Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии
Рабочая программа по ОД.07 Биология по специальности " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odb.07_biologiya_.doc | 498.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «БКТиС»
_____________ В.В. Сергеев
М.П.
«_____» ______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
Уровень основной образовательной программы базовый
Специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Профиль технический
Форма обучения очная
Срок освоения ОПОП 3 года и 10 мес.
Могойто
2015
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС СПО по специальности/профессии 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденный Министерством образования и науки РФ «11» мая 2010 г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК
Естественно-научного цикла
от «05» сентября 2013г., протокол № 1
Председатель ПЦК _________________________________/Б.Ц. Бухатиева/
(подпись)
Экспертиза:
________________________________/________________________________
(подпись)
Согласовано:
Заместитель директора по организации УМР
___________________________________/_______________________________
(подпись)
Разработчик(и):
Преподаватель химии ________________ Э.Ж. Самбилова
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
____________________ ________________ ___________________
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы
_______________/Бадлуева Т.А. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК
_________________________________________________________
Протокол от __ __________ г. № __
Председатель ПЦК________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы
_______________/Бадлуева Т.А. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК
_________________________________________________________
Протокол от __ __________ г. № __
Председатель ПЦК________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы
_______________/Бадлуева Т.А. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК
_________________________________________________________
Протокол от __ __________ г. № __
Председатель ПЦК_______________
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 8 |
| 18 |
| 20 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
В рамках основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта программа профессионального модуля может быть использована при освоении следующих профессий рабочих (должностей служащих), рекомендуемых согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР):
- 11442 Водитель автомобиля (с возможностью присвоения 4-8 разрядов, получая право выполнять в соответствии с Фасетом 02 (кодом выпуска ЕТКС 02), такие виды производств и работ, как: Железнодорожный транспорт и метрополитен, Морской и речной транспорт, Профессии рабочих плавсостава (речной, морской флот и флот рыбной промышленности), локомотивных бригад, Автотранспорт и городской электротранспорт);
- 18511 Слесарь по ремонту автомобилей (с возможностью присвоения 1-6 разрядов, получая право выполнять в соответствии с Фасетом 02 (кодом выпуска ЕТКС 02), такие виды производств и работ, как: Литейные работы, Сварочные работы, Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы, Кузнечнопрессовые и термические работы, Механическая обработка металлов и других материалов, Металлопокрытия и окраска, Эмалирование, Слесарные и слесарно-сборочные работы).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
-описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельных работ 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 39 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: -подготовка компьютерных презентаций - подготовка сообщений - составление таблицы -анализ материалов СМИ - решение задач - обзор информации в глобальной сети Интернет | 3 17 4 4 4 7 |
Итоговая аттестация в форме тестового контроля |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||
1 | Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Составление таблицы по теме: «Уровни организации». | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Уровни организации». | |||||
Раздел 1. Учение о клетке | 14 | |||||
Тема 1.1. Клеточная теория. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Определение клетки. | 2 | ||||
2 | Краткая история изучения клетки. | |||||
3 | Положения клеточной теории. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Клеточная теория». | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «История открытия клетки». | |||||
Тема 1.2. 1.3. Химическая организация клетки. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Органические вещества. | 2 | ||||
2 | Неорганические вещества. | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Химическая организация клетки». | |||||
2 | Составление таблицы по теме «Неорганические и органические вещества». | |||||
Самостоятельная работа. | 2 | |||||
Подготовка сообщений по теме «Значение белков, жиров, углеводов». | ||||||
Тема 1.4. Тема 1.5. Строение и функции клетки | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Прокариотические и эукариотические клетки. | 2 | ||||
2 | Цитоплазма и клеточная мембрана. | |||||
3 | Органоиды клетки. | |||||
4 | Борьба с вирусными заболеваниями. | |||||
Лабораторная работа. | 1 | |||||
1 | Изучение структуры и функций органоидов клетки | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Органоиды клетки». | |||||
Самостоятельная работа | 2 | |||||
1 | Составление таблицы по теме «Строение и функции клетки» | |||||
2 | Анализ материалов СМИ по теме «Строение клетки» | |||||
Тема 1.6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Энергетический обмен. | 2 | ||||
2 | Пластический обмен. | |||||
3 | Фотосинтез. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Обмен веществ». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Обмен веществ». | |||||
Тема 1.7. Жизненный цикл клетки. Митоз | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. | 2 | ||||
2 | Митоз. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Митоз». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
Анализ материалов СМИ по теме «Жизненный цикл клетки». | ||||||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
| 8 | ||||
Тема 2.1. Многообразие организмов. Формы размножения организмов. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Организм единое целое. | 2 | ||||
