МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ ПО РАЗДЕЛУ: «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Зайцева Яна Алексеевна

Методические разработки по разделу: «Клеточное строение организмов» составлены на основании Программы 5-9 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. «Биология» в соответствии  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Методические разработки предназначены для учителей биологии, преподающих в 5-х классах.

Данный раздел является одним из важных разделов  курса биологии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала. Раздел «Клеточное строение организмов» знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают о тканях растительного организма и учатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_po_biologii.docx91.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2  города Волгореченск Костромской области»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ ПО РАЗДЕЛУ: «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ»

 

Разработала:

учитель биологии Зайцева Яна Алексеевна

                Волгореченск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

Календарно-тематическое планирование по разделу: «Клеточное строение организмов»………………………………………………………………………………...5

Урок 1……………………………………………………………………………….6

Урок 2………………………………………………………………………………10

Урок 3………………………………………………………………………………13

Урок 4………………………………………………………………………………17

Урок 5………………………………………………………………………………21

Урок 6………………………………………………………………………………24

Урок 7………………………………………………………………………………28

Урок 8………………………………………………………………………………33

Список литературы………………………………………………………………..39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические разработки по разделу: «Клеточное строение организмов» составлены на основании Программы 5-9 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. «Биология» в соответствии  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Методические разработки предназначены для учителей биологии, преподающих в 5-х классах.

Данный раздел является одним из важных разделов  курса биологии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала. Раздел «Клеточное строение организмов» знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают о тканях растительного организма и учатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами.

Цели обучения:

1) Изучить устройство увеличительных приборов, научить работать с ними.

2) Рассмотреть строение растительной клетки с помощью светового микроскопа, научить готовить микропрепараты.

3) Изучить химический состав клетки, рассмотреть роль неорганических и органических веществ в клетке.

4) Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности в клетке – дыханием,  питанием, делением и ростом; доказать что клетка – живая.

5) Рассмотреть виды и функции растительных тканей.

6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений.

7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу.

Задачи обучения: см. планы уроков.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

-  работать с лупой и микроскопом;

-  готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-  распознавать различные виды тканей;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Технологии обучения: здоровьесберегающие, проблемного и дифференцированного  обучения, информационно-коммуникативные.

Типы уроков:  изучение нового материала;  совершенствование практических умений и навыков; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок.

Виды уроков: объяснение, повторение, лабораторная работа, контрольная работа.

Формы организации учебной  деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (методы демонстраций и иллюстраций);

-  репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение);

- проблемно-поисковые;

- практические (лабораторные работы);

- дедуктивные (от общего к частному);

- индуктивные (от частного к общему).

Календарно-тематическое планирование по разделу: «Клеточное строение организмов»

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Устройство увеличительных приборов.

1

2

Строение клетки.

1

3

Химический состав клетки.

1

4

Жизнедеятельность клетки: дыхание и питание.

1

5

Жизнедеятельность клетки: деление и рост.

1

6

Ткани.

1

7

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».

1

8

Контрольная работа №2 по теме: «Клеточное строение организмов».

1

УРОК 1

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: устройство увеличительных приборов.

3. Цели урока: изучить устройство увеличительных приборов, научиться работать с ними.

4. Задачи:

  • образовательные:

- ввести новые понятия (лупа, микроскоп, увеличение микроскопа);

- начать формировать умение работать со световым микроскопом;

- сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетки → ткани → органы → системы органов);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, просмотр мультимедийной презентации).

  • Развивающие:

- внимание  (просмотр мультимедийной презентации);

- мышление (выполнение заданий с пропусками);

- память (запоминание порядка работы со световым микроскопом);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – урок изучения нового материала;

вид – объяснение;

разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса.

6. Оборудование: ручная и штативная лупа, световые микроскопы.

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, приобретение элементарных навыков работы с приборами;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение работать в парах;
  • личностные: формирование познавательного мотива на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведением простейших исследований.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Устройство увеличительных приборов.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: изучить устройство увеличительных приборов, научиться работать с ними.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Актуализация знаний учащихся.

3 мин.

Признаки  живого организма

- Клеточное строение (искл. вирусы).

- Сходность химического состава клеток.

- Использование солнечной энергии и передача ее по цепи питания.

- Обмен веществ с окружающей средой.

- Раздражимость.

- Рост.

- Развитие.

- Размножение.

Учащиеся вспоминают и перечисляют признаки живого организма.

5) Объяснение темы урока.

18 мин.

Все живые организмы состоят из клеток, которые будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов.

Увеличительные приборы

лупы

микроскопы

Лупы

А) Ручная лупа.

Увеличивает предметы в 2-20 раз. Состоит из ручки, оправы, увеличительного стекла.

