олимпиадные задания по биологии
тест по биологии по теме

Колобова Елена Николаевна

Олимпиадные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_iii_etapa_xxiii_vserossiyskoy.docx207.66 КБ

Предварительный просмотр:

Биология III-07, 10–11 классы

Задания III этапа XXIII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. 2007 год
10 – 11 классы

Задание 1. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено
4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы
считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

  1. Основное запасное вещество у грибов:
    а) крахмал;
    б) гликоген; +
    в) волютин;
    г) жир.
  2. Дрожжи относятся к:
    а) архебактериям;
    б) плесневым грибам;
    в) низшим грибам; +
    г) лишайникам.
  3. Бактерии являются возбудителями:
    а) оспы;
    б) чумы; +
    в) коревой краснухи;
    г) гепатита.
  4. На рисунке изображено растение, которое может помочь больному человеку или причинить ему вред. У него ядовиты:
    а) только листья;
    б) только ягоды;
    в) только цветки и ягоды;
    г) цветки, ягоды, листья. +
  5. К корнеотпрысковым растениям не относят:
    а) щавель малый и осину;
    б) осот полевой и бодяк полевой;
    в) облепиху крушиновидную и льнянку обыкновенную;
    г) пшеницу и одуванчик. +
  6. Цветки семейства сложноцветных, которые не имеют ни пестиков, ни тычинок:
    а) язычковые;
    б) трубчатые;
    в) воронковидные; +
    г) ложноязычковые.
  7. Запасные белки у растений накапливаются в:
    а) бесцветных пластидах;
    б) центриолях;
    в) клеточном соке; +
    г) митохондриях.
  8. Мутовчатое листорасположение характерно для:
    а) липы;
    б) сирени;
    в) дуба;
    г) вороньего глаза. +
  9. Видоизменения корней нельзя показать на примере:
    а)  картофеля; +
    б) батата;
    в) георгина;
    г) чистяка.
     
