Рабочая программа по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, с учетом примерной программы по биологии основного общего образования и авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. (в кн.: Сборник программ по биологии: 5-11 классы в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: И.Н.Пономарева,О.А., Корнилова,В.С., Кучменко «Биология 6 класс » /подредакцией И.Н.Пономаревой. – М.: «Вентана – Граф» 2015
Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- структурно-уровневая организация живой природы;
- ценностное и экокультурное отношение к природе;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
глобальными целями биологического образования являются:
социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) — включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Основные задачи обучения (биологического образования):
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Цели и задачи преподавания биологии
на ступени основного общего образования
Изучение биологии, как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные предметы», обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- формирование и развитие умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; *
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;
- овладение методами научной аргументации своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
- ценностное и экокультурное отношение к природе;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс биологии на ступени основного общего образования в 6 классе посвящен изучению растений и опирается на знания обучающихся, полученные ими в 5 классе при освоении данного предмета.
Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, а также о человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Материал курса биологии в 6 классе разделен на пять глав.
Глава 1 «Наука о растениях — ботаника» знакомит обучающихся с ботаникой как наукой и предметом ее изучения — растениями, их разнообразием и значением в природе и в жизни человека. Школьники получают возможность познакомиться с особенностями растительного организма, ролью органов растения в его жизнедеятельности. Особое внимание уделяется особенностям строения и свойствам растительных клеток, основным процессам их жизнедеятельности, растительным тканям, их строению и функциям.
Глава 2 «Органы растений» посвящена особенностям строения вегетативных и генеративных органов цветковых растений. Строение органов рассматривается в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями. Формируется представление о растении как о целостном организме. Обучающиеся смогут характеризовать строение и разнообразие плодов и семян, значение корня и побега в жизнедеятельности растения, строение и биологическое значение цветка; научатся объяснять различия двух групп семенных растений, сравнивать семена двудольных и однодольных и прогнозировать сроки посева и глубину заделки семян в почву, определять принадлежность растений к цветковым или споровым.
Глава 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений» знакомит обучающихся с особенностями процессов жизнедеятельности растительных организмов: с процессами минерального и воздушного питания, дыханием и обменом веществ у растений. Учащиеся узнают, как происходит испарение, передвижение воды и растворенных веществ в растении, познакомятся с типами размножения и способами вегетативного размножения растений, с этапами роста и развития растительного организма. Школьники приобретут навыки выращивания и ухода за растениями, узнают о видах удобрений и их роли в жизни растений.
Глава 4 «Многообразие и развитие растительного мира» обучающиеся получат представление о науке систематики, узнают о принципах современной классификации, познакомятся с основными отделами царства Растения, получат возможность научиться определять систематическое положение растения на основании его морфологических особенностей, узнают о роли растений разных отделов в растительном покрове Земли. Представленный в главе материал дает обучающимся представление об этапах развития растительного мира, формирует понятие об эволюции живого мира, о разнообразии и происхождении культурных растений. Особое внимание уделяется роли фотосинтеза в развитии растений, значению выхода растений на сушу.
Глава 5 «Природные сообщества» дает возможность сформировать понятия о природном сообществе, экосистеме, биоценозе. Обучающиеся знакомятся с факторами среды, оказывающими влияние на растительные сообщества, с многообразием природных сообществ и причинами их изменения. Школьники расширяют свои знания о многообразии связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях растительных организмов к совместному проживанию на общей территории, учатся обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира, сравнивать естественные и культурные сообщества.
Место учебного предмета в учебном плане:
На изучение предмета «Биология» в 6 классе в учебном плане МБОУ СШ № 31 отводится 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю).
Тематическое планирование
№ п.п. | Раздел | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Количество лабораторных работ | Экскурсии |
1 | Тема 1. «Наука о растениях — ботаника» (4 ч): | 4 | 4 |
|
|
2 | Тема 2. «Органы растений» (8 ч + 1 ч резервного времени | 9 | 9 | 4 |
|
3 | Тема 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч): | 6 | 6 | 1 |
|
4 | Тема 4. «Многообразие и развитие растительного мира» (10 ч + 1ч резервного времени): | 11 | 11 | 1 |
|
5 | Тема 5 «Природные сообщества» (5 ч):
| 5 | 4 |
| 1 |
Итого | 35 | 34 | 6 | 1 |
Требования к результатам освоения учебного предмета :
Личностные результаты:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- умение применять полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
- познавательные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- составлять тезисы, планы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятиям;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере-.
