Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс)

Соколовская Ирина Владимировна

Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка обобщающего урока по теме: «Надкласс Рыбы».

 Автор: Соколовская Ирина Владимировна

МКОУ «Таборинская средняя общеобразовательная школа»

учитель биологии, химии, первая квалификационная

категория

Номинация: Современный урок

 « Подводная одиссея 7-го класса» - обобщающий урок - игра, который требует обязательной предварительной подготовки, изучения и подбора дополнительного материала. Подготовка к уроку предполагает разные формы работы учащихся: коллективную, индивидуальную, групповую; способствует развитию творческих способностей, творческого мышления.

Данный урок – комплексная игра, включающая фрагмент соревнования, ролевую игру. Класс делится на группы по четыре-пять человек. Количество групп зависит от количества человек в классе. Каждая группа в первый же урок изучения темы получает домашнее задание: снять фильм о жизни рыб по времени не более 5 минут.

Темы : 1. Рыбы – лучшие маскировщики.

2. Ископаемы представители.

3. Забота о потомстве.

4. «Своя» рыбка ближе… ( о рыбах Свердловской области или местных

водоемов).

Полученные знания из учебника, дополнительной литературы учащиеся должны воплотить в рисунки, краткое текстовое изложение.

Для показа фильмов ребята изготавливают « телевизор».

Каждая команда отправляется в плавание на корабле. Выбирается капитан, боцман, штурман, матрос или матросы, сигнальщик.

Оценка результатов. Приглашается жюри ( учащиеся старших классов). Оценивается творческая деятельность и научность ( правильность ответов).

Такой урок можно провести и как день открытого урока, тогда можно пригласить родителей.

Эту разработку можно использовать в качестве основы для внеклассного мероприятия.

Обобщающий урок по теме: « Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»

« Подводная одиссея 7 класса».

Цель: - обобщить, систематизировать и углубить знания по теме.

- закрепить умения работать с дополнительными источниками.

- развивать творческие способности.

- уметь применять полученные знания.

Тип урока: Обобщение знаний.

Вид урока: Урок – игра.

Наглядность. Таблицы: « Глубоководные рыбы», «Искусственное разведение рыб», подборка рисунков с изображениями рыб, рисунки учащихся, видеофильм, видеофильм «Подводная одиссея команды Кусто».

Ход урока.

Учитель. Внимание! Внимание! Внимание!

По велению Бога морей Посейдона за недостаточное проявление внимания к нашим водным собратьям, отправить учащихся 7 класса в пучину вод морских, на глубину 25 метров, дабы лучше узнали они водный мир и ближе познакомились с жизнью рыб. И лишь после того, как пройдут они тяжелые испытания, вернуть их на землю.

Фрагмент видеофильма о подводном мире из серии «Подводная одиссея команды Кусто».( 4мин.)

Актуализация знаний.

Разминка. «Отгадай загадку». ( 2 мин).Количество загадок определяет учитель.

  1. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука).

  1. Драчун и забияка, живет в воде,

Когти на спине – и щука не проглотит.

Колюч, да не еж,

Кто же это-..

(Ёрш).

  1. Отнимите от названия паукообразного животного одну букву –

появится название рыбы.

( Клещ – Лещ).

  1. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука).

  1. Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.

(Сом)

6. Рыба – меч его не тронет,

Даже если и догонит.

В нем электрический заряд.

Он разрядиться будет рад.

( Скат).

7.В глубине, где тишь и мгла

море штопает она.

( Рыба – игла).

Путешествуя по неизвестным морским глубинам, надо помнить об осторожности и маскировке, как это делают рыбы.

Домашнее задание « Рыбы – лучшие маскировщики».

Основной этап урока.

Учитель. В русской народной сказке «Садко» для того, чтобы отправиться в

плавание, Садко должен был поймать золотых рыб, которые

превратились в гору золота, на что он снарядил корабли, закупил продукты

и товар. Вами пойманные рыбы, ваши правильные ответы, превратятся в

баллы, а баллы – в метры, на которые Вы будете подниматься к

поверхности воды.