  10. До прорастания семя защищено околоплодником у:
    а) фасоли;
    б) гороха;
    в) боба;
    г) лещины. +
  11. Женский гаметофит голосеменных растений образуется из:
    а) яйцеклетки;
    б) архегония;
    в) мегаспоры; +
    г) микроспоры.
  12. Переваривание пищи у гидры происходит:
    а) во рту и кишечной полости;
    б) в клетках и межслойном пространстве;
    в) только в кишечной полости;
    г) в кишечной полости и в клетках. +
  13. Обыкновенный прудовик использует для дыхания:
    а) жабры;
    б) трахеи;
    в) легкое; +
    г) всю поверхность тела.
  14. На рисунке показана одна из систем органов печеночного сосальщика. Эта система органов:
    а) нервная;
    б) половая;
    в) выделительная;
    г) пищеварительная. +
  15. Бычий цепень и печеночный сосальщик относятся к:
    а) одному отряду;
    б) разным отрядам одного класса;
    в) разным классам одного типа; +
    г) разным типам.
  16. Рабочие муравьи являются:
    а)  недоразвившимися самцами и самками;
    б) недоразвившимися самцами;
    в) недоразвившимися самками; +
    г) гермафродитами.
  17. К насекомым с неполным превращением относятся:
    а) прямокрылые,  двукрылые;
    б) полужесткокрылые, равнокрылые; +
    в) жесткокрылые, чешуекрылые;
    г) перепончатокрылые, стрекозы.
  18. Признак типа Хордовые, который не характерен для ланцетника:
    а) осевой скелет представлен хордой;
    б) центральная нервная система в виде полой нервной трубки;
    в) метамерное расположение органов;
    г) замкнутая кровеносная система. +
  19. Из перечисленных рыб к скатам относится:
    а) пилорыл;
    б) рыба-молот;
    в) пила-рыба; +
    г) морской ангел.
  20. У жвачных парнокопытных отделом желудка, из которого отрыгивается полупереваренная пища для вторичного пережевывания, является:
    а) рубец; +
    б) сетка;
    в) книжка;
    г) сычуг.
  21. В типе Хордовые дифференциация головного мозга на пять отделов впервые встречается у представителей класса:
    а) Головохордовые;
    б) Круглоротые; +
    в) Рыбы;
    г) Амфибии.
  22. На рисунке изображены глоточные зубы карпа. Они необходимы рыбе для:
    а) защиты от нападения врагов;
    б) определения вкуса пищи;
    в) механического перетирания пищи; +
    г) защиты жаберных лепестков от повреждения пищевыми частицами.
  23. В организме позвоночных животных некоторыми железами выделяется:
    а) серная кислота;
    б) азотная кислота;
    в) соляная кислота; +
    г) уксусная кислота.
  24. Сила, развиваемая мышцей, при постепенном увеличении ее длины:
    а) не меняется;
    б) сначала растет, затем уменьшается; +
    в) сначала падает, затем увеличивается;
    г) уменьшается.
  25. Из энтодермы развиваются:
    а) головной мозг;
    б) мышцы;
    в) хрящи;
    г) печень. +
  26. В отличие от взрослого человека у ребенка до 6 - 7 лет отсутствуют:
    а) резцы;
    б) клыки;
    в) малые коренные зубы; +
    г) большие коренные зубы.
  27. Клетки слизистой оболочки имеют ворсинки в:
    а) желудке;
    б) тонком кишечнике; +
    в) толстом кишечнике;
    г) во всех названных отделах.
  28. В наибольшем количестве организм человека теряет тепло при:
    а) дыхании;
    б) выделении пищеварительных соков;
    в) потоотделении; +
    г) выведении мочи и экскрементов.
  29. Вазопрессин является гормоном:
    а) поджелудочной железы;
    б) гипофиза; +
    в) паращитовидной железы;
    г) надпочечников.
  30. Йод входит в состав гормона:
    а) гипофиза;
    б) эпифиза;
    в) щитовидной железы; +
    г) поджелудочной железы.
  31. Гормон роста синтезируется в:
    а) надпочечниках;
    б) щитовидной железе;
    в) гипофизе; +
    г) поджелудочной железе.
  32. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности являет ся такая жизненная форма растений, как:
    а) суккуленты;
    б) кустарники;
    в) лианы; +
    г) стланики.
  33. Конкурентные отношения характерны для пары видов:
    а) лиса и воробей;
    б) сова и воробей;
    в) заяц и сова;
    г) лиса и сова. +
  34. Типичным примером комменсализма можно считать:
    а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений;
    б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных;
    в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ; +
    г) отношения рака-отшельника и актинии.
