Целевая подготовка учащихся к ГИА. Ткани человека.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии
Таблица - запоминалка "Ткани человека" (структурированный материал по учебнику Рохлова В.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkani_cheloveka.docx | 520.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткани человека (по учебнику Рохлова. Целевая подготовка учащихся к ЕГЭ)
В самом начале развития человека все его клетки одинаковы, но довольно рано специализируются. У взрослого человека более 200 различных типов клеток, которые можно распределить в 4 группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют одинаковое строение, происхождение и выполняемые функции.
Межклеточное вещ-во – это составная часть соединительной ткани позвоночных и многих беспозвоночных животных, включающая соединительнотканные волокна и аморфное основное вещество, выполняющая механическую, опорную, защитную и трофическую функции. Представлено жидкостью (плазма крови, лимфа), волокнами (коллагеновые, эластические, ретикулярные) и основным веществом, или матриксом, в к-ром преобладают мукополисахариды и глюкозаминогликаны — гиалуроновая к-та, хондроитинсерные к-ты и др. М. в. продуцируется фибробластами, хондробластами, остеобластами.
Ткань | Виды ткани | Рисунок | Строение | Функции |
Эпителий бывает покровный, железистый | По количеству пластов: Однослойный эпителий (выстилает грудную и брюшную полость тела) Многослойный эпителий (кожа) По форме: Цилиндрический (кишечник) Кубический эпителий (нефроны почек) Реснитчатый эпителий Плоский | Необходимо выполнить самим учащимся (рисунок «Типы тканей» даны после таблицы) | Однородные клетки, сплошные пласты, одна из поверхностей примыкает к соединительной ткани. В пластах нет кровеносных сосудов (питание благодаря диффузии из прилежащих тканей) Клетки способны к регенерации (восстановлению повреждения) | Покрывают поверхность тела, образуют слизистые оболочки внутренних органов и желёз, через покровный эпителий идёт обмен веществ. Кожный эпителий – защитная функция Кишечный эпителий – всасывание веществ Эпителий лёгких- газообмен |
Железистый эпителий Расположен в железах кожи, кишечнике, слюнных железах, печени, железах внутренней секреции | Выделяют секрет ( защищают поверхность тела, участвуют в переваривании пищи, регулируют работу внутр.органов, удаляют вредные продукты) | |||
| Поперечнополосатая Сердечная Гладкая | В клетках содержатся сократительные волоконца- миофибриллы, состоят из белков- актина и миозина. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток | Опора и движение Возбудимость и сократимость | |
Поперечнополосатая (скелетная) - зависит от воли человека -потребляет много энергии и кислорода - быстро утомляется | Клетки многоядерные, длиной 1-12 см | Строят скелетные мышцы, стенки ротовой полости, мышцы языка, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические мышцы, диафрагма. | ||
Сердечная | Клетки одноядерные, ветвятся, образуя единую сеть | Одновременное сокращение, благодаря импульсу и расслабление | ||
Гладкая - небольшая сила сокращений - тонус - меньшая утомляемость - небольшая потребность в кислороде и энергии | Клетки веретеновидные, одноядерные, длина 0,1 мм | Образуют внутренние органы и сосуды |
Ткань | Виды ткани | Рисунок | Строение | Функции |
| Костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа | Клетки расположены рыхло, много межклеточного вещества | Костная- защита и опора Кровь- транспортная ( переносит газы, пит.вещ-ва, гормоны) Рыхлая волокнистая ткань ( прослойка между органами, также соединяет кожу с мышцами) опора, защита, питание | |
( образует ЦНС, нервные узлы, сплетения, периферические нервы) | Клетки (нейроны) состоят из тела и отростков двух видов. Тело состоит из ядра и цитоплазмы, они образуют серое вещество мозга, нервные узлы или ганглии. Отростки Дендриты- короткие Аксон (нервное волокно) – длинные (до 1 м) Аксоны покрыты миелиновой оболочкой (жировой), их скопление образует белое вещ-во, нервы Аксоновые окончания – терминали Синапс – зона контакта одной клетки с другой | Восприятие, переработка, хранение и передача наследственной информации Ответная реакция на раздражители (возбудимость и проводимость) Координацию внутренних органов | ||
Чувствительные нейроны (центростремительные) | Воспринимают раздражение от рецепторов к ЦНС | |||
Двигательные (центробежные) | Из ЦНС к мышцам, железам, на перифирию | |||
Вставочные нейроны (интернейроны) | Воспринимают раздражение от других нейронов и передают нервным клеткам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"
Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...
Лабораторный практикум на тему "Ткани человека"
Предлагаю использовать данный материал в качестве закрепления приобретенных знаний во время проведения лабораторной работы или контроля пройденного материала....
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА
Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....
Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»
Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»...