2. Мотивационно- целевой этап. | Задание: послушайте рассказ и ответьте на вопросы: о чем этот рассказ? В чем его смысл? Однажды философ Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ пришел в восторг от красоты местности. Он восхищался пейзажем как человек, впервые его увидевший, как чужестранец, которому проводник показывает нечто новое, никогда прежде не виданное. Федр был поражен. «Что же ты не выходишь даже за городскую стену?» — спросил он философа. «Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе», — ответил Сократ. - Вспомните, что вам известно о происхождении человека. - Почему человек выделился из мира животных? Что этому способствовало? | Слушают рассказ, анализируют его, отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают свою точку зрения.
| Личностные: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала;
Метапредметные: умение формулировать и высказывать собственную точку зрения. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Отличия человека от других живых существ Американские антропологи в одном из зоопарков обучали орангутангов языку жестов. Орангутанг по имени Чаптек усвоил, что за уборку своего помещения он получает монеты, которые может потратить на лакомства (в качестве денег использовались пластмассовые фишки). Чаптек решил увеличить денежные запасы, разломав каждую фишку пополам. Затем деньгами стали жетоны. Чаптек стал находить кусочки фольги и пытался подделать «деньги». — Является ли этот пример показателем наличия сознания у животных? Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что человек — существо общественное (социальное), а другие считают, что человек, прежде всего, — существо биологическое. — Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 1 учебника, подберите аргументы в защиту той или иной позиции и заполните сравнительную таблицу (Проверка выполнения задания.)
Социальное и биологическое в человеке Человек — существо биологическое | Человек — существо социальное | 1. Человек — часть природы. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в его организме. 2. Все необходимое для своего существования люди берут у природы. 3. Человек имеет многие биологические потребности (дышать, питаться, спать), он нуждается в определенной тепловой среде и т. д. 4. У каждого человека (как и у каждого животного) есть инстинкт самосохранения | 1. В общении между людьми происходит формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и т. д. Научиться мыслить и разговаривать человек может только в обществе себе подобных. 2. Ребенок — самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. Он не может выжить без помощи семьи (общества). 3. Только в семье, в обществе ребенку дают знания об окружающем мире, формируют умение трудиться |
Вывод. Человек — существо биосоциальное.
Отличия человека от животного: 1) человек преобразует и изменяет окружающую среду, а животное может только приспосабливаться к природным условиям; 2) человек, преобразовывая окружающую среду, сообразуется с определенными общественными потребностями, а животные ориентируются только на удовлетворение своих физиологических потребностей; 3) человеческие потребности все время растут и меняются, а потребности животных практически неизменны; 4) человек относится к своей жизнедеятельности сознательно, он способен к активной творческой деятельности, а поведение животных подчиняется лишь инстинктам; 5) человек создает продукты материальной и духовной культуры, он способен производить орудия труда и использовать их, а животные ничего нового не создают и не производят; 6) человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия, он обладает сложноорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью, а животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних условиях. 2. Мышление и речь Люди наделены способностями к размышлению о вещах, весьма далеких от их непосредственных физиологических потребностей. Именно благодаря способности к мышлению люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далекие планеты, написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезнями, холодом и голодом. — Проанализируйте следующие высказывания и ответьте на вопросы. • Человек становится человеком только через язык (В. Гумбольдт). • Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться (Д. Аддисон). • Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных — нет (Э. Берн). • Человек — это знание, которое познает самое себя (Е. Евтушенко). • Человек — единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью (Дж. Каллингвуд). — Какое из высказываний, по вашему мнению, более точно определяет сущность человека? — Что делает человека человеком? Почему? (Ответы учеников.) Человек создает продукты материальной и духовной культуры, опираясь на знание о мире. Он творит нечто новое сначала в мыслях, а затем воплощает свой мысленный план на практике. — Работая с п. 2 § 1 учебника, прокомментируйте ситуацию и ответьте на вопрос. Люди строят плотины, и бобры строят плотины. Чем деятельность человека отличается от действий животных? (Проверка выполнения задания.) Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость деятельности человека с мышлением и речью. — Предположите, связаны ли между собой речь и мышление. Если да, то каким образом? 3. Как человек реализует себя? — Работая в парах с п. 3 § 1 учебника, предположите, как человек реализует себя, какими мотивами он руководствуется. (Учитель записывает на доске версии учеников.) Таким образом, одни люди реализуют себя в науке и творчестве, другие стремятся к славе и известности, а часть людей нацелена только на приобретение материальных благ. — Какой след вам представляется наиболее важным? — Почему? Свою позицию обоснуйте. — Рассмотрите виды деятельности на стр. 10. Согласны ли вы с ними? Как реализуется каждая из них? Запишем схему в тетрадь. — На странице 11 учебника выделите другие виды деятельности. — Предлагаю составить схему основные компоненты деятельности.
|
Выполняют задание.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Работают с учебником. Составляют таблицу.
Вместе с учителем делают вывод о том, что человек – существо биосоциальное.
Анализируют высказывания, отвечают на вопросы.
Работают с учебником, отвечают на вопрос.
Делятся на группы, изучают материал, выполняют задание. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос.
Ведут запись в тетради.
Изучают материал, выполняют задание. Составляют схему, ведут запись в тетрадь. | Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности процесса общения; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; определять факторы совершенствования человека; использовать и систематизировать информацию из различных источников; Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, точно и грамотно выражать свои мысли; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления;
Личностные: формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности процесса общения; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; определять факторы совершенствования человека; использовать и систематизировать информацию из различных источников;
|