Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Цель: Обобщить знания учащихся о значении леса в природе и жизни человека; подчеркнуть необходимость охраны леса, отметить правила поведения в лесу;
Мероприятие можно использовать при проведении предметной недели по биологии, как конкурсное мероприятие ко Дню Земли, Всемирному Дню окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voydi_vles_drugom.doc | 59 КБ |
prilozhenie_1.doc | 574 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий конкурса
ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ
Задачи:
- Обобщить знания учащихся о значении леса в природе и жизни человека;
подчеркнуть необходимость охраны леса, отметить правила поведения в лесу;
- Воспитание у детей бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия.
На стене плакат: И ещё боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству по лесу брожу.
Р. Гамзатов
(Учащиеся делятся на две команды.
Ответы оценивают юные лесоводы.)
1 Ведущий: Когда идёшь усталый, запыленный,
Дорогой длинною в полуденный зной, -
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Учащийся: Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской, -
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
2 Ведущий: Когда раздумья вещий час настанет,
Когда мечтаешь о грядущем ты, -
С зеленым другом поделись мечтами,
И окрылит он все твои мечты.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Учащийся: Мы были вместе в радости и в горе.
Он в дни войны стеною встал за нас,
Застыли сосны тихо как в дозоре,
Лес и сегодня охраняет нас.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес! В. Лукша.
ВОПРОС КОМАНДАМ: Какую роль играет лес в нашей жизни?
(Правильный ответ оценивается 6 баллами)
(После ответов «лесовод» дает правильный ответ)
(ОТВЕТ: Лес – источник древесины, источник кислорода, естественный фильтр воздуха;
источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и
животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма; источник
здоровья.)
Ведущая: Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения –
всё это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, вселяет
бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не
задумываются о том, что он очень раним.
ВОПРОС КОМАНДАМ: Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей,
даже если люди не срывают растений?
(ОТВЕТ: Уплотняется и разрушается лесная подстилка, повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней, гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникает влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений, изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев, снижается ежегодный прирост.) (3 балла)
Ведущая: О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне. И. Северянин
- Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом.
Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветви, а то валят
и целое дерево.
ВОПРОС: Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?
(ОТВЕТ: Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества – амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло.) (1 балл)
Ведущая: Не дарите любимым черемухи
Стон, боль сирени и вопли жасмина.
Будьте щедры душой, не тревожа кустов,
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную! В. Динабургский
Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану
ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану.
ВОПРОС: А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?
(ОТВЕТ: Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л. сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной.) (1 балл)
Ведущая: Береза зеленые косы развесила
с тонких ветвей
Вся в белое платье одета, в сережках,
Встречает горячее лето она
на опушке лесной
Гроза ли над ней пронесется,
прильнет ли болотная мгла
Дождинки стряхнув, улыбнется береза
и вновь весела.
Наряд её легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен поется
в народе о ней.
И делят с ней радость и слезы,
и так её дни хороши,
И кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души. Р. Рождественский
- Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет?
(поочередно показывает медуницу, сон-траву, ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную, рябчик русский) Приложение 1
(ОТВЕТ: Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним.) (За каждое угаданное растение – 1 балл)
Учащийся: Как-то раннею весной
На проталинке лесной
Увидал медведь матерый
Человека под сосной.
Человек был с рюкзаком
И с походным котелком
Он стоял и любовался
Появившимся цветком.
- Вот чудак – сказал медведь, -
Никакого смысла ведь
Нет от этого цветка,
Вот нашел-ка что смотреть!
Лучше в ельник бы пошел
Муравейник бы нашел.
Или в улей заглянул бы,
Нет ли меда там у пчел…..
Зверя мы судить не будем,
Что ж медведь – медведь и есть.
Плохо, если люди любят
Толь то, что можно есть. Г. Ладонщиков
ВОПРОС: Какие лекарственные растения дарит нам лес?
