Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии

Самбилова Эржена Жаргаловна

Рабочая программа по ОД.07 Биология по специальности " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odb.07_biologiya_.doc498.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО «БКТиС»

_____________ В.В. Сергеев

М.П.

«_____» ______________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

Уровень основной образовательной программы базовый

        Специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Профиль технический

Форма обучения очная

Срок освоения ОПОП 3 года и 10 мес.

Могойто

2015

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ФГОС СПО по специальности/профессии  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденный Министерством образования и науки РФ «11» мая 2010 г.

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК

Естественно-научного цикла

от «05» сентября 2013г., протокол № 1

Председатель ПЦК _________________________________/Б.Ц. Бухатиева/

(подпись)

Экспертиза:

________________________________/________________________________

(подпись)

Согласовано:

Заместитель директора по организации УМР

___________________________________/_______________________________

(подпись)

Разработчик(и):

Преподаватель химии        ________________        Э.Ж. Самбилова

(занимаемая должность)                (подпись)        (инициалы, фамилия)

____________________                ________________        ___________________

(занимаемая должность)                        (подпись)        (инициалы, фамилия)

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы

_______________/Бадлуева Т.А.                                      __ __________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК

_________________________________________________________

Протокол от  __ __________  г.  №  __  

Председатель ПЦК________________

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы

_______________/Бадлуева Т.А.                                      __ __________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК

_________________________________________________________

Протокол от  __ __________  г.  №  __  

Председатель ПЦК________________

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы

_______________/Бадлуева Т.А.                                      __ __________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК

_________________________________________________________

Протокол от  __ __________  г.  №  __  

Председатель ПЦК_______________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.07 БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

         В рамках основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности  190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта программа профессионального модуля может быть использована  при освоении следующих профессий рабочих (должностей служащих), рекомендуемых согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР):

- 11442  Водитель автомобиля (с возможностью присвоения   4-8     разрядов, получая право выполнять в соответствии с Фасетом 02 (кодом выпуска ЕТКС 02), такие виды производств и работ, как: Железнодорожный транспорт и метрополитен, Морской и речной транспорт, Профессии рабочих плавсостава (речной, морской флот и флот рыбной промышленности), локомотивных бригад, Автотранспорт и городской электротранспорт);

- 18511  Слесарь по ремонту автомобилей (с возможностью присвоения   1-6     разрядов, получая право выполнять в соответствии с Фасетом 02 (кодом выпуска ЕТКС 02), такие виды производств и работ, как: Литейные работы, Сварочные работы, Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы, Кузнечнопрессовые и термические работы, Механическая обработка металлов и других материалов, Металлопокрытия и окраска,          Эмалирование, Слесарные и слесарно-сборочные работы).

        

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  Базовая дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен

знать/понимать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

-биологическую терминологию и символику;

уметь:

-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

-описывать особенности видов по морфологическому критерию;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

-оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 часов, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

        самостоятельных работ 39 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

практические занятия

39

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

-подготовка компьютерных презентаций

- подготовка сообщений

- составление таблицы

-анализ материалов СМИ

- решение задач

- обзор информации в глобальной сети Интернет

3

17

4

4

4

7

Итоговая аттестация в форме тестового контроля

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

2

1

 Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса

Практические занятия

1

1

Составление таблицы по теме: «Уровни организации».

Самостоятельная работа.

1

1

Подготовка сообщений по теме «Уровни организации».

Раздел 1.

Учение о клетке

14

Тема 1.1.

Клеточная теория.

Содержание учебного материала

1

1

Определение клетки.

2

2

Краткая история изучения клетки.

3

Положения клеточной теории.

Практические занятия

1

        

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Клеточная теория».

Самостоятельная работа.

1

1

Подготовка сообщений по теме «История открытия клетки».

Тема 1.2.

1.3.

Химическая организация клетки.

Содержание учебного материала

2

1

Органические вещества.