Задание № 1.

Сигнальщик. Получает информацию о движущейся к кораблю стаи рыб. Определить, какие рыбы плывут навстречу кораблю.

Шифровка. Переставьте буквы таким образом, чтобы получилось название рыб.

Т А П В О Л А Л Г Б Е У Т А М А Н

З Н А А С С Е К Р А Т А Р Ь С А К

Т О Р Е С Б О В А Л М Л И Н А

(плотва, белуга, манта, сазан, треска, карась, осетр, вобла, налим).

Задание № 2. Для капитанов. Капитан указывает курс.

Распределить определенных рыб по отрядам и классам.

Капитан имеет право по окончании выполнения задания помогать

другим членам команды.

Налим (трескообразные, костные),карась ( карпообразные, костные), сазан (карпообразные, костные), осетр ( осетровые, костные), манта ( скаты, хрящевые), белуга(осетровые, костные), треска(Трескообразные, костные), плотва ( карпообразные, костные).

Хорошо, что мы знаем рыб, которые живут в морях и океанах.

 А какие рыбы встречаются   в нашей местности.

Домашнее задание. « Своя рыбка  ближе…».

Задание штурманам № 3. Разгадай кроссворд. Приложение №1.

Задание боцманам № 4. Выбрать правильный ответ. Приложение № 2.

Задание № 5. Подписать органы внешнего строения рыбы. Приложение № 3.

Задание № 6. Закончить предложение. Приложение №4

 Пищеварительная система начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце….Головной мозг имеет 5 отделов:………Органы выделения ….

Учитель.  Выражение « как рыба в воде» очень точно передает биологический смысл связи рыб со средой обитания – водой. Действительно, только в воде могут жить рыбы: дышать, питаться, размножаться.

Большинство рыб, как известно, выметав икру, не проявляют заботы о потомстве. Отсюда становится понятной выработанная в процессе естественного отбора плодовитость рыб: плотва выметывает 25 тысяч икринок, карп, щука – 100тысяч, линь – 300тысяч, налим – до 500 тысяч, белуга и треска- несколько миллионов. Однако рекордная цифра принадлежит луне – рыбе – до 300 млн. икринок.

Проходные рыбы даже готовы на смерть, чтобы только дать начало новой жизни. Рыбы – очень заботливые родители.

Домашнее задание. Фильм : « Забота о потомстве».

Задание №7. Найди ошибки в тексте “Встреча двух подруг”. Приложение №5

Учитель: Рыбы являются отличными маскировщиками, отлично прячутся от врагов, сливаясь с фоном окружающей среды. Благодаря этой особенности до наших дней дожили рыбы, которые появились очень давно.

Домашнее задание. Фильм : « Маскировщики и ископаемые представители».

Оценка результатов жюри.

Задание № 8. «Кто больше?»

За одну минуту дать как можно больше правильных ответов.

Приложение № 6.

Оценка домашнего задания. ( Я ставлю 2 оценки: за творческий характер работы, качество исполнения и выполнения, и за научность, грамотность).

Подведение результатов урока. Кто выплыл, а кому необходима помощь?

Подведение итогов.

Учитель.

На всех языках мира существует поговорка: « нем как рыба». Так ли это?

Почти2400 лет назад, в 384 году до нашей эры, во Фракии родился великий философ и натуралист Аристотель. Он был одним из первых ученых на Земле, который предположил, что рыбы могут…говорить. Аристотель написал так: « Рыбы не прочь почесать языком…»

Справедливости ради надо все же сказать, что многие коренные жители островов Океании издавна пользовались при поиске и ловле рыбы прослушиванием, для этого они опускали на глубину нескольких метров полую бамбуковую « трубку». Ученые уже установили сигналы, которые издают одни рыбы, диапазон частот, звуки других – еще загадка. Одни сигналы – опасности, угрозы, обнаружения пищи и т.д. Это уже используют японцы. Еще предстоит долгий путь познания непознанного.

