рекомендации по составлению олимпиадных заданий по биологии
статья по биологии по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии Авторы:
Пасечник В.В. д.п.н., профессор Московского государственного областного университета;
Рубцов А.М. д.б.н., профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;
Швецов Г.Г. к.п.н., доцент Московского государственного областного университета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_bio_olimpiada.doc | 169.5 КБ |
rekomendacii_bio_olimpiada.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
В.В.Пасечник, А.М.Рубцов, Г.Г.Швецов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
Москва 2010
Авторы:
Пасечник В.В. д.п.н., профессор Московского государственного областного университета;
Рубцов А.М. д.б.н., профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;
Швецов Г.Г. к.п.н., доцент Московского государственного областного университета.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. –М., 2010.
© Пасечник В.В.,
Рубцов А.М.,
Швецов Г.Г.
Содержание
Часть I. Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии
Примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии
Часть II. Элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Форма проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии
Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Введение
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по биологии в соответствии п.16 действующего Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России 2 декабря 2009 года №695.
Пособие состоит из двух частей.
В первой части непосредственно рассматривается структура требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии: представлены разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии, приводится примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии.
В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу glebec13@mail.ru в центральную предметно-методическую комиссию по биологии.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по биологии (протокол №3 от 01 июня 2010 г.).
Председатель центральной
предметно-методической комиссии
по биологии проф. В.В. Пасечник
Часть I.
Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии
При составлении требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в основное содержание необходимо включить следующие разделы:
- Общие положения
- Функции оргкомитета
- Функции жюри
- Порядок регистрации участников
- Форма проведения Олимпиады
- Процедура шифрования, дешифрования и оценивания выполненных заданий
- Процедура разбора заданий и показа работ
- Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
- Порядок подведения итогов Олимпиады
В качестве приложения в состав требований к проведению можно включить следующие разделы:
- Примерная программа
- Порядок заполнения и учета бланков дипломов победителей и призеров школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников
- Форма протокола заседания жюри по определению победителей и призеров
- Форма аналитического отчета жюри о результатах
- Форма оценочной ведомости
- Форма заявления на апелляцию
- Форма протокола заседания апелляционной комиссии
Примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии
- Общие положения
- Настоящие требования к проведению школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (далее – Олимпиада) составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 № 695.
- Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
- Организаторами этапов Олимпиады являются: на школьном этапе – образовательные организации (далее – организатор школьного этапа Олимпиады); на муниципальном этапе – органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (далее – организатор муниципального этапа Олимпиады).
- Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются. Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады определяются и устанавливаются организатором данного этапа Олимпиады.
- Победители и призеры обоих этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих этапов Олимпиады (см. п.9 Положения).
- Образцы дипломов муниципального и школьного этапов Олимпиады утверждаются организаторами соответствующего этапа Олимпиады.
- Для проведения школьного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри. Для проведения муниципального этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады. Все перечисленные органы наделяются соответствующими полномочиями (см. пп. 11, 17-19, 21, 30).
- Функции организационного комитета
- Оргкомитет (на школьном и муниципальном этапах) выполняют следующие функции:
- разрабатывает программу проведения Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;
- организует предусмотренные Олимпиадой состязания в строгом соответствии с настоящими требованиями;
- организует встречу, регистрацию, размещение участников Олимпиады;
- обеспечивает тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;
- обеспечивает помещения, оснащенные материально-техническими средствами в строгом соответствии с настоящими требованиями;
- обеспечивает жюри помещением для работы, техническими средствами: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеющий карандаш, широкий скотч;
- обеспечивает оказание медицинской помощи участникам в случае необходимости;
- обеспечивает безопасность участников в период официальной программы Олимпиады;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;
- осуществляет шифровку работ участников Олимпиады перед началом проверки жюри и их дешифровку после завершения проверки;
- утверждает квоты победителей и призеров, установленные Оргкомитетом следующего этапа Олимпиады;
- оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады;
- осуществляет информационную поддержку Олимпиады.
- Оргкомитет школьного этапа Олимпиады:
- утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно- методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
- Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады:
- утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
- Функции Жюри
- Жюри (на школьном и муниципальном этапе) выполняет следующие функции:
- изучает подготовленные соответствующей предметно-методической комиссией олимпиадные задания, критерии и методику их оценки, квоту для определения победителей и призеров, установленную организатором регионального этапа Олимпиады (на муниципальном этапе);
- составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников Олимпиады;
- оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров школьного и муниципального этапов Олимпиады;
- готовит аналитический отчет о результатах проведения Олимпиады и передает его в оргкомитет.