2

2

Неорганические вещества.

Практические занятия

2

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Химическая организация клетки».

2

Составление таблицы по теме «Неорганические и органические вещества».

Самостоятельная работа.

2

Подготовка сообщений по теме «Значение белков, жиров, углеводов».

Тема 1.4.

Тема 1.5.

Строение и функции клетки

Содержание учебного материала

2

1

Прокариотические и эукариотические клетки.

2

2

Цитоплазма и клеточная мембрана.

3

Органоиды клетки.

4

Борьба с вирусными заболеваниями.

Лабораторная работа. 

1

1

Изучение структуры и функций органоидов клетки

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Органоиды клетки».

Самостоятельная работа  

2

1                  

Составление таблицы по теме «Строение и функции клетки»

2

Анализ материалов СМИ  по теме «Строение клетки»

Тема 1.6.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Содержание учебного материала

1

1

Энергетический обмен.

2

2

Пластический обмен.

3

 Фотосинтез.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Обмен веществ».

Самостоятельная работа  

1

1

 Подготовка сообщений по теме «Обмен веществ».

Тема 1.7.

Жизненный цикл клетки. Митоз

Содержание учебного материала

1

1

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

2

2

Митоз.

Практические занятия

1

1

     Выполнение тестовых заданий по теме «Митоз».                                            

Самостоятельная работа  

1

Анализ материалов СМИ  по теме «Жизненный цикл клетки».

Раздел 2.

Организм. Размножение  и индивидуальное развитие организмов

        

8

Тема 2.1.

Многообразие организмов. Формы размножения организмов.

Содержание учебного материала

1

1

Организм единое целое.

2

2

Виды размножения.

Практические занятия

1

1

 Выполнение тестовых заданий по теме «Формы размножения организмов»

Самостоятельная работа

1

Анализ материалов СМИ  по теме «Многообразие организмов».

Тема 2.2.

Мейоз. Оплодотворение.

Содержание учебного материала

1

1

 Фазы мейоза.

2

2

Образование половых клеток и оплодотворение.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Мейоз».

Самостоятельная работа  

1

Подготовка сообщений по теме «Значение мейоза»

       Тема 2.3.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Содержание учебного материала

1

1

Причины нарушений в развитии организма.

2

2

Репродуктивное здоровье.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Мейоз. Оплодотворение».

Самостоятельная работа  

1

1

Подготовка сообщений по теме «Влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».

Тема 2.4.

Онтогенез.

Содержание учебного материала.

1

1

Эмбриональный этап органогенеза.

2

2

Основные стадии эмбрионального развития.

Лабораторная работа.

1

1

Сравнение зародыша человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Самостоятельная работа.

1

1

Анализ материалов СМИ по теме «Индивидуальное развитие организмов»

Раздел 3.

Основы генетики и селекции

16

Тема 3.1.

Основы генетики.

Содержание учебного материала

1

1

Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2

2

Грегори Мендель- основоположник генетики.

3

Генетическая терминология.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Генетическая терминология»

Самостоятельная работа  

1

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Тема 3.2.

Основные закономерности наследования.

Содержание учебного материала

1

1

Первый закон Менделя.

2

2

Моногибридное скрещивание.

3

Неполное доминирование.

Практические занятия

1

1

Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание»

Самостоятельная работа  

1

1

Решение задач и составление схем по теме: «Моногибридное скрещивание»

Тема 3.3.

Основные закономерности наследования.

Содержание учебного материала

1

1

Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание».

2

2

Правило чистоты гамет.

Практические занятия

1

1

Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание», «Второй закон Менделя»

Самостоятельная работа  

1

1

Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание», «Второй закон Менделя»

Тема3.4.

Основные закономерности наследования.

Содержание учебного материала

1

1

Третий закон Менделя.

2

2

Дигибридное скрещивание.

3

Статистический характер законов Менделя.