- для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономер
ностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- понимать особенности строения растительного организма (живой и растительной клеток) и основные процессы жизнедеятельности растительной клетки; знать строение и функции тканей растений; иметь представление о многообразии растительного мира;
- определять виды тканей растений на микропрепаратах, рисунках и схемах;
- работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, проводить элементарные биологические исследования;
- сравнивать и определять семенные и споровые растения; объяснять роль главных органов растения в его жизнедеятельности;
- распознавать органы растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения и функциями, которые они выполняют в организме растения;
- сравнивать семена двудольных и однодольных растений;
- характеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхание и обмен веществ у растений, рост и развитие растительного организма;
- выбирать удобрения при уходе за растениями, вегетативно размножать комнатные растения;
- понимать значение систематики как науки;
- знать строение и значения листьев, корней, побега, цветка, плодов и семян в жизнедеятельности растений;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные; отличать покрытосеменные растения от голосеменных, сравнивать особенности их строения; называть признаки цветковых растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные; составлять морфологическое описание растений;
- выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволивших им занять господствующее положение в растительном мире;
- находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
- объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений растений к среде обитания;
- обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира;
- понимать взаимосвязь между растениями в природных сообществах, роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
- уметь формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- освоить приемы оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений (методы вегетативного размножения культурных растений, меры по оказанию первой помощи при отравлении ядовитыми растениями);
- проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять полученные результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
- оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать ядовитые растения своей местности;
- уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу;
- в сфере трудовой деятельности:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
- уметь создавать условия, необходимые для роста и развития растений; определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений; проводить искусственное опыление; размножать растения;
- в сфере физической деятельности: демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
- в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.
Содержание учебного предмета:
В процессе изучения предмета «Биология» в 6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.
Глава 1. «Наука о растениях — ботаника» (4 ч):
- внешнее строение, органы растения: вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; история использования и изучения растений; семенные и споровые растения; понятие о ботанике, как о науке, изучающей царство Растения;
- многообразие жизненных форм растений: представление о жизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений (деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав);
- клеточное строение растений и свойства растительной клетки: клетка как основная структурная единица растения; строение растительной клетки (клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды); жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живая система; особенности растительной клетки;
- ткани растений: понятие о ткани растений; виды тканей (основная, покровная, проводящая, механическая); причины появления тканей; растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 1: ботаника, семенные растения, споровые растения, орган-, жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы-, клетка, ядро, цитоплазма, клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая) мембрана, вакуоль, хлорофилл, хлоропласт, хромосомы', ткань, виды тканей (.проводящие, образовательные, основные, покровные, механические).
Глава 2. «Органы растений» (8 ч + 1 ч резервного времени):
- семя, его строение и значение: семя как орган размножения растений; строение семени (кожура, зародыш, эндосперм, семядоли); строение зародыша растения; двудольные и однодольные растения; прорастание семян; проросток, особенности его строения; значение семян в природе и в жизни человека;
- условия прорастания семян: значение воды и воздуха для прорастания семян; запасные питательные вещества семени; температурные условия прорастания семян, роль света; сроки посева семян;
- корень, его строение и значение: типы корневых систем растений; строение корня — зоны корня (конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста); рост корня, геотропизм; видоизменения корней; значение корней в природе;
- побег, его строение и развитие: побег как сложная система; строение побега; строение почек; вегетативная, цветочная (генеративная) почки; развитие и рост побегов из почек; прищипка и пасынкование; спящие почки;
- лист, его строение и значение: внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; строение и функции устьиц; значение листа для растения (фотосинтез, испарение, газообмен); листопад, его роль в жизни растения; видоизменения листьев;
- стебель, его строение и значение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей; функции стебля; видоизменения стебля у надземных и подземных побегов;
- цветок, его строение и значение: цветок как видоизмененный укороченный побег, развивающийся из генеративной почки; строение цветка; роль цветка в жизни растения; значение пестика и тычинок в цветке; соцветия, их разнообразие; цветение и опыление растений; опыление как условие оплодотворения; типы опыления (перекрестное и самоопыление); переносчики пыльцы; ветроопыление;
- плод, разнообразие и значение плодов: строение плода; разнообразие плодов; цветковые (покрытосеменные) растения; распространение плодов и семян; значение плодов в природе и в жизни человека.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения', всхожесть', корень, корневые системы {стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня', побег, стебель, лист, вегетативная почка, генеративная {цветочная) почка, спящая почка', лист, листовая пластинка, черешок, жилки, устьице, газообмен, испарение, фотосинтез, листопад, видоизменение листа] стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корневище, клубень, луковица', цветок, чашечка, венчик, тычинка, пестик, пыльца, пылинка, семязачаток, соцветие, опыление, оплодотворение', плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, зерновка, боб, коробочка, стручок, орех, желудь, семянка, листовка, костянка, ягода, яблоко, тыквина.