- Порядок регистрации участников
- Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.
- При регистрации представители оргкомитета проверяют правомочность участия прибывших обучающихся в Олимпиаде и достоверность имеющейся в распоряжении оргкомитета информации о них.
- Форма проведения Олимпиады
- Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. Длительность составляет 2 астрономических часа.
- Школьный и муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к их проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального и регионального этапов Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады
- Проведению каждого теоретического этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде, а так же инструктаж по технике безопасности.
- Для проведения Олимпиады на школьном и муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников соответствующего этапа. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). План рассадки участников муниципального этапа готовит оргкомитет, исключая возможность того, чтобы рядом оказались участники из одного образовательного учреждения. Списки участников Олимпиады передаются жюри.
- Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета), калькулятор, прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад. Все остальное должно быть сложено в специально отведенном для вещей месте. В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
- Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы комплект заданий участник может забрать, а лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки. Рекомендуется предоставить участникам Олимпиады черновик (1 лист формата А4).
- Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного, при этом его работа остается в аудитории. Время ухода и возвращения учащегося должно быть записано на оборотной стороне листа ответов.
- В помещениях, где проводятся теоретические туры, должны быть дежурные, назначенные оргкомитетом из числа технического персонала (не менее одного человека на аудиторию). Около аудиторий также находятся дежурные.
- Во время проведения туров в аудиториях дежурят члены жюри, которые при необходимости могут ответить на вопросы участников по тексту заданий.
- Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.
- В целях обеспечения безопасности участников во время проведения конкурсных мероприятий должен быть организован пункт скорой медицинской помощи, оборудованный соответствующими средствами ее оказания.
- Процедура шифрования и дешифрования и оценивания
выполненных заданий
- Для шифрования и дешифрования работ оргкомитетом создается специальная комиссия в составе не менее двух человек, один из которых является председателем.
- После окончания Олимпиады работы участников передаются шифровальной комиссии на шифровку. На бланке листа ответов каждой работы пишется соответствующий шифр, указывающий № класса и № работы (например, 7–01, 7–02, 7–03 и т.д.), который дублируется в персональных данных участника. После этого данные участника с продублированным шифром отрезаются, упаковываются в конверт и передаются председателю жюри, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ.
- Работа по шифрованию, проверке и процедуры внесения баллов в компьютер организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника Олимпиады доступна только членам шифровальной комиссии.
- Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной предметно-методической комиссией муниципального этапа.
- Результаты проверки всех работ участников Олимпиады члены Жюри заносят в итоговую таблицу.
- Процедура разбора заданий и показа работ
- Основная цель процедуры разбора заданий: знакомство участников Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.
- Разбор олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов может быть организован через сеть ИНТЕРНЕТ, путем размещения ответов на задания (решения заданий) на сайте оргкомитета.
- Работы участников хранятся оргкомитетом Олимпиады в течение одного года с момента ее окончания.
- Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
- Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады.
- Для проведения апелляции оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов жюри (не менее трех человек).
- Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, сопровождающих их лиц перед началом проведения Олимпиады.
- Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
- Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией.
- Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя жюри по установленной форме.
- Заявление на апелляцию принимаются в течение 24 часов после окончания показа работ участников или размещения ответов (решений) на сайте оргкомитета.
- Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса. Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.
- Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии. Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.
- Окончательные итоги Олимпиады утверждаются жюри с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
- Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри или итоговая таблица, размещенная в сети ИНТЕРНЕТ на сайте оргкомитета.
- Порядок подведения итогов Олимпиады
- Победители и призеры школьного и муниципального этапов Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий.
- Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной организаторами регионального этапа (для участников муниципального этапа), жюри определяет победителей и призеров.
- Окончательные итоги Олимпиады подводятся на заключительном заседании жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа Олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.
- Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в оргкомитет для подготовки приказа об итогах соответствующего этапа Олимпиады.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ №
заседания жюри _________________ этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии
от «____» _______________ 200__ г.
На заседании присутствовали ____ членов жюри.
Повестка: подведение итогов ___________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии; утверждение списка победителей и призеров.
