Урок в 8 классе Пищеварение в желудке
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Тема : Пищеварение в желудке
Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке.
Задачи:
Образовательные:
- Изучение внешнего и внутреннего строения желудка, состава желудочного сока;
- Выяснение процесса пищеварения в желудке;
- Раскрытие свойств ферментов желудочного сока;
Развивающие:
Развивать:
- навыки коммуникативного общения
- умения анализировать
- делать выводы во время организации групповой работы на уроке, исследовательские навыки
- познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
Воспитательные:
- развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
- способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Тип урока: комбинированный, с лабораторной работой «Воздействие желудочного сока на белки»
Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы для обучающихся, информационные листы для работы в группах, компьютерная презентация, оборудование и вещества для лабораторной работы (пробирки, химические стаканы, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин), холодная и горячая вода), инструкции к лабораторной работе
План урока:
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
- Изучение новой темы (групповая работа с инструктивными картами)
- Обсуждение нового материала
- Закрепление: Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки»
- Рефлексия
- Домашняя работа
- Выставление оценок
Ход урока:
Проверка домашнего задания: Активация познавательной деятельности:
1.Сопоставьте левую и правую часть задания или расшифровать загадочные числа
1л банка 32 шт 25см 3пары Температура менее 50градусов 1,7 – 2, 2 л воды | А. выделяется за сутки слюны Б. длина пищевода В. количество зубов Г.слюнных желез Д. температура пищи Е. выделяет и потребляет человек |
Ответ:1-а, 2-в, 3-б, 4-г, 5-д, 6-е.
1л банка( выделяется за сутки слюны
32 шт ( количество зубов)
25см ( длина пищевод
3пары желез( слюнных)
Температура менее 50градусов ( температура пищи)
1,7 – 2, 2 л воды ( выделяет и потребляет человек)
2.Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.
Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
3.Какие железы находятся в ротовой полости и какова их функция?
Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне и какие вещества расщепляет? (фермент амилаза, расщепляет углеводы)
Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости при помощи зубов, слюнных желез , языка перевариваются углеводы –сложные органические вещества)
4. Зачем человеку надо употреблять пищу? ( пища –источник энергии , что бы жить )
И на этом пищеварительный процесс закончен? (Нет . Из ротовой полости пища попадает в пищевод его длина 25 см , а затем в желудок) .
2. Изучение новой темы:
Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:
Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок.
Верно, речь пойдёт о желудке.
Тема урока Пищеварение в желудке.(записывают тему урока)
Какую задачу мы поставим на уроке?
Проблема :Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?
Сегодня у нас групповая работа.
Разделяемся на 3 группы. Каждая группа выполняет задание.
Перед вами есть приложении № 1,2,3 и рабочий лист. Работаем на рабочих листах, подписываем.
Приступаем выполнении заданий.
ЗАДАНИЕ №1 ГРУППЫ
Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.
- Расскажите о строении желудка.
Отчет: Мы изучали строение желудка, при изучении мы узнали, что желудок-это….
Отчет групп (сопровождается показом презентаций)
-Слово предоставляем группе № 1.
ЗАДАНИЕ №2 ГРУППЫ
Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.
1.Расскажите о составе желудочного сока.
Отчёт: 1.Мы изучали состав желудочного сока, при изучении мы узнали, что в состав желудочного сока входят…
Отчет групп. (сопровождается показом слайдов)
-Слово предоставляем группе № 2.
ЗАДАНИЕ №3 ГРУППЫ
Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.
- Изучите условия пищеварения в желудке, составьте после изучения таблицу для отчёта:
Что расщепляется? (углеводы, белки, жиры) | До каких веществ? | Среда | Температура | Фермент |
|
|
|
|
|
Отчёт: Изучив, пищеварение в желудке мы выяснили …
Теперь практическая часть нашего урока.
ТБ: Работаем по инструкции, очень аккуратно т.к. посуда стеклянная. Растворы пробовать на вкус нельзя. Соблюдаем температуру горячей воды не более 40 градусов. Аккуратно работаем с горячей водой. Растворы на стол не выливать.
Выполняем лабораторную работу «Воздействие желудочного сока на белки»
Цель: исследовать действие желудочного сока на белок.
Внимательно читаем приложение №3 и выполняем работу наблюдения и выводы фиксируем в таблицу.
Оборудование: пробирки, спиртовка, желудочный сок (раствор ацидин -пепсина), яичный белок (раствор), два стакана с холодной и теплой водой (37-40 С), термометр.
ХОД РАБОТЫ
Воздействие желудочного сока на белки
Первую работу показываю демонстративно.
- Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка. (работу показывает учитель демонстративно).
Заранее приготовила раствор взвеси белка. Дальше работаем самостоятельно
- Возьмите три пробирки, налейте в них по 1 мл желудочного сока. Добавьте в пробирки взвесь белка, разбавленную чистой водой.
- Первую поместите в стакан с холодной водой , вторую – с теплой (: t выше40oС) на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
- Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?
- Результаты эксперимента оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирка | Условия | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
- Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Давайте подведем итог лабораторной работы..