Лабораторная работа

1

1

Составление простых схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Самостоятельная работа  

1

1

Решение задач по теме: «Третий закон Менделя»

Тема3.5.

Генетика пола.

Содержание учебного материала

1

1

Хромосомная теория наследственности.

2

2

Сцепленное с полом наследование.

3

Взаимодействие генов.

Практические занятия

1

1

Решение задач по теме: «Генетика пола»

Самостоятельная работа  

1

1

Решение задач по теме: «Генетика пола»

Тема3.6.

Комбинативная, модификационная наследственная изменчивость

Содержание учебного материала

1

1

Мутационная изменчивость.

2

2

Комбинативная изменчивость.

3

Модификационная изменчивость.

Практические занятия

1

                

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Закономерности изменчивости»

Самостоятельная работа

1

1

Подготовка сообщений по теме «Комбинативная, модификационная наследственная изменчивость»

Тема3.7.

Лечение и предупреждение наследственных заболеваний.

Содержание учебного материала

1

1

Генетика человека.

2

1

Генетика и медицина.

Практические занятия.

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Генетика человека»

Самостоятельная работа

1

1

Подготовка сообщений по теме «Лечение и предупреждение наследственных заболеваний»

Тема 3.8.

Селекция растений, животных микроорганизмов.

Содержание учебного материала

1

2

1

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений.

2

Учение Вавилова Н. И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

3

Основные методы селекции.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Селекция».

Самостоятельная работа

1

1

Подготовка сообщений по теме «Селекция растений, животных, микроорганизмов»

Раздел 4. Эволюционное учение

16

Тема 4.1.

 История развития эволюционных идей.

Содержание учебного материала

1

1

История развития эволюционных идей.

2

2

Значение работ К. Линнея, Ж.Б.  в развитии эволюционных идей в биологии.

3

Значение работ  Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «История развития эволюционных идей».

Самостоятельная работа

2

1

Подготовка сообщений по теме: «Значение работ К. Линнея,  в развитии эволюционных идей в биологии».

2

Подготовка сообщений по теме: «Значение работ  Ж.Б. Ламарка  в развитии эволюционных идей в биологии.

Тема 4.2.

Эволюционное учение Чарлза Дарвина.

Содержание учебного материала

1

1

Естественный отбор.

2

2

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Практические занятия

1

        

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Естественный отбор».

Самостоятельная работа  

1

1

Подготовка сообщений по теме: «Эволюционное учение Чарлза Дарвина».

Тема 4.3.

Микроэволюция.

Содержание учебного материала

1

1

Концепция вида.

2

2

Механизмы эволюции.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: Микроэволюция.

Самостоятельная работа.

1

1

Составление таблицы по теме «Механизмы эволюции».

Тема 4.4.

Естественный отбор в природных популяциях.

Содержание учебного материала

1

1

Движущий отбор.

2

2

Разрывающий отбор.

3

Стабилизирующий отбор.

Практические занятия

1

 

 

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Естественный отбор в природных популяциях».

Самостоятельная работа

1

1

Подготовка презентаций по теме: «Естественный отбор в природных популяциях».

Тема 4.5.

Приспособленность организмов к условиям существования.

Содержание учебного материала

1

1

Общие адаптации.

2

2

Частные адаптации.

3

Возникновение приспособлений.

Практические занятия

 1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Приспособленность организмов к условиям существованиия.

Самостоятельная работа

1

1

Заполнить таблицу по теме: «Общие и частные адаптации».

Тема 4.6. Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Содержание учебного материала

 1

1

 Доказательства эволюции.

2

  Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития.

2

3

 Причины вымирания видов.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы».

Самостоятельная работа

1

1

Подготовка сообщений по теме «Причины вымирания видов».

Тема 4.7.

Доказательства эволюции

Содержание учебного материала

2

1

Палеонтологические данные.

 2

 

2

Сравнительная анатомия.

3

Данные эмбриологии.

Практические занятия.

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Доказательства эволюции».

Самостоятельная работа.