2 | Виды размножения. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Формы размножения организмов» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
Анализ материалов СМИ по теме «Многообразие организмов». | ||||||
Тема 2.2. Мейоз. Оплодотворение. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Фазы мейоза. | 2 | ||||
2 | Образование половых клеток и оплодотворение. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Мейоз». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
Подготовка сообщений по теме «Значение мейоза» | ||||||
Тема 2.3. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Причины нарушений в развитии организма. | 2 | ||||
2 | Репродуктивное здоровье. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме «Мейоз. Оплодотворение». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека». | |||||
Тема 2.4. Онтогенез. | Содержание учебного материала. | 1 | ||||
1 | Эмбриональный этап органогенеза. | 2 | ||||
2 | Основные стадии эмбрионального развития. | |||||
Лабораторная работа. | 1 | |||||
1 | Сравнение зародыша человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||
1 | Анализ материалов СМИ по теме «Индивидуальное развитие организмов» | |||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции | 16 | |||||
Тема 3.1. Основы генетики. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 2 | ||||
2 | Грегори Мендель- основоположник генетики. | |||||
3 | Генетическая терминология. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Генетическая терминология» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости». | |||||
Тема 3.2. Основные закономерности наследования. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Первый закон Менделя. | 2 | ||||
2 | Моногибридное скрещивание. | |||||
3 | Неполное доминирование. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Решение задач и составление схем по теме: «Моногибридное скрещивание» | |||||
Тема 3.3. Основные закономерности наследования. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание». | 2 | ||||
2 | Правило чистоты гамет. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание», «Второй закон Менделя» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание», «Второй закон Менделя» | |||||
Тема3.4. Основные закономерности наследования. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Третий закон Менделя. | 2 | ||||
2 | Дигибридное скрещивание. | |||||
3 | Статистический характер законов Менделя. | |||||
Лабораторная работа | 1 | |||||
1 | Составление простых схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Решение задач по теме: «Третий закон Менделя» | |||||
Тема3.5. Генетика пола. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Хромосомная теория наследственности. | 2 | ||||
2 | Сцепленное с полом наследование. | |||||
3 | Взаимодействие генов. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Решение задач по теме: «Генетика пола» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Решение задач по теме: «Генетика пола» | |||||
Тема3.6. Комбинативная, модификационная наследственная изменчивость | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Мутационная изменчивость. | 2 | ||||
2 | Комбинативная изменчивость. | |||||
3 | Модификационная изменчивость. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Закономерности изменчивости» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Комбинативная, модификационная наследственная изменчивость» | |||||
Тема3.7. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Генетика человека. | 2 | ||||
1 | Генетика и медицина. | |||||
Практические занятия. | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Генетика человека» | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Лечение и предупреждение наследственных заболеваний» | |||||
Тема 3.8. Селекция растений, животных микроорганизмов. | Содержание учебного материала | |||||
1 | 2 | |||||
1 | Одомашнивание животных и выращивание культурных растений. | |||||
2 | Учение Вавилова Н. И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | |||||
3 | Основные методы селекции. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Селекция». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Селекция растений, животных, микроорганизмов» | |||||
Раздел 4. Эволюционное учение | 16 | |||||
Тема 4.1. История развития эволюционных идей. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | История развития эволюционных идей. | 2 | ||||
2 | Значение работ К. Линнея, Ж.Б. в развитии эволюционных идей в биологии. | |||||
3 | Значение работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «История развития эволюционных идей». | |||||
Самостоятельная работа | 2 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме: «Значение работ К. Линнея, в развитии эволюционных идей в биологии». | |||||
2 | Подготовка сообщений по теме: «Значение работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | |||||
Тема 4.2. Эволюционное учение Чарлза Дарвина. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Естественный отбор. | 2 | ||||
2 | Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Естественный отбор». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме: «Эволюционное учение Чарлза Дарвина». | |||||
Тема 4.3. Микроэволюция. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Концепция вида. | 2 | ||||
2 | Механизмы эволюции. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: Микроэволюция. | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||
1 | Составление таблицы по теме «Механизмы эволюции». | |||||
Тема 4.4. Естественный отбор в природных популяциях. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Движущий отбор. | 2 | ||||
2 | Разрывающий отбор. | |||||
3 | Стабилизирующий отбор. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Естественный отбор в природных популяциях». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка презентаций по теме: «Естественный отбор в природных популяциях». | |||||
Тема 4.5. Приспособленность организмов к условиям существования. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Общие адаптации. | 2 | ||||
2 | Частные адаптации. | |||||