(ОТВЕТ: Шиповник, подорожник, зверобой, калину, черемуху, липу, березу, ландыш, душицу, шалфей и т. д.) (За каждое угаданное растение – 1 балл)
ВОПРОС: Назовите правила заготовки лекарственных трав.
(ОТВЕТ: 1. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.
2. Траву собирать без корней.
3. Не обрывать полностью листья с растений.
4. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян,
оставляя часть для восстановления зарослей.
5. Почки и кору собирать, не с растущих растений, а со срубленных деревьев и
кустарников. (за полный ответ – 5 баллов)
Ведущая: Часто лес страдает от нарушений людьми правил поведения в лесу.
Учащийся: Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветви догорали
И не хотя чадили до утра…
А утором ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. В Шефнер.
Ведущий: Сейчас вы увидите сценку «Два туриста».
Задача участников конкурса – Определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.
(На сцене декорация – 2-3 подготовленных из картона дерева).
Выходят два туриста с рюкзаками.
1 турист: Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот
здесь у старого пня, под елью разведу костер.
(На полную мощь включает плеер, танцует)
2 турист: (подбегает) Там среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенца домой и выкормлю.
1 турист: Предлагаю подкрепиться. (туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетах, консервы. Всё это раскладывают вокруг себя)
2 турист: Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот
вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали
отдыхать.
1 турист: А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А
грибы мухоморы сшиб ногой, потому что они ядовиты.
ОТВЕТ: Нарушены следующие правила поведения в лесу:
Ведущий:
1. Нельзя обламывать ветви деревьев и кустарников, повреждать их топорами и
режущими предметами.
2. Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
3. Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко музыку – потревоженные птицы и
звери покидают свои места. Птенцы и зверята нередко теряются и гибнут.
4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда – это приводит к их гибели.
5. Нельзя загрязнять лес.
Ребята, нельзя загрязнять лес, потому что оставленная бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка более 90 лет, полиэтиленовые пакеты более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
6. Нельзя повреждать муравейники. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают за день
70-100 тысяч вредителей леса.
7. Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать несъедобные
грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор – лекарство для
лосей.
Ведущий: Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора6
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома К. Кулиев.
КОНКУРС РИСОВАННЫХ ФИЛЬМОВ.
«Оживляется» какой-либо объект лесного сообщества, пострадавший от жестокого обращения с ним человека.
Каждая команда – киностудия по созданию рисованных фильмов – рисует 2-3 сюжета на бумажной ленте, разделенной не кадры. Фильм озвучивается.
Ведущий: Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать, -
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять. П. Сергеев.
Подведение итогов конкурса.
Литература:
- Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии. М., Просвещение, 1988.
- Бобров Р.В. Беседы о лесе. М. Молодая гвардия, 1979.
3. У истоков юннатского движения / Сост. В.Г. Холостов М.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПРОСТРЕЛ (СОН - ТРАВА)
ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯ
КОЛОКОЛЬЧИК ОКУЧЕННЫЙ
КОЛОКОЛЬЧИК ШИРОКОЛИСТНЫЙ
ВОЛЧЬЕ ЛЫКО
ВЕТРЕНИЦА ДУБРАВНАЯ
МЕДУНИЦА
ХОХЛАТКА
РЯБЧИК РУССКИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"
Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...
Внеклассное мероприятие"Огонь- наш друг и враг"
внеклассное мероприятие в 3 классе...
внеклассное мероприятие беседа "Мой друг платок"
Женский шейный платок - очень старинный и востребованный аксессуар во все времена. Он будет уместен в любой ситуации - работа, прогулка, деловая встреча или вечеринка. Способов завязывания ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Огонь наш друг и враг. Как уберечься от пожара"
Цели:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.Развивать память, сообразительность, находчивость....
Внеклассное мероприятие "Компьютер мой друг"
Мероприятия для недели "Высоких технологий"...
Разработка внеклассного мероприятия «Язык мой – друг мой»
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся...
Внеклассное мероприятие "Доброта - наш друг"
Данная разработка составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 6 классов и направлена на укрепление социо-культурных норм поведения...