Б) Штативная лупа.

Увеличивает предметы в 10-25 раз.

Состоит из окуляра, предметного столика, зеркала, штатива.

Микроскопы

А) Световой микроскоп.

Увеличивает предметы в 56-800 раз. Состоит из окуляра, тубуса, объектива, предметного столика, зеркала, винтов, штатива. Чтобы узнать увеличение микроскопа нужно умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе.

*Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в 16 веке. В 17 веке голландец Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз.

Б) Электронный микроскоп

Увеличивает предметы в 1 млн. и более раз.

Состоит из электронной пушки, электродов, магнитных линз, электромагнитных катушек, экрана.

*Электронный микроскоп, увеличивающий предметы в сотни тысяч раз, был изобретен в 20 веке.

Порядок работы со световым микроскопом.

(учебник стр. 32-33)

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

5. После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Учитель акцентирует внимание учащихся на клеточном строении живых организмов.

Учитель с помощью мультимедийной презентации (см. диск) объясняет тему урока, учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетради.

Учитель демонстрирует увеличительные приборы.

Учащиеся по учебнику изучают порядок работы со световым микроскопом.

6) Физкультминутка

1 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Лабораторная работа.

10 мин.

Лабораторная работа.

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

1. Выполнение работы по инструктивной карточке в учебнике стр. 33.

2. Выполнение задания №22 стр. 18 в рабочей тетради с печатной основой.

Выполнив лабораторную работу «Устройство микроскопа и приемы работы с ним», подпишите основные части микроскопа на рисунке.

Учащиеся в парах под руководством учителя выполняют лабораторную работу.

8) Закрепление знаний и умений.

5 мин.

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.

1. Самый простой увеличительный прибор называется …

2. Штативная лупа увеличивает предметы в …раз.

3. В верхнем конце тубуса находится …, на нижнем конце тубуса помещается …

4. Более совершенный световой микроскоп в 17 веке сконструировал…

5. Число на окуляре – 7, число на объективе – 8, увеличение микроскопа …

Ответы:

1- ручная лупа; 2- в 10-25 раз; 3- окуляр, объектив; 4- Левенгук; 5-56.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание, меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки.

 

9) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

10) Д/З.

2 мин.

§6, вопросы устно, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 17-18 з. 21, 23.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 2

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: строение клетки.

3. Цели урока: изучить строение растительной клетки с помощью светового микроскопа, научиться готовить микропрепараты.

4. Задачи:

  • образовательные:

- ввести новые понятия (оболочка, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, клеточный сок, пластиды, хлоропласты, хлорофилл);

- продолжить формировать умение работать со световым микроскопом;

- начать формировать умение готовить микропрепараты.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетки → ткани → органы → системы органов);

- продолжить воспитание бережного отношения к школьному оборудованию и имуществу.

  • Развивающие:

- внимание  (выполнение лабораторной работы);

- мышление (оформление результатов лабораторной работы);

- память (запоминание порядка работы со световым микроскопом);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – урок совершенствования практических умений и навыков;

вид – лабораторная работа;

разновидность – лабораторная работа с элементами беседы, опроса.

6. Оборудование: световые микроскопы, готовые микропрепараты кожицы лука, предметные и покровные стекла, пипетки, пинцеты, химические стаканы с водой, элодея.

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор, цифровой микроскоп.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, приобретение элементарных навыков работы с приборами;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение работать в парах;
  • личностные: формирование познавательного мотива на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведением простейших исследований.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Строение клетки.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: изучить строение растительной клетки с помощью светового микроскопа, научиться готовить микропрепараты.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Актуализация знаний учащихся.

5 мин.

Устройство светового микроскопа:

- окуляр;

- тубус;

- объективы;

- предметный столик;

- зеркало;

- винты;

- штатив.

Порядок работы со световым микроскопом.

(учебник стр. 32-33)

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

5. После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Учащиеся вспоминают устройство светового микроскопа, порядок работы со световым микроскопом.

5) Объяснение темы урока.

10 мин.

Строение растительной клетки

1. Оболочка  сохраняет целостность клетки, придает ей форму.

2. Мембрана  регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.

3. Цитоплазма – бесцветное вязкое вещество.

4. Ядро  регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.

5. Вакуоли – полости, заполненные клеточным соком, в котором могут содержаться красящие вещества - пигменты.

6. Пластиды могут быть разных цветов: зеленые (хлоропласты), желтые или оранжевые (хромопласты), бесцветные (лейкопласты).

Учитель с помощью мультимедийной презентации (см. диск) объясняет тему урока, учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетради.

6) Физкультминутка

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Лабораторная работа

20 мин.

Лабораторная работа.

Рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. Пластиды в клетках листа элодеи.