Глава 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч):
- минеральное питание растений и значение воды: вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания; извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральных солей; функция корневых волосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению; значение минерального (почвенного) питания; типы удобрений и их роль в жизни растения; экологические группы растений по отношению к воде;
- воздушное питание растений — фотосинтез: условия образования органических веществ в растении; зеленые растения — автотрофы; гетеро- трофы как потребители готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе;
- дыхание и обмен веществ у растений: роль дыхания в жизни растений; сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза; обмен веществ в организме как важнейший признак жизни; взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;
- размножение и оплодотворение у растений: размножение как необходимое свойство жизни; типы размножения (бесполое и половое); бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; достижения отечественного ученого С.Г. Навашина;
- вегетативное размножение растений и его использование человеком: особенности вегетативного размножения, его роль в природе; использование вегетативного размножения человеком (прививки, культура тканей);
- рост и развитие растений: характерные черты процессов роста и развития растений; этапы индивидуального развития растений; зависимость процессов роста и развития растений от условий среды обитания; периодичность протекания жизненных процессов; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их влияние на жизнедеятельность растений.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 3: минеральное {почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы, фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы, дыхание, обмен веществ; бесполое размножение, вегетативное размножение, спора, половое размножение, оплодотворение, гамета, спермий, яйцеклетка, зигота, двойное оплодотворение', прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей; рост, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы.
Глава 4. «Многообразие и развитие растительного мира» (10 ч + 1ч резервного времени):
- систематика растений, ее значение для ботаники: происхождение названий отдельных растений; классификация растений; вид как единица классификации; название вида; группы царства Растения; роль систематики в изучении растений;
- водоросли, их многообразие в природе: общая характеристика; строение, размножение водорослей; разнообразие водорослей, отделы (зеленые, красные, бурые водоросли); значение водорослей в природе; использование водорослей человеком;
- отдел Моховидные, общая характеристика и значение: моховидные, характерные черты строения; классы Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных; моховидные как споровые растения; значение мхов в природе и в жизни человека;
- плауны, хвощи, папоротники, их общая характеристика: характерные черты высших споровых растений; чередование полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека;
- отдел Голосеменные, общая характеристика и значение: общая характеристика; расселение голосеменных по поверхности земли; образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; особенности строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России; значение голосеменных в природе и в жизни человека;
- отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение: особенности строения, размножения и развития; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, их лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды; разнообразие жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов покрытосеменных растений;
- семейства класса Двудольные: общая характеристика; семейства Розоцветные, Мотыльковые, рестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные; отличительные признаки семейств; значение двудольных растений в природе и в жизни человека; сельскохозяйственные культуры;
- семейства класса Однодольные: общая характеристика; семейства Лилейные, Луковые, Злаки; отличительные признаки; значение однодольных растений в природе и в жизни человека; исключительная роль злаковых растений;
- историческое развитие растительного мира: понятие об эволюции живого мира; первые обитатели Земли; история развития растительного мира; выход растений на сушу; характерные черты приспособленности к наземному образу жизни; Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком; охрана редких и исчезающих видов растений;
- многообразие и происхождение культурных растений: история происхождения культурных растений; значение искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений, центры их происхождения; расселение растений; сорные растения, их значение;
- дары Нового и Старого Света: дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква); история и центры их появления; значение растений в жизни человека.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4: систематика, царство, вид, ареал, двойные (бинарные) названия', водоросли, низшие растения, слоевище (таллом), хроматофор, зооспора', Моховидные (мхи), ризоиды, спорофит, гаметофит, листостебельные мхи', Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротникообразные, гаметангий, спорангий, спора, заросток', голосеменные растения, хвойные растения, хвоя, мужские шишки', женские шишки, покрытосеменные (цветковые) растения', класс Двудольные', класс Однодольные', эволюция, цианобактерии', дикорастущие растения, культурные растения, сорные растения; центр происхождения.