На этом изучение представителей водных глубин мы с вами не заканчиваем. Рыбы – это одна из эволюционных ветвей, которая дала начало новому классу животных, познакомиться с которым нам с вами еще предстоит.

   В качестве рефлексии командам составить синквейн  со словом « Рыба»

Подведение итогов. Оглашение результатов.

Приложение № 1.

Отгадай кроссворд.

C:\Users\Пользователь\Desktop\stroenie_ryby_setka.jpg

1.       Жидкость, выметываемая самцами рыб при наружном оплодотворении, содержащая сперматозоиды.

2.       Наиболее мощный непарный плавник рыбы.

3.       Орган дыхания рыб.

4.       Органы передвижения рыб.

5.       Рыбы, имеющие хрящевой скелет.

6.       Внутренний орган многих рыб, развившийся из отростка кишки и наполненный воздухом.

7.       Орган обоняния и вкуса некоторых рыб в виде длинных выростов на голове, например у сомов и налимов.

8.       Орган, воспринимающий направление и скорость течения воды, находящийся по бокам тела рыбы.

9.       Роговые пластинки, покрывающие и защищающие тело рыбы.

10.   Самая многочисленная группа рыб, скелет которой состоит из костей.

11.    Парные передние плавники рыбы.

C:\Users\Пользователь\Desktop\stroenie_ryby_otvet.jpg

Приложение № 2. Выберите правильный вариант ответа.

1.

Боковая линия это…

а) гидростатический орган;

б) орган дыхания;

в) орган чувств;

г) орган выделения.

2.

Плавательный пузырь - образование…

а) нервной системы;

б) дыхательной системы;

в) выделительной системы;

г) пищеварительной системы.

3.

Главная роль при поворотах, соблюдении равновесия принадлежит

а) хвостовому плавнику;

б) грудным плавникам;

в) брюшным плавникам;

г) спинным плавникам.

4.

Кровеносная система рыб…

а) незамкнутая;

б) диффузная;

в) замкнутая;

г) веерная.

5.

Сердце рыб…

а) 3-х камерное;

б) 4-х камерное;

в) 2-х камерное;

г) однокамерное.

6.

Проходные рыбы- это …

а) лещ;

б) горбуша;

в) щука;

г) камбала.

7.

Развитие рыб происходит …

а) без превращения;

б) с полным превращением;

в) с частичным превращением;

г) нет верного ответа.

8.

Почки – это орган…

а) пищеварения;

б) выделения;

в) дыхания;

г) кровообращения.

9.

По эволюционному развитию более молодой класс – это…

а) двоякодышащие рыбы;

б) кистеперые рыбы;

в) костные рыбы;

г) хрящевые рыбы.

Ответы  

  • 1. в
  • 2. г
  • 3. б
  • 4. в
  • 5. в
  • 6. б
  • 7. б
  • 8. б
  • 9. в

Приложение № 3. Выпишите в указанном порядке названия частей

организма рыбыhello_html_4ea5da9b.gifhello_html_4ea5da9b.gifhello_html_4ea5da9b.gifhello_html_4ea5da9b.gif

Картинки по запросу внутренне строение рыбы картинки

Картинки по запросу внутренне строение рыбы картинки

Приложение №4.  Пищеварительная система начинается ….                        Она образована следующими органами….

Дыхательная система состоит из… ..., внутри которых проходят        сосуды. Кровеносная система рыб…             Сердце рыб состоит из …         и …

Кровь в сердце….                    

Головной мозг имеет 5 отделов:………

Органы выделения ….

Закончить предложение.

 Пищеварительная система начинается ртом….

 Она образована следующими органами…рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие, печень, поджелудочная железа.

Дыхательная система состоит из…жаберных лепестков ..., внутри которых проходят …кровеносные    сосуды.

 Кровеносная система рыб…замкнутая.