Выступили:
1. Председатель жюри
2. Члены жюри
3. ………
Голосование членов Жюри:
«за» _____
«против»_____
Решение: утвердить список победителей и призеров ____________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (прилагается).
Председатель Жюри
Ф.И.О. | Подпись |
Секретарь
Ф.И.О. | Подпись |
Члены Жюри
Ф.И.О. | Подпись | |
Ф.И.О. | Подпись |
Приложение 2
Аналитический отчет жюри
о результатах проведения _________________ этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии ________ г.
Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий ________
Из них учащихся ___ класса ______...
Итоги выполнения заданий: (количество баллов, набранных участниками, количество не справившихся).
По итогам работы апелляционной комиссии были изменены результаты ______ участников (список с изменением результатов).
Председатель Жюри
Ф.И.О. | Подпись |
Секретарь
Ф.И.О. | Подпись |
Члены Жюри
Ф.И.О. | Подпись | |
Ф.И.О. | Подпись |
Приложение 3
Ведомость оценивания работ участников
№ п/п | Фамилия | Образовательное учреждение | Класс | Шифр | Количество | Рейтинг (место) |
Члены жюри
Ф.И.О. | Подпись | |
Ф.И.О. | Подпись |
Председатель Оргкомитета
Ф.И.О. | Подпись |
Секретарь
Ф.И.О. | Подпись |
Приложение 4
Заявление участника Олимпиады на апелляцию
Председателю жюри ________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии _______________ уч. года
ученика ____ класса _____________________________
_____________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
заявление
Прошу Вас пересмотреть мою работу, __________________________
(указывается олимпиадное задание), так как я не согласен с выставленными мне баллами. Участник Олимпиады далее обосновывает свое заявление
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата
Подпись
Приложение 5
Протокол №
заседания апелляционной комиссии по итогам проведения апелляции участника __________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
(Ф.И.О. полностью)
ученика_______класса _________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Место проведения _____________________________________________________________
(субъект федерации, город)
Дата и время _________________________________________________________________
Присутствуют:
члены апелляционной комиссии: (указываются Ф.И.О. - полностью).
члены жюри: (указываются Ф.И.О. - полностью).
Краткая запись разъяснений членов жюри (по сути апелляции)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат апелляции:
- оценка, выставленная участнику Олимпиады, оставлена без изменения;
- оценка, выставленная участнику Олимпиады, изменена на _____________;
С результатом апелляции согласен (не согласен) ________ (подпись заявителя)
Председатель апелляционной комиссии
Секретарь апелляционной комиссии
Члены жюри
Часть II. Элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Форма проведения школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады по биологии
Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. Длительность составляет 2 астрономических часа.
Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
В школьном этапе Олимпиады по биологии принимают участие обучающиеся 6-11 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде.
В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 7-11 классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, а также победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в образовательных организациях.
Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Для проведения Олимпиады на школьном и муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников соответствующего этапа. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). Кроме того, должен быть организован пункт скорой медицинской помощи.
Для работы жюри необходимо подготовить помещение, оснащенное техническими средствами и канцелярскими принадлежностями: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеющий карандаш, широкий скотч.
Для своевременного информирования участников Олимпиады оргкомитету необходимо предусмотреть организацию работы ИНТЕРНЕТ-сайта.
Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Задания для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии готовятся в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний. Все задания сгруппированы по типам (всего 4 типа заданий).
Задания в целом ориентированы на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии.
Примерное количество заданий для школьного представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
6 класс | 10 | 5 | 5 | 1 |
7 класс | 15 | 5 | 10 | 1 |
8 класс | 20 | 5 | 10 | 2 |
9 класс | 25 | 10 | 15 | 2 |
10 класс | 30 | 10 | 15 | 3 |
11 класс | 35 | 10 | 20 | 5 |
Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут).
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
7 класс | 20 | 5 | 5 | 1 |
8 класс | 30 | 5 | 10 | 2 |
9 класс | 40 | 10 | 15 | 3 |
10 класс | 50 | 10 | 20 | 4 |
11 класс | 60 | 15 | 25 | 5 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.
Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
По результатам конкурсных работ по каждой параллели выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры, в соответствии с установленными квотами.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
В.В.Пасечник, А.М.Рубцов, Г.Г.Швецов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году
Москва 2010
Авторы:
Пасечник В.В. д.п.н., профессор Московского государственного областного университета;
Рубцов А.М. д.б.н., профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;
Швецов Г.Г. к.п.н., доцент Московского государственного областного университета.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. –М., 2010.
