Олимпиадные задания по биологии
олимпиадные задания по биологии (9, 10, 11 класс)
Олимпиада для учащихся 9-11 класса по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_biologiya_11.docx | 700.34 КБ |
olimpiada_biologiya_10.docx | 31.84 КБ |
olimpiada_po_biologii_9_klass.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2019-2020 учебный год.
11 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете
1. Ботаническая наука, изучающая мхи, называется
а) альгология; б) бриология; в) лихенология; г) птеридология.
2. Самое большое количество видов включает класс
а) Насекомые б) Хрящевые рыбы в) Земноводные г) Птицы
3. Отличие зерновки от семянки -
а) сухой плод; б) околоплодник кожистый;
в) плод не вскрывается после созревания; г) околоплодник срастается, с кожурой семени.
4. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов:
а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра;
в) наличие клеточной мембраны (стенки); г) постоянная форма.
5. Чтобы предотвратить порчу продуктов питания под действием бактерий, необходимо:
а) исключить попадание на продукты спор бактерий;
б) обеспечить неблагоприятные условия для жизни этих организмов;
в) предотвратить попадание на продукты прямых солнечных лучей;
г) ограничить доступ воздуха к продуктам.
6. Гриб пыльная головня поселяется на:
а) листьях злака; б) стебле злака; в) корнях злака; г) соцветии злака.
7. Сапротрофные бактерии осуществляют:
а) хемосинтез; б) брожение; в) хемосинтез, фотосинтез; г) гниение, брожение.
8. Гриб лишайника получает от водоросли:
а) воду; б) минеральные соли; в) органические вещества; г) воздух.
9. Орех — это плод:
а) сухой, односемянный, с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;
б) сухой, односемянный, с кожистым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой;
в) сухой, односемянный, с деревянистым околоплодником;
г) сухой, односемянный, с пленчатым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой.
10. Основная функция палисадной ткани листа — осуществление:
а) газообмена; б) транспирации; в) фотосинтеза; г) накопления воды.
11. Пробку относят к ткани:
а) проводящей; б) покровной;
в) образовательной; г) запасающей.
12. Клубень картофеля на самом раннем этапе своего развития является:
а) плодом; б) побегом; в) корнеплодом; г) верхушкой бокового корня.
13. Растение со следующими признаками: 5 сросшихся в основании чашелистиков, 5 свободных лепестков, много тычинок и верхний гинецей, состоящий из 5 сросшихся плодолистиков, — принадлежит к семейству:
а) Пасленовые; б) Розоцветные; в) Крестоцветные; г) Лютиковые.
14. К двудомным растениям относят:
а) тополь и лещину; б) лещину и березу; в) березу и облепиху; г) облепиху и тополь.
15. Систематическая категория, в которую объединяют классы растений:
а) отряд; б) тип; в) отдел; г) царство.
16. Кочан, который образуется у большинства форм и сортов культурной капусты, представляет собой пример метаморфоза:
а) корня; б) стебля; в) листьев; г) почки.
17. Только для животных характерен процесс:
а) образования на свету органических веществ из неорганических;
б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;
в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;
г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.
18. Размножение инфузории туфельки может происходить в результате:
а) только простого деления;
б) только конъюгации;
в) деления и конъюгации;
г) копуляции, сопровождающейся слиянием гамет.
19. Правильное чередование полового и бесполого размножения наблюдается у:
а) раковинных амеб;
б) радиолярий;
в) фораминифер;
г) солнечников.
20. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей
появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.
21. Наружный скелет членистоногих представлен:
а) кожно-мускульным мешком;
б) хитиновым покровом;
в) известковой раковиной;
г) поперечно-полосатой мускулатурой.
22. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь;
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.
23. Регенерация у полипов происходит благодаря делению:
а) кожно-мускульных клеток;
б) нервных клеток;
в) промежуточных клеток;
г) мезоглеи.
24. У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:
а) замкнутая в виде полости;
б) сквозная в виде трубчатой кишки;
в) замкнутая в виде разветвленной кишки;
г) отсутствует.
25. Органами передвижения у многощетинковых червей (класс Polychaeta) являются:
а) параподии;
б) сложные членистые конечности;
в) амбулакральные ножки;
г) мускулистые щупальца.
26. У аскариды:
а) нет полости тела;
б) полость тела заполнена жидкостью;
в) полость тела заполнена паренхимой;
г) полость тела представлена клетками эндодермы.