1

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Доказательства эволюции».

Тема 4.8.

Основные направления эволюционного прогресса

Содержание учебного материала

1

1

Биологический прогресс.

2

2

Биологический регресс.

3

Пути биологического прогресса и регресса.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Основные направления эволюционного прогресса».

Раздел 5

История развития жизни на земле

8

Тема 5.1.

Развитие представлений возникновения жизни на земле.

Содержание учебного материала

1

1

 Гипотезы происхождения жизни.

2

2

 Краткая история развития органического мира.

Практические занятия

1

                

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие представлений возникновения жизни на земле».

Самостоятельная работа

1

2

Подготовка сообщений по теме «Гипотезы происхождения жизни».

Тема 5.2.

Развитие органического мира.

Содержание учебного материала

 1

1

 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

2

 Эры.

Практические работы

 1

1

 Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие органического мира».

Самостоятельная работа

1

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Развитие органического мира».

Тема 5.3.

Эволюция человека

Содержание учебного материала

1

1

 Современные гипотезы о происхождении человека.

2

2

 Рудименты и атавизмы.

Практические работы

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Эволюция человека».

Самостоятельная работа

1

1

Заполнить таблицу по теме: «Рудименты и атавизмы».

Тема 5.4.

 Доказательства родства человека и животных.

Содержание учебного материала

 1

1

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  

2

2

 Единство происхождения человеческих рас.

Практические работы

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Доказательства родства человека и животных».

Самостоятельная работа

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Доказательства родства человека с млекопитающими животными»

Раздел 6

Основы экологии

12

Тема 6.1.

Цели, задачи, объекты исследования экологии как науки.

Содержание учебного материала

1

1

Цели и задачи экологии.

2

2

Объекты исследования.

3

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Практические работы

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой».

Самостоятельная работа.

1

1

Подготовка сообщений по теме «Цели и задачи экологии».

Тема 6.2.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.  

Содержание учебного материала.

1

1

Биосфера – глобальная экосистема.  

2

2

Роль живых организмов в биосфере.

3

Биомасса.

Практические  занятия

1

1

 Выполнение тестовых заданий по теме: «Структура биосферы».

Самостоятельная работа

1

        

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Биосфера – глобальная экосистема».          

Тема 6.3.

Среда обитания. Экологические факторы.

Содержание учебного материала

1

1

Виды среды обитания.

2

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

3

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Практические занятия

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Среда обитания. Экологические факторы».

Самостоятельная работа

1

1

Подготовка презентаций по теме «Последствия деятельности человека в окружающей среде».

Тема 6.4.

Экологические системы.

Содержание учебного материала

1

2

1

Экологические системы Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

2

Видовая и пространственная структура  экосистем.

3

Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

 Практические занятия

1

             

1

 Выполнение тестовых заданий по теме: «Экологические системы».

Самостоятельная работа

 1

1

Подготовка сообщений по теме «Видовая и пространственная структура  экосистем».

Тема 6.5.

Взаимодействие в экосистеме.

Содержание учебного материала

 1

1

 Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

2

Конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практические задания

1

           

1

 Выполнение тестовых заданий по теме: «Взаимодействие в экосистеме».

Самостоятельная работа

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Межвидовые взаимоотношения в экосистеме».

Тема 6.6.

 Круговорот веществ в экосистеме

Содержание учебного материала

 1

1

 Пищевые связи.  

2

2

 Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Практические занятия

 1

           

           

           

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Круговорот веществ в экосистеме».

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Круговорот веществ в экосистеме».

Раздел 7.

Бионика

 

3

Тема 7.1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Содержание учебного материала

1

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

2

2

Особенности морфофизиологической организации живых организмов.

Практические работы

1

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Биология наука о живой природе».

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Подготовка сообщений по теме «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации».

