные работы.
№13 Действие ферментов слюны на крахмал.
№14 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
№15 Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
9. Раздел «Кожа. Выделение». (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и вторичная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
10. Раздел « Сенсорные системы». (7 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная работа.
№16 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
11. Раздел «Основы учения о высшей нервной деятельности». (6 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Лабораторные работы.
№17 выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
№18 Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
12. Раздел «Индивидуальное развитие человека». (3 ч)
Жизненные циклы организмов. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов | Из них: | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | ||
Введение. | 2 | |||
Происхождение человека. | 3 | |||
Организм человека. | 5 | 1 | 1 | |
Система опоры и движения . | 6 | 4 | ||
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. | 9 | 2 | ||
Внутренняя среда. | 11 | 4 | 1 | |
Дыхание. | 4 | 1 | 1 | |
Пищеварение. Обмен веществ. | 8 | 3 | 1 | |
Кожа. Выделение. | 4 | |||
Сенсорные системы. | 7 | 1 | 1 | |
Основы учения о высшей нервной деятельности. | 6 | 2 | ||
Индивидуальное развитие человека. | 3 | 1 | ||
Итого | 68 | 18 | 6 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета.
№ п/п | Раздел учебного курса | 8р1 Дата | |
Тема урока. | |||
Введение. 2ч. | |||
1 | Биосоциальная природа человека. Инструктаж по технике безопасности | 04.09 | |
2 | Диагностическая работа. Становление наук о человеке. | 06.09 | |
Происхождение человека. 3 ч. | |||
3 | Систематическое положение человека. | 11.09 | |
4 | Историческое прошлое людей. | 13.09 | |
5 | Расы человека. | 18.09 | |
Организм человека. 5 ч. | |||
6 | Общий обзор организма. | 20.09 | |
7 | Клетка. | 25.09 | |
8 | Физиология клетки. | 27.09 | |
9 | Ткани человека. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей». | 02.10 | |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Строение организма человека ». | 04.10 | |
Система опоры и движения. 6 ч. | |||
11 | Строение костей. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости». | 9.10 | |
12 | Скелет человека. | 11.10 | |
13 | Мышцы. Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела». | 16.10 | |
14 | Работа мышц. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе». | 18.10 | |
15 | Лабораторная работа №5 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия». | 23.10 | |
16 | Первая помощь при повреждении ОПС. | 25.10 | |
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. 9 ч. | |||
17 | Строение нервной системы . Инструктаж по технике безопасности. | 06.11 | |
18 | Спинной мозг. | 08.11 | |
19 | Рефлексы. Рефлекторная дуга. | 13.11 | |
20. | Головной мозг. Лабораторная работа №6 « Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». | 15.11 | |
21 | Передний мозг. Лабораторная работа №7 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга ». | 20.11 | |
22 | Периферическая нервная система. | 22.11 | |
23 | Железы внутренней секреции. Гуморальная регуляция. Гормоны. | 27.11 | |
24 | Нарушение нервно-гуморальной регуляции. | 29.11 | |
25 | Обобщающий урок по теме «Нервно-гуморальная регуляция». | 04.12 | |
Внутренняя среда. 11 ч. | |||
26 | Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты. Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом ». | 06.12 | |
27 | Лейкоциты. Иммунитет. | 11.12 | |
28 | Тромбоциты. Свертывание крови. | 13.12 | |
29 | Обобщение по теме «Кровь». | 18.12 | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Регуляция». | 20.12 | |
31 | Сердце. Лабораторная работа №9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 25.12 | |
32 | Круги кровообращения. | 27.12 | |
33 | Инструктаж по технике безопасности. Давление. | 15.01 | |
34 | Пульс. Лабораторная работа №10 «Опыты, выясняющие природу пульса». | 17.01 | |
35 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа №11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 22.01 | |
36 | Первая помощь при кровотечениях. | 24.01 | |
Дыхание. 4ч. | |||
37 | Органы дыхания. Лабораторная работа №12 « Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». | 29.01 | |
38 | Газообмен в лёгких и тканях. | 31.01 | |
39 | Первая помощь при нарушениях дыхания. | 05.02 | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем». | 07.02 | |
Пищеварение. Обмен веществ. 8 ч. | |||
41 | Питание и пищеварение. | 12.02 | |
42 | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №13 «Действие ферментов слюны на крахмал ». | 14.02 | |
43 | Пищеварение в желудке. | 19.02 | |
44 | Тонкий кишечник и толстый кишечник. Гигиена питания. | 21.02 | |
45 | Обмен веществ. | 26.02 | |
46 | Витамины. Лабораторная работа №14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки ». | 28.02 | |
47 | Нормы питания. Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». | 05.03 | |
48 | Контрольная работа№4 по теме «Пищеварение. Обмен веществ». | 07.03 | |
Кожа. Выделение. 4 ч. | |||
49 | Строение и значение кожи. Терморегуляция организма. | 12.03 | |
50 | Закаливание. Гигиена кожи, одежды, обуви. | 14.03 | |
51 | Мочевыделительная система. | 19.03 | |
52 | Образование мочи. | 21.03 | |
Сенсорные системы. 7 ч. | |||
53 | Анализаторы. Инструктаж по технике безопасности. | 04.04 | |
54 | Зрительный анализатор. | 09.04 | |
55 | Гигиена зрения. Лабораторная работа №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». | 11.04 | |
56 | Слуховой анализатор. | 16.04 | |
57 | Вкус. Обоняние. | 18.04 | |
58 | Равновесие. Кожное и мышечное чувства. | 23.04 | |
59 | Контрольная работа №5 по теме «Анализаторы». | 25.04 | |
Основы учения о высшей нервной деятельности. 6 ч. | |||
60 | Наука о поведении и психике. Врождённые и приобретённые программы поведения. | 30.04 | |
61 | Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». | 02.05 | |
62 | Речь и мышление. Воля. Эмоции | 07.05 | |
63 | Внимание. Лабораторная работа №18 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом». | 14.05 | |
64 | Сон и сновидения. | 16.05 | |
65 | Личность. Характер. Темперамент. | 21.05 | |
Индивидуальное развитие человека. 3 ч. | |||
66 | Половая система. Как начинается новая жизнь. Развитие человека после рождения. | 23.05 | |
67 | Контрольная работа №6 за год. | 28.05 | |
68 | Окружающая среда и здоровье человека. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...