Сердце рыб состоит из предсердия…      и …желудочка.      

Кровь в сердце венозная….

Головной мозг имеет 5 отделов:…передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый……

Органы выделения ….почки, мочеточники, мочевой пузырь

 

Приложение №5.   Найди ошибки в тексте “Встреча двух подруг”.

- Однажды в гости к речной щуке   приплыла ее давняя подруга – акула. После бурных объятий присели они на камушке, поболтать, посудачить о том, о сем. Вспомнили, что они ведь родственники, принадлежат к типу Членистоногие.

- Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила акула

- Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна.

Мои морские подруги до сих пор понять не могут: и чего ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая,   и глубины серьезной нет,  словом, скукота, ничего интересного.

- Ну, что ты, подруга, – вежливо ответила щука. – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша.

Правда случаются и неприятности. Мне недавно так обидно было. Решила я похвалиться перед своими и говорю, а про меня пословица есть, значит, уважают меня в народе «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», а они меня на смех подняли. Да, ладно, я их простила, думаю это они от зависти. А вообще у нас красота! Недавно, в зарослях встретила ската. Он в догонялки играл с разноцветными рыбками. Представляешь, окраска наших речных рыб зависит от чистоты водоёма, чем мутнее вода, тем окраска ярче. Чтобы её далеко было видно.

-  А у нас, в море, говорит акула,- недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину,   плаваю себе. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудо-юдо непонятное. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, около дна имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы и тело их обтекаемой формы, сжатое с боков

 - Ох, заболтались мы с тобой. На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу. Нам еще много чего друг другу рассказать надо. Спокойной ночи!

  • Ответы: 
  • Акулы не живут в пресной воде. Рыбы относятся  к типу Хордовые
  • В Красной книге не записаны ни ерш, ни щука – так как эти виды в настоящее время достаточно многочисленны.
  •  В пословице неточность - щука в море не живет
  • Скат не живет в реках
  • Окраска рыб в мутной воде темнее, чем в светлой.
  •  Тело глубоководных рыб сплющено сверху вниз
  • Рыбы спят с открытыми глазами, так как у них нет век.

Приложение № 6. « Кто больше»

Кто больше даст ответов за 1 минуту.

1.Низшее хордовое - ланцетник

2.Органы дыхания ланцетника - жабры

3.Чем представлена нервная система рыб - спинной, головной мозг, нервы

4. Рыбы, имеющие хрящевой скелет - хрящевые

5.Среда обитания рыб - водная

6. Какая рыба строит гнездо - Колюшка

7. К какому отряду относится акула гигантская - акулы

8. Где находятся тычинки у рыб - в жабрах

9. Личинка, похожая на взрослую рыбу - малек

10. Яйцеклетка рыб - икринка

11. Какие рыбы только раз выметывают икру - угорь, некоторые лососевые

12. Какую рыбу называют именем человека - Карп

13. При помощи какого органа рыбы регулируют  глубину - плавательный пузырь

14. Орган обоняния рыб - ноздри

15. Орган чувств, имеющийся только у рыб - боковая линия

16. Органы передвижения рыб - плавники

17. Издают ли рыбы звуки - да, плавательным пузырем жаберными крышками

18. Передняя часть нервной трубки у рыб - головной мозг

19. Орган осязания сома, трески - усики

20. Чем дышит рыба - растворенным в воде кислородом

21. Кровь, обогащенная кислородом - артериальная

22. Камеры сердца -предсердие, желудочек

23. «Одомашненная» рыба - карп ( сазан)