© Пасечник В.В.,
Рубцов А.М.,
Швецов Г.Г.
Содержание
Часть I. Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии
Примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии
Часть II. Элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Форма проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии
Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Введение
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по биологии в соответствии п.16 действующего Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России 2 декабря 2009 года №695.
Пособие состоит из двух частей.
В первой части непосредственно рассматривается структура требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии: представлены разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии, приводится примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии.
В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу glebec13@mail.ru в центральную предметно-методическую комиссию по биологии.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по биологии (протокол №3 от 01 июня 2010 г.).
Председатель центральной
предметно-методической комиссии
по биологии проф. В.В. Пасечник
Часть I.
Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Разделы основного содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии
При составлении требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в основное содержание необходимо включить следующие разделы:
- Общие положения
- Функции оргкомитета
- Функции жюри
- Порядок регистрации участников
- Форма проведения Олимпиады
- Процедура шифрования, дешифрования и оценивания выполненных заданий
- Процедура разбора заданий и показа работ
- Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
- Порядок подведения итогов Олимпиады
В качестве приложения в состав требований к проведению можно включить следующие разделы:
- Примерная программа
- Порядок заполнения и учета бланков дипломов победителей и призеров школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников
- Форма протокола заседания жюри по определению победителей и призеров
- Форма аналитического отчета жюри о результатах
- Форма оценочной ведомости
- Форма заявления на апелляцию
- Форма протокола заседания апелляционной комиссии
Примерное содержание требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии
- Общие положения
- Настоящие требования к проведению школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (далее – Олимпиада) составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 № 695.
- Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
- Организаторами этапов Олимпиады являются: на школьном этапе – образовательные организации (далее – организатор школьного этапа Олимпиады); на муниципальном этапе – органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (далее – организатор муниципального этапа Олимпиады).
- Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются. Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады определяются и устанавливаются организатором данного этапа Олимпиады.
- Победители и призеры обоих этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих этапов Олимпиады (см. п.9 Положения).
- Образцы дипломов муниципального и школьного этапов Олимпиады утверждаются организаторами соответствующего этапа Олимпиады.
- Для проведения школьного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри. Для проведения муниципального этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады. Все перечисленные органы наделяются соответствующими полномочиями (см. пп. 11, 17-19, 21, 30).
- Функции организационного комитета
- Оргкомитет (на школьном и муниципальном этапах) выполняют следующие функции:
- разрабатывает программу проведения Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;
- организует предусмотренные Олимпиадой состязания в строгом соответствии с настоящими требованиями;
- организует встречу, регистрацию, размещение участников Олимпиады;
- обеспечивает тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;
- обеспечивает помещения, оснащенные материально-техническими средствами в строгом соответствии с настоящими требованиями;
- обеспечивает жюри помещением для работы, техническими средствами: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеющий карандаш, широкий скотч;
- обеспечивает оказание медицинской помощи участникам в случае необходимости;
- обеспечивает безопасность участников в период официальной программы Олимпиады;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;
- осуществляет шифровку работ участников Олимпиады перед началом проверки жюри и их дешифровку после завершения проверки;
- утверждает квоты победителей и призеров, установленные Оргкомитетом следующего этапа Олимпиады;
- оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады;
- осуществляет информационную поддержку Олимпиады.
- Оргкомитет школьного этапа Олимпиады:
- утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно- методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
- Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады:
- утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
- Функции Жюри
- Жюри (на школьном и муниципальном этапе) выполняет следующие функции:
- изучает подготовленные соответствующей предметно-методической комиссией олимпиадные задания, критерии и методику их оценки, квоту для определения победителей и призеров, установленную организатором регионального этапа Олимпиады (на муниципальном этапе);
- составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников Олимпиады;
- оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров школьного и муниципального этапов Олимпиады;
- готовит аналитический отчет о результатах проведения Олимпиады и передает его в оргкомитет.
- Порядок регистрации участников
- Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.
- При регистрации представители оргкомитета проверяют правомочность участия прибывших обучающихся в Олимпиаде и достоверность имеющейся в распоряжении оргкомитета информации о них.
- Форма проведения Олимпиады
- Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. Длительность составляет 2 астрономических часа.
- Школьный и муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к их проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального и регионального этапов Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады
- Проведению каждого теоретического этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде, а так же инструктаж по технике безопасности.