Глава 5. «Природные сообщества» (5 ч):
- понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме: понятие о природном сообществе, В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества и функциональном участии живьгх организмов в нем; круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества; совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз); условия среды обитания (биотоп); роль растений в природных сообществах;
- совместная жизнь организмов в природном сообществе: ярусное строение природного сообщества (надземное и подземное); условия обитания растений в биогеоценозе; многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ;
- смена природных сообществ и ее причины: понятие о смене природных сообществ; причины смены (внутренние и внешние); естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере; необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5: природное сообщество (биоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ и поток энергии', ярус, ярусное строение природного сообщества, надземная ярусность, подземная ярусность; смена биогеоценоза, сукцессия, коренной биогеоценоз, временный биогеоценоз, агроценоз.
Содержание курса «Биология. 6 класс» строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. По усмотрению учителя в конце учебного года можно провести экскурсию «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».
Резерв учебного времени (2 ч) целесообразно использовать для увеличения доли развивающих, исследовательских, личностно ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Желательно провести региональные модули, обеспечивающие (в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов) деятельность обучающихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat._planirovanie_biologiya_5_klass.docx | 43.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
№ П/П | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Формы контроля | Дата | |||
Предметные | Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Личностные | План | Факт | ||||
1 | Наука о живой природе | Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология | Научиться давать определение понятиям: многоклеточные организмы, биология; выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов и оценивать ее значение; приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных; характеризовать особенности и значение науки биологии; | Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи; составлять план параграфа. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения | Формирует познавательный интереса к изучению природы и истории развития знаний о природе; понимание значимости живых организмов в жизни человека; формирует эстетическое восприятие объектов природы. | Самостоятельная работа с биологическими терминами; подготовка сообщения о роли живых организмов в жизни человека. | 2.09 | |
2 | Свойства живого | Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | Научиться давать определения понятиям: обмен веществ и энергии между организмами и окружающей средой, организм, орган; характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойств живого неживого; анализировать стадии развития растительных и животных организмов, использовать рисунок учебника; формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | Познавательные: Работать с различными источниками информации; сравнивать, анализировать, делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; составлять план параграфа, работать с натуральными объектами. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения | Формирует познавательный интерес к изучению природы; представление о методах познания природы, понимание единства живой природы и необходимости охраны живой природы. | Работа с иллюстрациями учебника на стр. 8 – 10, заполнение таблицы по выделению основных отличительных признаков живых организмов. | 9.09 | |
3 | Методы изучения природы | Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. | Научится давать определение понятиям: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение и моделирование; Различать и характеризовать методы изучения живой природы; осваивать способы оформления результатов исследования | Познавательные: Работать с различными источниками информации; сравнивать и классифицировать, работать с натуральными объектами. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; аргументирует свою точку зрения; строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирует познавательный интерес к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирует представление о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил | работа по вопросам учебника стр. 15 | 16.09 | |
4 | Увеличительные приборы. Л/Р : «Изучение устройства увеличительных приборов» | Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная и штативная, микроскоп. Правила работы с микроскопом. | Научится давать определение понятиям: увеличительные приборы, лупа, микроскоп.; объяснять назначение увеличительных приборов; различает ручную и штативную лупу, определяет величину получаемого с их помощью увеличения;; изучать устройства микроскопа и соблюдать правила работы с ним; сравнивать увеличение лупы и микроскопа; получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов; соблюдать правила работы в кабинете биологии. | Познавательные: Работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей; сравнивать и делать выводы Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения | Формирует познавательный интерес к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирует эстетическое восприятие объектов природы | Оформление отчета Л/Р | 23.09 | |
5 | Строение клетки. Ткани. Л\Р: «Знакомство с клетками растений» | Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции | Научится давать определение понятиям: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка, ткани; выявлять части клетки, используя рисунки, характеризовать их значение; сравнивать животную и растительную клетки, находить черты сходства и различия; различать ткани животных и растений; характеризовать строение тканей животных и растений, объяснять их функции | Познавательные: Работать с различными источниками информации; работать с натуральными объектами. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения; использует информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения | Формирует познавательный интерес к изучению природы на основе строения клетки; умение применять полученные знания в практической деятельности; соблюдение правил работы в кабинете биологии | Оформление отчета Л/Р. Заполнение таблицы «Растительные и животные ткани» | 30.09 | |
6 | Химический состав клетки | Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение | Научится давать определение понятиям: неорганические вещества, органические вещества; различает неорганические и органические вещества клетки; минеральные соли, объяснять их значение для организма; наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делает выводы | Познавательные: Работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; строить логические рассуждения, включающие устанавливать причинно- следственные связей, сравнивать и делать выводы. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения; Строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирует познавательный интерес к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; мотивация учащихся на получение новых знаний. | Заполнение таблицы «Роль веществ в клетке» | ||
7 | Процессы жизнедеятельности клетки | Основные процессы, присущие живой клетке: ДЫХАНИЕ, ПИТАНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, РОСТ, РАЗВИТИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ. Размножение клетки путем деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной живой биосистемы. | давать определения понятиям: деление клетки; оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки; характеризовать биологическое значение понятия обмен веществ; объяснять сущность процесса деления клетки и анализировать его основные этапы; устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы, аргументировать вывод о том, что клетка – живая система. | Познавательные: Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; Работать с натуральными объектами Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения; Строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирует научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности клетки; умение применять полученные знания в практической деятельности; | Заполнение таблицы к пар.7 | ||
8 | Великие естествоиспытатели | Великие ученые – естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов | анализировать информацию учителя о выдающихся ученых – естествоиспытателях; выделять области науки, в которых работали конкретные ученые; оценивать сущность их открытий. | Познавательные: Работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей; сравнивать и делать выводы. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения; | Формирует познавательный интерес к изучению природы на основе изучения вклада ученых естествоиспытателей в изучении природы. | Подготовка сообщений. | ||
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живой природе» | Оценивание своих достижений и достижений одноклассников по усвоению учебного материала | Формулирует выводы о вкладе ученых в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества, рисует схему строения клетки, участвует в обсуждении проблемных вопросов темы; аргументирует свою точку зрения; оценивает свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Познавательные: Работает; с различными источниками информации ; сравнивает и делает выводы; составляет план параграфа; работает с натуральными объектами Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; отстаивает свою позицию | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач учебной деятельности; осознание необходимости повторения материала для закрепления знаний. | Работа по заполнению текста. | ||
10 | Царства живой природы | Классификация живых организмов . Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид ка наименьшая единица классификации. | Объясняет сущность термина классификация, определяет предмет науки систематики, различает основные таксоны классификации - царство и вид, характеризует вид как наименьшую единицу классификации, устанавливает связь между царствами живой природы на схеме, выделяет отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов | Познавательные: Работает с различными источниками информации, составляет план параграфа. Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; | ||||
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах гетеротрофах, прокариотах эукариотах. | Описывает разнообразные формы бактериальных клеток, различает понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризует процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивает и оценивает роль бактерий – автотрофов и бактерий – гетеротрофов в природе. | Познавательные: Работает с различными источниками информации, работает с натуральными объектами Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; | Формирует научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности клетки; умение применять полученные знания в практической деятельности; | |||
12 | Значение бактерий в природе и для человека | Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями | Дает определение понятиям : клубеньковые бактерии, симбиоз. Характеризует роль бактерий в природе. Устанавливает связь между растением и клубеньковыми бактериями. Выявляет наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивает его значение для природы. Различает бактерии по их роли в природе. Характеризует полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. | Познавательные: Работает с различными источниками информации, сравнивает и делает выводы; выделяет обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание потребности и готовности к саморазвитию, | Творческая работа «Польза бактерий», «Болезнетворные бактерии» | ||
13 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека | Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые, голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений, Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные отличия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. | Характеризует главные признаки растений. Различает части цветкового растения, выдвигает предположения об их функциях, Сравнивает цветковые и голосеменные растения, характеризует их сходство и различия, Характеризует мхи , папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определяет термин «Спора». Выявляет на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставляет свойства растительной и бактериальной клеток, делает выводы. Характеризует значение растений разных систематических групп в жизни человека. | Познавательные: Работает с различными источниками информации, сравнивает; работает с натуральными объектами Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; использует информационные ресурсы для подготовки сообщения | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; | Заполнение таблицы: «Сходство и различие растеннний» | ||