1. Рассматривание готовых микропрепаратов кожицы чешуи лука.

2. Изображение клеток кожицы лука (з. 25 стр. 19 в рабочей тетради с печатной основой).

3. Приготовление препарата клеток листа элодеи по инструктивной карточке в учебнике стр. 37-38.

4. Изображение клеток листа элодеи (з. 26 стр. 20 в рабочей тетради с печатной основой).

5. Вывод по результатам лабораторной работы.

Учитель с помощью цифрового микроскопа выводит увеличенные изображение кожицы чешуи лука и клеток листа элодеи на экран.

Учащиеся в парах под руководством учителя выполняют лабораторную работу.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

9) Д/З.

2 мин.

§7, вопросы устно, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 20-21 з. 27, 28.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 3

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: химический состав клетки.

3. Цели урока: изучить химический состав клетки, рассмотреть роль неорганических и органических веществ в клетке.

4. Задачи:

  • образовательные:

- ввести новые понятия (неорганические и органические вещества);

- рассмотреть функции неорганических и органических веществ в клетке.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (сходство химического состава клеток живых организмов → доказательство единства живой природы);

- ввести в урок  элементы  эстетического воспитания (просмотр мультимедийной презентации).

  • Развивающие:

- внимание  (просмотр мультимедийной презентации);

- мышление (выполнение заданий на соотнесение);

- память (запоминание новых терминов);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – комбинированный;

вид – объяснение;

разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса.

6. Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Химический состав клетки».

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свое мнение;
  • личностные: формирование научного мировоззрения на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Химический состав клетки.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: изучить химический состав клетки, рассмотреть роль неорганических и органических веществ в клетке.

 

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка Д/З.

4.1 Опрос.

4.2 Работа по карточкам.

5 мин.

Опрос по §7:

- Какие функции выполняет оболочка?

- Как называется бесцветное вязкое вещество клетки?

- Какие функции выполняет ядро клетки?

- Где находится клеточный сок и что в нем содержится?

- Какого цвета могут быть пластиды?

Работа по карточкам

Карточка №1

 Перечислите составные части штативной лупы. Какое увеличение она дает?

Карточка №2

Перечислите составные части светового микроскопа. Как рассчитать увеличение микроскопа?

Учитель проводит опрос, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Во время опроса двое учащихся работают по карточкам на оценку.

5) Объяснение темы урока.

20 мин.

Химический состав клетки

Химические элементы

98%            2%

(С,Н,О,N)  (K,Na,Ca,Cl,Mg,Fe,P,S)

            Вещества

Неорганические       Органические

Вода  Минеральные  Углеводы

                  соли                    Белки

                                      Жиры      НК

Название вещества, содержание в клетке, %

Выполняемые функции

1) Вода

(40-95%)

-придает клетке упругость;

- определяет форму клетки;

- участвует в обмене веществ.

2) Мине-

ральные

соли

(1-1,5%)

- синтез органических молекул;

- участие в процессах жизнедеятельности клетки.

3) Углеводы

(0,2-2,0%)

- энергетическая;

- придание прочности оболочке клетки;

- запасающая.

4) Белки

(10-20%)

- строительная;

- регулятивная;

- запасающая.

5) Жиры

(1-5%)

- энергетическая;

- запасающая.

6) НК

(1-2%)

сохранение и передача наследственной информации.

Учитель с помощью мультимедийной презентации (см. диск) и таблицы объясняет тему урока, учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетради.

6) Физкультминутка.

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Закрепление знаний и умений.

10 мин.

Установите соответствие:

1) Неорганические вещества.

А) Вода.

2) Органические вещества.

Б) Белки.

В) Жиры.

Г) Нуклеиновые кислоты.

Д) Минеральные

соли.

Е) Углеводы.

Ответы:

1-А, Д; 2-Б, В, Г, Е.

Установите соответствие:

Вещества

Функции

1) Углеводы.

А) Придание упругости и формы клетке.

2) Минеральные соли.

Б) Сохранение и передача наследственной информации.

3) Вода.

В) Синтез органических веществ.

4) Нуклеиновые кислоты.

Г) Энергетическая.

Ответы:

1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на нахождение соответствия, меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

9) Д/З.

2 мин.

§8, вопросы устно, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 21 з. 29.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 4

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: жизнедеятельность клетки: дыхание и питание.

3. Цели урока: познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности в клетке – дыханием и питанием, доказать что клетка – живая.

4. Задачи:

  • образовательные:

- провести проверочную работу по теме: «Химический состав клетки» по вариантам;

- ввести новые понятия (движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество);

- рассмотреть процессы жизнедеятельности клетки – дыхание и питание.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетка – живая частица, так как обладает всеми признаками живого организма);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (просмотр видео ролика).