24. Рыба- небесное светило - рыба – луна

25. Рыбы, идущие на нерест в другие водоемы - проходные

26. Какая рыба имеет оружие на носу - рыба - меч, рыба- пила,рыба - молот

27.Тип кровеносной системы рыб - замкнутая

28. К какому типу рефлексов относится забота о потомстве у рыб - безусловный

29. У каких рыб нет плавательного пузыря – глубоководные придонные

30. К каким рыбам относятся скаты - хрящевые

31. Как переносится кислород из жаберных лепестков - кровью

32. Какие рыбы могут некоторое время обходиться без воды - двоякодышащие

33. Назовите группу живородящих рыб - акулы

34. Что защищает рыбу от бактерий - слизь

35. Какая рыба для нереста идет в море - угорь

36. У какой рыбы оба глаза расположены на одной стороне - камбала

*37. Как называется денежная единица Киргизии - Сом

38. Из мяса какой рыбы делают крабовые палочки отечественного производства - трески

39. Рыба, которую «используют» для чистки узкой стеклянной посуды - ерш

Литература: 1. Сборник нормативных документов. Биология. - М.: Дрофа,

2004

2. Латюшин В.В, Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник

для 7 класса. - М.: Дрофа, 2000.

3. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные 7-8. – М.:

Просвещение. 1996.

4. Козлов М.А. Биология. Животные. – М.: Просвещение. 1996.

5. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.:

Творческий цент «Сфера». 2005.

6. Цингер Я.А. Занимательная зоология. –М.: Учпедгиз.1969.

7. Рязанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. – М.:

« Издат-школа 2000», 1999.

8. Наумов Н.П, Карташов Н.Н. Зоология позвоночных.- М.:

«Высшая школа», 1979.

9. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.- М.:

Просвещение, 1973.

Литература для учащихся:

1.Латюшин В.В, Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник

для 7 класса. – М.: Дрофа, 2000.

2. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные 7-8. – М.:

Просвещение. 1996.

3. Акимушкин И. Мир животных. Рассказы о змеях,

крокодилах, черепахах, лягушках и рыбах.- М.: Молодая

гвардия, 1974

4. Биологический энциклопедический словарь. - М.: «Советская

энциклопедия», 1989.

5. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия. –М.:

АСТ, 1995.

6. Колвин Л. Живой мир. Энциклопедия. – М.: « Росмэн»,1996.

7. Цингер Я.А. Занимательная зоология. –М.: Учпедгиз.1969.

АСТ, 1995.

6. Колвин Л. Живой мир. Энциклопедия. – М.: « Росмэн»,1996.

7. Цингер Я.А. Занимательная зоология. –М.: Учпедгиз.1969.

отряд

класс

плотва

белуга

сазан

манта

треска

карась

осетр

вобла

налим


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: « Тип Хордовые. Надкласс Рыбы» « Подводная одиссея 7 класса». Учитель первой квалификационной категории МКОУ «Таборинская СОШ» Соколовская И.В.

Слайд 2

Цель урока: - обобщить, систематизировать и углубить знания по теме. - закрепить умения работать с дополнительными источниками. - развивать творческие способности. - уметь применять полученные знания.

Слайд 3

Задание № 1. Сигнальщик получает информацию о движущейся к кораблю стаи рыб. Определить, какие рыбы плывут навстречу кораблю. Переставьте буквы таким образом, чтобы получилось название рыб. Т А П В О Л А Л Г Б Е У Т А М А Н З Н А А С С Е К Р А Т А Р Ь С А К Т О Р Е С Б О В А Л М Л И Н А

Слайд 4

Ответы: плотва, белуга, манта, сазан, треска, карась, осетр, вобла, налим

Слайд 5

Задание № 2. Для капитанов Распределить определенных рыб по отрядам и классам. плотва ( карпообразные, костные), белуга(осетровые, костные), сазан (карпообразные, костные), манта ( скаты, хрящевые), треска(Трескообразные, костные), карась ( карпообразные, костные), осетр ( осетровые, костные), налим (трескообразные, костные).