27. Кровеносная система у нематод:
а) замкнутая;
б) частично замкнутая;
в) незамкнутая;
г) отсутствует.
28. Органами зрения у пауков являются:
а) 1 пара фасеточных глаз;
б) 4 пары простых глаз;
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.
29. Среди куриных птиц (Galliformes) к перелетным относится:
а) белая куропатка;
б) перепел;
в) фазан;
г) рябчик.
30. Бивни слона - это:
а) видоизмененные резцы;
б) видоизмененные клыки;
в) видоизмененные коренные зубы;
г) совершенно особое образование, не имеющее отношения к зубной системе.
31. Лопатка имеет соединение с:
а) ребрами;
б) грудиной;
в) позвонками;
г) ключицей.
32. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался:
а) И. П. Павлов;
б) А. А. Ухтомский;
в) И. М. Сеченов;
г) И. И. Мечников.
33. Продолжительность жизни эритроцита составляет примерно:
а) 4 дня;
б) 4 недели;
в) 4 месяца;
г) 4 года.
34. Венозная кровь выходит из сердца через:
а) аорту;
б) легочную артерию;
в) полые вены;
г) легочные вены.
35. Всасывание питательных веществ в кровь осуществляется в:
а) желудке;
б) тонком кишечнике;
в) толстом кишечнике;
г) печени.
36. Первичная моча здорового человека содержит:
а) воду;
б) полипептиды;
в) лимфоциты;
г) верны все ответы.
37. Кости крыши черепа относятся к костям:
а) воздухоносным;
б) губчатым;
в) плоским;
г) трубчатым.
38. Центры слюноотделения находятся в:
а) среднем мозге;
б) мозжечке;
в) промежуточном мозге;
г) продолговатом мозге.
39. Задний мозг состоит из:
а) продолговатого мозга и мозжечка;
б) мозжечка, моста и продолговатого мозга;
в) продолговатого мозга и ядер мозжечка;
г) моста и продолговатого мозга.
40. При передаче звуковых сигналов различные структуры уха колеблются в следующем порядке:
а) наковальня, барабанная перепонка, молоточек, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;
б) стремя, наковальня, молоточек, барабанная перепонка, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;
в) барабанная перепонка, наковальня, молоточек, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;
г) барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе.
41. В сердце самая толстая мышечная стенка у:
а) левого предсердия;
б) правого предсердия;
в) левого желудочка;
г) правого желудочка.
42. Продуцентом в биоценозе является:
а) гриб-трутовик;
б) дождевой червь;
в) эвглена зеленая;
г) амеба протей.
43. Родина пеларгонии зональной:
а) Южная Африка;
б) Южная Америка;
в) Юго-Восточная Азия;
г) Австралия.
44. Насекомое с полным метаморфозом:
а) перелетная саранча;
б) красотка-девушка;
в) окаймленный плавунец;
г) гороховая тля.
45. К эмбриологическим доказательствам эволюции относится:
а) ископаемые остатки;
б) переходные формы;
в) сходство строения позвоночных животных;
г) сходство зародышей позвоночных животных.
46. Дикий предок крупного рогатого скота:
а) кабан;
б) тур;
в) лось;
г) северный олень.
47. Гусеницы капустной белянки наносят вред растениям семейства:
а) паслёновых;
б) сложноцветных;
в) розоцветных;
г) крестоцветных.
48. Рыба обыкновенный горчак, откладывающая икру в мантийную полость моллюсков, вымётывает всего около 250 икринок, так как:
а) икринки очень маленькие;
б) икринки очень крупные;
в) икринки защищены плотной оболочкой;
г) икринки защищены раковиной моллюска.
49. У копытных рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши. Это приспособление к:
а) защите от хищников;
б) поиску корма;
в) продолжительному сну
г) поиску воды.
50. Наиболее устойчивым является биоценоз, где представлено около:
а) 100 видов;
б) 60 видов;
в) 20 видов;
г) 5 видов.
51. Форические связи в биоценозе – это:
а) участие одного вида в распространении другого;
б) физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого;
в) когда один вид питается другим;
г) явление, когда сообщества основаны на количественной регуляции численности одних видов другими.
52. Утверждение, что количественное развитие организмов определяется тем элементом или фактором, который находится в окружающей среде в относительном минимуме, называется законом:
а) Ю.Либиха;
б) оптимума;
в) А.Уоллеса;
г) Г.Лейбница.
53. Альбедо – это:
а) отношение поглощённой радиации к отражённой;
б) отношение отражённого света к поглощённому;
в) отношение отражённой радиации к падающей;
г) отношение отражённой радиации к поглощённой.
