Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtonomnyy_otdel_n.s.docx | 196.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция.
Цели урока:
Предметные: сформировать анатомо-физиологические понятия о строении и функциях соматического и автономного отделов нервной системы, выявить их отличия и адаптивную роль двойной вегетативной иннервации внутренних органов.
Метапредметные: развивать умения
- работать с текстом, анализировать и оформлять текстовую информацию в виде таблиц и схем;
- наблюдать, выделять существенные признаки объекта, осуществлять логические операции, делать выводы.
Личностные:
- формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать умения работать в малых группах, находить выходы из спорных ситуаций, снимать сильное нервно-психическое напряжение;
- воспитывать уважительное отношение к иному мнению;
Используемое оборудование
Компьютер, таблицы «Строение нервной системы», «Строение головного мозга», «Строение вегетативной нервной системы», интерактивная доска, просмотр отрывка фильма « …нападение медведя) http://www.youtube.com/watch?v=8vMXCcNTJUI учебник «Биология. Человек. 8 класс» (А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш) словари терминов по нервной системе.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся (домашнего задания).
3. Изучение нового материала и его закрепление.
4. Выполнение практической работы.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
• Приветствие.
• Подготовка класса к работе.
• Наличие учащихся.
Проверка знаний.
I. Фронтальный опрос.
1) Объясните утверждение на плакате: «Нервная система – дирижер нашего организма»
Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся окружающем мире невозможно без регуляции и координации всей его деятельности. Именно нервная система согласует работу всех систем органов человеческого организма и объединяет их в единое целое. Недаром нервную систему образно называют «Дирижером нашего организма».
2) Проверка знаний учащихся. Какие функции выполняет нервная система?
Ответы учеников:
- служит основой психической деятельности: память, чувства, эмоции, речь, мышление, социальное поведение;
- поддерживает постоянство внутренней среды организма – гомеостаз;
- отвечает за ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения на основе полученной информации.
3. Актуализация новых знаний. Постановка задач урока.
I. Я попрошу вас отрегулировать ваш пульс на уровне 60 ударов в минуту. Можете? А открыть сфинктер желудка и пропустить содержимое в двенадцатиперстную кишку?
Нет.
Значит, двигаться и говорить по своему желанию вы можете, а управлять своими внутренними органами у вас не получается?
Действительно, человек может осознанно управлять деятельностью только скелетных мышц, своими произвольными движениями и речедвигательной функцией. Но нельзя контролировать слюноотделение, выделение пота, или желудочного сока, ток крови и многое другое.
II. Проблемный вопрос: Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы — нет?
III. Группы выдвигают гипотезы.
Самое вероятное, что ученики скажут: скелетные мышцы состоят из поперечно-полосатой мышечной ткани, работа которой может регулироваться произвольно, а внутренние органы состоят из гладкой ткани – ее работа не подчиняется нашему сознанию. Следует помочь детям переключить внимание с мышц на нервную систему при помощи вопросов:
Какими свойствами обладает мышечная ткань обоих видов?
Возбудимость и сократимость.
Отчего она приходит в возбуждение?
Когда получит приказ от нервной системы в виде нервного импульса.
Может, по разному устроена именно периферическая часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и внутренние органы? И поэтому по разному функционирует?
IV. Ищем ответ в учебнике §10 «Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.
В процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.
По функциональному признаку в нервной системе выделяют
• соматический (анимальный) и
• вегетативный (автономный) отделы, который делится на два подотдела – симпатический и парасимпатический.
Соматическая нервная система обеспечивает восприятие окружающего мира и регулирует движения (в том числе, связанные с речью). Вегетативная – регулирует процессы, общие для животных и растений (отсюда ее название): обмен веществ, дыхание, транспорт веществ, выделение.
V. Определяем задачи сегодняшнего урока:
изучить строение и функции соматического и автономного отделов нервной системы, выявить их отличия;
определить значение двойной вегетативной иннервации внутренних органов.
4. Изучение нового материала и его закрепление.
I. Давайте посмотрим кинофрагмент «Нападение медведя на человека»
http://www.youtube.com/watch?v=8vMXCcNTJUI
(показывается первая часть, до появления собаки).
Ребята, какой отдел нервной системы нашего героя был задействован во время его бегства от медведя: соматический или автономный?
Группы отвечают.
Правильно, оба отдела. Представьте, что в нашем организме сокращение и расслабление скелетных мышц осуществляется произвольно, а изменение ритма сокращения сердца и частоты дыхания не связаны с процессами, происходящими в мышцах и других органах. Тогда наша гибель была бы неизбежной.
Итак, наш герой убегает от медведя. Работает его поперечно-полосатая мускулатура – скелетные мышцы, отвечающие за движение тела, а значит, какой отдел нервной системы?
Соматическая система.
Вспомним, что мы уже знаем о ее строении.
II. Сообщение учащегося:
Соматическая нервная система
Эту систему образуют чувствительные нервные волокна, идущие к ЦНС от различных рецепторов, и двигательные нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру. Соматическая нервная система имеет центральную и периферическую части. Из головного мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Каждый сегмент спинного мозга дает по одной паре нервов, содержащих чувствительные и двигательные волокна. Все чувствительные, или центростремительные, волокна входят в спинной мозг через задние корешки, на которых есть утолщения - нервные узлы. В этих узлах находятся тела центростремительных нейронов.
Волокна двигательных, или центробежных, нейронов выходят из спинного мозга через передние корешки – 31 пара спинномозговых нервов. Каждому сегменту спинного мозга соответствует определенный участок тела – метамер.
Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий головного мозга. Именно здесь изыскиваются способы удовлетворения потребностей, и в лобной доле коры созревает план будущих действий.
III. Учитель: Вся деятельность нервной системы имеет рефлекторный характер, т.е. складывается из огромного количества разнообразных рефлексов разного уровня сложности.
Вспомним, что называют рефлексом?
Ответы учеников:
Рефлекс - это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие с участием нервной системы.
Правильно, а вот еще одно определение:
Рефлекс - это приспособительная реакция организма, обеспечивающая тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с состоянием внешней или внутренней среды.
«Если отключить все рецепторы, то человек должен заснуть мертвым сном и никогда не проснуться» (И.М. Сеченов).
Т.о. нервная система работает по принципу отражения: стимул - ответная реакция. Авторами рефлекторной теории являются выдающиеся отечественные физиологи. Кто?
И.П. Павлов и И.М. Сеченов.
Для осуществления любого рефлекса необходимо особое анатомическое образование - рефлекторная дуга. Что это такое?
Рефлекторная дуга - это цепь нейронов, по которым проходит нервный импульс от рецептора (воспринимающей части) до рабочего органа, отвечающего на раздражение.
IV. Ваша задача – нарисовать рефлекторную дугу простого и сложного соматического рефлекса (по группам).
Схема коленного разгибательного рефлекса
Схема сгибательного рефлекса отдергивания руки от горячего предмета
Отличаются ли чувствительные пути этих рефлексов? Нет.
Ребята, дело в том, что вегетативная нервная система не имеет своих собственных чувствительных путей, они общие для соматического и вегетативного отделов.
Есть ли отличия в строении двигательных (центробежных) волокон? Какие?
Двигательное волокно соматической системы нигде не прерывается. А исполнительный путь вегетативного рефлекса двухнейронный, прерывается в узле: до узла – преганглионарное волокно, после узла – постганглионарное.
Кроме этого: двигательное волокно, идущее от ЦНС до скелетной мышцы, имеет относительно большой диаметр и высокую скорость проведения возбуждения. Оно на всем протяжении покрыто миелиновой оболочкой.
Вегетативное волокно тоньше и значительно медленнее проводит возбуждение. На пути от ЦНС к иннервируемому органу оно обязательно прерывается с образованием синапса.
Таким образом, центробежный путь в вегетативной нервной системе включает два нейрона - преганглионарный и постганглионарный. Тело первого нейрона находится в ЦНС, а тело второго - за ее пределами, в нервных узлах (вегетативных ганглиях). Постганглионарных нейронов намного больше, чем преганглионарных. В результате этого каждое преганглионарное волокно в ганглии подходит и передает свое возбуждение многим (10 и более) постганглионарным нейронам. Это явление называется мультипликацией.
Работаем с текстом учебника. «Автономная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы». Обсуждаем в группах.
Автономная нервная система
Состоит из центральной и периферической части. Ее высшим органом считается гипоталамус (нижняя часть промежуточного мозга), который также регулирует работу эндокринной системы через гипофиз (гипоталамо-гипофизарная система).
Подразделяется на два подотдела: симпатический и парасимпатический, которые по своему действию являются антагонистами.
Центры симпатического отдела находятся в боковых рогах серого вещества грудного и поясничного отделов спинного мозга. Волокна их нейронов, выходя за пределы спинного мозга, образуют околопозвоночные узлы симпатического отдела. Эти узлы проходят вдоль всего позвоночного столба, образуя два симпатических ствола: левый и правый. Центры парасимпатической нервной системы находятся в мозговом стволе и в крестцовом отделе спинного мозга. Большинство внутренних органов получают двойную вегетативную иннервация, так как к ним подходят как симпатические, так и парасимпатические нервные волокна, которые функционируют в тесном взаимодействии, но производят на органы противоположный эффект.
Периферические узлы (ганглии) – это такие образования нервной системы, которые не имеют прямой связи с корой больших полушарий. На пути к ним имеется как минимум одно переключение в других отделах нервной системы. Все остальные отделы нервной системы находятся под прямым воздействием коры. В силу такой обособленности ганглиев регуляция деятельности внутренних органов осуществляется вегетативной нервной системой БЕЗ УЧАСТИЯ СОЗНАНИЯ. Это проявляется в невозможности произвольно управлять деятельностью внутренних органов, таких как желудок, кишечник, сердце и др.
Практическая работа.
Штриховое раздражение кожи.
Известно , что симпатическая нервная система суживает кожные сосуды, а парасимпатическая расширяет. Проведите ногте по коже на тыльной стороне кисти, у многих образуется белая полоска- сосуды сузились под влиянием симпатической иннервации. Это реакция, защищающая кожу от возможного кровотечения. Но через некоторое время ( не сразу) на этом месте возникает красная полоска- сосуды расширяются под влиянием парасимпатической иннервации: тканям , находившимся до этого на «голодном пайке», доставлены питательные вещества и кислород.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сопровождение урока Вегетативная нервная система
Данную призентацию можно использовать как сопровождение урока "Вегетативная нервная система"...
конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"
Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:· повторить материал об...
Заболевания вегетативной нервной системы. Мигрень.
Мигрень- хроническое заболевание, проявляющееся периодически возникающими приступами пульсирующей головной боли....
Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.
Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...
Соматический и вегетативный отделы нервная системы.
Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш...
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы...
Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс
Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональном...