Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Материал будет интересен учителям биологии и ОБЖ, внедряющим интегрированные уроки в процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  биологии и ОБЖ

Пищеварение в желудке ,профилактика заболеваний желудка

(подготовили – учитель биологии Ильина Л.В., учитель ОБЖ Жарехина Т.А.)

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).

Учебные материалы урока: Биология Человек 8 класс Дрофа,М:2010,дополтительная литература по теме урока.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация учебно-познавательных материалов по теме урока.

Раздаточные материалы: «путевая лист  » для каждой группы (Приложение 2),рабочие тетради, тексты  (Приложения 3, 4).

Продолжительность урока:  90 минут.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о пищеварении в желудке, составе желудочного сока, регуляции процессов сокоотделения,о возможности получения растройств и заболеваний желудка , для усвоения знаний о способах  предупреждения заболеваний желудка и гигиене питания

Задачи урока:

- поддерживать интерес учащихся к биологии и ОБЖ, познанию в целом, формировать положительную мотивацию к процессу обучения;

- сформировать представления учащихся о строении и пищеварении в желудке;

- закрепить знания о предупреждении заболеваний желудка;

- установить связь между  знаниями по биологии и ОБЖ.

Планируемые результаты урока:

Предметные.

- биология : формирование знаний о строении желудка, о составе желудочного сока

- ОБЖ: знакомство с наиболее частыми заболеваниями желудка; формирование знаний о профилактике этих заболеваний; знакомство с приемами первой помощи

Познавательные УУД.

Уметь находить причину и следствие явлений. Умение работать со схемами, находить необходимую информацию в разных источниках и на ее основании делать выводы.

Коммуникативные УУД.

Умение передавать информацию в сжатом виде. Умение организовывать свою работу согласно инструкциям учителя. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Регулятивные УУД.

Умение определять цель работы, уметь планировать выполнение работы, оценивать полученные результат. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Личностные.

Установление связи между получением знаний  и собственным здоровьем. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент, создание учебной доминанты

3 мин

Проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует ,настраивает на работу.

Приветствуют учителя

2

Повторение материала прошлого урока

10 мин

Устный опрос учащихся по теме предыдущего урока(вопросы были записаны в тетрадях)

Отвечают на вопросы учителя

3

Мотивация

10мин

Задает вопросы ,которые подводят учеников к теме урока. Приложение 1.

Задает вопрос о цели и теме урока.

Учитель ОБЖ передлагает детям разделиться на группы.

Учитель биологии распределяет задания. Приложение 2.  Учитель ОБЖ дополняет задания.

Отвечают на вопросы. Называют тему

Предлагают примерный план изучения нового материала

2

Изучение  нового материала,

Первичное закрепление знаний

Ошибочные суждения

20мин

Организует работу учащихся по «путевому листу», формулирует задания, организует проверку и самопроверку выполненных заданий, создает условия для самостоятельной оценки учащимися своей работы

Выполняют задания по «путевому листу», учатся самостоятельно формулировать и аргументировать ответы, самостоятельно оценивают результаты своей работы на основе предложенных критериев

3

Обсуждение и представление результатов

20 мин

Организует выступление учащихся с результатами проделанной работы,  

Представляют результаты работы в виде устных ответов и презентации

4

Закрепление материала .работа в тетради. Ответы на вопросы

15 мин

Организует самостоятельную работу учащихся

Выполняют самостоятельную работу

6

Подведение итогов урока, постановка домашнего задания

5 мин

Проводит краткую беседу по итогам урока, предлагает домашнее задание (несколько вариантов по выбору учащегося), поясняет домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод под руководством учителя, записывают домашнее задание по выбору

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: обсуждение, диалог, самостоятельная работа, самопроверка, взаимопроверка, результаты заполненной таблицы с баллами в «карте путешествия».

Формы организации работы на уроке: фронтальная работа, работа в группах , самостоятельная работа.