54. Что является сигналом для животных и растений к сезонным изменениям:
а) количество осадков;
б) длина дня;
в) количество пищи;
г) взаимоотношения.
55. Форма взаимоотношений между двумя видами, когда деятельность одного из них доставляет пищу или убежище другому называется:
а) мутуализм;
б) аменсализм;
в) паразитизм;
г) комменсализм.
56. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:
а) центрифугирования;
б) гибридологического;
в) цитогенетического;
г) биохимического.
57. Какое вещество играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке:
а) белок;
б) жир;
в) АТФ;
г) NaCl.
58. В процессе фотосинтеза световая энергия используется для синтеза молекул:
а) углекислого газа;
б) АТФ;
в) воды;
г) липидов.
59. Отец не может передать сыну такой признак, как:
а) голубой цвет глаз;
б) фенил кетонурию;
в) гемофелию;
г) темные волосы.
60. При формировании гамет число хромосом в них:
а) увеличивается в два раза;
б) уменьшается в два раза;
в) остается не изменным;
г) периодически изменяется.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в грибами:
1) избегать беспорядочных половых связей;
2) не пить некипяченую воду из открытых источников;
3) не брать чужие вещи;
4) соблюдать правила личной гигиены;
5) тщательно мыть овощи и фрукты перед едой;
6) стараться не ходить босиком вне дома.
а) только 1,3;
б) 1,3,4,6;
в) 1,2, 3,6;
г) 2,5,6.
2.Из перечисленных характеристик плода, выберите, те что характеризуют плод СЕМЯНКА:
1) сухой;
2) многосемянный;
3) односемянный;
4) с деревянистым околоплодником;
5) с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;
6) с пленчатым околоплодником, сросшимся с семенной кожурой.
а) только 2, 5,
б) 2,5,6,
в) 1,3,5,
г) 1, 3,5,6
3. Из перечисленных особенностей строения бактерий, выберите, те, которые обеспечивают термофилам способность к выживанию при температурах, достигающих 80 °С:
1) термостабильность белков;
2) маленький размер;
3) анаэробный тип дыхания;
4) наличие жгутиков;
5) особый состав клеточной мембраны;
6) крупный размер.
а) только 1,5,
б) 2,4,6,
в) 1,3,5, 6,
г) 3,4,5
4. Из животных, изображенных ниже, выберите тех, для которых характерно наличие замкнутой кровеносной системы:
1) | 2) | 3) |
4) | 5) | 6) |
а) 3,4,6
б) только 4,6;
в) 2,3,5,6
г) 1,3,6
5. Из всех перечисленных ниже заболеваний человека, выберите болезни, вызываемые жгутиконосцами:
1) малярия;
2) сонная болезнь;
3) лямблиоз;
4) дизентерийный амебиаз;
5) пендинская язва;
6) брюшной тиф.
а) 1,2,3;
б) 2,3,5;
в) 1,4,5,6
г) только 2,3;
6. Из пересиленных гормонов человека, выберите половые (мужские и женские):
1) тестостерон;
2) адреналин;
3) глюкагон;
4) инсулин;
5) эстроген;
6) кортизол.
а) 1,2,3;
б) 2,3,5;
в) 1,4,5,6
г) только 1,5;
7. В разработку клеточной теории внесли вклад следующие ученые:
1) Р. Вирхов;
2) Э. Геккель;
3) Т. Шванн;
4) М. Шлейден;
5) К. Линней;
6) В.И. Вернадский.
а) 1,2,5,6
б) 1,3,4
в) только 3,4
г) 3,4,5
8. Отличительными осбенностями клетки прокариот являются:
1) ДНК не образует комплексов с белками;
2) Цитоплазма клетки поделена на компартменты;
3) кольцевая ДНК;
4) ДНК образует комплексы с белками
5) ДНК погружена в цитоплазму и не окружена оболочкой;
а) 1,3,5
б) 1, 2, 3
в) 2,4,5;
г) только 2,5
9. К статическим показателям популяции относят:
1) численность;
2) рождаемость;
3) плотность;
4) смертность;
5) темпы роста.
а) 1,3,5
б) 1, 2, 3
в) 2,4,5;
г) только 1,3
10. Выберите из предложенных животных выберите тех, которые могут составить единую пищевую цепь:
1) семена ели;
2) полевой жаворонок;
3) обыкновенная жаба;
4) хохлатая синица;
5) хорь;
6) ястреб- перепелятник.