14 | Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения» | Что такое побег? Как располагаются почки на побеге цветкового растения? Каковы особенности строения хвоинки. Расположение шишек на побеге голосеменных. | Различает и называет части побега цветкового растения, Определяет расположение почек на побеге цветкового растения, Характеризует особенности строения хвоинки, определяет количество хвоинок на побеге. Устанавливает местоположение шишки. Сравнивает значение укороченных и удлиненных побегов у хвойных растений. Формулирует общий вывод о многообразии побегов у растений. | Познавательные: Работает с различными источниками информации ,сопоставляет биологический текст с иллюстрациями учебника и таблиц Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения ;владеет основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми . | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; | |||
15 | Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. | Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. | Распознает одноклеточных и многоклеточных животных, Характеризует простейших по рисункам, описывает их различия, называет части тела. Сравнивает строение тела амебы с клеткой эукариот, делает выводы. Называет многоклеточных животных, Различает беспозвоночных и позвоночных животных. Объясняет роль животных в природе и в жизни человека. Характеризует факторы факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | Познавательные: Работает с различными источниками информации, работает с натуральными объектами Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; понимание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде. | |||
16 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа: «Наблюдение за передвижением животных» | Особенности передвижения одноклеточных животных | Готовит микропрепарат культуры инфузорий. Изучает живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдает за движением животных, отмечает скорость и направление движения. Формулирует вывод о значении движения для животных. Соблюдает правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сравнивает и делает выводы, работает с натуральными объектами, фиксирует результаты исследований. Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; | |||
17 | Грибы. Многообразие грибов. | Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза) | Устанавливает сходство грибов с растениями, Описывает внешнее строение тела гриба, называет его части. Определяет место представителей царства Грибы среди эукариот. Называет знакомые виды грибов. Характеризует питание грибов. Различает понятие сапрофит, паразит, хищник, грибокорень, поясняет их примерами | Познавательные: Выделяет учебную задачу, составляет план параграфа, работает с натуральными объектами. Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; выбирает средства достижения цели. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; Аргументирует свою точку зрения | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; осознает возможность применения полученных знаний в практической деятельности. | |||
18 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приемы оказания первой помощи при отравлении грибами | Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении. Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе. | Характеризует строение шляпочных грибов. Подразделяет шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывает строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объясняет термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознает съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Объясняет значение грибов для человека и для природы | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сопоставляет биологический текст с иллюстрациями учебника Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; выбирает средства достижения цели. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения; участвует в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. | Формирует познавательный интерес к изучению биологии на основе изучения грибов как самостоятельного царства живой природы; осознает возможность применения полученных знаний в практической деятельности при условии соблюдения определенных правил (правил сбора грибов) | |||
19 | Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека | Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха | Выделяет и характеризует главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различает типы лишайников на рисунке учебника. Анализирует изображение внутреннего строения лишайника. Выявляет преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризует значение лишайников в природе и в жизни человека | Познавательные: Сравнивает и делает выводы, передает содержание в сжатом виде, работает с натуральными объектами Выделяет учебную задачу, составляет план параграфа, работает с натуральными объектами. Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; выбирает средства достижения цели. Коммуникативные: Использует информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе. Строит речевые высказывания в устной форме; Аргументирует свою точку зрения | Формирует представление о лишайниках как о симбиотических организмах, умеет применять полученные знания в практической деятельности; формирует познавательный интерес к изучению биологии | Подготовка сообщения | ||
20 | Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и в жизни человека | Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека | Определяет значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывает на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объясняет необходимость охраны редких видов в природе | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сопоставляет биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: Работает по плану; сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки; самостоятельно выдвигает варианты решения поставленных задач; Коммуникативные: Строит речевые высказывания в устной форме; аргументирует свою точку зрения | Формирует экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Работа по вопросам учебника пар. 16. | ||
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов» | Оценивание своих достижений и достижений одноклассников по усвоению учебного материала | Называет представителей и характеризует царства Растения, Бактерии, Грибы, Животные; Характеризует лишайники как симбиотические организмы; участвует в обсуждении проблемных вопросов темы; аргументирует свою точку зрения; оценивает свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Познавательные: применяет полученные знания; работает; с различными источниками информации ; сравнивает и делает выводы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживает учебную проблему, выдвигает версию ее решения; Коммуникативные: Формирует навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; отстаивает свою позицию | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач учебной деятельности; осознание необходимости повторения материала для закрепления знаний. | |||
