Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…»

5 класс

Цели  урока:

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

- развивать речь и творческие способности учащихся через инсценирование басен;

- воспитывать доброту, честность, справедливость.

Задачи урока:

- проверить знания учащихся по теме;

- развивать речь, творческие способности, сравнительные и аналитические умения учащихся, умение аргументировать высказывание, иллюстрировать свои суждения примерами;

- формировать личностные качества: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль.

Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.

Оборудование: конверт с посланием; тексты «басни» для конкурса; реквизит для инсценировок (треуголка, кости, желуди, клюв, дубовые листочки, сыр, лисий хвост); грамоты.

Примечание: три ученика, показавшие отличные знания по теме на предыдущих уроках, не участвуют в работе групп, а помогают учителю проводить урок: считают баллы, проверяют ответы команд, раздают реквизит и пр.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление целей урока. (Слайд №1).

Учитель. (Слайд №2). Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас на уроке литературы. 15 февраля этого года исполнилось 240 лет со дня рождения
И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Талант писателя Крылова сродни врачебному таланту. Он точно ставит диагноз обществу и человеку и подсказывает пути искоренения болезни. Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга талантливыми инсценировками талантливых произведений! Работать будем, как вы уже догадались, в группах. А помогут мне провести урок …………………………, показавшие на прошлых занятиях глубокие знания по теме. Итак, начинаем урок!

II. Актуализация знаний. (Слайд №3).

Чтение учащимся стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?».

III. Беседа о творчестве И. А. Крылова.

Учитель. (Слайд №4). И. А. Крылов написал более 200 басен. В них он изображал жизнь, нравы и недостатки своих современников. Более двух веков назад открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Помощники (обращаясь к учителю): Здесь какой-то красочный конверт!

Учитель: Ребята, это необычное письмо. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на наш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких крыловских произведениях в нем идет речь и кто автор сего послания.

(Детям раздается текст, в котором упоминаются названия басен И.А. Крылова. Учащиеся отмечают эти названия, отгадывают отправителя. Помощники учителя проверяют выполнение задания – 5 баллов за правильно названное произведение + 20 баллов за отгадывание отправителя).

Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела  тришкин кафтан. Второй Слон не пришел – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, все добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от  начала и до конца!

Последовательница  Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница,
прима из квартета.

(Ответ:

  1. «Демьянова уха»,
  2. «Обоз»,
  3. «Две бочки»,
  4. «Слон и Моська»,
  5. «Кот и Соловей»,
  6. «Волк и Журавль»,
  7. «Ворона и Курица»,
  8. «Тришкин кафтан»,
  9. «Слон на воеводстве»,
  10. «Мор зверей»,
  11. «Квартет».

Отправитель - Мартышка)

IV. Беседа об истоках басенного жанра и русских баснописцах.

Учитель.

- Как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что такое басня? Давайте дадим определение. (Басня – это краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория (иносказание).

- Что такое мораль? (Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).

 - На предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра?  (Слайд №5).

Древнегреческий баснописец Эзоп, живший в VI веке до н. э., считается создателем жанра басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. Прославился как баснописец и французский поэт Жан де Лафонтен (1621 – 1695).

- (Слайд №6). В России басни также писали Михаил Васильевич Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер.

- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно,
И. А. Крылов. Почему же мы так любим басни Крылова?
(Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. В. Г. Белинский сказал о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).

V. Подготовка к инсценированию басен Крылова.

Учитель дает каждой группе реквизит. Учащиеся должны догадаться, какую басню им предстоит инсценировать. На подготовку инсценировки отводится 5 минут.

Треуголка, кости – «Волк на псарне»;

Желуди, клюв, дубовые листочки – «Свинья под Дубом»;

Сыр, лисий хвост – «Ворона и Лисица».

(Слайд №7) Время вышло! Ждем инсценировок.

VI. Инсценирование басен. (Дети путем аргументированных высказываний определяют лучшую постановку. Баллы распределяются следующим образом: 1 место – 50 баллов, 2 – 45, 3 – 40).

1. (Слайд №8). Инсценирование басни «Волк на псарне».

- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня - общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).

2. (Слайд №9). Инсценирование басни «Свинья под Дубом».

Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.

* Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный, малосведущий человек).

3. (Слайд №10). Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).

-Сравнение басни Крылова с баснями Эзопа и Лафонтена. (Слайды №11, 12).

VII.  ( Слайд №13). Физкультминутка.

Вспоминаем устное народное творчество. (Учитель называет фольклорных героев. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван крестьянский сын, Чудо Юдо, Иван – царевич, Лихо одноглазое, Кощей Бессмертный, Марья – искусница, Кикимора, Змей Горыныч, Маугли. (Реакция на имя последнего героя выявляет невнимательных: Маугли не фольклорный персонаж, а герой произведений Р. Киплинга).

VIII. Объяснение крыловских афоризмов. 

Учитель. Николай Васильевич Гоголь так сказал о баснях Крылова: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. (Слайды №14 - 17).

«А Васька слушает да ест» (Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова).

«А воз и ныне там» (Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось).

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас  в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе).

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его).

IX. Объяснение домашнего задания.

- Дома я вас попрошу попытаться сочинить басню, где главные действующие лица Курица и Воробей (1 группа), Роза и Василек (2 группа), Барабан и Флейта (3 группа).

- Для того чтобы все успешно справились с заданием, давайте повторим основные черты жанра басни (Слайд №18):

  1. Басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим.
  2. Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.
  3. В основе басни - аллегория (иносказание).
  4. Сатирическое изображение.
  5. В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы.
  6. В басне часто используется диалог, просторечная лексика.
  7. Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка.
  8. Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
  9. Олицетворение.

- Составление в качестве образца сюжетной линии одной из басен (например, хитрый и насмешливый Воробей доказывает глупой домашней Курице с подрезанными крыльями, что она тоже птица и может парить в небесах. Курица, поддавшись на уговоры Воробья, взбирается по жердочкам курятника на самое высокое место, прыгает и больно падает о землю. Мораль – нельзя идти на поводу у других, нужно уметь самостоятельно думать).

XI. Подведение итогов урока. (Слайд №19).

Объявление результатов соревнования между тремя командами.

Оценивание актеров.

Вручение грамот за лучшую женскую и мужскую роль.

XII. Заключительное слово учителя. (Слайд №20).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?(Слайд №21).

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Урок окончен, всем - спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева

урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....