  • Развивающие:

- внимание  (просмотр видео ролика);

- мышление (выполнение заданий проверочной работы);

- память (запоминание новых терминов);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – комбинированный;

вид – объяснение;

разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, самостоятельной работы учащихся.

6. Оборудование: распечатанные задания проверочной работы.

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, умение давать описание процессов и явлений; умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение высказывать свое мнение;
  • личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Жизнедеятельность клетки: дыхание и питание.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: изучить процессы жизнедеятельности клетки – дыхание и питание.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка знаний учащихся.

10 мин.

Проверочная работа по теме: «Химический состав клетки»

Вставьте пропущенные слова и словосочетания в предложения.

1 вариант

  1. Около 98% от массы клетки приходится на четыре элемента: углерод, водород, … и …
  2. Вода и минеральные соли – это … вещества клетки.
  3. При расщеплении углеводов выделяется …, необходимая для жизнедеятельности клетки.
  4. Нуклеиновые кислоты сохраняют и передают … потомкам.
  5. … входят в состав клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности клетки.

2 вариант

  1. К органическим веществам относятся: углеводы, белки, … и …
  2. В клетке запасаются крахмал и сахара, которые относятся к …
  3. … придает клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ.
  4. Минеральные соли используются для синтеза …
  5. Жиры откладываются в клетках, следовательно, выполняют … функцию.

Ответы

1 вариант

1. Кислород и азот.

2. Неорганические вещества.

3. Энергия.

4. Наследственная информация.

5. Белки.

2 вариант

1. Жиры и нуклеиновые кислоты.

2. Углеводы.

3. Вода.

4. Органических веществ.

5. Запасающая.

Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.

После написания проверочной работы, учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске.

5) Объяснение темы урока.

20 мин.

Все живые организмы состоят из клеток.

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются.

Дыхание клетки

Клетка потребляет кислород и выделяет углекислый газ. В процессе дыхания выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма.

Питание клетки

Клетка поглощает вещества (воду, углекислый газ и минеральные соли) из внешней среды и превращает их в вещества своего тела.

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки не изолирована от цитоплазмы других клеток, расположенных рядом.

Между оболочками соседних клеток находится межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются (варка клубней картофеля). В тех участках, где межклеточное вещество разрушается, возникают межклетники, заполненные воздухом.

Учитель

показывает учащимся видео ролик «Жизнедеятельность клетки – дыхание и питание» (см. диск), задает вопросы после просмотра.

Учитель излагает новый материал,

 учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетради.

6) Физкультминутка.

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Закрепление знаний и умений.

5 мин.

Задание: найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

1. Цитоплазма одной живой клетки изолирована от цитоплазмы других клеток, расположенных рядом.

2. Под оболочкой клетки находится межклеточное вещество.

3. Скорость движения цитоплазмы выше в старых клетках.

4. Оболочки клеток могут округляться и местами отходить друг от друга. В этих участках возникают межклетники, заполненные клеточным соком.

Ответы

1 . Цитоплазма одной живой клетки не изолирована от цитоплазмы других клеток, расположенных рядом.

2. Между оболочками соседних  клеток находится межклеточное вещество.

3. Скорость движения цитоплазмы выше в молодых клетках.

4. Оболочки клеток могут округляться и местами отходить друг от друга. В этих участках возникают межклетники, заполненные воздухом.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание, сверяют свои ответы с ответами на доске.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

9) Д/З.

2 мин.

§9 стр. 42-44, вопросы 1-5 устно.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 5

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: жизнедеятельность клетки: деление и рост.

3. Цели урока: познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности  клетки – делением и ростом, доказать что клетка – живая.

4. Задачи:

  • образовательные:

- ввести новые понятия (деление клетки, хромосомы, рост клетки);

- рассмотреть процессы жизнедеятельности клетки – деление и  рост.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетка – живая частица, так как обладает всеми признаками живого организма);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (просмотр видео ролика).

  • Развивающие:

- внимание  (просмотр видео ролика);

- мышление (выполнение заданий в рабочей тетради);

- память (запоминание новых терминов);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – комбинированный;

вид – объяснение;

разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, самостоятельной работы учащихся.

6. Оборудование: таблица «Деление растительной клетки».

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, умение давать описание процессов и явлений; умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение высказывать свое мнение;
  • личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Жизнедеятельность клетки: деление и рост.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: изучить процессы жизнедеятельности клетки – деление и рост.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка Д/З

4.1. Опрос.

4.2. Работа по карточкам.

5 мин.

Опрос по § 9:

- Какое значение имеет движение цитоплазмы в клетках?

- В каких клетках скорость движения цитоплазмы выше, в молодых или старых?

- Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

- Что такое межклетники?

