Рабочая программа по биологии. 6 класс. Пасечник.
рабочая программа по биологии (6 класс)

Мурлычева Ирина Никифоровна

Рабочая программа по биологии для 6 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya-6r1.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.Пояснительная записка._______________________________________2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.____________5

3. Содержание учебного предмета. _______________________________9

4. Календарно-тематическое  планирование _______________________11

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для  6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Примерная программа  основного общего образования по биологии для 6 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством  Пасечника В. В.).

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план  МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.

   Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение

следующих целей:

  • обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни;
  • понимание ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
  • изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.  

   Для достижения  целей реализуются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с морфологическим и анатомическим строением  растений;
  • освоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности растительного организма, об особенностях обмена веществ у автотрофных организмов;
  • познакомить с систематикой растений;
  • овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для  обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

    В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

     Предметная область «ОБЖ» в 6 классе реализуется в темах: « Строение стебля. Многообразие стеблей. Распространение плодов и семян. Испарение воды. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». Класс Двудольные . Семейства Крестоцветные  и Розоцветные. Семейства Паслёновые и Мотыльковые. Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Влияние хозяйственной деятельности  человека на растительный мир. Способы размножения растений.»(8 ч)

     Рабочая  программа разработана на основе учебного плана для МБОУ лицея №5, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 6-ом классе выделено 35 часов при 1 часе в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год для 6р1 класса количество часов 34 при 1 часе в неделю.

      В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают представители  различных отделов растений, изучаемые в 6 классе, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности знания о морфологии и анатомии растений, его практической значимости;
  • ценности биологических методов микроскопирования, наблюдения, эксперимента для получения достоверных знаний;
  • ценность осознания многообразии живых организмов на планете.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики, умению определять по значимым признакам представителей семейств покрытосеменных растений;
  • развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию растений и других живых организмов  по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами обучения являются:

  •  знание внешнего и внутреннего строения органов цветковых растений;
  •  видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
  •  основных процессов жизнедеятельности растений;
  •  особенностей минерального и воздушного питания растений;
  •  виды размножения растений и их значение;
  •  основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
  •  характерные признаки однодольных и двудольных растений;
  •  признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
  •  взаимосвязь растений с другими организмами;
  •  растительные сообщества и их типы;
  •  закономерности развития и смены растительных сообществ;
  •  о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;

Метапредметными результатами обучения являются:

  • умение  анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
  •  осуществлять описание изучаемого объекта;
  •  определять отношения объекта с другими объектами;
  •  определять существенные признаки объекта;
  •  классифицировать объекты;
  •  проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
  •  анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
  •  различать объем и содержание понятий;
  •  различать родовое и видовое понятия;
  •  определять аспект классификации;
  •  осуществлять классификацию;
  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
  •  организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностными результатами обучения являются:

  •  чувство гордости за российскую биологическую науку;
  •  соблюдение правил поведения в природе;
  •  понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  •  умение реализовывать теоретические познания на практике;
  •  осознавание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  •  понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
  •  признавать право каждого на собственное мнение;
  •  уметь отстаивать свою точку зрения;
  •  критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
  •  понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  уметь слушать и слышать другое мнение;
  •  уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017 .

2. Комплект учебного и учебно-наглядного оборудования .

п/п

наименование

1

Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение».

2

Комплект таблиц «Растение- живой организм».

3

Таблицы

1

Редкие и исчезающие виды растений.

2

Грибы

4

Пособие на СD

1

Лекарственные растения Ростовской области и Юга России.

2

Грибы Донского края.

3

Растения Донских степей.

5

Микроскопы

6

Набор по ботанике (микропрепараты)

7

Комплект карточек

1

Одноклеточная водоросль

2

Размножение одноклеточной водоросли.

3

Размножение многоклеточной водоросли.

4

Размножение мха.

5

Размножение папоротника.

6

Размножение сосны.

7

Размножение шляпочного гриба.

8

Комплект гербариев

1

Деревья и кустарники.

2

Морфология растений.

3

Растительные сообщества.

4

Основные группы растений.

5

Дикорастущие растения.

6

Лекарственные растения.

9

Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов».

10

Набор моделей цветков

1

Модель цветка  капусты.

2

Модель цветка  картофеля.

3

Модель цветка  тюльпана.

4

Модель цветка  василька.

5

Модель цветка  гороха.

6

Модель цветка  пшеницы.

7

Модель цветка  подсолнечника.

8

Модель цветка  яблони.

11

Набор моделей по строению растений

1

Растительная клетка.

2

Зерновка пшеницы.

3

Клеточное строение корня.

4

Клеточное строение листа.

5

Клеточное строение стебля.

12

Наборы муляжей

1

Овощи.

2

Фрукты.

Содержание учебного предмета.  

34 часа, 1 час в неделю

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

№1 Изучение  строение семян однодольных и двудольных растений.
№2 Корневой чехлик и корневые волоски.
№3 Строение почек. Расположение почекна стебле.
№4 Внутреннее строение ветки дерева.
№5 Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица).
№6 Строение цветка. Различные виды соцветий.
№7 Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Раздел 2. Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Лабораторные работы

№8 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
№9 Определение всхожести семян растений и их посев.
№10 Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (8 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика Крестоцветных, Розоцветных, Пасленовых, Сложноцветных и Бобовых. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Лабораторные работы

№11 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Тематическое планирование.

№  раздела

Раздел

Количество часов

Из них:

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

7

2

2

Жизнь растений

12

3

1

3

Классификация растений

8

1

1

Итого

34

11

4

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Раздел учебного курса

Дата урока

Тема урока

Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Строение семян однодольных и двудольных  растений.

Л/р №1. «Изучение  строения семян однодольных и двудольных растений».

1.09

Диагностическая работа. Виды корней и типы корневых систем.

08.09

Зоны корня. Условия произрастания и видоизменение корней. Л/р№ 2«Корневой чехлик и корневые волоски».

15.09

Побег и почки. Л/р№ 3 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

22.09

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

29.09

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р№ 4«Внутреннее строение ветки дерева».

06.10

Видоизменённые побеги.

Л/р№ 5«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица).

13.10

Контрольная работа №1 по теме «Вегетативные органы растений».

20.10

Строение цветка.

           27.10

Соцветия. Л/р№ 6 «Строение цветка. Различные виды соцветий».Инструктаж по технике безопасности.

10.11

Плоды и их классификация.

17.11

Л/р№ 7«Ознакомление с сухими и сочными плодами».

24.11

Распространение плодов и семян.

01.12

Контрольная работа №2 по теме «Генеративные органы растений».

08.12

Жизнь растений (12 ч).

Минеральное питание растений.

15.12

Фотосинтез. Дыхание растений.

22.12

Испарение воды. Листопад.Инструктаж  по технике безопасности .

12.01

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №8. «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».

19.01

Прорастание семян.

Л/р №9. «Определение всхожести семян растений и их посев».

26.01

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».

02.02

Способы размножения растений. Размножение споровых.

09.02

Размножение голосеменных растений.

16.02

Размножение покрытосеменных растений.

02.03

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №10. «Вегетативное размножение комнатных растений».

09.03

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь растений».

16.03

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений».

23.03

Классификация растений (8 ч).

Инструктаж по технике безопасности. Систематика покрытосеменных растений.

06.04

Л/р №11. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

13.04

Класс Двудольные . Семейства Крестоцветные  и Розоцветные.

20.04

Семейства Паслёновые и Мотыльковые.  

27.04

Сложноцветные.

04.05

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.

11.05

Контрольная работа №4 за год.

18.05

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

25.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...