Рабочая программа по биологии. 5 класс. Пасечник В. В.
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии для 5 класса. Программа Пасечник В. В. 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya-5.docx | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1.Пояснительная записка._______________________________________2
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.____________5
3. Содержание учебного предмета. _______________________________9
4. Календарно-тематическое планирование .______________________ 12
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Примерная программа основного общего образования по биологии для 5 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством Пасечника В. В. ).
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение
следующих целей:
- понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
- формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
- изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Для достижения целей реализуются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
- освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
- овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Предметная область «ОБЖ» в 5 классе реализуется в темах: «Биология – наука о живой природе. Разнообразие живой природы. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы.Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Шляпочные грибы».(7 ч.)
Рабочая программа разработана на основе учебного плана для МБОУ лицея №5, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 5-ом классе выделено 35 часов при 1 часе в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год количество часов 34 при 1 часе в неделю.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования в 5 классе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. Это бактерии, грибы, растения.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания о царствах живой природы, его практической значимости, достоверности;
- ценности методов наблюдения, эксперимента для исследования живой природы;
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использование биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- развитию монологической речи.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей:
- ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценностями являются:
- воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии;
- эстетического отношения к объектам живой природы: растениям, грибам.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к
природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. - 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016 г.
2.Комплект учебного и учебно-наглядного оборудования
п/п | наименование | |
1 | Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение». | |
2 | Комплект таблиц «Растение- живой организм». | |
3 | Таблицы | |
1 | Редкие и исчезающие виды растений. | |
2 | Грибы | |
4 | Пособие на СD | |
1 | Лекарственные растения Ростовской области и Юга России. | |
2 | Грибы Донского края. | |
3 | Растения Донских степей. | |
5 | Микроскопы | |
6 | Набор по ботанике (микропрепараты) | |
7 | Комплект карточек | |
1 | Одноклеточная водоросль | |
2 | Размножение одноклеточной водоросли. | |
3 | Размножение многоклеточной водоросли. | |
4 | Размножение мха. | |
5 | Размножение папоротника. | |
6 | Размножение сосны. | |
7 | Размножение шляпочного гриба. | |
8 | Комплект гербариев | |
1 | Деревья и кустарники. | |
2 | Морфология растений. | |
3 | Растительные сообщества. | |
4 | Основные группы растений. | |
5 | Дикорастущие растения. | |
6 | Лекарственные растения. | |
9 | Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов». |
Содержание учебного предмета.
Всего 34 часа.
Раздел 1. Введение (4 часа).
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Раздел 2. Клеточное строение организмов (10 часов).
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки. Понятие «ткань».
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа».
Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука».
Л.р.№3 «Пластиды».
Л.р.№4 «Движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Раздел 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов).
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Л.р.№5 «Строение плесневого гриба мукора».
Раздел 4. Царство Растения (13 часов).
Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли.мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.
Л.р.№6 «Строение зеленых водорослей».
Л.р.№7 «Строение мха».
Л.р.№8 «Строение папоротника, хвоща и плауна».
Л.р.№9 «Строение хвои и шишек хвойных».
Тематическое планирование учебного предмета.
Раздел | Количество часов | Из них: | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | ||
Введение. | 4 | |||
Клеточное строение организмов. | 10 | 4 | 2 | |
Царство Бактерии. Царство Грибы. | 7 | 1 | 1 | |
Царство Растения. | 13 | 4 | 1 | |
Итого | 34 | 9 | 4 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета.
№ п/п | Раздел учебного курса | Дата | |||
Тема урока. | 5р1 | 5р2 | |||
Введение. 4 ч. | |||||
Биология – наука о живой природе. Инструктаж по технике безопасности. | 6.09 | 6.09 | |||
Диагностическая работа. Методы исследования в биологии. | 13.09 | 13.09 | |||
Разнообразие живой природы. Среды обитания живых организмов. | 20.09 | 20.09 | |||
Экологические факторы. | 27.09 | 27.09 | |||
Клеточное строение организмов. 10 ч. | |||||
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа». | 4.10 | 4.10 | |||
Строение клетки. Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука». | 11.10 | 11.10 | |||
Пластиды. Лабораторная работа №3 «Пластиды». | 18.10 | 18.10 | |||
Контрольная работа №1 по теме: « Среда обитания. Строение клетки». | 25.10 | 25.10 | |||
Химический состав клетки. Инструктаж по технике безопасности. | 8.11 | 8.11 | |||
Жизнедеятельность клетки: питание и дыхание. | 15.11 | 15.11 | |||
Жизнедеятельность клетки: рост и развитие. Лабораторная работа №4 « Движение цитоплазмы в клетках элодеи». | 22.11 | 22.11 | |||
Деление клетки. | 29.11 | 29.11 | |||
Ткани. | 6.12 | 6.12 | |||
Контрольная работа №2 по теме «Жизнедеятельность клетки. Ткани». | 13.12 | 13.12 | |||
Царство Бактерии. Царство Грибы. 7 ч. | |||||
Бактерии. | 20.12 | 20.12 | |||
Роль бактерий в природе и жизни человека. | 27.12 | 27.12 | |||
Инструктаж по технике безопасности. Грибы. | 17.01 | 17.01 | |||
Шляпочные грибы. | 24.01 | 24.01 | |||
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №5 « Строение плесневого гриба мукора». | 31.01 | 31.01 | |||
Грибы-паразиты. | 7.02 | 7.02 | |||
Контрольная работа №3 по теме «Бактерии. Грибы». | 14.02 | 14.02 | |||
Царство Растения. 13 ч. | |||||
Ботаника- наука о растениях. | 21.02 | 21.02 | |||
Водоросли. | 28.02 | 28.02 | |||
Лабораторная работа №6 « Строение зеленых водорослей». | 7.03 | 7.03 | |||
Роль водорослей в природе и жизни человека. | 14.03 | 14.03 | |||
Лишайники. | 21.03 | 21.03 | |||
Мхи. Лабораторная работа №7 «Строение мха». Инструктаж по технике безопасности. | 4.04 | 4.04 | |||
Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №8 «Строение папоротника, хвоща и плауна». | 11.04 | 11.04 | |||
Инструктаж по технике безопасности .Голосеменные. | 18.04 | 18.04 | |||
Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных». | 25.04 | 25.04 | |||
Покрытосеменные растения. | 2.05 | 2.05 | |||
Происхождение растений. | 16.05 | 16.05 | |||
Контрольная работа №4 за год. | 23.05 | 23.05 | |||
Заключительный урок. | 30.05 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...