Конспект урока-проекта "Хлебные злаковые растения"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Токарева Татьяна Николаевна

Урок-проект был разработан для детей 7 класса коррекционной школы. Учащиеся проводили исследование зёрен, муки хлебных растений, заполняли таблицы, делали выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                       ГБОУ «Специальная школа – интернат с. Ериловка»

               

                                           Конспект урока – проекта

 

                                   Хлебные злаковые растения

                       Подготовила учитель биологии Токарева Т.Н.

                                       

Название проекта:  Хлебные злаковые растения.

Руководитель проекта: Токарева Татьяна Николаевна.

Учебный предмет в рамках которого проводится работа – биология.

Авторы проекта: ученики 7 класса.

Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта.

Доказать, что пшеница, овёс и кукуруза – однодольные  злаковые хлебные растения.

Задачи проекта:

* Способствовать приобретению учащимися исследовательских навыков и умений.

*Развивать умение анализировать внешние данные семян различных злаковых растений.

*Формировать знания о пищевой значимости злаковых культур.

*Закреплять новые формы деятельности учащихся.

*Формировать сенсорные ощущения: тактильные, зрительные, слуховые.

*Воспитывать чувство патриотизма и историческую память.

Продукт проекта. Семена пшеницы, овса, кукурузы. Мука пшеничная, кукурузная, молотый овёс.

Проблема. Почему пшеницу, овёс, кукурузу объединяют в группу хлебные злаковые растения?

Гипотеза. Если бы не было хлебных злаковых растений, могли бы мы с вами иметь такое разнообразие продуктов?

Методы исследования:

*метод наблюдения;

*метод выполнения практических работ;

*метод заполнения таблиц:

*метод анализа.

Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе Smart, раздаточный материал (таблицы).

Ход исследования

1.Беседа

а) О чём говорит название хлебные злаковые растения?

б) Какие хлебные злаковые вы знаете? Назовите.

в) Какие из названных культур выращивают в нашей области?

2.Записать названия этих растений: пшеница, ячмень, овёс, рожь, кукуруза.

Сегодня мы будем исследовать следующие растения – пшеницу, овёс, кукурузу.

3.Практическая работа.

- Рассмотреть изображения этих растений.

- Описать внешнее строение растений и занести данные в таблицу.

Пшеница

Овёс

Кукуруза

Корневая система

мочковатая

мочковатая

мочковатая

Строение стебля

соломина

соломина

соломина

Жилкование листьев

параллельное

параллельное

параллельное

Выберите нужные слова.

Слова для справок: соломина, дуговое, стержневая, параллельное, мочковатая, сетчатое.

Сравнить с таблицей презентации.

1.Вывод – внешнее строение этих растений схожее, поэтому их объединяют в класс однодольные растения.

4.Практичесая работа

- Сравнить внешний вид семян пшеницы, овса, кукурузы.

- Заполнить таблицу.

Признаки

             Сходство

Пшеница

Овёс

Кукуруза

Форма

овальная

удленённая

трапецевидная

Окраска

коричневая

коричневая

жёлтая

Качество поверхности

гладкая

шероховатая

гладкая

Выберите нужные слова.

Слова для справок: округлая, шероховатая, удленённая, овальная, чёрная, жёлтая, коричневая, гладкая, трапецевидная.

Сравнить с таблицей презентации.

2.Вывод – у семян есть различия, но по основным признакам они схожи, поэтому их объединяют в группу злаковые хлебные растения.

Физкультминутка

Колосок

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх).

5.Практичесая работа.

а) Определить различия по окраске и тактильное ощущение муки пшеничной, кукурузной и молотого овса.

Мука

Пшеничная

Кукурузная

Овсяная

Окраска

белая

жёлтая

тёмная

Тактильное восприятие

мягкая

крупинками

крупинками

Выберите нужные слова.

Слова для справок: жёлтая, мягкая, белая, тёмная, крупинками.

Сравнить с таблицей презентации.

3.Вывод. Мука из разных злаковых растений разная, поэтому и пищевые изделия изготавливают различные.

6. Работа с карточками.

 На карточках написаны названия хлебных злаковых растений и изделия, которые изготовлены из них.

Выполните задание: соотнесите название растения и полученного изделия

(соедините их).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=815ebaeb2c6610ff6dd221a1abd19c8b-l&n=13                                               Пшеница

Овсяное печенье

https://polzaivredno.ru/wp-content/uploads/2019/01/kukk25.jpg                                             Овёс

Кукурузные палочки

http://mtdata.ru/u24/photo1C89/20884939147-0/original.jpg                                                   Ячмень

Ржаной хлеб

http://dallari.ru/upload/iblock/d72/d7245227d9bb9ffb0e012ed829ac29b5.jpg                                                      Рожь

Перловая крупа

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6ed332bbcfb48ab6fe45408c7b14311d-l&n=13                                                   Кукуруза

Пшеничная булочка

9 Мая 2020 года наша страна и весь мир будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы смотрели фильмы, слышали рассказы старших о том, как было трудно выживать в войну. Как люди голодали и умирали от голода дети.

Как вы думаете, какое хлебное изделие, изображённое на карточке, было самым распространённым в те годы? Что кушали люди? (Слайд «Порция хлеба в блокадном Ленинграде»).

А что любите кушать вы?

7. Общий вывод.

1. Пшеница, овёс, кукуруза – относятся к классу однодольные растения, к семейству – злаковые.

2. Из хлебных злаковых растений после переработки изготавливают вкусные и разнообразные хлебо - булочные изделия.

8. Оценки за урок.

9.Д/з стр. 98-103, задания по парам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

"Злаковые растения, крупы и различные блюда из них"

Человеческий организм является саморегулирующейся, хорошо налаженной системой. Чуть ли не вся таблица Менделеева присутствует в нем в том или ином объеме. Полезные минералы,  микроэлементы и вита...

Отдел Покрытосеменные Класс Однодольные Лилейные и Злаковые растения

Презентация для уроков по систематике растений...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...

Самоанализ урока-конспекта "Хлебные злаковые растения"

Представлен самоанализ урока-проекта "Хлебные злаковые растения"...

Презентация "Хлебные злаковые растения"

Презентация подготовлена к уроку-проекту "Хлебные злаковые растения"...

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....