а) 1,3,5,6
б) 1, 2, 3
в) 1,4,6;
г) только 1,5
11. В чем заключается биологическая опасность близкородственных браков?
1) высока вероятность проявления у потомства рецессивных мутаций;
2) происходит ранняя дифференцировка тканей в зародыше;
3) у потомства возрастает скорость мутационного процесса;
4) у детей увеличивается вероятность проявления хромосомных перестроек;
5) многие гены в зиготе переходят в гомозиготное состояние;
6) уменьшается число зародышевых листков у плода.
а) 1, 2, 4,
б) 2,4,6,
в) 1,3,6
г) 1,4,5
12. Чем характеризуется синдром Шерешевского-Тёрнера?
1) наличием трёх, а не двух хромосом в 21 паре;
2) отсутствием в кариотипе Y- хромосомы;
3) отставание в физическом развитии, рост больных не превышает 135–145 см ;
4) полисомия по хромосомам X и Y у лиц мужского пола;
5) наличием трёх, а не двух хромосом в 18 паре;
6) половые железы не развиты и представлены обычно соединительной тканью.
а) 3, 4, 5;
б) 2, 3; 6;
в) только 3, 4;
г) 2, 3, 5;
13. Отметьтеположения, справедливые как для хлоропластов, так и для митохондрий.
1) содержат белки;
2) содержат коэнзимы окислительно-восстановительных реакций;
3) не содержат ДНК;
4) одномембранные органоиды;
5) могут синтезировать ДНК;
а) 1, 2, 5,
б) 2,4,5,
в) 1,3,4
г) 1,4,5
14. В процессе естественной сукцессии в сообществе происходит:
1) смена видового состава растений и животных;
2) увеличение видового разнообразия организмов;
3) уменьшение видового разнообразия организмов;
4) увеличение биомассы органического вещества;
5) уменьшение чистой продукции;
6) уменьшение биомассы органического вещества.
а) 1, 2,3, 4,
б) 1, 2,4,5,
в) только 1,6;
г) 3,4,6.
15. Какие из перечисленных природных объектов относят к косному веществу биосферы:
1) слюда;
2) торф;
3) базальт;
4) известняк;
5) глина;
6) ил.
а) только 1,2
б) 1, 2, 5
в) 2,4,5, 6;
г) 1, 2, 4
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Первыми организмами на Земле были эукариоты.
- Вирусы – одноклеточные организмы, которые являются возбудителями многих инфекционных заболеваний.
- Лист – вегетативный орган высших растений, образующийся на стебле, имеющий двустороннюю симметрию и ограниченный рост.
- Шляпочные грибы размножаются с помощью семян.
- Цветок – генеративный орган, характерный только для покрытосеменных растений.
- К кишечнополостным относятся бычий и свиной цепень, аскарида и другие животные.
- Тело круглых червей нечленистое, округлое в поперечном сечении.
- Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие.
- Нервная система делится на центральную и вегетативную.
- Кровь – жидкая соединительная ткань, которая циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов.
- В состав клеток всех организмов входят сложные органические вещества.
- В результате фотосинтеза в атмосфере появился кислород и сформировался озоновый слой Земли.
- Приспособленность организмов к среде обитания – это результат эволюции.
- Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается цитология.
- Сукцессия – область распространения жизни, включающая организмы и среду их обитания.
- Все живые системы являются открытыми системами, через которые непрерывно идут потоки веществ, энергии и информации.
- Каждая новая клетка образуется в результате деления материнской клетки.
- Энергетический обмен – совокупность реакций распада сложных органических соединений до более простых с поглощением энергии.
- Движущие факторы эволюции – это факторы, действующие в гетерогенной популяции и направляющие эволюционный процесс.
- Генная инженерия изучает закономерности наследования нормальных и патологических признаков у человека.
- Транскрипция – перевод последовательности нуклеотидов иРНК в последовательность аминокислот в молекуле белка.
- Белки – это биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
- Сцепление генов – это совместная передача генов разных аллельных пар, локализованных в одной хромосоме.
- Генетика – это наука, изучающая строение, химический состав, биохимические реакции и физиологию клеток, их размножение, развитие и взаимодействия в организме.
