"Злаковые растения, крупы и различные блюда из них"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Человеческий организм является саморегулирующейся, хорошо налаженной системой. Чуть ли не вся таблица Менделеева присутствует в нем в том или ином объеме. Полезные минералы, микроэлементы и витамины поступают из пищи, и для нормального функционирования организма требуется постоянное пополнение их запасов. Недостаток хотя бы одного микроэлемента или витамина может привести к нарушению работы всей системы. Вот почему очень важно правильное и сбалансированное питание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_krupy_i_blyuda_iz_nikh.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
"Крупы и различные блюда из них"
Шевченко Светлана Алексеевна.
учитель СБО
Цель:
Обобщить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающая:
обеспечить усвоение учащимися материала о зерновых культурах, крупах, кашах, их пищевой ценности, обобщить и систематизировать знания из личного опыта, а так же знания, полученные на других занятиях.
2. Коррекционно-развивающая:
способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук, формировать навыки и умения определять вид крупы, её качество на ощупь, на запах.
3. Коррекционно-воспитывающая:
создать условия для формирования культуры речи, общения, питания, бережного отношения к продуктам.
Дидактический материал:
образцы различных круп, таблица «Растения и крупы из них», волшебный квадрат, путанки из слов, загадки.
Форма проведения урока:
рассказ, беседа, практическая работа с элементами игры.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.
II. Вступительное слово учителя.
Человеческий организм является саморегулирующейся, хорошо налаженной системой. Чуть ли не вся таблица Менделеева присутствует в нем в том или ином объеме. Полезные минералы, микроэлементы и витамины поступают из пищи, и для нормального функционирования организма требуется постоянное пополнение их запасов. Недостаток хотя бы одного микроэлемента или витамина может привести к нарушению работы всей системы. Вот почему очень важно правильное и сбалансированное питание.
Отгадайте загадки:
1. В поле вольно
Ходят волны.
Поле нежно золотится
И комбайны ходом полным
Убирают там… (Пшеницу)
2. Как во поле на кургане
стоит курочка с серьгами. (Овес)
3. Сидит мышка
в золотой кубышке. (Просо)
4. Черна, мала крошка
соберут немножко,
в воде поварят,
кто съест, похвалят (Гречка)
О чём же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме урока.
Учитель:
С момента своего появления на Земле человечество ест разнообразные зерна и крупы, которые насыщают организм человека витаминами и минералами. Пищевые волокна и клетчатка, содержащиеся в злаках, полезны для пищеварения, а все мы знаем, что хорошее самочувствие начинается с хорошего пищеварения.
Вопрос: Какие растения человек выращивает с целью использования семян в пищу?
Ответ: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис.
Из зерновых культур после обработки получают крупы. Крупа – это целые или дробленые зерна, освобожденные от оболочки.
Вопрос: Какие крупы получают из семян выше перечисленных растений?
Ответ: манная, пшеничная, пшённая, гречневая, овсяная, овсяные хлопья, рисовая, перловая, кукурузная, кукурузные хлопья, ячневая.
Практическая работа
Рассматриваем образцы круп, которые есть на столах и определяем названия круп и злаковых растений.
А теперь поближе познакомимся с крупами. 1й ученик:
Манная крупа - это мелко раздробленные пшеничные зерна. Манная крупа быстро разваривается и легко усваивается организмом, благодаря чему ее включают в диету для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и послеоперационных пациентов. В манной крупе содержится довольно большое количество железа и галлия - микроэлементов, участвующих в кроветворении.
2й ученик:
Овсяная крупа является самой питательной диетической кашей, в ней много полезных веществ, среди которых особую важность представляют уникальные аминокислоты. А благодаря высокому содержанию клетчатки овсянка снижает холестерин в крови. Содержит много растительных белков и жиров. Полезные свойства крупы определяются наличием в ней максимального количества пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР, Е и солей кальция, железа, магния и фосфора.
3й ученик:
Гречневая крупа рекомендуется больным сердечнососудистыми заболеваниями, диабетом, людям с ослабленной функцией щитовидной и поджелудочной желез, печени, пищеварительных органов, желудка, в случае малокровия, что обусловлено высоким содержанием магния и калия в зернах этой крупы. В ее составе много пищевых волокон, витаминов В1, В2, Е. Также греча содержит железо, магний, калий и фосфор. По содержанию незаменимых аминокислот белок гречихи считается равноценной заменой мяса, а по общему составу его можно сравнить с белками бобовых растений.
4й ученик:
Перловая и ячневая крупы получают в результате обработки ячменного зерна, но перловая крупа - это очищенные и шлифованные цельные ячменные зерна, а ячневая - это дробленое ячменное зерно. Ячневая и перловая крупы - мощный антиоксидант(вещества, замедляющие наше старение), в них содержится в три раза больше селена, чем в рисе. Также в них есть витамины группы В, протеины и минералы, аминокислоты. Фосфора, который необходим для правильного обмена веществ и хорошей работы мозга, в них в 2 раза больше, чем в других крупах. Диетологи особенно рекомендуют каши и супы из этих круп людям, желающим похудеть, а также детям и людям пожилого возраста, поскольку такие блюда легко усваиваются.