22 | Среды жизни планеты Земля. | Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно – воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни | Дает определение понятиям: водная, почвенная, наземно – воздушная, организменная среды жизни; характеризует особенности условий сред жизни на Земле; характеризует организмы – паразиты, используя рисунок учебника; приводит примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов; объясняет их воздействие на организм хозяина | Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует факты и явления; выделяет объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строит логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей. Регулятивные: Формулирует цель урока; ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: добывает недостающую информацию с помощью вопросов; строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; | Формирует личностное представление о ценности природы. | |||
23 | Экологические факторы среды | Условия, влияющие на жизнь организмов в природе. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. | Дает определение понятиям: экологические факторы, факторы неживой и живой природы, антропогенный фактор; характеризует действие различных факторов среды, аргументирует деятельность человека в природе как антропогенный фактор. | Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует факты и явления. Регулятивные: сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки. Коммуникативные: добывает недостающую информацию с помощью вопросов; строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; | Формирует экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Составление схемы на основе пар. 18 | ||
24 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветковых, наличия соцветий у растений. | Дает определение понятию приспособленность; выявляет взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов; объясняет причины сезонных изменений у организмов; приводит примеры собственных наблюдений4 ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ РИСУНКИ УЧЕБНИКА. | Познавательные: строит логическое рассуждение с установлением причинно – следственных связей. Регулятивные: Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки. Коммуникативные: Добывает недостающую информацию с помощью вопросов. | Формирует экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | На основе параграфа, найти приспособления живых организмов к факторам окружающей среды. | ||
25 | Природные сообщества | Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ. | Дает определение понятиям: пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество; анализирует элементы круговорота веществ, используя рисунок учебника; объясняет роль различных организмов в круговороте веществ; различает понятия: производители, потребители, разлагатели, прирдное сообщество; характеризует разные природные сообщества; объясняет роль живых организмов и круговорота веществ в природе. | Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует факты и явления. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживает учебную проблему, выдвигает версии ее решения. Коммуникативные: Добывает недостающую информацию с помощью вопросов | Формирует личностное представление о ценности природы. | составление пищевой цепи питания. | ||
26 | Природные зоны России | Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. | Дает определение понятию природные зоны; распознает и характеризует природные зоны России по карте, приведенной в учебнике; различает и объясняет особенности животных разных природных зон, объясняет роль Красной книги в охране природы, приводит примеры редких растений и животных, охраняемых государством. | Познавательные: Работает с разными источниками биологической информации Регулятивные: Самостоятельно обнаруживает учебную проблему, выдвигает версии ее решения. Коммуникативные Критично относится к своему мнению, строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, использует информационные ресурсы для подготовки сообщения | Формирует мотивацию к изучению природы своего региона. | |||
27 | Жизнь на разных материках | Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Евразии, Антарктиды | Дает определение понятию местный вид; характеризует и сравнивает расположение и размеры материков Земли по карте, приведенной в учебнике; объясняет понятие местный вид, характеризует особенности местных видов организмов и их приспособленность к среде обитания; называет примеры флоры и фауны материков, используя рисунки учебника | Познавательные: Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей. Регулятивные: Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки. Коммуникативные Самостоятельно организует учебное взаимодействие в группе | Формирует личностное представление о ценности природы | |||
28 | Жизнь организмов в морях и океанах | Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания | Дает определение понятиям: прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон. Описывает разнообразие живого мира в морях и океанах, используя рисунки учебника, выделяет существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания, объясняет причины прикрепленного образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб, оценивает значение планктона для других живых организмов, используя рисунки учебника, аргументирует приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания | Познавательные: Работает с различными источниками информации, составляет план параграфа, строит логические рассуждения,включающие установление причинно – следственных связей, сравнивает и делает выводы Регулятивные: Формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения, планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты, осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные Строит речевые высказывания в устной форме, аргументирует свою точку зрения. | Формирует познавательный интерес к изучению биологии, понимание взаимосвязи организмов в природе, формирует представление о приспособленности организмов к водной среде обитания, формирует элементы экологической культуры | |||
29 | Обобщение знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | Оценивание своих достижений и достижений одноклассников по усвоению учебного материала | Рисует схему (моделирует) схему круговорота веществ в природе, строит схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира, участвует в обсуждении проблемных вопросов темы | Познавательные: сравнивает и делает выводы, составляет план параграфа, выделяет объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Строит логические рассуждения. включающие установление причинно – следственных связей Регулятивные: Формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения, планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты, осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные Строит речевые высказывания в устной форме, сравнивает разные точки зрения | Формирует познавательный интерес к изучению биологии, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | |||