Слайд 6

Задание штурманам № 3 1. Жидкость, выметываемая самцами рыб при наружном оплодотворении, содержащая сперматозоиды. 2. Наиболее мощный непарный плавник рыбы. 3. Орган дыхания рыб. 4. Органы передвижения рыб. 5. Рыбы, имеющие хрящевой скелет. 6. Внутренний орган многих рыб, развившийся из отростка кишки и наполненный воздухом. 7. Орган обоняния и вкуса некоторых рыб в виде длинных выростов на голове, например у сомов и налимов. 8. Орган, воспринимающий направление и скорость течения воды, находящийся по бокам тела рыбы. 9. Роговые пластинки, покрывающие и защищающие тело рыбы. 10. Самая многочисленная группа рыб, скелет которой состоит из костей. 11. Парные передние плавники рыбы.

Слайд 8

Задание боцманам № 4. Выбрать правильный ответ. 1. в 2. г 3. б 4. в 5. в 6. б 7. б 8. б 9. в

Слайд 9

Задание № 5. Подписать органы внешнего строения рыбы

Слайд 11

Задание № 6. Заполни пропуски в тексте Пищеварительная система рыб начинается …. Она образована следующими органами…. Дыхательная система состоит из… ...,внутри которых проходят … сосуды. Кровеносная система рыб… Сердце рыб состоит из … и … Кровь в сердце…. Головной мозг имеет 5 отделов:……… Органы выделения ….

Слайд 12

Задание № 6. Заполни пропуски в тексте Пищеварительная система рыб начинается ртом …. Она образована следующими органами рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие, печень, поджелудочная железа. …. Дыхательная система состоит из… жаберных лепестков . ...,внутри которых проходят кровеносные … сосуды. Кровеносная система рыб… замкнутая . Сердце рыб состоит из предсердия… и … желудочка . Кровь в сердце… венозная . Головной мозг имеет 5 отделов:… передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый …… Органы выделения … почки, мочеточники, мочевой пузырь .

Слайд 13

“ Встреча двух подруг”. - Однажды в гости к речной щуке приплыла ее давняя подруга – акула. После бурных объятий присели они на камушке, поболтать, посудачить о том, о сем. Вспомнили, что они ведь родственники, принадлежат к типу Членистоногие. - Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила акула - Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна. Мои морские подруги до сих пор понять не могут: и чего ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая, и глубины серьезной нет, словом, скукота, ничего интересного. - Ну, что ты, подруга, – вежливо ответила щука. – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша. Правда случаются и неприятности. Мне недавно так обидно было. Решила я похвалиться перед своими и говорю, а про меня пословица есть, значит, уважают меня в народе «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», а они меня на смех подняли. Да, ладно, я их простила, думаю это они от зависти. А вообще у нас красота! Недавно, в зарослях встретила ската. Он в догонялки играл с разноцветными рыбками. Представляешь, окраска наших речных рыб зависит от чистоты водоёма, чем мутнее вода, тем окраска ярче. Чтобы её далеко было видно. - А у нас, в море, говорит акула,- недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину, плаваю себе. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудо-юдо непонятное. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, около дна имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы и тело их обтекаемой формы, сжатое с боков - Ох, заболтались мы с тобой. На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу. Нам еще много чего друг другу рассказать надо. Спокойной ночи!

Слайд 14

Ответы: Акулы не живут в пресной воде. Рыбы относятся к типу Хордовые В Красной книге не записаны ни ерш, ни щука – так как эти виды в настоящее время достаточно многочисленны. В пословице неточность - щука в море не живет Скат не живет в реках Окраска рыб в мутной воде темнее, чем в светлой. Тело глубоководных рыб сплющено сверху вниз Рыбы спят с открытыми глазами, так как у них нет век .

Слайд 15

Общий вывод к уроку Рыбы принадлежат к типу Хордовые и приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние рыбы, дожившие до наших дней Состав команды: Капитан: Изатуллин Кирилл. Иванов Тимофей Политыко Дарья Завадский Никита Барщевская Алина

Слайд 2

Теория эволюции – самое правдоподобное объяснение существования нынешней жизни на земле, и этому явлению есть тысячи подтверждений. Однако естественный отбор не повлиял на все, что когда-то жило и до сих пор существует множество организмов, которые благополучно существуют по сей день, в том числе среди рыб.