5й ученик:
Пшенная крупа по биологической ценности уступает рису и гречневой крупе, но по вкусу занимает одно из первых мест среди круп. Пшено способствует пищеварению, в нем много протеинов, углеводов и витаминов. В нем много кремния, помогающего укреплять волосы и ногти, магния, благотворно влияющего на нервную систему, железа, которое необходимо для нормального кровообращения, фтора для здоровья зубов, марганца, который отвечает за обмен веществ. Пшено содержит незаменимые аминокислоты - строительный материал для мышц и клеток кожи.
6й ученик:
Кукурузная крупа уникальна по своему составу. Содержащиеся в ней вещества регулируют уровень холестерина, препятствуя его отложению на стенках сосудов. Кукуруза содержит большое количество витаминов группы В, А, Е, РР и микроэлементы - железо и кремний. Кукурузу используют при лечении заболеваний центральной нервной системы. Разумное включение кукурузы в рацион является фактором профилактики онкологических заболеваний и процессов старения.
7й ученик:
Рисовая крупа нормализует обмен веществ, выводит из организма вредные соли, препятствуя их отложению, лечит полиартрит. Обладает максимальной энергетической ценностью. Рис является важным источником витаминов группы В. В состав риса входят важнейшие аминокислоты, которые необходимы для создания новых клеток. Он содержит лецитин, известный активатор мозговой деятельности, олигосахарид, восстанавливающий кишечник, и гамма-аминомасляную кислоту, которая помогает стабилизировать кровяное давление. Рис содержит много калия, который нейтрализует действие на организм соли, попадающей с пищей. В рисе также находится небольшое количество фосфора, цинка, железа, кальция и йода.
8й ученик:
Пшеничная крупа - клетчатка, содержащаяся в зернах пшеницы, стимулирует двигательную функцию кишечника и препятствует превращению сахаров и углеводов в жир. Пектины, входящие в состав пшеницы, впитывают вредные вещества, находящиеся в кишечнике, уменьшая, тем самым, гнилостные процессы, и способствуют заживлению слизистой оболочки кишечника. Пшеничная крупа укрепляет и стимулирует защитные силы организма, дает много тепла, способствует лечению болезней печени и желчного пузыря.
Учитель:
Давайте подведём итог всему услышанному и уточним, каким растениям соответствуют какие крупы. Это мы можем увидеть из таблицы. Приложение 4.
Крупы ценятся как питательный продукт, содержащий крахмал, растительные белки, минеральные вещества и витамины. Но чтобы сохранить их пользу, нужно крупы правильно хранить.
Доброкачественность круп. Условия и сроки хранения круп.
Некоторые крупы (пшено, овсянка) содержат значительное количество жира. Эти крупы надо хранить в темном прохладном месте и недлительное время. Лучшие условия для хранения круп t воздуха от +5 до -5° и относительной влажности 60-80%. При повышенной влажности и t крупа плесневеет и горчит, приобретает затхлый запах, теряет присущие ей вкус и аромат. Наиболее устойчивы к хранению перловая и ячневая крупы.
Признаки недоброкачественности круп:
- затхлость,
- плесень,
- насекомых-вредителей и их личинок.
Крупы бывают 1 и 2 сортов, чем меньше в крупе пустых зерен, посторонних примесей, пыли, песка, тем выше сорт.
В старину зерно и крупа служили символом жизни и благополучия, поэтому использовались в различных народных обрядах, например: жениха и невесту обсыпали зерном.
Вопрос: В каких блюдах можно использовать крупы?
1. Закусочные (салаты)
2. Первое (супы)
3. Вторые (каши, запеканки, гарниры)
4. Сладкие, десертные блюда (муссы, пудинги, пасты).
5. Из зерен кукурузы, риса, пшеницы, готовят сухие завтраки, воздушный рис, кукурузу.
Загадка
Зерна пока тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонек,
Да подсыпь-ка сахарок.
Подсоли немножко –
И берись за ложку. (Каша)
То, что маслом не испортишь. (поговорка)
Длительное время каша в России была любимым блюдом, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Ее употребляли на различных празднествах, на пирах, свадьбах, крестинах. В XII-XIV веке слово каша означало слово пир. Позднее каша – это блюдо при коллективных работах, и поэтому «Артель» стали называть кашей.
В старину существовало много обрядов, связанных с кашей:
- кормления гостей кашей, в честь новорожденных, повивальная бабка угощала гостей кашей, а те давали деньги ей и новорожденному.
- до принятия на Руси христианства жених и невеста должны были сварить и съесть кашу – закрепление брачного союза.
- в X веке у русских князей был обычай для заключения мирного договора варить кашу, после этого мир считался восстановленным.
Вопрос:
В каких сказках, рассказах вы встречались с кашей?
(Лисица и журавль, басня Крылова;
Мишкина каша, Носов;
«Горшок каши» братьев Гримм,
«Каша из топора» Р.н.с.