 

Приложение 1

Вопросы к открытому уроку

1. Испытывали  ли вы когда-нибудь   чувство тяжести в желудке?

-да

-часто

-иногда

-нет

2. Бывали ли  у вас приступы тошноты по утрам?

-да

-часто

-иногда

-нет

3.Случалось ли вам испытывать изжогу?

-да

-часто

-иногда

-нет

4. Испытывали ли вы боль после приема пищи?

-да

-часто

-иногда

-нет

5. Испытывали ли вы состояние вздутия живота?

-да

-часто

-иногда

-нет

Приложение 2

Группа №1

Путевой лист

1.Определите положение желудка в организме и в пищеварительной системе и его внешнее строение.

2.Изучите строение стенок желудка и слизистой  оболочки.

3.Определите , какие функции выполняет желудок.

4. Используя различные источники. определите размер желудка,  причины  переедания современного человека , последствия этого . Составьте памятку «Как избежать переедания»

Группа №2

Путевой лист

1.Пользуясь учебником, составьте схему компонентов желудочного сока.

2.Пользуясь литературой, определите функции желудочного сока

3.Выясните, какая пища переваривается в желудке и за какое время.

4.Воспользовавшись учебником и вспомогательной литературой , определите «профессиональную болезнь школьников» причины ее вызывающие. Составьте меню обеда которое , придерживаясь которого можно избежать этой болезни.

Группа №3

Путевой лист

1.Выясните, как регулируется сокоотделение в желудке.

2.Пользуясь дополнительной литературой, найдите, что влияет на аппетит т какой сок называется аппетитным.

3. Рассмотрите препараты которые есть почти в каждой домашней аптечке(приложение 3). Их с легкостью предлагают когда у вас проблемы с пищеварением? Составьте таблицу  с показаниями  и противопоказаниями к приему этих препаратов

Группа №4

Путевой лист

1. Пользуясь дополнительными источниками информации (интернет ресурсы,, представьте в виде презентации историю изучения данного вопроса, особо отметив заслуги И.П.Павлова в изучении физиологии пищеварения.

2. Представьте современное видение причины заболеваний желудка с точки зрения бактериальной теории. (Нобелевская премия по биологии  2005 г. первооткрыватели медицинского значения бактерии Helicobacter pylori  Робин Уоррен и Барри Маршалл )

Приложение 3

Описание действующего вещества Активированный уголь/Activated charcoal

Формула: Сn, химическое название Углерод
Фармакологическая группа: метаболики/детоксицирующие средства, включая антидоты;
Фармакологическое действие: адсорбирующее, дезинтоксикационное, антидиарейное.

Фармакологические свойства

Активированный уголь характеризуется большой поверхностной активностью, обусловливающей способность связывать вещества, понижающие поверхностную энергию (не изменяя их химическую природу). Сорбирует газы, токсины, алкалоиды, гликозиды, соли тяжелых металлов, салицилаты, барбитураты и другие соединения, уменьшает их всасывание в ЖКТ и способствует выведению из организма с фекалиями. Активен, как сорбент, при гемоперфузии. Для развития максимального эффекта рекомендуется вводить сразу после отравления или в течение первых часов. При лечении интоксикаций необходимо создать избыток угля в желудке (до его промывания) и в кишечнике (после промывания желудка). Особенно эффективен в качестве сорбента при гемоперфузии в случаях острых отравлений барбитуратами, глютатимидом, теофиллином.

Показания

Диспепсия; заболевания, сопровождающиеся процессами гниения и брожения в кишечнике (в т.ч. метеоризм); повышенная кислотность и гиперсекреция желудочного сока; диарея; острые отравления (в т.ч. алкалоидами, гликозидами, солями тяжелых металлов); заболевания с токсическим синдромом — пищевые токсикоинфекции, дизентерия, сальмонеллез, ожоговая болезнь в стадии токсемии и септикотоксемии, гиперазотемия (хроническая почечная недостаточность), гипербилирубинемия (хронический и острый вирусный гепатит, цирроз печени); аллергические заболевания; бронхиальная астма; атопический дерматит; подготовка к рентгенологическим и ультразвуковым исследованиям (для уменьшения газообразования в кишечнике).