  35. Видовая способность к размножению при отсутствии ограничений со стороны окружающей среды получила название:
    а) лимитирующих факторов;
    б) биотического потенциала; +
    в) устойчивого развития;
    г) ёмкости среды.
  36. Агроценозы отличаются от естественных биоценозов:
    а) низкорослыми и болезненными растениями;
    б) низким видовым разнообразием; +
    в) низкой плотностью популяций консументов;
    г) высоким биоразнообразием.
  37. Цикл развития мясной мухи впервые описал:
    а) Антон Левенгук;
    б) Франческо Реди;  +
    в) Анри Фабр;
    г) Луи Пастер.
  38. Ионы магния входят в состав:
    а) гемоглобина;
    б) инсулина;
    в) хлорофилла; +
    г) тироксина.
  39. В лейкопластах происходит:
    а) синтез АТФ;
    б) синтез гликогена;
    в) синтез липидов;
    г) синтез крахмала. +
  40. Митохондрии отсутствуют в:
    а) клетках растений;
    б) клетках скелетных мышц;
    в) эритроцитах; +
    г) В-лимфоцитах.
  41. Процесс, посредством которого ионы калия поступают в клетку:
    а) диффузия;
    б) активный транспорт;   +
    в) осмос;
    г) облегченная диффузия.
  42. Гликокаликс характерен для клеток:
    а) растений;
    б) животных; +
    в) грибов;
    г) бактерий.
  43. Полимерные молекулы не встречаются среди:
    а) белков;
    б) жиров; +
    в) углеводов;
    г) нуклеиновых кислот.
  44. В состав белков человека входит незаменимых аминокислот:
    а) 5;
    б) 10; +
    в) 15;
    г) 20.
  45. Происхождение крыла птицы от свободной передней конечности свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:
    а) страуса;
    б) киви;
    в) гоацина; +
    г) пингвина.
  46. Останки питекантропа впервые были обнаружены в:
    а) Южной Африке;
    б) Австралии;
    в) Центральной Азии;
    г) Юго-Восточной Азии. +
  47. Среди перечисленных бактерий фотосинтез с выделением О2 осуществляют:
    а) зеленые нитчатые бактерии;
    б) цианобактерии; +
    в) гелиобактерии;
    г) галобактрии.
  48. Ацидофилин образуется в результате сбраживания молока:
    а) молочнокислыми бактериями; +
    б) дрожжами;
    в) смешанной культурой молочнокислых бактерий и дрожжей;
    г) смешанной культурой молочнокислых и пропионовокислых бактерий.
  49. Строгим анаэробом является возбудитель:
    а) ботулизма; +
    б) сибирской язвы;
    в) туберкулеза;
    г) дизентерии.
  50. Грамположительные и грамотрицательные бактерии по-разному окрашиваются (по Граму) из-за:
    а) наличия или отсутствия капсулы;
    б) различного состава и строения их клеточной стенки; +
    в) различной проницаемости их клеточной стенки для спирта;
    г) различной устойчивости клеток к йоду.
  51. К эукариотическим микроорганизмам не относятся:
    а) дрожжи;
    б) коловратки;
    в) диатомеи;
    г) стрептомицеты. +
  52. Организмы животных подавляют развитие вирусов за счет продукции:
    а) антибиотиков;
    б) интерферона; +
    в) лизоцима;
    г) гормонов.
  53. К формам бесполого размножения относятся:
    а) партеногенез;
    б) гермафродитизм;
    в) спорообразование; +
    г) все перечисленные формы.
  54. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:
    а) дрейфа генов;
    б) движущей формы отбора;
    в) стабилизирующей формы отбора; +
    г) мутационного процесса.
  55. Полиплоиды возникают в результате:
    а) комбинативной изменчивости;
    б) хромосомных мутаций;
    в) генных мутаций;
    г) геномных мутаций. +
  56. Наименее вероятно участвуют в стабилизации трехмерной структуры большинства белков:
    а) водородные связи;
    б) гидрофобные взаимодействия;
    в) дисульфидные связи;
    г) эфирные связи +
  57. Мутация в молекуле ДНК, которая приведет к минимальному изменению структуры белка:
    а) замена одного нуклеотида;   +
    б) вставка одного нуклеотида;
    в) потеря одного нуклеотида;
    г) потеря двух нуклеотидов.
  58. К анализирующему скрещиванию относят скрещивание типа:
    а) АаВВ х АаВb;
    б) ААBb
    х АаBb;
    в) Ааbb
    х ааBb;
    г) AaBB x aabb. +
  59. При скрещивании АаbbCc х АаBBcc при полном доминировании количество фенотипов у потомства:
    а) 2;
    б) 4; +
    в) 6;
    г) 8.
  60. Мужчина, у отца которого была группа крови 0, а у матери - группа крови А, имеет группу крови А. Он женится на женщине с группой крови АВ. Дети от этого брака не могут иметь группу крови:
    а) 0; +
    б) А;
    в) В;
    г) АВ.