Сделайте вывод о действии желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок? Зачитайте выводы
Уч-ся комментирует работу .
5. Рефлексия.
-Подводим итог нашей совместной работы, что вы узнали сегодня нового?
А) Фронтальный опрос:
1. Какое строение имеет желудок?
2.Какую функцию выполняет внутренний железистый эпителиальный слой желудка?
3. Какое значение имеет соляная кислота?
4. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?
Б) 1. Что на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?
Мне больше всего запомнилось...
2. Было ли что-то новое на уроке, чему вы были удивлены?
3. Мы с вами ответили на проблемный вопрос урока?
Возвратимся к проблеме урока
Уч-ся комментирует проблему урока: Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?
-Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке- это химический процесс с участием сложной системы регуляции ,при помощи ферментов. Многие факторы среды ( образ жизни , знание себя самого, правильное питание ) влияют на этот процесс.
здоровое пищеварение - во многом зависит от нас самих. Это мы познали сегодня.
Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал:
«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»
Для дом задания &32 изучить стр 166-167, ответить на вопросы (вопросы на обратной стороне рабочего листа)
1.Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд . хот дог на желудок ( для всех)
На выбор : каждый себе выберет 1 задание
- Объяснить пословицы , составить правило « Когда я ем , я глух и нем» « Аппетит приходит во время еды « , « Кто долго жует, тот долго живет».» Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»,
- Проблемные вопросы :
А. Какой температуры должна быть пища? Можно ли постоянно употреблять острые приправы ?
Б. Что необходимо за обедом съедать в первую очередь: компот , суп , второе блюдо, салат, сладкое?
Выставление оценок
- Урок окончен. Спасибо за работу (--------)
Влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца
пробирка | Условия опыта | Наблюдения | Вывод из опыта |
№1 | Белок куриного яйца+ нагревание | Свертывание белка | При нагревании происходит разрушение белка |
№2 | белок ку- | Наблюдаем | Желудочный сок |
№3 | белок ку- | Раствор мутный. Никаких | Фермент желу- |
№ 4 | белок ку- | Никаких | Раствор гидрокси- |
Вывод :
1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. При повышении температуры (кипячении) белок свертывается.
2)Ферменты желудочного сока расщепляют белки.
фермент желудочного сока (пепсин) действует на белки при определенных условиях: t=37oС и кислая реакция среды.
Если эти условия не соблюдаются, фермент теряет свою активность.
При какой температуре работают ферменты желудочного сока? Назовите эти ферменты .
Информацию взять из информационного листа приложение 1
( при температуре 37 -39 градусов ) фермент пепсин, химозин, липаза и др. .
Что же это значит ?
Значит: пища не должна быть холодной или горячей , так как она будет очень плохо перевариваться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
ЗАДАНИЕ №1 ГРУППЫ
Изучите приложение 1, выполните задание:
- Расскажите о строении желудка, составьте после изучения отчет
Отчет: Мы изучали строение желудка, при изучении мы узнали, что желудок-это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
. ЗАДАНИЕ №2 ГРУППЫ
Изучите приложение 1, выполните задание:
1.Расскажите о составе желудочного сока.
Отчёт: 1.Мы изучали состав желудочного сока, при изучении мы узнали, что в состав желудочного сока входят ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №3 ГРУППЫ
Изучите приложение 1, выполните задание:
- Изучите условия пищеварения в желудке, составьте после изучения таблицу для отчёта:
Что расщепляется? (углеводы, белки, жиры) | До каких веществ? | Среда | Температура | Фермент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки»
Действие желудочного сока на белок
Пробирка | Условия | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
раствор белка | нагревание |
|
|
раствор белка+ желудочный сок
| Низкая температура(холодная вода) t- |
|
|
раствор белка+ желудочный сок
| Температура t=37-38 |
|
|
- Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.pptx | 424.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТВЕТ: 1л банка( выделяется за сутки слюны) 1,5 кг (вес печени) 32 шт ( количество зубов) 25см ( длина пищевода) 3л банка ( объем желудка) 3пары желез( слюнных) 5-6м ( вся тонкая кишка) Температура менее 50градусов ( температура пищи) 1,7 – 2, 2 л воды ( выделяет и потребляет человек) 1-В , 2-Б, 3-Д, 4-Г, 5-А, 6-Ж, 7-Е, 8-З, 9-И.
Поставь по порядку. – глотка, – печень, – ротовая полость, – желудок, – желчный пузырь, – толстый кишечник, – поджелудочная железа, – тонкий кишечник, – пищевод, – прямая кишка – двенадцатиперстная кишка, – аппендикс. 1 – ротовая полость, 2 – глотка, 3 –пищевод, 4 – желудок, 5 –двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 –желчный пузырь, 8 –поджелудочная железа, 9 –тонкий кишечник, 10 – толстый кишечник, 11 –аппендикс, 12 –прямая кишка
Слюнные железы Какие железы находятся в ротовой полости и какова их функция? Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне и какие вещества расщепляет? 1 2 3 Фермент амилаза, расщепляет углеводы
Пищеварение в желудке
Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке . Задачи: Изучение внешнего и внутреннего строения жедудка , состава желудочного сока; Выяснение процесса пищеварения в желудке; Раскрытие свойств ферментов желудочного сока;
Проблема : Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?