Всего:

117

        

   

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места для обучающихся;

- комплект учебно-методических материалов;

- электронные пособия.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- колонки;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- DVD проигрыватель;

- телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Чебышев Н.В., Гринева  Г.Г., Гузикова Г.С. Биология.  [Текст]/ Чебышев Н.В., Гринева  Г.Г., Гузикова Г.С – М.: ОИЦ «Академия» 2010. – 256 c (Рекомендовано МО РФ).

2. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Биология. [Текст] /Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.- М.:  ОИЦ «Академия» 2010.  – 327c (Рекомендовано МО РФ).

Интернет – ресурсы:

1. elibrary.ru Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] .  – Режим доступа : http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. -  Загл. с экрана.- 30.10.2011

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. -  Загл. с экрана.- 30.10.2011

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://eor.edu.ru, свободный. -  Загл. с экрана. – 31.10.2011

4. Образовательный сайт мультимедийных интерактивных обучающихся программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teachpro.ru, свободный. -  Загл. с экрана. – 31.10.2011

5. Электронная библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/, свободный. -  Загл. с экрана . - 31.10.2011

6. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iqlib.ru, свободный. – Загл. с экрана. - 31.10.2011

7. Профессиональное образование. Столица [Текст]: информационно-педагогическое, научно-методическое издание / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия образования; Академия профессионального образования. – 1997 – 2011. – М.: НИИРПО, 2006 – 2011. – Ежемес.  http://www.e-profobr.ru/ 

8. Среднее профессиональной образование [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель Российская академия образования, Союз директоров ССУЗов России – М.: Среднее профессиональное образование, 2006 – 2011. Ежемес. http://www.mgopu.ru/spo.htm 

9. Инновации в образовании [Текст] / учредитель Современная гуманитарная академия. – [Б.м]: [Б.и], 2006 – 2011. – Ежемес.

http://www.edit.muh.ru/content/mags_innov.htm 

10. Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2006– 2011. – Ежеквар. http://www.krirpo.ru/etc.htm?id=757 

Специалист [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель ООО «Специалист». – 1954 – 2011. – М.: Специалист, 2006 – 2011. – Ежемес. http://www.greenpeace.ru – сайт экологической организации «Greenpeace»

12.  http://www.zavuch.info.ru – дидактические материалы, тесты, контрольные.

13. http://www.researcher.ru  - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».

14. http://www.ecosystema.ru – сайт экологического центра «Экосистема» о проблемах полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников. http://www.teacher-edu.ru – стандарты общеобразовательной школы.

15. http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=199&id=12 – сайт Московского института открытого образования (статьи, разработки уроков, контроль знаний, лекции).

16. http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».

17. http://revolution.allbest.ru/biolog - коллекция рефератов Revolution, каталог рефератов, Глобальная сеть рефератов.

18. http://www.zavuch.info.ru – дидактические материалы, тесты, контрольные.
19.
http://www.pravoteka.ru – правила по технике безопасности при изучении биологии.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Проводить сравнительный анализ

Анализ самостоятельного выполнения практического задания

Проверка выполнения сообщений.

-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Оценка результатов выполнения практических работ.

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Проверка выполнения рефератов

Оценка подготовки компьютерной презентации

Анализ самостоятельного выполнения практического задания

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Анализ самостоятельного выполнения практического задания

-биологическую терминологию и символику.

Проверка выполнения рефератов

уметь:

-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Проводить сравнительный анализ выполненной работы

Оценка подготовки компьютерной презентации.

Оценка результатов выполнения практических работ.

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

Анализ результатов выполненного задания.

 Проверка выполнения рефератов.

-описывать особенности видов по морфологическому критерию;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Анализ проведенной работы.

Оценка проектов.

-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Анализ самостоятельного выполнения практического задания.

Проверка выполнения рефератов.

-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Оценка подготовки компьютерной презентации.

Анализ самостоятельного выполнения практического задания.

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Анализ самостоятельного выполнения практического задания

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Оценка подготовки компьютерной презентации.

 Анализ самостоятельного выполнения практического задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...