Задание 2. Задание включает 30 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

  1. Лишайники размножаются:
    а) спорами; +
    б) частями слоевища; +
    в) половым путем; +
    г) корнями;
    д) листьями.
  2. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
    а) плохое развитие или отсутствие механической ткани; +
    б) хорошее развитие механической ткани;
    в) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению;
    г) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля; +
    д) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
  3. В составе жилки листа можно обнаружить:
    а) ситовидные трубки с клетками спутницами; +
    б) сосуды; +
    в) склеренхиму; +
    г) уголковую колленхиму; +
    д) паренхиму. +
  4. Растения, у которых в клубеньках азот не фиксируется:
    а) ольха;
    б) дуб; +
    в) люпин;
    г) лютик; +
    д) клевер.
  5. Кислород при фотосинтезе выделяют:
    а) зеленые бактерии;
    б) пурпурные бактерии;
    в) цианобактерии; +
    г) зеленые водоросли; +
    д) высшие растения. +
  6. Из перечисленных классов к типу Кишечнополостные не относятся:
    а) корненожки; +
    б) сцифоидные медузы;
    в) гидроидные;
    г) коралловые полипы;
    д) ресничные черви. +
  7. Крылья у летающих насекомых расположены на:
    а) головогруди;
    б) переднегруди;
    в) среднегруди; +
    г) заднегруди; +
    д) передних сегментах брюшка.
  8. Различные виды насекомых из отряда Двукрылых питаются:
    а) нектаром и цветочной пыльцой; +
    б) разлагающимися органическими веществами; +
    в) кровью позвоночных животных и человека; +
    г) другими насекомыми; +
    д) древесиной.
  9. Среди брюхоногих моллюсков по типу питания есть:
    а) фитофаги; +
    б) хищники; +
    в) паразиты;
    г) фильтраторы;
    д) падальщики. +
  10. Половое размножение печеночного сосальщика происходит в:
    а) воде;
    б) теле моллюска;
    в) организме человека; +
    г) организме крупного рогатого скота; +
    д) организме рыбы.
  11. Жировые отложения в организме позвоночных животных выполняют функцию:
    а) теплоизолирующую; +
    б) энергозапасающую; +
    в) водозапасающую; +
    г) накопления вредных веществ и метаболитов;
    д) катализирующую обмен веществ.
  12. В случае опасности ящерица ушастая круглоголовка:
    а) спасается бегством; +
    б) окрашивается под цвет субстрата и затаивается;
    в) принимает угрожающую позу; +
    г) отбрасывает хвост;
    д) «тонет» в песке. +
  13. На рисунке изображена безногая ящерица – желтопузик. Как и похожая на нее змея – желтобрюхий полоз, это животное:
    а) всегда заглатывает свою добычу целиком;
    б) яростно кусается, если человек его потревожит;
    в) имеет сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками и щитками; +
    г) использует для осязания язык; +
    д) имеет веки, защищающие глаза.
  14. В первые дни космического полета у пилота происходят следующие изменения (патофизиология):
    а) головная боль; +
    б) отечность ног;
    в) уменьшение секреции антидиуретического гормона; +
    г) выход кальция из костей (деминерализация); +
    д) увеличение тонуса мышц – сгибателей.
  15. У старого человека:
    а) подавлена секреция половых гормонов; +
    б) повышена секреция гонадотропных гормонов; +
    в) снижен иммунитет; +
    г) повышена секреция тироксина;
    д) меньше чувствительность глаза к голубой части спектра. +
  16. Секреция соляной кислоты в желудке позвоночных необходима для:
    а) поддержания стерильности внутри желудка (отсутствие микроорганизмов); +
    б) активации пепсиногена; +
    в) умерщвления пищи, которая проглатывается живой; +
    г) денатурации белков; +
    д) быстрого слущивания и обновления верхнего слоя эпителия кишечника.
  17. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:
    а) гипофиз; +
    б) жировая ткань; +
    в) сердце; +
    г) поджелудочная железа; +
    д) печень. +
  18. Лейкоциты принимают участие в обеспечении:
    а) фагоцитоза различных возбудителей; +
    б) распознавания раковых клеток; +
    в) производства антител; +
    г) производства биологически активных соединений, обеспечивающих реакцию воспаления; +
    д) производства биологически активных соединений, влияющих на связывание углекислого газа с эритроцитами.
  19. Пение соловья:
    а) привлекает самку своего вида; +
    б) помогает разграничить индивидуальные участки самцов; +
    в) отвлекает хищников от гнезда с насиживающей самкой;
    г) способствует межвидовой этологической изоляции; +
    д) выполняет эстетическую функцию.
  20. К миксотрофным организмам относятся:
    а) эвглена; +
    б) хламидомонада; +
    в) хлорелла; +
    г) пеницилл (зеленая плесень);
    д) миксомицеты.
  21. Относится (-ятся) к идиоадаптациям:
    а) мимикрия;   +
    б) покровительственная окраска;   +
    в) предостерегающая окраска;   +
    г) половой диморфизм;
    д) паразитизм.
  22. Из эктодермы у хордовых животных образуется:
    а) перья птиц; +
    б) дерма;
    в) эпителий мочеполовой системы;
    г) эмаль зубов; +
    д) дентин зубов.
  23. Из названных углеводов к моносахаридам относится:
    а) лактоза;
    б) галактоза; +
    в) манноза; +
    г) сахароза;
    д) гликоген.
  24. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов клетки:
    а) имеют две мембраны; +
    б) содержат рибосомы; +
    в) содержат внутри ферменты;
    г) имеют кольцевую молекулу ДНК; +
    д) имеют белки и ферменты в мембранах.
  25. Обязательной частью всех клеток является:
    а) цитоплазма; +
    б) ядро;
    в) рибосомы; +
    г) плазматическая мембрана; +
    д) микротрубочки.
  26. На среде состава – уксуснокислый натрий, сернокислый аммоний, фосфат калия, хлориды магния, железа, карбонат кальция, микроэлементы – можно выделить следующие группы микроорганизмов:
    а) сульфатредуцирующие бактерии; +
    б) денитрифицирующие бактерии;
    в) бесцветные серные бактерии;
    г) бактерии-бродильщики (например, клостридии);
    д) фототрофные бактерии. +
  27. Из указанных групп микроорганизмов могут быть выделены из квашеной капусты:
    а) дрожжи; +
    б) сульфатредуцирующие бактерии;
    в) молочнокислые бактерии; +
    г) галобактерии;
    д) метаногены.
  28. В растительной клетке синтез ДНК происходит в:
    а) ядре; +
    б) цитоплазме;
    в) митохондриях; +
    г) аппарате Гольджи;
    д) хлоропластах. +
  29. ДНК можно растворить в:
    а) этиловом спирте;
    б) воде; +
    в) феноле;
    г) 0,9% водном растворе NaCl; +
    д) хлороформе.
  30. При анализирующем скрещивании по двум генам в потомстве может получиться:
    а) один фенотип; +
    б) два фенотипа; +
    в) три фенотипа;
    г) четыре фенотипа; +
    д) пять фенотипов.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу. (30 суждений)