Слайд 3

Латимерия Эта рыба, являющаяся единственным живущим сегодня представителем Кистепёрых, отряда целакандообразных по праву считается самой древней рыбой на Земле. Как и у древних кистеперых рыб, у латимерий не сплошной череп, а специфическая мозговая коробка из двух частей, соединенных внутренним суставом. Вместо позвоночника или хорды — эластичная трубка диаметром около четырех сантиметров, заполненная жидкостью под избыточным давлением. Плавники, кроме переднего спинного и хвостового, напоминают лапы пресмыкающихся: это хорошо развитые мясистые лопасти, покрытые чешуей. Предполагают, что эти существа первыми из позвоночных выбрались на сушу и от них произошли земноводные. По мнению ученых, целакантообразные не изменились за четыреста миллионов лет и дожили до наших дней, потому что заняли глубины порядка трехсот метров, где у них нет врагов.

Слайд 4

Миссисипский панцерник (Щука-аллигатор) Похожая на аллигатора рыба, миссисипский панцирник ( Atractosteus spathula ), – одна из самых древних рыб, живущих сегодня на Земле. В мезозойскую эру её предки населяли многие водоемы. Сегодня миссисипский панцирник обитает в долине нижнего течения реки Миссисипи, а также в некоторых пресноводных озерах США. В Северной Америке миссисипский панцирник является самой крупной пресноводной рыбой, которая обычно составляет от 2,4 м до 3 м в длину и весит не менее 91 кг. Как не сложно догадаться, миссисипский панцирник – хищная рыба. Обычно она питается другой рыбой, однако своими острыми игловидными зубами может раскусить даже молодого аллигатора. Но, несмотря на это, не было зарегистрировано ещё ни одного случая нападения панцирника на человека. Охотясь на привычную добычу, панцирник скрывается в тростнике или зарослях другой растительности, а затем стремительно нападает на свою жертву из укрытия. Если же рыба не охотится, она неспешно плавает или даже замирает, высунув свой «клюв» из воды, чтобы подышать воздухом .

Слайд 5

Акула-Гоблин О роде Mitsukurina , к которому принадлежит этот вид акул, впервые стало известно благодаря окаменелостям, которые датируются средним эоценом (около 49-37 миллионов лет назад). Единственный ныне существующий вид этого рода, акула-гоблин, обитающая в Атлантическом и Индийском океанах, сохранила некоторые примитивные черты своих древних сородичей, и сегодня является живым ископаемым. Науке мало что известно об этом необычном по своему внешнему виду создании. Акула-гоблин имеет очень подвижные челюсти, которые выдвигаются наружу, когда та ловит добычу. Как и все акулы, она питается рыбой, для ловли которой предназначены передние – длинные и острые – зубы, но не откажется и от ракообразных и моллюсков. Именно для того, чтобы разгрызать раковины, приспособлены задни е зубы акулы. В первый раз эту акулу обнаружили в 1898 году у иорданского берега Красного моря (в заливе Акаба ). До настоящего времени удалось увидеть лишь 45 экземпляров. Самая крупная известная особь достигала чуть более трех метров в длину и весила 210 килограммов. Сегодня ученые не обладают достаточным количеством информации об этой рыбе, чтобы сказать, находится ли этот вид под угрозой исчезновения или нет. Во многом такими редкими для наблюдения их делает тот факт, что акула-домовой обитает на большой глубине. Большинство особей видели на глубине 270 метров и 960 метров. Однако несколько таких акул было замечено на глубине 1300 метров.

Слайд 6

Гигантский пресноводный скат Гигантский пресноводный скат относится к числу крупнейших пресноводных рыб мира, дорастая в своем диаметре почти до двух метров. Его вес может доходить до шестисот килограмм. Согласно исследованиям, его овальный диск грудного плавника сформировался около 100 миллионов лет назад. Гигантский пресноводный скат находится на грани полного исчезновения по причине чрезмерного отлова с целью демонстрации в аквариумах, продажи на мясо, и из-за загрязнения условий обитания этого животного.