- Для проведения Олимпиады на школьном и муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников соответствующего этапа. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). План рассадки участников муниципального этапа готовит оргкомитет, исключая возможность того, чтобы рядом оказались участники из одного образовательного учреждения. Списки участников Олимпиады передаются жюри.
- Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета), калькулятор, прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад. Все остальное должно быть сложено в специально отведенном для вещей месте. В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
- Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы комплект заданий участник может забрать, а лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки. Рекомендуется предоставить участникам Олимпиады черновик (1 лист формата А4).
- Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного, при этом его работа остается в аудитории. Время ухода и возвращения учащегося должно быть записано на оборотной стороне листа ответов.
- В помещениях, где проводятся теоретические туры, должны быть дежурные, назначенные оргкомитетом из числа технического персонала (не менее одного человека на аудиторию). Около аудиторий также находятся дежурные.
- Во время проведения туров в аудиториях дежурят члены жюри, которые при необходимости могут ответить на вопросы участников по тексту заданий.
- Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.
- В целях обеспечения безопасности участников во время проведения конкурсных мероприятий должен быть организован пункт скорой медицинской помощи, оборудованный соответствующими средствами ее оказания.
- Процедура шифрования и дешифрования и оценивания
выполненных заданий
- Для шифрования и дешифрования работ оргкомитетом создается специальная комиссия в составе не менее двух человек, один из которых является председателем.
- После окончания Олимпиады работы участников передаются шифровальной комиссии на шифровку. На бланке листа ответов каждой работы пишется соответствующий шифр, указывающий № класса и № работы (например, 7–01, 7–02, 7–03 и т.д.), который дублируется в персональных данных участника. После этого данные участника с продублированным шифром отрезаются, упаковываются в конверт и передаются председателю жюри, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ.
- Работа по шифрованию, проверке и процедуры внесения баллов в компьютер организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника Олимпиады доступна только членам шифровальной комиссии.
- Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной предметно-методической комиссией муниципального этапа.
- Результаты проверки всех работ участников Олимпиады члены Жюри заносят в итоговую таблицу.
- Процедура разбора заданий и показа работ
- Основная цель процедуры разбора заданий: знакомство участников Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.
- Разбор олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов может быть организован через сеть ИНТЕРНЕТ, путем размещения ответов на задания (решения заданий) на сайте оргкомитета.
- Работы участников хранятся оргкомитетом Олимпиады в течение одного года с момента ее окончания.
- Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
- Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады.
- Для проведения апелляции оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов жюри (не менее трех человек).
- Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, сопровождающих их лиц перед началом проведения Олимпиады.
- Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
- Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией.
- Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя жюри по установленной форме.
- Заявление на апелляцию принимаются в течение 24 часов после окончания показа работ участников или размещения ответов (решений) на сайте оргкомитета.
- Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса. Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.
- Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии. Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.
- Окончательные итоги Олимпиады утверждаются жюри с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
- Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри или итоговая таблица, размещенная в сети ИНТЕРНЕТ на сайте оргкомитета.
- Порядок подведения итогов Олимпиады
- Победители и призеры школьного и муниципального этапов Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий.
- Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной организаторами регионального этапа (для участников муниципального этапа), жюри определяет победителей и призеров.
- Окончательные итоги Олимпиады подводятся на заключительном заседании жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа Олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.
- Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в оргкомитет для подготовки приказа об итогах соответствующего этапа Олимпиады.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ №
заседания жюри _________________ этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии
от «____» _______________ 200__ г.
На заседании присутствовали ____ членов жюри.
Повестка: подведение итогов ___________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии; утверждение списка победителей и призеров.
Выступили:
1. Председатель жюри
2. Члены жюри
3. ………
Голосование членов Жюри:
«за» _____
«против»_____
Решение: утвердить список победителей и призеров ____________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (прилагается).
Председатель Жюри
Ф.И.О. | Подпись |
Секретарь
Ф.И.О. | Подпись |
Члены Жюри
Ф.И.О. | Подпись | |
Ф.И.О. | Подпись |
Приложение 2
Аналитический отчет жюри
о результатах проведения _________________ этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии ________ г.
Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий ________
Из них учащихся ___ класса ______...
Итоги выполнения заданий: (количество баллов, набранных участниками, количество не справившихся).
По итогам работы апелляционной комиссии были изменены результаты ______ участников (список с изменением результатов).