  1. Жгутик – обязательный компонент бактериальной клетки.
  2. Хромопласты, вместе с пигментами клеточного сока, могут определять окраску цветков и плодов. +
  3. Споры плаунов образуются в корневище.
  4. Злаки – систематическая группа растений, объединяющая растения одного рода.
  5. У вечнозеленых растений массовый листопад чаще всего приурочен к началу развития новых побегов из почек. +
  6. Околоцветник не может состоять только из чашелистиков.
  7. Кровеносная система двустворчатых моллюсков незамкнутая. +
  8. У дождевого червя анальное отверстие находится в области средней части тела.
  9. У веслоногого рачка циклопа есть только один фасеточный глаз.
  10. Кожные железы хорошо развиты у земноводных, но отсутствуют у  всех пресмыкающихся.
  11. У различных сумчатых животных выводковая сумка может располагаться как на животе, так и на спине, и открываться вперед или назад. +
  12. Млекопитающие не могут обходиться без белковой пищи более трех месяцев.
  13. По строению черепа можно определить была ли змея ядовитой или нет. +
  14. Диафрагма образована гладкой мышечной тканью.
  15. Желчный пузырь не относится к железам, так как не секретирует ферментов. +
  16. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система.
  17. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается. +
  18. Оптимальная температура – это узкий интервал температур, в котором культура микроорганизма имеет максимальную скорость роста. +
  19. Синантропными называются животные, избегающие соседства с человеком.
  20. Фагоцитоз является одним из проявлений хищничества у прокариот.
  21. Половое размножение – это размножение, происходящее с участием двух организмов.
  22. При партеногенезе образующиеся особи всегда гаплоидны.
  23. В результате мейоза всегда образуются гаметы.
  24. Реакции пластического и энергетического обмена протекают в клетке одновременно. +
  25. Количество рибосомной РНК в клетке обычно значительно больше, чем количество информационной РНК. +
  26. Нитрифицирующие бактерии активно участвуют в разрушении горных пород и каменных сооружений. +
  27. В живых организмах у углеводов есть только две функции – энергетическая и структурная.
  28. Все гормоны являются производными аминокислот, пептидов или белков.
  29. Белки были первыми молекулами, обладающими каталитической активностью.
  30. У мухи дрозофилы Y хромосома не оказывает существенного влияния в определении пола особи. +