Слайд 7

Эти животные, живущие и поныне, являются настоящим чудом, и наша задача, как людей сохранить и позволить им дальше благополучно существовать. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неотразимые маскировщики. Презентацию подготовил Козлов Илья – капитан команды.

Слайд 2

Маскировщики в море. Маленькие рыбки — лёгкая добыча для хищников покрупнее. Когда речь заходит о выживании в океане, то выясняется, что лучший способ не быть съеденным — хорошая маскировка.

Слайд 3

Полосатая морская собачка. Полосатая морская собачка Это небольшая рыбка , обитает она в тропических водах и может менять свой цвет. В зависимости от цвета окружающей среды, она может стать оливковой, оранжевой, чёрной или синей. Хотя смена окраски — наилучший способ избежать опасности, морская собачка — хищник, и с радостью пользуется своими способностями, чтобы подстеречь и съесть рыбку поменьше .

Слайд 4

Полосатый амблиапист . Эта рыбка — одна из самых ленивых в океане. В то время как другие ищут укромные уголки, где можно спрятаться, амблиапист просто плывет по течению. Его тело в этот момент напоминает сухой лист, так что хищники его игнорируют.

Слайд 5

Трубокрыл . Трубокрыл , родственник морского конька, похож на морскую траву. Длинный, тонкий и напоминающий простую полую трубу, он плавает очень близко к океанскому дну. Это животное не преследует пищу, предпочитая всасывать крошечные кусочки, которые сами проплывают мимо его рта. К огда наступает пора для размножения, животное «переезжает» в коралловый риф, где медленно меняет окраску чтобы соответствовать новому окружению.

Слайд 6

Креветки Колеман . Эти креветки очень похожи на рыбу-клоуна — яркую неоново-белую с оранжевым, которая имеет привычку время от времени высовываться из зарослей морских анемонов, где обычно скрывается. Но в отличие от рыбы-клоуна, креветки Колеман имеют еще и причудливый плавник, который помогает им найти укрытие получше. Некоторые виды морских ежей имеют яркую раскраску, которая повторяет узор тельца этих креветок. Креветкам достаточно постоянно находиться возле ежей, чтобы спрятаться от опасности.

Слайд 7

Тряпичник. Движение — хорошая подсказка хищникам, является ли существо потенциальной едой или нет. Большинство плавников тряпичника почти полностью прозрачны, поэтому очень трудно обнаружить, когда он движется. Оставшиеся плавники похожи на водоросли, в которых живёт эта рыба, и это помогает ей спрятаться от хищников .

Слайд 8

Морской чёрт. Благодаря сочетанию невероятных уловок с безграничным терпением морской чёрт — это король океана в области маскировки. Прямо из его головы выступает светящаяся приманка. Она висит напротив его рта, обещая стать лёгкой добычей для каждого, кто захочет полакомиться. Поскольку морской чёрт практически невидим благодаря неброской окраске, ему остаётся только поджидать жертву.

Слайд 9

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.

Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова....

Итоговый урок музыки в 4 классе "Симфонический оркестр"

«Своя игра-симфонический оркестр»Итоговый урок музыки в 4 классе IIIчетверть по программеВ.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфонич...

Презентация к итоговому уроку литературы в 5 классе по теме "Литература 19 века"

В ресурсе содержатся различные нестандартные задания ,позволяющие заинтересовать учащихся,провести урок в игровой форме....

Тесты к итоговому уроку обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова по теме "Духовная культура"

Тесты позволяют быстро проверить знания уч-ся, выявить пробелы в знаниях, показать над какими вопросами работать на резервных уроках....

Итоговый урок по геометрии 7 класс. Презентация

Обобщающий урок по геометрии 7 класс....

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...