Работа по карточкам

Карточка №1

Дать ответ на вопрос: как дышит клетка?

Карточка №2

Дать ответ на вопрос: как клетка питается?

Учитель проводит опрос, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Во время опроса двое учащихся работают по карточкам на оценку.

5) Объяснение  темы урока.

20 мин.

Деление клетки

Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается.

Этапы деления

1. Ядро увеличивается в размере, в нем становятся хорошо заметны хромосомы- тельца цилиндрической формы, которые передают наследственные признаки от клетки к клетке.

2. Копирование (самоудвоение) хромосом.

3. Расхождение хромосом к разным полюсам клетки.

4. Деление цитоплазмы, органоидов и оболочки клетки.

5.Образование двух новых клеток.

В ядрах дочерних клеток столько же хромосом, сколько было в материнской клетке.

Рост клетки

Рост – увеличение объема, массы и размера клетки. Рост клетки происходит за счет увеличения вакуоли.

Молодые клетки содержат много мелких вакуолей, в старых клетках обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма и ядро прилегают к оболочке. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Учитель

показывает учащимся видео ролик «Жизнедеятельность клетки – деление и рост» (см. диск), задает вопросы после просмотра.

Учитель излагает новый материал,

 учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетради.

6) Физкультминутка.

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Закрепление знаний и умений.

10 мин.

Задание 31 стр. 23 в рабочей тетради с печатной основой:

Изучив текст параграфа, заполните схему «Процессы жизнедеятельности клетки».

Движение цитоплазмы  способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха.

Дыхание – поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

Питание – поглощение клеткой веществ из внешней среды и превращение их в вещества своего тела.

Размножение – образование двух дочерних клеток из одной материнской.

Рост – увеличение объема, массы и размера клетки.

Задание 32 стр. 23 в рабочей тетради с печатной основой:

Рассмотрите схему деления растительной клетки. Цифрами укажите последовательность стадий деления клетки.

Ответы

143526

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради, учитель наблюдает за процессом. В конце урока учитель собирает рабочие тетради для проверки.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

9) Д/З.

2 мин.

§9 вопросы 6-10 устно, з. 33, 34, 35 стр. 24 в рабочей тетради с печатной основой.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 6

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: ткани.

3. Цели урока: познакомиться с понятием «ткань», рассмотреть виды тканей, изучить функции тканей.

4. Задачи:

  • образовательные:

- ввести новые понятия (ткань, виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные, образовательные);

- рассмотреть функции тканей.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетки → ткани → органы → системы органов);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (просмотр мультимедийной презентации).

  • Развивающие:

- внимание  (просмотр мультимедийной презентации );

- мышление (выполнение заданий в рабочей тетради);

- память (запоминание новых терминов);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – комбинированный;

вид – объяснение;

разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, самостоятельной работы учащихся.

6. Оборудование: таблица «Виды растительных тканей», готовые микропрепараты растительных тканей.

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор, цифровой микроскоп.

8. УУД:

  • познавательные:  умение давать определения понятий, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение высказывать свое мнение;
  • личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Ткани.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: познакомиться с понятием «ткань», изучить виды тканей и функции, которые они выполняют.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка Д/З

5 мин.

Опрос по § 9:

- Что такое хромосомы и какую функцию они выполняют?

- Как происходит деление клеток?

- Что такое рост клетки?

- За счет чего происходит рост клетки?

- Чем отличается молодая клетка от старой?

Учитель проводит опрос, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

5) Объяснение  темы урока.

20 мин.

Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции.

Виды тканей

- покровная;

- механическая;

- проводящая;

- основная;

- образовательная.

Задание 38 стр. 25 в рабочей тетради с печатной основой.

Название ткани, выполняемая функция

Особенности строения клеток

Покровная,

функция – защитная.

Образована живыми или мертвыми клетками с утолщенными оболочками.

Живые клетки – кожица; мертвые клетки – пробка.

Механическая, функция – опорная.

Образована клетками с утолщенными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают.

Проводящая, функция – передвижение питательных веществ.

Образована живыми или мертвыми клетками, имеющими вид трубок.

Сосуды – мертвые полые клетки.

Ситовидные трубки – безъядерные живые клетки.

Основная, функция – синтез и запасание различных веществ.

Состоит из живых клеток, имеющих крупные вакуоли. Клетки располагаются рыхло.

Образовательная

функция – деление клеток, образование тканей, рост растения.

Клетки имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и крупное ядро.

Учитель с помощью мультимедийной презентации (см. диск) и цифрового микроскопа объясняет тему урока, учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетради.

Учащиеся под руководством учителя выполняют задание в рабочей тетради с печатной основой.

6) Физкультминутка.

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Закрепление знаний и умений.