Способ применения активированного угля и дозы

Принимать внутрь, в таблетках или в виде водной взвеси (необходимое количество препарата размешивают в 0,5 стакана воды), за 1 ч до еды и приема других лекарств. Взрослым в среднем по 1,0–2,0 г 3–4 раза в сутки, максимальная доза для взрослых до 8 г. Детям назначается в среднем из расчета 0,05 г/кг массы тела 3 раза в сутки, максимальная разовая доза до 0,2 мг/кг массы тела. Курс лечения при острых заболеваниях 3–5 дней, при аллергии и хронических заболеваниях — до 14 дней. Повторный курс — через 2 нед по рекомендации врача
Если пропустили очередной прием лекарства, можно принять активированный уголь, как только вспомнили, но не ранее, чем за час до еды или приема другого лекарства. Время следующего приема лекарства сместить на такой-же промежуток.

Противопоказания и ограничения к применению

Язвенные поражения ЖКТ (в т.ч. обострение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит), кровотечения из ЖКТ, атония кишечника, одновременное назначение антитоксических веществ, эффект которых развивается после всасывания (метионин и др.), гиперчувствительность, запоры. Длительный прием активированного угля нарушает нормальную деятельность желудка, что может привести к затрудненному и болезненному пищеварению.

Побочные действия активированного угля

Диспепсия, запор или диарея, окрашивание стула в черный цвет; при длительном приеме (более 14 дней) возможно нарушение всасывания кальция, жиров, белков, витаминов, гормонов, питательных веществ; при гемоперфузии через активированный уголь возможно развитие эмболии, геморрагии, гипогликемии, гипокальциемии, гипотермии, снижение АД.

Взаимодействие активированного угля с другими веществами

Активированный уголь снижает всасывание и эффективность лекарственных препаратов, принимаемых внутрь одновременно с ним; уменьшает активность внутрижелудочно действующих веществ (например ипекакуаны).
Рекомендуется хранить в сухом месте, отдельно от веществ, выделяющих в атмосферу газы или пары. Хранение на воздухе (особенно во влажной среде) снижает сорбционную способность.

Торговое наименование:

Мезим


Международное наименование:

Панкреатин (Pancreatin)


Лекарственная форма:

драже, капсулы, таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой, таблетки покрытые оболочкой


Фармакологическое действие:

Пищеварительное ферментное средство, восполняет дефицит ферментов поджелудочной железы, оказывает протеолитическое, амилолитическое и липолитическое действие. Входящие в состав панкреатические ферменты (липаза, альфа-амилаза, трипсин, химотрипсин) способствуют расщеплению белков до аминокислот, жиров - до глицерина и жирных кислот, крахмала - до декстринов и моносахаридов, улучшает функциональное состояние ЖКТ, нормализует процессы пищеварения
Показания:

Заместительная терапия при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы: хронический панкреатит, панкреатэктомия, состояние после облучения, диспепсия, муковисцидоз; метеоризм, диарея неинфекционного генеза. Нарушение усвоения пищи (состояние после резекции желудка и тонкого кишечника); для улучшения переваривания пищи у лиц с нормальной функцией ЖКТ в случае погрешностей в питании (употребление жирной пищи, большого количества пищи, нерегулярное питание) и при нарушениях жевательной функции, малоподвижном образе жизни, длительной иммобилизации. Синдром Ремхельда (гастрокардиальный синдром). Подготовка к рентгенологическому исследованию и УЗИ органов брюшной полости.


Противопоказания:

Гиперчувствительность, острый панкреатит, обострение хронического панкреатита.