Ответы на задания III этапа XXIII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. 2007 год

10 - 11 классы [мах. 165 баллов]

Задание 1. [мах. 60 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

в

б

г

г

в

в

г

а

г

11-20

в

г

в

г

в

в

б

г

в

а

21-30

б

в

в

б

г

в

б

в

б

в

31-40

в

в

г

в

б

б

б

в

г

в

41-50

б

б

б

б

в

г

б

а

а

б

51-60

г

б

в

в

г

г

а

г

б

а

Задание 2. [мах. 75 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а б в

а г

а б в г д

б г

в г д

а д

в г

а б в г

а б д

в г

11-20

а б в

а в д

в г

а в г

а б в д

а б в г

а б в г д

а б в г

а б г

а б в

21-30

а б в

а г

б в

а б г

а в г

а д

а в

а в д

б г

а б г

Задание 3. [мах. 30 баллов]

Правильные суждения под номерами –  2, 5, 7, 11, 13, 15, 17, 18, 24, 24, 25, 26, 30.


Ответы на задания III этапа XXIII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. 2007 год

9 класс [мах. 110 баллов]

Задание 1. [мах. 40 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

б

г

г

в

в

г

а

г

в

11-20

г

в

г

в

в

б

г

в

а

б

21-30

в

в

б

г

в

б

в

в

в

в

31-40

г

в

б

б

б

в

г

в

б

б

Задание 2. [мах. 50 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а б в

а б в г д

б г

в г д

а д

в г

а б в г

а б д

в г

а б в

11-20

а в д

в г

а в г

а б в г д

а б в г

а б г

а г

б в

а в г

а б г

Задание 3. [мах. 20 баллов]

Правильные суждения под номерами –  1, 4, 6, 9, 12, 14, 15.

Фамилия         ________________________                          Шифр _____________

Имя                 ________________________                           

Регион        ________________________                         Рабочее место ________

Шифр             ________________________

9 класс

Морфологическое описание растения

        

План описания:

  1. Жизненная форма растения.
  2. Подземные органы.
  3. Побеги:
    а) по функциям;
    б) по структуре;
    в) по положению в пространстве.
  4. Стебель (форма и опушение)
  5. Листорасположение.
  6. Лист:
    а) черешковый, сидячий;
    б) наличие прилистника;
    в) простой или сложный;
    г) жилкование.
  7. Тип соцветия.
  8. Характеристика цветка.
  9. Формула и диаграмма цветка.
  10. Определите растение и семейство, к которому оно относится.

Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


9 класс

Задание. Выясните систематическое положение трёх особей членистоногих, вписав для каждой из них русские названия всех таксонов

Ранг

таксона

Особь № 1

Особь № 2

Особь № 3

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


9 класс

Задание. Определите 5 микропрепаратов, предложенных вам (т. е. определите ткань или стадию эмбриогенеза и укажите ее особенности, позволившие вам сделать свой вывод). Результаты оформите в виде таблицы:

№ Препарата

Ткань или стадия эмбриогенеза

Характерные особенности


1

Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


10 - 11 классы

Анатомический анализ органов растений

Оборудование и объекты исследования: микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвия, препаровальные иглы, иод, спирт, раствор флороглюцина, концентрированная соляная кислота, фильтровальная бумага, сердцевина бузины (или кусочки клубня картофеля), части исследуемых органов растений, стакан с водой, кусочки фильтровальной бумаги.