Председатель Жюри
Ф.И.О. | Подпись |
Секретарь
Ф.И.О. | Подпись |
Члены Жюри
Ф.И.О. | Подпись | |
Ф.И.О. | Подпись |
Приложение 3
Ведомость оценивания работ участников
№ п/п | Фамилия | Образовательное учреждение | Класс | Шифр | Количество | Рейтинг (место) |
Члены жюри
Ф.И.О. | Подпись | |
Ф.И.О. | Подпись |
Председатель Оргкомитета
Ф.И.О. | Подпись |
Секретарь
Ф.И.О. | Подпись |
Приложение 4
Заявление участника Олимпиады на апелляцию
Председателю жюри ________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии _______________ уч. года
ученика ____ класса _____________________________
_____________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
заявление
Прошу Вас пересмотреть мою работу, __________________________
(указывается олимпиадное задание), так как я не согласен с выставленными мне баллами. Участник Олимпиады далее обосновывает свое заявление
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата
Подпись
Приложение 5
Протокол №
заседания апелляционной комиссии по итогам проведения апелляции участника __________________ этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
(Ф.И.О. полностью)
ученика_______класса _________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Место проведения _____________________________________________________________
(субъект федерации, город)
Дата и время _________________________________________________________________
Присутствуют:
члены апелляционной комиссии: (указываются Ф.И.О. - полностью).
члены жюри: (указываются Ф.И.О. - полностью).
Краткая запись разъяснений членов жюри (по сути апелляции)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат апелляции:
- оценка, выставленная участнику Олимпиады, оставлена без изменения;
- оценка, выставленная участнику Олимпиады, изменена на _____________;
С результатом апелляции согласен (не согласен) ________ (подпись заявителя)
Председатель апелляционной комиссии
Секретарь апелляционной комиссии
Члены жюри
Часть II. Элементы содержания требований к проведению школьного и муниципального этапов, обусловленные спецификой Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Форма проведения школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады по биологии
Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. Длительность составляет 2 астрономических часа.
Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
В школьном этапе Олимпиады по биологии принимают участие обучающиеся 6-11 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде.
В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 7-11 классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, а также победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в образовательных организациях.
Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Для проведения Олимпиады на школьном и муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников соответствующего этапа. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). Кроме того, должен быть организован пункт скорой медицинской помощи.
Для работы жюри необходимо подготовить помещение, оснащенное техническими средствами и канцелярскими принадлежностями: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеющий карандаш, широкий скотч.
Для своевременного информирования участников Олимпиады оргкомитету необходимо предусмотреть организацию работы ИНТЕРНЕТ-сайта.
Общая характеристика структуры заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Задания для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии готовятся в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний. Все задания сгруппированы по типам (всего 4 типа заданий).
Задания в целом ориентированы на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии.
Примерное количество заданий для школьного представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
6 класс | 10 | 5 | 5 | 1 |
7 класс | 15 | 5 | 10 | 1 |
8 класс | 20 | 5 | 10 | 2 |
9 класс | 25 | 10 | 15 | 2 |
10 класс | 30 | 10 | 15 | 3 |
11 класс | 35 | 10 | 20 | 5 |
Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут).
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
7 класс | 20 | 5 | 5 | 1 |
8 класс | 30 | 5 | 10 | 2 |
9 класс | 40 | 10 | 15 | 3 |
10 класс | 50 | 10 | 20 | 4 |
11 класс | 60 | 15 | 25 | 5 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.
Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
По результатам конкурсных работ по каждой параллели выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры, в соответствии с установленными квотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)
Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы по биологии
выступление на РМО...
О требованиях к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Выступление на заседании ГМО учителей русского языка и литературы по вопросу требований к составлению олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому язык...
Благодарность Управления образования за работу в предметно -методической комиссии по составлению олимпиадных заданий школьного муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
Благодарность Управления образования за работу в предметно -методической комиссии по составлению олимпиадных заданий школьного муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по составлению контрольных тестов по биологии
Методические рекомендации по составлениюконтрольных тестовпо биологии...
Приказы об утверждении состава предметно-методических комиссий по составлению олимпиадных заданий
Приказы об утверждении состава предметно-методических комиссий по составлению олимпиадных заданий для школьного этапа ВОШ...
Приказ Составление олимпиадных заданий
Приказ Составление олимпиадных заданий...