Побочные действия:

Аллергические реакции, редко - диарея или запор, тошнота, дискомфорт в эпигастральной области. При длительном применении в высоких дозах - гиперурикозурия, при использовании высоких доз у больных муковисцидозом - стриктуры в илеоцекальном отделе и в восходящей ободочной кишке.Передозировка. Симптомы: гиперурикозурия, гиперурикемия. У детей - запоры. Лечение: отмена препарата, симптоматическая терапия.


Способ применения и дозы:

Внутрь, во время или после еды, проглатывая целиком, запивая большим количеством жидкости (вода, фруктовые соки). Доза препарата (в пересчете на липазу) зависит от возраста и степени недостаточности поджелудочной железы. Средняя доза для взрослых - 150 тыс.ЕД/сут; при полной недостаточности внешнесекреторной функции поджелудочной железы - 400 тыс.ЕД/сут, что соответствует суточной потребности взрослого человека в липазе. Максимальная суточная доза - 15-20 тыс.ЕД/кг. Детям в возрасте до 1.5 лет - в суточной дозе 50 тыс.ЕД; старше 1.5 лет - 100 тыс.ЕД/сут. Продолжительность лечения может варьировать от нескольких дней (при нарушении пищеварения, погрешности в диете) до нескольких месяцев и даже лет (при необходимости постоянной заместительной терапии).


Особые указания:

При длительном применении одновременно назначают препараты Fe.

СМЕКТА

Противодиарейный препарат

Форма выпуска, состав и упаковка

Порошок для приготовления суспензии для приема внутрь (апельсиновый) от серовато-белого до светлого серовато-желтого цвета, от слабого неспецифического до слабого ванильного запаха.

Вспомогательные вещества: ароматизатор апельсиновый - 10 мг, ароматизатор ванильный - 50 мг, декстрозы моногидрат - 679 мг, натрия сахаринат - 21 мг.

Порошок для приготовления суспензии для приема внутрь (ванильный) от серовато-белого до светлого серовато-желтого цвета, от слабого неспецифического до слабого ванильного запаха.

Вспомогательные вещества: ванилин - 4 мг, декстрозы моногидрат - 749 мг, натрия сахаринат - 7 мг.

Фармакологическое действие

Противодиарейный препарат, представляет собой алюмосиликат природного происхождения. Оказывает адсорбирующее действие.

Стабилизирует слизистый барьер ЖКТ, образует поливалентные связи с гликопротеидами слизи, увеличивает количество слизи и улучшает ее цитопротекторные свойства (в отношении отрицательного действия ионов водорода соляной кислоты, желчных солей, микроорганизмов и их токсинов).

Обладает селективными сорбционными свойствами, которые объясняются его дискоидно-кристаллической структурой; адсорбирует находящиеся в просвете ЖКТ бактерии, вирусы.

Смекта в терапевтических дозах не влияет на моторику кишечника.

Дозировка

Взрослым рекомендуется применять 6 пакетиков в сутки.

Детям в возрасте до 1 года - по 2 пакетика/сут в течение 3 дней, затем 1 пакетик/сут; детям старше 1 года - 4 пакетика/сут в течение 3 дней, затем - 2 пакетика/сут.

При эзофагите препарат Смекта следует принимать внутрь после еды, при других показаниях - между приемами пищи.

Правила приема препарата

Для взрослых содержимое пакетиков растворяют в 1/2 стакана воды, постепенно высыпая порошок и равномерно его размешивая. Назначенную дозу распределяют на 3 приема в течение дня.

Для детей содержимое пакетиков растворяют в детской бутылочке (50 мл) и распределяют на несколько приемов в течение дня или перемешивают с каким-либо полужидким продуктом (каша, пюре, компот, детское питание).

Передозировка

Возможен выраженный запор или безоар.

Лекарственное взаимодействие

При одновременном применении Смекта может уменьшать скорость и степень абсорбции других лекарственных средств. Не рекомендуется принимать препарат одновременно с другими лекарственными средствами.