- Человеческая раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения и сходством некоторых второстепенных морфологических признаков.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 19. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [макс. 3 балла] Установите соответствие между животными, приведёнными на картинке (1–6) и продуктами их выделения (А – В):
ОРГАНИЗМЫ:
1) | 2) | 3) |
4) | 5) | 6) |
ПРОДУКТЫ ВЫДЕЛЕНИЯ:
А. аммиак;
Б. мочевина;
В. мочевая кислота;
2. [макс. 4 балла] На рисунке изображено схематическое строение пищеварительной системы человека. Установите соответствие между указанными процессами пищеварения (1-8) и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают (А-Г):
Отделы пищеварительной системы | Выполняемые функции |
1) Измельчение пищи, формирование пищевого комка 2) всасывание основной части воды 3) расщепление белков и некоторых видов жиров 4) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками 5) расщепление клетчатки 6) завершение расщепления белков, углеводов, жиров 7) обработка пищевой массы желчью 8) Расщепление крахмала до сахаров |
3. [мах. 4 балла] Установите соответствие между животными, изображенными на рисунке (1 – 8) и ролью, которую они выполняют в пищевой сети экосистемы (А – В). Ответ занесите в таблицу в бланке:
Роль в пищевой сети экосистемы: А) продуценты; Б) консументы 1 порядка; В) консументы 2 порядка; |
4. . [макс. 4 балла] Установите соответствие между признаком (1-8) и критерием вида (А-Б) Воробей полевой (Passer montanus), к которому следует его отнести. Ответ занесите в таблицу в бланке:
Признак | Критерий вида |
| А) географический Б) экологический В) морфологический |
4. [макс. 4 балла] установите соответствие между характеристикой мутации (1-8) и видом мутации (А-В) для которой она характерна. Ответ занесите в таблицу в бланке.
Характеристика мутации: | Вид мутации: |
1) потеря участка хромосомы; 2) перемещение части одной хромосомы на другую, негомологичную ей; 3) увеличение числа гаплоидных хромосом в несколько раз 4) уменьшение в соматической клетке хромосом на одну; 5) Поворот участка хромосом на 180 0 6) увеличение хромосом в гамете на одну; 7) удвоение участка хромосомы 8) изменение нуклеотидной последовательности на участке ДНК | А) Геномная Б) Хромосомная В) Генная |
Предварительный просмотр:
Задания олимпиады по биологии
10 класс
Часть 1.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?
А) на биосферном
Б) на молекулярном
В) на организменном
Г) на клеточном
2. Порядок расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет:
А) вторичную и третичную структуры белка
Б) первичную структуру белка
В) четвертичную структуру белка
Г) все структуры белка.
3. В клетках животных запасным углеводом является:
А) целлюлоза
Б) крахмал
В) глюкоза
Г) гликоген.
4. На свету зелёные растения выделяют кислород, который образуется
в результате:
А) разложения углекислого газа;
Б) фотолиза воды;
В) фотодыхания;
Г) две из вышеупомянутых возможностей могут быть правильными
при различных обстоятельствах.
5. В благоприятных условиях спора бактерии:
А) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
Б) сливается с другой спорой с последующим делением;
В)погибает;
Г) прорастает в новую бактериальную клетку.
6. Роль ядрышка заключается в формировании:
А) хромосом
Б) лизосом
В) рибосом
Г) митохондрий.
7. В клетках грибов нельзя обнаружить:
А) вакуоли;
Б) митохондрии;
В) пластиды;
Г) рибосомы.
8. Соцветие колос характерно для:
А) ландыша;
Б) сирени;
В) ржи;
Г) подорожника.
9. Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные.
В кондитерском производстве используют ее:
А) стебли;
Б) стебли и листья;
В) соцветия;
Г) плоды.
10. Манную крупу изготовляют из:
А) пшеницы;
Б) проса;
В) овса;
Г) ячменя.
11. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных
растений является:
А) развитие из спор;
Б) наличие цветка;
В) развитие из семени;
Г) редукция спорофита.
12. Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
А) такой же, как у человека;
Б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
В) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра;
Г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.
13. Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах,
выводят избыток соли из организма:
А) с мочой;
Б) из носа;
В) через поры в коже;
Г) с экскрементами.
14.Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых
в ряду следующих животных:
А) жаба – кролик – крокодил – акула;
Б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
В) акула – крокодил – лягушка – кролик;
Г) крокодил – акула – жаба – собака.
15. Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти
в долговременную теряется информации:
А) 5%;
Б) 10%;
В) 50%;
Г) более 90%.
16.К вирусным заболеваниям не относится:
А) корь;
Б) клещевой энцефалит;
В) краснуха;
Г) дифтерия.
17. Какой признак отличает птиц от пресмыкающихся?