10 мин.

Установите соответствие:

Вид ткани

Выполняемая функция

1) Покровная

А) Опорная

2) Механическая

Б) Передвижение питательных веществ

3) Проводящая

В) Рост растения

4) Основная

Г) Защитная

5) Образователь-

ная

Д) Синтез и запасание веществ

Ответы

1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных:

К растительным тканям, в состав которых входят только живые клетки, относятся:

1) покровные;

2) механические;

3) основные;

4) запасающие;

5) образовательные;

6) проводящие.

Ответы

345

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенные задания, меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

9) Д/З.

2 мин.

§10 вопросы  устно, з. 36, 37 стр. 25 в рабочей тетради с печатной основой.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 7

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».

3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Клеточное строение организмов»; подготовить к написанию контрольной работы.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить изученные понятия (клетка, лупа, микроскоп, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, неорганические и органические вещества, межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы, ткани, виды тканей);

- выполнить тренировочные тестовые задания.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетки → ткани → органы → системы органов; сходство химического состава клеток живых организмов → доказательство единства живой природы; клетка – живая частица, так как обладает всеми признаками живого организма);

  • Развивающие:

- внимание  (выполнение заданий на нахождение ошибок в предложениях);

- мышление (выполнение тренировочных тестовых заданий);

- память (запоминание изученных терминов);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – повторительно-обобщающий урок;

вид – повторение;

разновидность – повторение с элементами опроса, беседы, самостоятельной работы учащихся.

6. Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Химический состав клетки», «Деление растительной клетки», «Виды растительных тканей».

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, умение выполнять задания различного уровня сложности, умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение высказывать свое мнение;
  • личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Клеточное строение организмов», подготовиться к контрольной работе.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка Д/З.

10 мин.

Опрос по § 10:

- Что такое ткань?

- Какие виды тканей известны у растений?

- Перечислить особенности покровной ткани, какие функции она выполняет?

- Строение и функции механической ткани?

- Какое строение имеют клетки проводящей ткани?

- Какие функции выполняют основная и образовательная ткани?

- Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Учитель проводит опрос, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

5) Решение тестовых заданий.

15 мин.

Тренировочные задания в рабочей тетради с печатной основой стр. 27

Задания части А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Хлоропласты имеют окраску:

1) жёлтую;

2) зелёную;

3) красную;

4) бесцветную.

А2. Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микроскопом, соответствует:

1) сумме увеличений объектива и окуляра;

2) увеличению, которое обеспечивается окуляром;

3) произведению увеличений объектива и окуляра;

4) увеличению, которое обеспечивается объективом.

А3. В растительной клетке пластиды находятся:

1) в ядре;

2) в цитоплазме;

3) в клеточном соке;

4) в вакуолях.

А4. В растительной клетке вакуоли находятся:

1) в ядре;

2) в цитоплазме;

3) в клеточном соке;

4) в пластидах.

А5. В растительной клетке хромосомы находятся:

1) в ядре;

2) в цитоплазме;

3) в клеточном соке;

4) в вакуолях.

А6. Хромосомы

1) переносят питательные вещества в клетке;

2) накапливают питательные вещества;

3) образуют органические вещества;

4) передают наследственные признаки.

А7. Ткань – это

1) группа клеток, расположенных рядом в теле растений;

2) совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции.

3) все клетки, образующие данный орган растения;

4) вещество, выделяемое клетками для защиты растения.

Задания части В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Пластиды могут быть:

1) синими;

2) белыми;

3) чёрными;

4) зелёными;

5) бесцветными;

6) красными, жёлтыми или оранжевыми.

В2. К растительным тканям, в состав которых входят только живые клетки, относятся:

1) основные;

2) покровные;

3) запасающие;

 4) проводящие;

5) механические;

6) образовательные.

В3. Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при её делении.

А) удвоение хромосом;

Б) деление клетки на две дочерние;

В) ядерная оболочка разрушается,

хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки;

Г) хромосомы расходятся к полюсам клетки;

Д) оформляются два ядра.

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

2

3

2

2

1

4

2

В1.

456

В2.

136

В3.

авгдб

Учащиеся под руководством учителя выполняют тренировочные задания в рабочей тетради с печатной основой.

6) Физкультминутка.

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз, с плечевого пояса и рук.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Выполнение заданий повышенного уровня сложности.  

10 мин.

Задание: найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

1. В старых клетках есть крупные вакуоли, заполненные пластидами.

2. В клетках кожицы чешуи лука есть зелёные пластиды – хлоропласты.

3. Белки – неорганические вещества, которые входят в состав клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности клетки.

4. Старые клетки с крупными вакуолями способны делиться.

5. Главная функция основных тканей – защитная.