Побочные действия

Со стороны пищеварительной системы: в клинических исследованиях редко - запор (слабо выражен, проходил после коррекции дозы препарата).

Аллергические реакции: в рутинной практике очень редко - крапивница, сыпь, зуд, отек Квинке.

Показания

— острая и хроническая диарея (аллергического, лекарственного генеза; при нарушении режима питания и качественного состава пищи);

— диарея инфекционного генеза (в составе комплексной терапии);

— симптоматическое лечение изжоги, вздутия и дискомфорта в животе и других симптомов диспепсии, сопровождающих заболевания органов ЖКТ.

Противопоказания

— кишечная непроходимость;

— непереносимость фруктозы, синдром нарушенного всасывания глюкозы-галактозы;

— недостаточность сахаразы-изомальтазы;

— повышенная чувствительность к компонентам препарата.

        Фосфалюгель

Действующее вещество:Алюминия фосфат (Aluminii phosphas)

Состав и форма выпуска:

Гель для приема внутрь (пакетики по 16 г)        1 пак.

алюминия фосфат        10,4 г

сорбитол 70%        4,48 г

агар-агар        0,0448 г

пектин        0,0872 г

кальция сульфат        0,0117 г

калия сорбат        0,0402 г

ароматизатор апельсиновый        0,08 г

вода очищенная        до 16 г

Показания:

Для взрослых:

•        язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

•        гастрит с нормальной или повышенной секреторной функцией;

•        диафрагмальная грыжа;

•        рефлюкс-эзофагит;

•        синдром неязвенной диспепсии;

•        функциональная диарея;

•        желудочные и кишечные расстройства, вызванные интоксикацией, приемом лекарственных препаратов, раздражающих веществ (кислоты, щелочи), алкоголя.

Для детей:

•        эзофагит;

•        гастроэзофагеальный рефлюкс;

•        гастрит;

•        язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Противопоказания:

•        повышенная чувствительность к препарату;

•        выраженные нарушения функции почек.

Побочные действия:

Запор (редко, в основном у людей пожилого возраста и лежачих больных).

Передозировка:

Симптомы: угнетение моторики ЖКТ (из-за большого количества ионов алюминия).

Лечение: назначение слабительных средств.

Способ применения и дозы:

Внутрь, можно в чистом виде или перед приемом развести в половине стакана воды. Взрослым и детям старше 6 лет — по 1–2 пак. 2–3 раза в сутки; при гастроэзофагеальном рефлюксе, диафрагмальной грыже — сразу после еды и на ночь; при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки — через 1–2 ч после еды и немедленно при возникновении болей; при гастрите и диспепсии — до еды; при функциональных заболеваниях толстой кишки — утром натощак и на ночь. Прием препарата повторяют, если боли возникают в промежутках между приемами.

Детям: до 6 мес — по 4 г (1/4 пак. или 1 ч.ложка) после каждого из 6 кормлений; после 6 мес — по 8 г (по 1/2 пак. или 2 ч.ложки) после каждого из 4 кормлений.

Меры предосторожности:

Не следует длительно принимать препарат без назначения врача. С осторожностью применяют при наличии заболеваний почек, цирроза печени, выраженной сердечной недостаточности. У пожилых пациентов и больных с нарушением функции почек при применении Фосфалюгеля в рекомендованных дозах возможно увеличение концентрации алюминия в сыворотке крови.

Антибиотики тетрациклиновой группы, препараты железа, сердечные гликозиды следует принимать не ранее чем через 2 ч после приема Фосфалюгеля.

Приложение 4

Авторы Наталья ЦЕМБОРЕВИЧ, старший научный сотрудник лаборатории изучения статуса питания населения РНПЦ гигиены, канд. мед. наук№11(950), 18 Март 2010г.
Рубрика: Здоровый вопрос.