А) замкнутая кровеносная система;
Б) легочное дыхание;
В) развитие без метаморфоза;
Г) постоянная температура тела.
18. Что в ботанике считают видоизмененным побегом?
А) зерновку;
Б) корнеплод свеклы;
В) клубень картофеля;
Г) колючку кактуса.
19. Гаструляция – это:
А) митотическое деление зиготы
Б) образование двух- или трёхслойного зародыша
В) образование кишечной полости
Г) развитие отдельных органов.
20. Хлоропласты, в отличие от митохондрий, имеются в клетках
А) белого гриба;
Б) саранчи;
В) стафилококка;
Г) подорожника.
21. Наибольшую толщину имеет стенка камеры сердца
А) левого желудочка;
Б) левого предсердия;
В) правого желудочка;
Г) правого предсердия.
22. Афферентные нейроны - это нейроны
А) двигательные;
Б) чувствительные;
В) вставочные;
Г) вегетативные.
23. Состояние в организме человека, возникающее в
результате недостаточного снабжения клеток и тканей кислородом – это
А)гипоксемия;
Б)гиперкапния;
В)гипоксия;
Г) гипокапния.
24. Парагормон паращитовидной железы активизирует
поглощение кальция из кишечника в кровь, при условии
достаточного поступления в организм человека с пищей витамина
А) Д;
Б) С;
В) Е;
Г) В1.
25. Мужской гаметофит сосны представлен:
А) десятью клетками;
Б) пятью клетками;
В) двумя клетками;
Г) одной клеткой.
26. Опалины паразиты:
А) млекопитающих;
Б) птиц;
В) пресмыкающихся;
Г) земноводных.
27. Медицинская пиявка – это:
А) эктопаразит и хищник;
Б) эндопаразит и хищник;
В) фильтраторы;
Г) верно всё вышеперечисленное
28. Первый этап внутриутробного кроветворения осуществляется…
А) в желточном мешке
Б) в печени
В) в селезенке
Г) в красном костном мозге
29. Какая из перечисленных реакций может быть отнесена к рефлексам?
А) ответ на непосредственное раздражение мышцы
Б) сокращение мышцы в ответ на раздражение нерва
В) движение инфузории к пище
Г) расширение зрачка в ответ на снижение освещенности
30. Сколько разновидностей т РНК синтезируется в процессе
транскрипции генетической информации:
А) 20
Б) 22
В) 25
Г) 18
Часть 2. включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа ( от 0 до 5-ти ). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными.
1. Кто из учёных открыл процесс гликолиза:
А) Ганс Кребс;
Б) Густав Эмбден;
В) МелвенКалвин;
Г) Отто Мейерхоф;
Д) Луи Пастер.
2. Биологический регресс характеризуется:
А) уменьшением числа видов и подвидов;
Б) увеличением численности одного вида;
В) уменьшение ареала;
Г) уменьшением численности популяций вида;
Д) увеличение ареала.
3. Какие из нижеприведённых организмов размножаются партеногенезом:
А) тля;
Б) широкий лентец;
В) крокодил;
Г) дыбка степная;
Д) печёночный сосальщик.
4. Закон зародышевого сходства сформулировал:
А) Мендель;
Б) Геккель;
В) Мюллер;
Г) Бэр;
Д) Рихтер.
5. Из эктодермы в процессе развития человека образуется:
А) кожные покровы;
Б) желудок;
В) почки;
Г) ротовая полость;
Д) скелет.
6. К реликтовым видам относятся:
А) латимерия;
Б) озёрный дельфин;
В) гинкго двулопастной;
Г) саламандра;
Д) мечехвост.
7. Какие гормоны вырабатывает гипофиз:
А) норадреналин;
Б) тиреотропный гормон;
В) прогестерон.
Г) соматотропин;
Д) пролактин.
8. Какой из видов является космополитом:
А) кенгуру;
Б) дронт;
В) серая крыса;
Г) европейская норка;
Д) сумчатый медведь.
9. Личинки каких насекомых не являются конкурентами для взрослой особи:
А) стрекозы;
Б) капустной белянки;
В) итальянского клопа;
Г) наездника;
Д) лимонницы.
10. По наследству могут передаваться заболевания:
А) гемофилия;
Б) ринит;
В) болезнь Дауна;
Г) дальтонизм;
Д) отит.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Печеночные мхи – низшие растения.
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
Часть 4.
1.Установите соответствие между признаком изменчивости и её видом.
