Разработка урока по теме "Грибы - паразиты"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Разработка урока по теме "Грибы - паразиты" в 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_parazity.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Разработка
урока по теме «Грибы – паразиты»
Учитель биологии: Ывый-оол Сайзана Николаевна
2019г
Тема: «Грибы – паразиты»
Цель: изучить строение грибов-паразитов.
Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.
Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
Задачи урока:
- познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
- научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.
1. Первое задание – письменная работа. Вставьте пропущенное слово.
1. Грибы питаются ….....(готовыми органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-
.........(хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...(грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба - …....(гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....(симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или
микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма
называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).
- Мукор – это гриб ….. (сапротроф).
- Пеницилл размножается …… (спорами).
- Споры мукора созревают в …… (спорангиях).
- Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).
- Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.
Итог:
- Итак, что мы повторили? (строение, размножение, питание грибов).
Проблемный вопрос:
- На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).
- Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).
- Определите тему урока (тема: грибы-паразиты).
- Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать).
- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).
- Изучение нового материала.
- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала.
Названия грибов-паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред (ущерб) | Меры борьбы |
1.Головня | Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза. | Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его. | Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну (центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина). |
2.Спорынья | Луговые и хлебные злаки. | Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление. | Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая. |
3.Трутовики | Деревья. | Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки. | Усилить питание больного дерева. Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера. |
4.Фитофтора | Листья и клубни картофеля, томата. | Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая. | Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе. |
IV. Закрепление изученного.
- Предлагаю применить ваши знания о грибах:
Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.
Загадка | Ответы | |
Название грибы | Паразит или плесневый | |
1) Весь грибок с пчелиный бок А растет на весу и совсем не в лесу | спорынья | паразит |
2) Конское копыто – к дереву привито | трутовик | Паразит |
3) Пока молод, он седой А постареет – весь почернеет | мукор | плесневый |
4) Выросли на палочке Кисточки-метелочки Кисточки зеленые Лекари хваленые | пеницилл | плесневый |
5) Это что за дело: просо обгорело. И в метелках сажа, И на листьях даже | головня | паразит |
Задание второе: рубрика «верю - не верю»:
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)
4. Мукор – это гриб – паразит (-)
5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)
6. Спорынья – это плесневый гриб (-)
- Подведение итога. Рефлексия.
- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Сегодня я узнал…
Я научился...
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня настроение…
- Каждая группа оцените работу своих членов команды.
VI. Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить.
Раздаточный материал (Головня). Наиболее широко из грибов-паразитов распространены головневые грибы. Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что головня чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены головневым грибом, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Поэтому это заболевание растений и получило название «головня». А вот грибница головни располагается внутри стебля злакового растения. Размножается головня, как и другие грибы, спорами, которые прилипают к зернам злаков в период уборки урожая и сохраняются до посева семян. Заражение растений головней происходит, когда зерно прорастает. Существует способ борьбы с головней – обработка зёрен до посева специальными препаратами, например, раствором формальдегида. Это называется протравливание зерна. При этом если на зернах есть споры, то они погибают. |
Раздаточный материал (Спорынья). Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются склероции спорыньи — рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы — грифов гриба длиной 3 мм. По созревании они опадают на землю, зимуют на почве, а весною прорастают головчатыми образованиями на ножках (стромами), на которых развиваются плодовые тела со спорами. По созревании споры распространяются ветром и заражают новые растения. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. В прошлом, когда не знали о ядовитости рожков, имели место эпидемии «злой корчи» (судорог), приносившие массовые человеческие жертвы. Существуют способы борьбы со спорыньей – очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки, своевременная уборка урожая. |
Раздаточный материал (Трутовик). Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь. |
Раздаточный материал (Фитофтора). Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз - томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"
Методическая разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Разработка урока "Грибы-паразиты"
Грибы-паразиты живут за счет растений, животных, насекомых и даже человека. Больше всего подвержены заражению грибами растения....