Ужин перед телевизором. Чтение прессы за обедом. К каким негативным последствиям приведет такое употребление пищи?
Колбаса «вприкуску» с газетой
Муж завел моду ужинать перед телевизором. Сын — любитель читать прессу за обедом. Пытаюсь отучить их от вредной привычки. К каким негативным последствиям она приводит?
Ирина, Могилев.
 
В регуляции процесса пищеварения большую роль играет головной мозг. В описанной ситуации он вынужден «отвлекаться» на восприятие экрана или текста. Результат — пища недостаточно пережевывается, нарушаются процессы ее переваривания. Прежде всего, страдает секреторная функция желудка, из-за чего еда усваивается не в полном объеме. Получается, для того чтобы обеспечить организм нужными элементами, любителям двух дел одновременно еды требуется больше. У тех, кто страдает гастритом или другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, подобное нарушение правил питания может спровоцировать возникновение обострений.
Человек, который одновременно кушает и читает, не в состоянии контролировать чувство насыщения. Специалисты различают раннее и позднее. Первое возникает непосредственно во время приема пищи и служит сигналом для завершения трапезы, позднее — когда питательные вещества уже попали в кровь, это приблизительно спустя полчаса после еды. Человек, мозг которого занят «перевариванием» информации, не ощущает раннего насыщения. А чуть позже у него возникает неприятное чувство тяжести в животе.
Прием пищи, сопровождающийся просмотром телевизора, чтением или работой за компьютером, — прекрасные условия для того, чтобы набирать лишние килограммы.

старинный журнал медицина лечение

Какой температуры должна быть принимаемая пища ?

Слишком горячая или холодная пища не безразлична для человека. Ледяная вода, холодное пиво вызывают кардиальгию, а иногда и упорный катар желудка. При долгом употреблении исключительно холодной пищи наблюдается упадок сил, уменьшение работоспособности; это особенно ясно сказывается на рабочих, которым, в силу тех или иных условий, приходится долгое время обходиться без горячей пищи.

Относительно влияния слишком горячей пищи можно сказать, что она вызывает острое воспаление желудка, а при продолжительном употреблении - и хронический катар.

Она сильно изменяет слизистую оболочку полости рта и желудка, подавляет действие пищеварительных соков, а иногда и совершенно прекращает. Достаточно температуры в 60 градусов, чтобы переход крахмала в сахар под влиянием птиалина и пептонизация белков под влиянием пепсина прекратились.

Заболевание круглой язвой, столь часто наблюдаемое у кухарок и поваров, обясняется тем, что им приходится постоянно пробовать слишком горячую пищу. Влияние горячей пищи сказывается также и на зубах. На эмали появляются трещины, костная ткань обнажается, что влечет за собою преждевременную порчу зубов.

Употребление горячего хлеба (38 градусов Цельсия) вызывает тяжесть под ложечкой, а иногда и даже и серьезное заболевание желудка.

Однако, здесь не столько играет роль температура хлеба, сколько то, что горячий хлеб клеек, скатывается комками, на которые плохо действует желудочный сок, и хлеб, плохо перевариваясь, задерживается в желудке.

На основании всего вышесказанного, невольно задаешься вопросом: какая же температура самая подходящая ?

Для здорового человека самой рациональной температурой пищи является та, которая ближе всего подходит к температуре крови человека. При ней переваривание пищи совершается быстрее, слизистые оболочки полости рта и желудка не подвергаются раздражению, зубная эмаль не портится.

Однако, и здесь допустимы некоторые колебания, так как тут тоже играет роль индивидуальность. Одни находят пищу горячею, тогда как другие только приятно теплой, что кажется одним невыносимо холодным, другие находят это же самое только прохладным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"

Материал будет интересен учителям ОБЖ и биологии, внедряющим интегрированные уроки в процесс обученияЭтот урок прекрасно подходит для дистанционного обучения. Предварительное деление класса на группы ...