Вид изменчивости | Признак изменчивости | |
1. мутационная 2. комбинативная | А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене; В) у потомков появляются новые аллели генов; Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом; Д) у особей изменяется количество или структура ДНК; |
1 | 2 |
2. Установите соответствие между признаком организма и группой , для которой он характерен.
Группа организмов | Признак организма | |
1. грибы 2. лишайники | А) выделяют в особое царство; Б) тело представляет собой слоевище; В) имеют плодовое тело; Г) по способу питания – авто-гетеротрофы; Д) вступают в симбиоз с корнями растений; Е) представляют симбиоз грибов и водорослей. |
1 | 2 |
3. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят.
Царство | Одноклеточный организм | |
1. Бактерии 2. Грибы 3 .Животные | А) обыкновенная амёба; Б) туберкулёзная палочка; В) холерный вибрион; Г) инфузория-туфелька; Д) дрожжи; Е) стрептококки |
1 | 2 | 3 |
4. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она характерна.
Класс Членистоногих | Особенность строения | |
1. Паукообразные 2. Насекомые | А) отделы тела: голова, грудь, брюшко; Б) 3 пары ходильных ног; В) наличие паутинных желёз; Д) отделы тела: головогрудь, брюшко; Е) наличие усиков. |
1 | 2 |
5. Установите соответствие между тканью и её наличием у организма животного или растения.
Организм | Ткань | |
1. Животные 2. Растение | А) покровная; Б) эпителиальная; В) соединительная; Г) механическая; Д) мышечная; Е) образовательная. |
1 | 2 |
Матрица ответов
на задания теоретического тура школьного этапа
олимпиады по биологии в 2015-2016 учебном году.
Часть 1 (максимально 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | Б | Б | Г | Г | Г | В | В | Г | Г | А |
11-20 | В | В | Б | Б | Г | Г | Г | В | Б | Г |
21-30 | Б | Б | В | А | В | Г | А | А | Б | А |
Часть 2 (максимально 20 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | Б,Г | А,В,Г | А,Г | Г | А,Г | А,В,Д | Г,Д | В | А,Б, Г,Д | А,В,Г |
Задание 3. [25 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | Х | Х | Х | |||||||
неправ "нет" | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Часть 4 (максимально 30 баллов)
1. Максимально 6 баллов:
Мутационная изменчивость: А,Б,Д
Комбинативная изменчивость: В,Г,Е
2. Максимально 6 баллов:
Грибы: А,В,Д
Лишайники: Б,Г,Е
3. Максимально 6 баллов:
Бактерии: Б,В,Е
Грибы: Д
Животные: А,Г
4. Максимально 6 баллов:
Паукообразные: В,Г,Д
Насекомые: А,Б,Е
5. Максимально 6 баллов:
Животное: Б,В,Д
Растение: А,Г,Е
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
9 класс
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
а) поглощают из воздуха,
б) всасывают из почвы,
в) получают от других организмов,
г) создают сами в процессе фотосинтеза.
2. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?
а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,
б) цветут весной, до распускания листьев,
в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,
г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.
3. Генеративный орган – цветок – имеется у:
а) голосеменных, б) папоротниковидных, в) покрытосеменных, г) плауновидных.
4. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:
а) аккумулируют солнечную энергию,
б) выделяют кислород,
в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,
г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.
5. Непостоянную температуру тела имеет:
а) прыткая ящерица, б) заяц-беляк, в) пестрый дятел, г) синий кит.
6. Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение:
а) количества пищи,
б) длины светового дня,
в) влажности воздуха,
г) температуры воздуха.
7. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных - :
а) наличие шейного отдела позвоночника,
б) два круга кровообращения,
в) выкармливание детенышей молоком,
г) теплокровность и четырехкамерное сердце.
8. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:
а) губчатое вещество,
б) желтый костный мозг,
в) надкостница,
г) красный костный мозг.
9. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:
а) плечевая и локтевая,
б) грудного отдела позвоночника,
в) мозгового отдела черепа,
г) ребер и грудины.
10. При переломе позвоночника необходимо:
а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,
г) ждать врачей, не оказывая помощь.
11. Большой круг кровообращения – это путь крови от:
а) левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,
б) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,
в) левого предсердия по артериям, капиллярами венам до правого желудочка,
г) от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка.
12. Предупредительные прививки защищают человека от:
а) любых заболеваний,
б) ВИЧ-инфекции и СПИДа,
в) хронических заболеваний,
г) большинства инфекционных заболеваний.
