Рабочая программа по биологии. 6 класс. Пасечник.
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии для 6 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya-6r1.docx | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1.Пояснительная записка._______________________________________2
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.____________5
3. Содержание учебного предмета. _______________________________9
4. Календарно-тематическое планирование _______________________11
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Примерная программа основного общего образования по биологии для 6 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством Пасечника В. В.).
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение
следующих целей:
- обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни;
- понимание ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
- изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Для достижения целей реализуются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с морфологическим и анатомическим строением растений;
- освоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности растительного организма, об особенностях обмена веществ у автотрофных организмов;
- познакомить с систематикой растений;
- овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Предметная область «ОБЖ» в 6 классе реализуется в темах: « Строение стебля. Многообразие стеблей. Распространение плодов и семян. Испарение воды. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». Класс Двудольные . Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Семейства Паслёновые и Мотыльковые. Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Способы размножения растений.»(8 ч)
Рабочая программа разработана на основе учебного плана для МБОУ лицея №5, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 6-ом классе выделено 35 часов при 1 часе в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год для 6р1 класса количество часов 34 при 1 часе в неделю.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают представители различных отделов растений, изучаемые в 6 классе, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности знания о морфологии и анатомии растений, его практической значимости;
- ценности биологических методов микроскопирования, наблюдения, эксперимента для получения достоверных знаний;
- ценность осознания многообразии живых организмов на планете.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики, умению определять по значимым признакам представителей семейств покрытосеменных растений;
- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию растений и других живых организмов по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметными результатами обучения являются:
- знание внешнего и внутреннего строения органов цветковых растений;
- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
- основных процессов жизнедеятельности растений;
- особенностей минерального и воздушного питания растений;
- виды размножения растений и их значение;
- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
- характерные признаки однодольных и двудольных растений;
- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
- взаимосвязь растений с другими организмами;
- растительные сообщества и их типы;
- закономерности развития и смены растительных сообществ;
- о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;
Метапредметными результатами обучения являются:
- умение анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
- осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта;
- классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
- различать объем и содержание понятий;
- различать родовое и видовое понятия;
- определять аспект классификации;
- осуществлять классификацию;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностными результатами обучения являются:
- чувство гордости за российскую биологическую науку;
- соблюдение правил поведения в природе;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осознавание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- уметь слушать и слышать другое мнение;
- уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017 .
2. Комплект учебного и учебно-наглядного оборудования .
п/п | наименование | |
1 | Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение». | |
2 | Комплект таблиц «Растение- живой организм». | |
3 | Таблицы | |
1 | Редкие и исчезающие виды растений. | |
2 | Грибы | |
4 | Пособие на СD | |
1 | Лекарственные растения Ростовской области и Юга России. | |
2 | Грибы Донского края. | |
3 | Растения Донских степей. | |
5 | Микроскопы | |
6 | Набор по ботанике (микропрепараты) | |
7 | Комплект карточек | |
1 | Одноклеточная водоросль | |
2 | Размножение одноклеточной водоросли. | |
3 | Размножение многоклеточной водоросли. | |
4 | Размножение мха. | |
5 | Размножение папоротника. | |
6 | Размножение сосны. | |
7 | Размножение шляпочного гриба. | |
8 | Комплект гербариев | |
1 | Деревья и кустарники. | |
2 | Морфология растений. | |
3 | Растительные сообщества. | |
4 | Основные группы растений. | |
5 | Дикорастущие растения. | |
6 | Лекарственные растения. | |
9 | Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов». | |
10 | Набор моделей цветков | |
1 | Модель цветка капусты. | |
2 | Модель цветка картофеля. | |
3 | Модель цветка тюльпана. | |
4 | Модель цветка василька. | |
5 | Модель цветка гороха. | |
6 | Модель цветка пшеницы. | |
7 | Модель цветка подсолнечника. | |
8 | Модель цветка яблони. | |
11 | Набор моделей по строению растений | |
1 | Растительная клетка. | |
2 | Зерновка пшеницы. | |
3 | Клеточное строение корня. | |
4 | Клеточное строение листа. | |
5 | Клеточное строение стебля. | |
12 | Наборы муляжей | |
1 | Овощи. | |
2 | Фрукты. |
Содержание учебного предмета.
34 часа, 1 час в неделю
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
№1 Изучение строение семян однодольных и двудольных растений.
№2 Корневой чехлик и корневые волоски.
№3 Строение почек. Расположение почекна стебле.
№4 Внутреннее строение ветки дерева.
№5 Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица).
№6 Строение цветка. Различные виды соцветий.
№7 Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Раздел 2. Жизнь растений (12часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Лабораторные работы
№8 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
№9 Определение всхожести семян растений и их посев.
№10 Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (8 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика Крестоцветных, Розоцветных, Пасленовых, Сложноцветных и Бобовых. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные работы
№11 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Тематическое планирование.
№ раздела | Раздел | Количество часов | Из них: | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 7 | 2 | |
2 | Жизнь растений | 12 | 3 | 1 | |
3 | Классификация растений | 8 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 11 | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
п/п | Раздел учебного курса | Дата урока |
Тема урока | ||
Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) | ||
Инструктаж по технике безопасности. Строение семян однодольных и двудольных растений. Л/р №1. «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений». | 1.09 | |
Диагностическая работа. Виды корней и типы корневых систем. | 08.09 | |
Зоны корня. Условия произрастания и видоизменение корней. Л/р№ 2«Корневой чехлик и корневые волоски». | 15.09 | |
Побег и почки. Л/р№ 3 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | 22.09 | |
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | 29.09 | |
Строение стебля. Многообразие стеблей. Л/р№ 4«Внутреннее строение ветки дерева». | 06.10 | |
Видоизменённые побеги. Л/р№ 5«Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица). | 13.10 | |
Контрольная работа №1 по теме «Вегетативные органы растений». | 20.10 | |
Строение цветка. | 27.10 | |
Соцветия. Л/р№ 6 «Строение цветка. Различные виды соцветий».Инструктаж по технике безопасности. | 10.11 | |
Плоды и их классификация. | 17.11 | |
Л/р№ 7«Ознакомление с сухими и сочными плодами». | 24.11 | |
Распространение плодов и семян. | 01.12 | |
Контрольная работа №2 по теме «Генеративные органы растений». | 08.12 | |
Жизнь растений (12 ч). | ||
Минеральное питание растений. | 15.12 | |
Фотосинтез. Дыхание растений. | 22.12 | |
Испарение воды. Листопад.Инструктаж по технике безопасности . | 12.01 | |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л/р №8. «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине». | 19.01 | |
Прорастание семян. Л/р №9. «Определение всхожести семян растений и их посев». | 26.01 | |
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». | 02.02 | |
Способы размножения растений. Размножение споровых. | 09.02 | |
Размножение голосеменных растений. | 16.02 | |
Размножение покрытосеменных растений. | 02.03 | |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №10. «Вегетативное размножение комнатных растений». | 09.03 | |
Контрольная работа №3 по теме «Жизнь растений». | 16.03 | |
Обобщающий урок по теме «Жизнь растений». | 23.03 | |
Классификация растений (8 ч). | ||
Инструктаж по технике безопасности. Систематика покрытосеменных растений. | 06.04 | |
Л/р №11. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | 13.04 | |
Класс Двудольные . Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 20.04 | |
Семейства Паслёновые и Мотыльковые. | 27.04 | |
Сложноцветные. | 04.05 | |
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. | 11.05 | |
Контрольная работа №4 за год. | 18.05 | |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...