Ход работы:

  1. Приготовьте поперечный срез из предложенных Вам растительных объектов, соблюдая правильную методику и технику.
  2. Зарисуйте срез и обозначьте его составляющие ткани, используя наиболее подходящие коды.
  3. Определите орган растения, который Вы исследовали.
  4. Укажите систематическое положение изучаемого растения. Ответ обоснуйте.

Обозначения к рисунку (коды):

Рис. Исследуемый срез органа растения


2

Коды для обозначения анатомо-систематической характеристики исследуемого среза, органа растения и его систематического положения:

  1. верхний эпидермис;
  2. ризодерма;
  3. нижний эпидермис;
  4. устьице;
  5. столбчатая ассимиляционная паренхима;
  6. губчатая ассимиляционная паренхима;
  7. ассимиляционный складчатый мезофилл;
  8. мезофилл листа однодольного растения;
  9. гиподерма;
  10. мезофилл листа папоротника;
  11. водоносные (гиалиновые) клетки мха;
  12. моторные клетки;
  13. друзы;
  14. склереиды
  15. рафиды;
  16. цистолит;
  17. жилка листа;
  18. пробка;
  19. кора;
  20. пластинчатая колленхима;
  21. уголковая колленхима;
  22. смоляной ход;
  23. склеренхима;
  24. экзодерма;
  25. эндодерма;
  26. пропускные клетки эндодермы;
  27. перицикл;
  28. флоэма;
  29. ксилема;
  30. сердцевина;
  31. пучковый камбий;
  32. межпучковый камбий;
  33. сердцевинный луч;
  34. годичное кольцо;
  35. воздухоносная полость;
  36. основная паренхима;
  37. коллатеральный пучок;
  38. биколлатеральный пучок;
  39. концентрический пучок;
  40. радиальный пучок;
  41. пластинки ассимиляторы листа мха;
  42. корень;
  43. лист;
  44. стебель;
  45. тип моховидные;
  46. тип папоротниковидные;
  47. тип голосеменные;
  48. тип покрытосеменные;
  49. класс однодольные;
  50. класс двудольные


Объект исследования (код):_________________________;

Систематическое положение
изучаемого растения (код): _________________________;

Обоснование ответов: ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


10 - 11 классы

Изучение животных и определение их систематического положения

Оборудование: набор из 5 тушек мелких млекопитающих (птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся) и их черепов.

Ход работы:

  1. Определить животных по тушкам (до отряда, семейства, вида).
  2. Определить, кому принадлежат черепа (по номерам).
  3. Определить  по зубам (особенностям строения клюва и нижних конечностей) характер питания,  указать место в трофической цепи.
  4. По строению тела определить образ жизни (принадлежность к определенной экологической группе).

Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


10 - 11 классы

Задание 1.

  1. Определите к каким отделам скелета относятся кости, предложенные Вам для изучения.
  2. Дайте им названия.
  3. Опишите строение и функции каждой кости.

Задание 2.

Определите, какие структуры клетки представлены на электронных микрофотографиях.


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


10 - 11 классы

       Определение органических веществ с помощью качественных реакций

Используя в качестве реагентов только данные растворы: CuSO4, NaOH и I2, определите, в какой из 5-ти (1-5) пробирок находится:

  1. полисахарид, представляющей собой запасное вещество у растений;
  2. полисахарид,  обладающий способностью накапливаться у животных;
  3. моносахарид – чрезвычайно широко распространенный в природе;
  4. раствор, содержащий ценнейший пищевой продукт (белок) и большое количество молочного сахара;
  5. раствор гликопротеина.

Составьте план эксперимента.

Результаты опытов поясните.

Где возможно, объясните химизм соответствующих качественных реакций.

Поясните роль идентифицированных Вами веществ в процессах жизнедеятельности.

Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


10 - 11 классы

Изучение плазмолиза и деплазмолиза

Оборудование:  чешуи лука, предметные и покровные стекла, микроскоп, лезвие бритвы, стаканчики с водой, спиртом, раствором иода и 1 М раствором сахарозы, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетка.