13. Малокровие у человека возникает в следствие:
а) недостатка кальция в крови,
б) нарушения деятельности органов пищеварения,
в) уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах,
г) уменьшение количества витаминов в организме.
14. Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию:
а) куриной слепотой,
б) сахарным диабетом,
в) цингой,
г) рахитом.
15. Нервные импульсы от органа в мозг проводят:
а) чувствительные нейроны,
б) двигательные нейроны,
в) вставочные нейроны,
г) все указанные нейроны.
16. Обнаружение в крови человека повышенного содержания сахара свидетельствует о нарушении функции:
а) поджелудочной железы,
б) щитовидной железы,
в) надпочечников,
г) гипофиза.
17. Зрительная зона у человека находится в доле коры больших полушарий головного мозга - :
а) затылочной,
б) височной,
в) лобной,
г) теменной.
18. Реакция человека на зеленый свет светофора – это рефлекс:
а) врожденный, б) приобретенный, в) безусловный, г) наследуемый.
19. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?
а) ангина, б) корь, в) СПИД, г) коклюш.
20. Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:
а) не имеют плазматической мембраны,
б) не имеют оформленного ядра,
в) состоят из более простых органических веществ,
г) содержат цитоплазму.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Вегетативные органы цветкового растения:
I. корень
II. стебель
III. листья
IV. цветок
V. плод
а) I, II, III;
б) I, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) II, III, IV, V.
2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:
I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара
IV. образование семян
V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:
I. видоизмененные конечности
II. хорошее обоняние
III. один круг кровообращения и легочное дыхание
IV. полые кости скелета
V. перьевой покров
а) I, II, V;
б) I, III;
в) I, III, V;
г) I, IV, V.
4. К пресмыкающимся относятся:
I. серый варан
II. аллигатор
III. среднеазиатская черепаха
IV. серая жаба
V. саламандра
а) I, II, V;
б) I, II, III;
в) II, IV, V;
г) II, III, IV.
5. Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих
I. теплокровность
II. трехкамерное сердце
III. диафрагма
IV. выкармливание детенышей молоком
V. один круг кровообращения
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, II, III, IV;
г) I, III, IV.
6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:
I. межклеточное вещество хорошо выражено
II. способна сокращаться
III. бывает жидкой, хрящевой, костной
IV. межклеточное вещество слабо выражено
V. одна из функций - транспортная
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
7. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
I. искривлению позвоночника
II. нарушению строения суставов верхних конечностей
III. смещению внутренних органов
IV. нарушению функций костного мозга
V. нарушению кровоснабжения органов
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
8. Внутренняя среда организма человека образована:
I. цитоплазмой клетки
II. кровью
III. лимфой
IV. межклеточной жидкостью
V. водой
а) II, V;
б) I, II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
9. Много белков содержится в продуктах питания:
I. сахар
II. мясо
III. хлеб
IV. рыба
V. сыр
а) I, II, V;
б) II, IV, V;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
10. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?
I. обмен веществ
II. способность к фотосинтезу
III. наследственность
IV. раздражимость
V. теплокровность
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, III, IV;
г) II, III, IV.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).
- Дышат растения только днем, на свету.
- У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.
- В клетках бактерий нет ядра.
- Рыбы – раздельнополые животные.
- Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
- Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
- Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
- Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.
- Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.
- Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
- Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
- Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.
- Эпителиальная ткань образует покровы тела.
- Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.
- Гистология – это наука о тканях.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:
Вид Способ приобретения иммунитета
А. Естественный 1. Передается по наследству
Б. Искусственный 2. Вырабатывается под действием вакцины
3. Возникает после введения в организм лечебной
сыворотки
4. Формируется после перенесенного заболевания
- Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа:
А) поясничный, Б) грудной, В) хвостовой, Г) крестцовый, Д) шейный
Часть V.
Задания со свободным ответом.
- Почему у растения, пробывшего в темноте более 2 суток, в листьях исчезает крахмал?
(2 балла)
- Археологи при раскопках нашли хорошо сохранившийся череп примата. Укажите признаки, по которым они смогут установить, кому принадлежит череп – человекообразной обезьяне или человеку. (4 балла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)
Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...
олимпиадные задания по биологии
Олимпиадные задания...
олимпиадные задания по биологии
Олимпиадные задания...
олимпиадные задания по биологии
Олимпиадные задания...
олимпиадные задания по биологии
Олимпиадные задания...
олимпиадные задания по биологии
Олимпиадные задания...
рекомендации по составлению олимпиадных заданий по биологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии Авторы:Пасечник В.В. д.п.н., профессор ...