Ответы

1. В старых клетках есть крупные вакуоли, заполненные клеточным соком.

2. В клетках кожицы чешуи лука есть бесцветные пластиды – лейкопласты.

3. Белки – органические вещества, которые входят в состав клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности клетки.

4. Старые клетки с крупными вакуолями  не способны делиться.

5. Главная функция основных тканей – синтез и запасание веществ.

Задание выводится на экран интерактивной доски.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание, меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Один из учащихся делает вывод.

9) Д/З.

2 мин.

§6-10 повторить, подготовиться к к/р.

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

УРОК 8

1. Тема программы: клеточное строение организмов.

2. Тема урока: контрольная работа №2 по теме: «Клеточное строение организмов».

3. Цели урока: осуществить контроль знаний учащихся по теме: «Клеточное строение организмов».

4. Задачи:

  • образовательные:

- проверить знания учащихся по данной теме;

- проанализировать результаты контрольной работы и сделать вывод о степени обученности школьников.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (клетки → ткани → органы → системы органов; сходство химического состава клеток живых организмов → доказательство единства живой природы; клетка – живая частица, так как обладает всеми признаками живого организма);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление контрольной работы на доске и в тетрадях).

  • Развивающие:

- внимание  (решение тестовых заданий);

- мышление (выполнение заданий на соотнесение и заданий высокого уровня сложности);

- память (запоминание изученных терминов).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – урок контроля знаний;

вид – контрольная работа;

разновидность – контрольная работа с элементами беседы, объяснения.

6. Оборудование: распечатки заданий контрольной работы, тетради для контрольных работ.

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. УУД:

  • познавательные: умение давать определения понятий, умение выполнять задания различного уровня сложности, умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы;
  • регулятивные: умение организовывать выполнение заданий контрольной работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • коммуникативные: умение работать индивидуально, не отвлекая других;
  • личностные: умение применять полученные знания для решения заданий контрольной работы.

9. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих. Раздать тетради для контрольных работ.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Контрольная работа №2 по теме: «Клеточное строение организмов»

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: осуществить контроль знаний по теме: «Клеточное строение организмов».

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Пояснение контрольной работы

5 мин.

Структура контрольной работы

Часть 1 содержит 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 включает: 2 задания на выбор трех правильных ответов из шести предложенных, 1 задание на нахождение соответствия.

Часть 3 содержит 1 задание - вопрос, требующий развернутого ответа.

Оценивание

За каждое правильно выполненное задание части 1 дается 1 балл (всего: 10 баллов).

За задания части 2 – по 2 балла (всего 6 баллов).

За задание части 3 – 3 балла.

Итого: 19 баллов.

Оценка «2» - менее 8 баллов.

Оценка «3» - от 8-12 баллов.

Оценка «4» - от 13-17 баллов.

Оценка «5» - от 18 баллов.

Оформление контрольной работы

Контрольная работа №2

Клеточное строение организмов

Вариант №

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть 2

11.

12.

13.

А

Б

В

Г

Часть 3

14.

Учитель обращает внимание учащихся на структуру контрольной работы, оформление и оценивание.

5) Выполнение контрольной работы.

35 мин.

Текст контрольной работы №2 см. в приложении.

Учащиеся выполняют контрольную работу, учитель наблюдает за процессом.

6) Окончание контрольной работы.

1 мин.

Учитель собирает тетради и распечатки с заданиями контрольной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольная работа по биологии №2

Клеточное строение организмов

1 вариант

Часть 1

Часть 2 и 3

1. Самый простой увеличительный прибор:

а) световой микроскоп; б) штативная лупа;

в) ручная лупа; г) электронный микроскоп.

2. Не имеют клеточного строения:

а) вирусы; б) бактерии и грибы;

в) растения; г) животные.

3. Бесцветные пластиды растительной клетки называются:

а) хлоропласты; б) хромопласты; в) лейкопласты.

4. Вакуоли растительной клетки содержат:

а) пластиды; б) клеточный сок; в) хромосомы; г) ядрышко.

5. Неорганические вещества клетки:

а) углеводы и жиры; б) углеводы, белки и жиры;

в) вода и минеральные соли; г) нуклеиновые кислоты и углеводы.

6. Функция нуклеиновых кислот:

а) защитная; б) сохранение и передача наследственной информации;

в) энергетическая; г) запасающая.

7. Делению клетки предшествует:

а) оформление 2-ух ядер; б) расхождение хромосом к полюсам клетки;

в) образование 2-ух дочерних клеток; г) увеличение ядра, удвоение хромосом.

8. К растительным тканям, в образовании которых участвуют только живые клетки:

а) покровные; б) механические; в) основные; г) проводящие.

9. Защитную функцию выполняют ткани:

а) покровные; б) механические; в) проводящие; г) образовательные.