30 | Как появился человек на Земле | Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. | Дает определение понятиям: австралопитек, человек умелый. Человек разумный, кроманьонец; характеризует внешний вид раннего предка человека, сравнивает его с обезьяной и современным человеком; выделяет особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев; описывает особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев. Используя рисунок учебника; устанавливает связь между развитием головного мозга и поведением древних людей; характеризует существенные признаки современного человека; объясняет роль речи и общения в формировании современного человека; доказывает , что современный человек появился на земле в результате длительного исторического развития | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сравнивает и делает выводы. Выделяет объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Строит логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей, сравнивает и делает выводы Регулятивные: Формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения, планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты, осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные Строит речевые высказывания в устной форме, аргументирует свою точку зрения | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; понимание бережного отношения к природе, формирует эстетическое восприятие объектов природы | |||
31 | Как человек изменял природу | Изменение человеком окружающей среды. Необходимость значения законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы | Дает определение понятию лесопосадки; анализирует пути расселения человека по карте материков Земли; приводит доказательства воздействия человека на природу; выявляет причины сокращения лесов. Объясняет ценность лесопосадок; аргументирует необходимость охраны природы | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сравнивает и делает выводы. Строит логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей, сравнивает и делает выводы Регулятивные: Формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения, планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты, осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные Строит речевые высказывания в устной форме, аргументирует свою точку зрения | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; понимание бережного отношения к природе, формирует эстетическое восприятие объектов природы | |||
32 | Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира | Взаимосвязь процессов, происходящих в живой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники. Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры увеличения численности отдельных видов животных и растений. Расселение редких видов на новые территории | Дает определение понятию заповедник; называет животных, истребленных человеком; характеризует состояние редких видов животных, занесенных в Красную книгу; объясняет причины сокращения и истребления некоторых видов животных и приводит примеры; объясняет значение Красной книги, заповедников; характеризует запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Аргументирует ценность биологического разнообразия для природы и человека; оценивает роль деятельности человека в природе; приводит примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сравнивает и делает выводы. Строит логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей, сравнивает и делает выводы Регулятивные: Формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения, планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты, осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные Строит речевые высказывания в устной форме, аргументирует свою точку зрения | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; понимание бережного отношения к природе, охране живого мира | |||
33 | Экскурсия : «Многообразие живого мира» | Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в природных условиях. Что следует изучать в природе? Как провести наблюдение за жизнедеятельностью представителей различных царств живой природы | Дает определение понятиям: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение и моделирование; Различает и характеризует методы изучения живой природы; осваивает способы оформления результатов исследования | Познавательные: Работает с различными источниками информации; сравнивает и классифицирует, работает с натуральными объектами. Регулятивные: формулирует цель урока, ставит задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; Осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; сравнивает разные точки зрения; аргументирует свою точку зрения; строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирует познавательный интерес к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирует представление о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил | работа по заданным в карточке вопросам . Оформление отчета | ||
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: самостоятельная работа по определению цели урока; групповая работа по построению логических цепей рассуждения о влиянии человека на планету Земля; групповое выполнение разных заданий, в том числе решение учебно-практических задач; самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; итоговый опрос по изученной теме; | оценивает свою роль в деле охраны природы; учиться проектировать мероприятия по охране природы; участвует в обсуждении проблемных вопросов темы; аргументирует свою точку зрения; оценивает свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы | Познавательные: работает с различными источниками информации; сравнивает и делает выводы; составляет план параграфа; работает с натуральными объектами. Регулятивные: формулирует цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планирует свою деятельность и прогнозирует ее результаты; осуществляет рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строит речевые высказывания в устной форме; адекватно использует речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивает разные точки зрения; аргументирует свою точку зрения; отстаивает свою позицию | Формирует познавательный интерес к изучению биологии; осознает необходимость бережного отношения к родной природе; умеет выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...