Ход работы:

  1. Приготовьте микропрепарат эпидермиса лука.
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте несколько клеток (рис. 1).
  3. Вызовите явление плазмолиза клеток эпидермиса лука.
    В качестве плазмолитика был использован _______________________
    Сделайте рисунки в начале и конце плазмолиза (рис. 2 и 3).
  4. Получите явление деплазмолиза. Какой процесс (плазмолиз или деплазмолиз) протекает с большей скоростью?
  5. Сделайте рисунок клеток после окончания деплазмолиза (рис. 4).
  6. После окончания деплазмолиза введите под покровное стекло спиртовой раствор йода. Затем замените раствор йода на 1М раствор сахарозы. Рассматривая препарат в микроскоп, установите, что происходит. Сделайте вывод.

 

    рис. 1                             рис. 2                        рис. 3                       рис.4


Фамилия __________________________                    Шифр _____________

Имя         __________________________

Регион    __________________________

Шифр     ___________________________


10 - 11 классы

разделение пигментов методом бумажной хроматографии

Оборудование и материалы: спиртовая вытяжка, химический стакан, капиллярная трубка, полоски хроматографической бумаги, колбочка со спиртом.

Ход работы:

  1. С помощью капиллярной трубки нанесите спиртовую вытяжку на стартовую линию, проведенную простым карандашом на расстоянии 2 см от основания полоски. После полного высыхания повторите операцию, нанося каплю вытяжки рядом с предыдущей. Проведите 10 повторов операции, после чего поместите полоску хроматографической бумаги с нанесенной вытяжкой в химический стакан, в который предварительно налейте 2 мл спирта. Работа проводится до четкого разделения пигментов.
  2. Наклейте хроматограмму и подпишите находящиеся на ней пигменты.
  3. Объясните почему пигменты располагаются на разном уровне. ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Перечислите основные и вспомогательные пигменты фотосинтеза, находящиеся на хроматограмме. ___________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Почему пигменты имеют различную окраску? _____________________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации
по проведению III (зонального) этапа Всероссийской олимпиады школьников
по биологии

Уважаемые коллеги!

Центральная методическая комиссия предлагает Вашему вниманию содержание заданий теоретического тура олимпиады по биологии. Вы имеете полное право вносить изменения в его содержание.

Всего предлагается два комплекта для 9 и 10–11 классов, включающие тестовые задания 3 типов. По желанию Вы можете дополнить комплекты другими заданиями, в т. ч. и  предполагающими развернутый письменный ответ. Например, биологическую задачу. Содержание Вы разрабатываете самостоятельно.

Для объективной оценки знаний учащихся целесообразно применять следующую методику обсчета результатов теоретического тура. В ответах указано максимальное количество баллов, которое может набрать участник олимпиады в соответствующем классе.

В тестах с одним ответом (задание 1) за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

В тестах с несколькими ответами (задание 2) за каждый правильный ответ ученик получает + 0,5 балла, а за каждую ошибку снимается 0,5 балла. Эквивалент ошибки – один балл. В зависимости от количества сделанных ошибок участник может набрать, за каждое тестовое задание, о (– 2,5)  до 2,5 баллов. Соответственно если всего заданий 20, то интервал в полученных баллах может быть от (– 50) до 50.

Аналогично ведется подсчет баллов и в третьем задании. За каждое правильно отмеченное суждение дается 1 балл, а за каждую ошибку 1 балл снимается. Эквивалент ошибки – два балла. Соответственно если всего заданий 15, то интервал в полученных баллах может быть от (– 15) до 15.

Также необходимо провести практический тур. Это позволит более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. На практическом туре учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура, вы должны разработать самостоятельно исходя из имеющейся материальной базы. Примерные задания прилагаются.

Председатель центральной
методической комиссии                                                                    проф. В.В. Пасечник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)

Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

рекомендации по составлению олимпиадных заданий по биологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии Авторы:Пасечник В.В.  д.п.н., профессор ...

олимпиадные задания по биологии 9 класс

задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....