Рабочая программа по биологии. 7 класс. Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии для 7 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya-7r1.7r2.docx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1.Пояснительная записка._________________________________________2
2. Планируемые результаты учебного предмета.______________________5
3. Содержание учебного предмета. _________________________________9
4. Календарно-тематическое планирование._________________________14
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Примерная программа основного общего образования по биологии для 7 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством Пасечника В. В.).
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.
Целью учебного предмета в 7 классе является формирование общих представлений о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.
Для достижения данной цели в процессе обучения реализуются следующие задачи:
- усвоение и применение в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных; многообразии природных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за животными;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности принимать экологически правильные решения в области природопользования.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Предметная область «ОБЖ» в 7 классе реализуется в следующих темах: «Многообразие простейших. Среды обитания. Факторы среды. Биоценозы. Цепи питания. Значение животных для человека. Охрана животных». (5 ч.)
В соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Дополнительный час использован на расширение изучения всех тем содержания курса. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год для 7р1, 7р2 классов количество часов 68.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования в 7 классе выступают животные, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животного мира;
- ценности биологических методов исследования животных: наблюдения, эксперимента, мониторинга;
- значимости жизни и многообразия животных на планете, их взаимосвязи с другими живыми организмами.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики для описания строения, процессов жизнедеятельности животных;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- умению представлять свою творческую работу перед аудиторией, отвечать на вопросы.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Способствует правильному отношению ко многим животным-изгоям (жабы, саламандры и т.д.)
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся чувства прекрасного при наблюдении за животными, эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметными результатами являются:
- знание структуры зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
- систематики животного мира;
- особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
- исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
- основные системы органов животных и органы, их образующие;
- особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
- эволюцию систем органов животных;
- основные способы размножения животных и их разновидности;
- отличие полового размножения животных от бесполого;
- закономерности развития с превращением и развития без превращения;
- сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
- причины эволюции по Дарвину;
- результаты эволюции.
- признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
- признаки экологических групп животных;
- признаки естественного и искусственного биоценоза.
- методы селекции и разведения домашних животных;
- условия одомашнивания животных;
- законы охраны природы;
- признаки охраняемых территорий.
Метапредметными результатами являются:
- умение давать характеристику методам изучения биологических объектов;
- классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
- применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
- выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
- презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;
- сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
- выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
- осуществлять наблюдения и делать выводы;
- толерантно относиться к иному мнению;
- корректно отстаивать свою точку зрения;
- сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
- составлять тезисы и конспект текста;
- выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов.
Личностными результатами являются:
- знание правил поведения в природе;
- понимание основных факторов, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Биология: Животные. 7 кл. : учебник / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М. : Дрофа, 2014.
- Комплект учебного и учебно-наглядного оборудования
п/п | наименование | |
1 | Набор моделей «Мозг позвоночных». | |
2 | Комплект скелетов позвоночных животных | |
1 | Скелет конечностей лошади. | |
2 | Скелет конечностей овцы. | |
3 | Рельефные таблицы: | |
1 | Внутреннее строение кролика | |
2 | Внутреннее строение лягушки | |
3 | Внутреннее строение рыбы | |
4 | Внутреннее строение собаки | |
5 | Внутреннее строение голубя | |
6 | Внутреннее строение ящерицы | |
7 | Желудка жвачного животного | |
8 | Археоптерикс | |
9 | Внутреннее строениебрюхоного моллюска | |
10 | Внутреннее строение гидры | |
11 | Внутреннее строение жука | |
12 | Строение дождевого червя | |
4 | Комплект карточек: | |
1 | Развитие лягушки | |
2 | Цикл развития аскариды | |
3 | Цикл развития бычего цепня | |
4 | Пчелы. Устройство улья. | |
5 | Муравьи. Устройство муравейника. | |
5 | Комплект муляжей «Позвоночные животные». | |
6 | Набор по зоологии(микропрепараты) | |
7 | Микроскопы. | |
8 | Комплект таблиц «Животные» |
Содержание учебного предмета.
(68 ч, 2 ч в неделю)
1 Раздел «Введение» (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
2 Раздел «Многообразие животных. Простейшие» (2 ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Лабораторная работа.
1.Знакомство с многообразием водных одноклеточных животных.
3 Раздел «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» (24 ч)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа.
2. Распознавание животных типа Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа.
3.Внешнее строение дождевого червя.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа.
4. Внешнее строение моллюсков разных классов.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа.
5.Знакомство с ракообразными.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа.
6.Изучение представителей отрядов насекомых.
4 Раздел « Многоклеточные животные. Хордовые».(19 часов)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа.
7.Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и повеление. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа.
8.Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
5 Раздел «Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие». (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы.
9.Изучение особенностей различных покровов тела.
10.Изучение способов передвижения у животных .
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа.
11.Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
6 Раздел «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». (7 часов)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Естественные и искусственные биоценозы: водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт. Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Тематическое планирование учебного предмета.
Раздел | Количество часов | Из них | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | ||
Введение. | 2 | |||
Многообразие животных. Простейшие. | 2 | 1 | ||
Многоклеточные животные. Беспозвоночные. | 24 | 5 | 2 | |
Многоклеточные животные. Хордовые. | 19 | 2 | 1 | |
Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие. | 14 | 3 | 1 | |
Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы. | 7 | 1 | ||
Итого | 68 | 11 | 5 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...