Дистанционный урок биологии 11 класс 08.04.2020
методическая разработка по биологии (11 класс)

Якупова Диляра Ильнаровна

Дистанционный урок для 11 класса по биологии. Практическая работа №2 по теме "Решение экологических задач".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_prakticheskaya_2.docx81.17 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №2

«Решение экологических задач»

Цель работы: продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей питания

Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка:гусеницы, синицы, сосны, коршуны 


2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. 
Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.


3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: 
бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев. 


4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).

Задание №2. 
 На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -  мышь - полевка - хорек - филин

Задание №3.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Доп.материалы

Продуце́нты (от лат. producens — «создающий») — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы.

Консуме́нты (от лат. consume — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).

Редуце́нты (от лат. reduco — «возвращаю, восстанавливаю») — организмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.

Правило экологической пирамиды:

Для существования экосистем необходима энергия, которая поступает благодаря деятельности продуцентов. В основном это энергия света. Обычно продуценты-автотрофы используют около 1% падающей световой энергии. В различных зонах Земли количество падающего света различно, кроме того, различна плотность продуцентов на единицу поверхности. В связи с этим количество энергии, поглощаемой экосистемой, может сильно варьировать.

Первичная продукция экосистемы — количество органического вещества, образуемого продуцентами за единицу времени

Вторичная продукция — общий прирост живого вещества экосистемы. Он заметно ниже первичной продукции. Это связано с тем, что живые организмы часть полученного ими органического вещества расходуют на получение энергии, необходимой для их жизнедеятельности. Так, первичные консументы получают только около 10% той энергии, которую зафиксировали продуценты.

С каждого трофического уровня на следующий переходит около 10% энергии.Это значит, что последнее звено 5-членной пищевой цепи получит только 0,01% энергии, запасённой продуцентами. В связи с эти пищевые цепи имеют ограниченную длину: в наземных биоценозах обычно встречаются 3-5-звенные цепи.

На основе этого составляют экологические пирамиды.

Экологическая пирамида — графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13298/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%80.jpg

Например, чтобы прокормить одного волка, необходимо по крайней мере несколько зайцев, на которых он мог бы охотиться; чтобы прокормить этих зайцев, нужно довольно большое количество разнообразных растений. В данном случае пирамида будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху.

Однако подобная форма пирамиды чисел характерна не для всех экосистем. Иногда они могут быть обращенными, или перевернутыми. Это касается пищевых цепей леса, когда продуцентами служат деревья, а первичными консументами — насекомые. В этом случае уровень первичных консументов численно богаче уровня продуцентов (на одном дереве кормится большое количество насекомых), поэтому пирамиды чисел наименее информативны и наименее показательны, т.е. численность организмов одного трофического уровня в значительной степени зависит от их размеров.

В морях, где продуцентами служат одноклеточные водоросли, цепи длиннее, т.к. биомасса этих водорослей удваивается за сутки, но при этом практически весь прирост выедается фильтраторами.

Цепи, которые начинаются с продуцентов, называются цепями выедания, или пастбищными цепями (см. рис. А). Образующееся в результате жизнедеятельности организмов и их смерти мёртвое органическое вещество ещё содержит запас энергии, которая обеспечивает существование организмов-редуцентов. Сами же редуценты служат пищей для консументов. Так образуются пищевые цепи разложения, или детритные цепи (детрит — полуразложившаяся органическая масса) (см. рис. Б). 

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13299/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок биологии 11 класс 06.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по биологиии 06.04.2020.Практическая работа №1 по теме "Современные экологические проблемы"....

Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...

Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение"....

Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020

Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...

Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы"  10.04.2020...

Дистанционный урок биология 8 класс 11.04.2020

Дистанционный урок биологии для 8 класса по теме "Система органов размножения" 11.04.2020...

Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется  рабочая программа  по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...