10. К проводящим тканям относится:

а) кожица; б) пробка; в) волокна; г) ситовидные трубки.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. В ядре растительной клетки находятся:

а) ядерный сок;

б) пластиды;

в) хромосомы;

г) вакуоли;

д) ядрышко;

е) цитоплазма.

12. Составные части светового микроскопа:

а) ручка;

б) объектив;

в) зеркало;

г) оправа;

д) предметный столик;

е) пинцет.

13. Соотнесите:

Вещества клетки

Выполняемая функция

а) вода;

б) углеводы;

в) минеральные соли;

г) нуклеиновые кислоты.

1) сохранение и передача наследственной информации;

2) синтез органических веществ;

3) придание упругости и формы клетки;

4) энергетическая функция.

14. Какое значение для растений имеет движение цитоплазмы в клетках?

Контрольная работа по биологии №2

Клеточное строение организмов

2 вариант

Часть 1

Часть 2 и 3

1. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого является:

а) атом; б) молекула; в) клетка; г) биосфера.

2. Рассмотреть клеточное строение живых организмов позволяет:

а) телескоп; б) подзорная труба; в) микроскоп; г) бинокль.

3. Хромопласты имеют окраску:

а) зеленую; б) синюю; в) белую; г) оранжевую.

4. В растительной клетке ядро находится в:

а) вакуолях; б) цитоплазме; в) клеточном соке; г) пластидах.

5. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:

а) белки и минеральные соли; б) жиры и углеводы;

в) углеводы и нуклеиновые кислоты; г) вода и углеводы.

6. Хлоропласты:

а) переносят питательные вещества к клетке;

б) передают наследственные признаки;

в) участвуют в процессе фотосинтеза;

г) выводят вещества из клетки.

7. Деление клетки заканчивается процессом:

а) образования 2-ух дочерних клеток; б) удвоения хромосом;

в) расхождения хромосом к полюсам клетки; г) разрушения ядерной оболочки.

8. Мертвыми элементами проводящей ткани растений являются:

а) сосуды; б) ситовидные трубки; в) кожица.

9. Ткань, клетки которой делятся и образуют другие ткани:

а) покровная; б) механическая; в) проводящая; г) образовательная.

10. К механическим тканям относится:

а) кожица; б) пробка; в) волокна; г) ситовидные трубки.

   

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. В цитоплазме растительной клетки находятся:

а) ядро;

б) пластиды;

в) хромосомы;

г) вакуоли;

д) ядрышко;

е) ядерный сок.

12. Составные части штативной лупы:

а) штатив;

б) объектив;

в) предметный столик;

г) тубус;

д) окуляр;

е) покровное стекло.

13. Соотнесите:

Название процесса

Сущность процесса

а) питание;

б) дыхание;

в) рост;

г) размножение.

1) увеличение размеров  и массы клетки;

2) поступление питательных веществ в клетку;

3) поглощение кислорода, выделение углекислого газа;

4) образование из 1-ой материнской клетки 2-ух дочерних.

14. Почему ядро называют самым важным органоидом клетки?

Ответы

1 вариант

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

в

б

в

б

г

в

а

г

Часть 2

11. авд

12. бвд

13.

А

Б

В

Г

3

4

2

1

 Часть 3

14. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

2 вариант

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

в

г

б

б

в

а

а

г

в

Часть 2

11. абг

12. авд

13.

А

Б

В

Г

2

3

1

4

Часть 3

14. Ядро регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.

Список литературы

  1. Рабочая программа по биологии. 5 класс /Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2015. – 32 с.
  2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. – 141 с.
  3.  Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016. – 91 с.
  4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016. – 60 с.
  5. Пасечник В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016. – 92 с.
  6. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Интеллектуальные игры для школьников. Биология. – Ростов: Феникс, 2015. – 222 с.

Интернет источники:        

http://infourok.ru

http://kopilkaurokov.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.numi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»

Цель урока: обобщение знаний  о строении и жизнедеятельности корней....

тест по биологии по теме "Клеточное строение организмов"

удобный дедактический материал для проверки знаний у учащихся...

Урок-обобщение по биологии в 5 классе (ФГОС) по теме: "Подведение итогов. Клеточное строение организмов".

Данная разработка урока- обобщение по теме «Подведение итогов. Клеточное строение  организмов»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. У...

Тестовое задание по теме "Клеточное строение организмов" отслеживание формирования предметных УУД к учебнику В.В. Пасечника 5 класс биология

Тестовое задание позволяет проверить сформированность некоторых предметных УУД по теме "Клеточное строение организмов"...

Презентация к уроку биологии по теме "Клеточное строение организма"

Презентация по биологии для 8 класса по теме "Клеточное строение организма"...

Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...