Изучение новой темы : 1. групповая работа с инструктивными картами 2. Обсуждение нового материала 3. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки»
Строение желудка Сфинктер (выходное отверстие) Продольные мышцы Круговые мышцы Косые мышцы дно тело привратник Входное отверстие Большая кривизна Малая кривизна №1 ГРУППА:
Трубчатая железа слизистой оболочки № 2 ГРУППА : Состав желудочного сока
№ 3 группа: Свойства желудочного сока Органические вещества Вода Соляная к ислота 0,5 % Фермент пепсин Слизь Растворяет вещества желудочного сока Убивает вредные микроорганизмы, повышает активность ферментов Участвует в расщеплении белков Предохраняет стенки желудка от переваривания и воздействия соляной кислоты Неорганические вещества
Что расщепляется? До каких веществ? Среда Температура Фермент Белки Полипептидов Кислая Тела (37-39) Пепсин Химозин Жиры До глицерина и жирных кислот Щелочная Тела (37-39) Липаза
ТБ при выполнении лабораторной работы
Лабораторная Работа «Воздействие желудочного сока на белки» Цель: исследовать действие желудочного сока на белок Оборудование: пробирки , спиртовка, желудочный сок (раствор ацидин -пепсина), яичный белок (раствор), два стакана с холодной (лед) и теплой водой (37-39 С), термометр, 0,5 % р-р NaOH
ХОД РАБОТЫ Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка. (работу показывает учитель демонстративно) Возьмите три пробирки, налейте в них по 1 мл желудочного сока. Добавьте в пробирки взвесь белка, разбавленную чистой водой. Первую поместите в стакан с холодной водой (с льдом), вторую – с теплой (: t выше37 o С) на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду, в третью добавить 1 мл 5% раствора гидроксида натрия ( NaOH ). Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения? Результаты эксперимента оформите в виде таблицы:
6. Результаты эксперимента оформите в виде таблицы: Пробирка Условия Что наблюдали Объяснение увиденного 1 2 3. 4
пробирка Условия опыта Наблюдения Вывод из опыта №1 Белок куриного яйца+ нагревание Свертывание белка При нагревании происходит разрушение белка №2 белок ку- риного яйца + 1 мл желудочного сока + + (t выше 37 oС ) Наблюдаем растворение хлопьев белка под действием желудочного сока. Содержимое стало прозрачным Желудочный сок расщепляет белки
пробирка Условия опыта Наблюдения Вывод из опыта №3 белок ку- риного яйца + 1 мл желудочного сока + + лед (t ниже 37 oС Раствор мутный. Никаких изменений в пробирке не наблюдается Фермент желу - дочного сока (пепсин) теряет свою активность при низкой тем- пературе № 4 белок ку- риного яйца + 1 мл желудочного сока + + 3 капли 0,5% NaОН + (t = 37 oС) Никаких изменений в пробирке не наблюдается Раствор гидрокси - да натрия NаОН нейтрализует 0,5% соляную кислоту, поэтому фермент теряет свою активность
Вывод : 1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. При повышении температуры (кипячении) белок свертывается. 2)Ферменты желудочного сока расщепляют белки. фермент желудочного сока (пепсин) действует на белки при определенных условиях: t=37 o С и кислая реакция среды. Если эти условия не соблюдаются, фермент теряет свою активность. Значит: пища не должна быть холодной или горячей , так как она будет очень плохо перевариваться.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. $ 32 изучить стр 166-167 2 . Ответить на вопросы: Д ля всех « Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд , хот дог на желудок?» 3 . На выбор: каждый себе выберет 1 задание: Объяснить пословицы : « Когда я ем , я глух и нем », « Аппетит приходит во время еды» , « Кто долго жует, тот долго живет »,« Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться», 2. проблемные вопросы : А) Какой температуры должна быть пища? Можно ли постоянно употреблять острые приправы ? Б) Что необходимо за обедом съедать в первую очередь: компот , суп , второе блюдо, салат, сладкое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
урок в 8 классе "Пищеварение в желудке"
Урок «Пищеварение в желудке» второй (третий) в теме «Система пищеварения». Он тесно связан как с уроками данной темы, так и других глав – дыхание, нервная, гуморальная регуляция, валеологи...
Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"
Материал будет интересен учителям биологии и ОБЖ, внедряющим интегрированные уроки в процесс обучения....
Презентация. Биология. 8 класс. Пищеварение в желудке.
Презентация. Биология. 8 класс. Пищеварение в желудке....
Конспект урока по теме "Пищеварение в желудке. Гигиена пищеварения"
Конмпект урока содержит: целеполагание, краткое описание этапов урока, а также содержит текстовые приложения, которые позволяют организовать различные виды деятельности обучающихся....
8 класс "Пищеварение в желудке"
Урок по биологии в 8 классе "Пищеварение в желудке. Вклад И.П.Павлова в пищеварение". С применением видеофрагмента по опытам Павлова, проблемное изложение....