3 | Возникновение приспособлений. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Приспособленность организмов к условиям существованиия. | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Заполнить таблицу по теме: «Общие и частные адаптации». | |||||
Тема 4.6. Макроэволюция. Доказательства эволюции. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Доказательства эволюции. | |||||
2 | Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. | 2 | ||||
3 | Причины вымирания видов. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Причины вымирания видов». | |||||
Тема 4.7. Доказательства эволюции | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Палеонтологические данные. | 2
| ||||
2 | Сравнительная анатомия. | |||||
3 | Данные эмбриологии. | |||||
Практические занятия. | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Доказательства эволюции». | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||
1 | Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Доказательства эволюции». | |||||
Тема 4.8. Основные направления эволюционного прогресса | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Биологический прогресс. | 2 | ||||
2 | Биологический регресс. | |||||
3 | Пути биологического прогресса и регресса. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Основные направления эволюционного прогресса». | |||||
Раздел 5 История развития жизни на земле | 8 | |||||
Тема 5.1. Развитие представлений возникновения жизни на земле. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Гипотезы происхождения жизни. | 2 | ||||
2 | Краткая история развития органического мира. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие представлений возникновения жизни на земле». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
2 | Подготовка сообщений по теме «Гипотезы происхождения жизни». | |||||
Тема 5.2. Развитие органического мира. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 2 | ||||
2 | Эры. | |||||
Практические работы | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие органического мира». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Развитие органического мира». | |||||
Тема 5.3. Эволюция человека | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Современные гипотезы о происхождении человека. | 2 | ||||
2 | Рудименты и атавизмы. | |||||
Практические работы | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Эволюция человека». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Заполнить таблицу по теме: «Рудименты и атавизмы». | |||||
Тема 5.4. Доказательства родства человека и животных. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 2 | ||||
2 | Единство происхождения человеческих рас. | |||||
Практические работы | 1 | |||||
Выполнение тестовых заданий по теме: «Доказательства родства человека и животных». | ||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Доказательства родства человека с млекопитающими животными» | ||||||
Раздел 6 Основы экологии | 12 | |||||
Тема 6.1. Цели, задачи, объекты исследования экологии как науки. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Цели и задачи экологии. | 2 | ||||
2 | Объекты исследования. | |||||
3 | Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | |||||
Практические работы | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой». | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Цели и задачи экологии». | |||||
Тема 6.2. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Содержание учебного материала. | 1 | ||||
1 | Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | ||||
2 | Роль живых организмов в биосфере. | |||||
3 | Биомасса. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Структура биосферы». | |||||
Самостоятельная работа | 1
| |||||
1 | Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Биосфера – глобальная экосистема». | |||||
Тема 6.3. Среда обитания. Экологические факторы. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Виды среды обитания. | 2 | ||||
2 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | |||||
3 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Среда обитания. Экологические факторы». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка презентаций по теме «Последствия деятельности человека в окружающей среде». | |||||
Тема 6.4. Экологические системы. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||
1 | Экологические системы Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. | |||||
2 | Видовая и пространственная структура экосистем. | |||||
3 | Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Экологические системы». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Видовая и пространственная структура экосистем». | |||||
Тема 6.5. Взаимодействие в экосистеме. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. | 2 | ||||
Конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. | ||||||
Практические задания | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Взаимодействие в экосистеме». | |||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Межвидовые взаимоотношения в экосистеме». | ||||||
Тема 6.6. Круговорот веществ в экосистеме | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Пищевые связи. | 2 | ||||
2 | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | |||||
Практические занятия | 1 |
| ||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Круговорот веществ в экосистеме». | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||
1 | Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Круговорот веществ в экосистеме». | |||||
Раздел 7. Бионика |
| 3 | ||||
Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 2 | ||||
2 | Особенности морфофизиологической организации живых организмов. | |||||
Практические работы | 1 | |||||
1 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Биология наука о живой природе». | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||
1 | Подготовка сообщений по теме «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации». | |||||
Всего: | 117 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов;
- электронные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- колонки;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- DVD проигрыватель;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Гузикова Г.С. Биология. [Текст]/ Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Гузикова Г.С – М.: ОИЦ «Академия» 2010. – 256 c (Рекомендовано МО РФ).
2. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Биология. [Текст] /Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.- М.: ОИЦ «Академия» 2010. – 327c (Рекомендовано МО РФ).
Интернет – ресурсы:
1. elibrary.ru Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. - Загл. с экрана.- 30.10.2011
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана.- 30.10.2011
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eor.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана. – 31.10.2011
4. Образовательный сайт мультимедийных интерактивных обучающихся программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teachpro.ru, свободный. - Загл. с экрана. – 31.10.2011
5. Электронная библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/, свободный. - Загл. с экрана . - 31.10.2011
6. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iqlib.ru, свободный. – Загл. с экрана. - 31.10.2011
7. Профессиональное образование. Столица [Текст]: информационно-педагогическое, научно-методическое издание / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия образования; Академия профессионального образования. – 1997 – 2011. – М.: НИИРПО, 2006 – 2011. – Ежемес. http://www.e-profobr.ru/
8. Среднее профессиональной образование [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель Российская академия образования, Союз директоров ССУЗов России – М.: Среднее профессиональное образование, 2006 – 2011. Ежемес. http://www.mgopu.ru/spo.htm
9. Инновации в образовании [Текст] / учредитель Современная гуманитарная академия. – [Б.м]: [Б.и], 2006 – 2011. – Ежемес.
http://www.edit.muh.ru/content/mags_innov.htm
10. Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2006– 2011. – Ежеквар. http://www.krirpo.ru/etc.htm?id=757
Специалист [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель ООО «Специалист». – 1954 – 2011. – М.: Специалист, 2006 – 2011. – Ежемес. http://www.greenpeace.ru – сайт экологической организации «Greenpeace»
12. http://www.zavuch.info.ru – дидактические материалы, тесты, контрольные.
13. http://www.researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».
14. http://www.ecosystema.ru – сайт экологического центра «Экосистема» о проблемах полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников. http://www.teacher-edu.ru – стандарты общеобразовательной школы.
15. http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=199&id=12 – сайт Московского института открытого образования (статьи, разработки уроков, контроль знаний, лекции).
16. http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».
17. http://revolution.allbest.ru/biolog - коллекция рефератов Revolution, каталог рефератов, Глобальная сеть рефератов.
18. http://www.zavuch.info.ru – дидактические материалы, тесты, контрольные.
19. http://www.pravoteka.ru – правила по технике безопасности при изучении биологии.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: -основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | Проводить сравнительный анализ Анализ самостоятельного выполнения практического задания Проверка выполнения сообщений. |
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | Оценка результатов выполнения практических работ. |
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | Проверка выполнения рефератов Оценка подготовки компьютерной презентации Анализ самостоятельного выполнения практического задания |
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | Анализ самостоятельного выполнения практического задания |
-биологическую терминологию и символику. | Проверка выполнения рефератов |
уметь: -объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | Проводить сравнительный анализ выполненной работы Оценка подготовки компьютерной презентации. Оценка результатов выполнения практических работ. |
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); | Анализ результатов выполненного задания. Проверка выполнения рефератов. |
-описывать особенности видов по морфологическому критерию; -выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Анализ проведенной работы. Оценка проектов. |
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | Анализ самостоятельного выполнения практического задания. Проверка выполнения рефератов. |
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | Оценка подготовки компьютерной презентации. Анализ самостоятельного выполнения практического задания. |
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | Анализ самостоятельного выполнения практического задания |
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать. | Оценка подготовки компьютерной презентации. Анализ самостоятельного выполнения практического задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)