Илья Муромец, былинный герой – любимая каша гречневая;)
Объясните значение высказываний:
- Сапоги каши просят. (рваная обувь)
- Каша во рту. (говорить непонятно)
- Мало каши ел. (слабый человек)
- Заварил кашу. (затевать сложное дело)
- В голове каша. (нет ясности в понимании)
- Расхлёбывать кашу. (распутывать дело)
Вопрос:
что необходимо добавить в кашу, чтобы она была вкусная? Отгадайте загадки:
1. Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала-
И сразу пропала.(соль)
2. Я бел, как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам.(сахар)
3. Белое, а не вода,
Сладкое, а не мед.
От Буренушки берут,
Деточкам дают.(молоко)
Вопрос:
От чего зависит густота каши и, какие каши бывают?
Каши бывают жидкие, вязкие, рассыпчатые – все зависит от количества жидкости.
– Рассыпчатые каши можно приготовить из риса, гречки, пшена, перловой крупы, они варятся на воде.
– Вязкие каши – вначале варят на воде, затем добавляют горячее молоко.
Подбирая посуду по величине для варки каш, нужно учитывать привар, который образуется при разбухании крупы (2,5-3 раза). Для варки каш не рекомендуются эмалированные кастрюли, в них каши часто подгорают. Для придания кашам разнообразных вкусов, можно добавлять ягоды, фрукты свежие, варенья.
V. Итог урока. Подвести итоги.
Приложение 1.
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ
ПО ТЕМЕ «КРУПЫ»
О | В | Ё | С | Г | Ч | К |
Е | М | Ч | Я | Р | Е | А |
Н | Ь | С | И | Р | Ш | П |
А | К | Н | А | М | Е | Н |
К | У | Р | А | Е | Р | О |
У | К | У | З | П | Л | О |
И | Ш | А | К | А | К | В |
Овёс, гречка, рис, ячмень, пшено, манка, кукуруза, перловка, каши.
Приложение 2.
Спрятанные слова.
ШАКРУКАПА
(КРУПА КАША)
ЛОДАКОВОМО
(ВОДА МОЛОКО)
СОХАРЛЬСА
(САХАР СОЛЬ)
ДЫКТЫЯФРУГО
(ЯГОДЫ ФРУКТЫ)
Приложение 3.
Названия растений и круп, получаемых из них.
Растение | Крупа |
Пшеница. | Манная. |
Пшеница. | Пшеничная. |
Ячмень | Ячневая. |
Ячмень. | Перловая. |
Просо. | Пшённая. |
Овёс. | Овсяная. |
Рис. | Рисовая. |
Греча. | Гречневая. |
Кукуруза. | Кукурузная. |
Перевод объемных мер в граммы
Средняя масса продуктов в граммах
Продукт | Стакан (250 мл) | Столовая ложка | Чайная ложка |
Горох лущеный | 230 | - | - |
Крупа Гречневая | 210 | 25 | 7 |
«Геркулес» | 90 | 12 | 6 |
Манная | 200 | 25 | 8 |
Перловая | 230 | 25 | 8 |
Пшеничная | 230 | 25 | 8 |
Ячневая | 180 | 20 | 7 |
Пшено | 220 | 28 | 8 |
Рис | 240 | 30 | 10 |
Молоко (цельное) | 250 | 20 | 5 |
Сахарный песок | 230 | 25 | 10 |
Сливочное масло | 210 | 25 | 10 |
Соль | 325 | 30 | 10 |
Кукурузные хлопья | 50 | 17 | 2 |
Овсяные хлопья | 100 | 14 | 4 |
ВЯЗКАЯ
ЖИДКАЯ
ПРОСО
ГРЕЧА
РИС
ОВЁС
ЯЧМЕНЬ
ПШЕНИЦА
КУКУРУЗА
ПШЁННАЯ
МАННАЯ
ПЕРЛОВАЯ
ЯЧНЕВАЯ
ОВСЯНАЯ
КРУПА
САХАР
СОЛЬ
МОЛОКО
ВОДА
РИСОВАЯ
ЗАТХЛОСТЬ
ПЛЕСЕНЬ
ЖУЧКИ
МУСОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 6 классе по теме "Рецепты различных блюд"
по учебнику Enjoy English 5-6...
Лабораторно-практическая работа по теме"Решение задач на проценты и пропорции". "Расчёт норм закладки продуктов, используемых для приготовления различных блюд".
Лабораторно-практическая работа по калькуляции и учёту пищевых продуктов и математике. Технологические карты и таблицы в помощь преподавателю. Исторические сведения о процентах.Методы решения за...
Рецепты различных блюд
Урок обобщения и закрепления лексических навыков, навыков устной речи по теме...
Отдел Покрытосеменные Класс Однодольные Лилейные и Злаковые растения
Презентация для уроков по систематике растений...
Конспект урока-проекта "Хлебные злаковые растения"
Урок-проект был разработан для детей 7 класса коррекционной школы. Учащиеся проводили исследование зёрен, муки хлебных растений, заполняли таблицы, делали выводы....
Самоанализ урока-конспекта "Хлебные злаковые растения"
Представлен самоанализ урока-проекта "Хлебные злаковые растения"...
Презентация "Хлебные злаковые растения"
Презентация подготовлена к уроку-проекту "Хлебные злаковые растения"...