Методическая разработка "Контрольные тесты по биологии"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Контрольная тесты
по биологии
Спецификация теста
Педагогические цели тестирования:
- выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;
- установление уровня подготовки каждого учащихся относительно требований программы и оценить знания всех элементов содержания предмета;
- установить умения ориентироваться в понятиях и определениях данного раздела.
Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание теста:
1. Рабочие программы Биология 5 – 9 классы. Программа основного общего образования.
Биология 5 – 9 классы – Вертикаль - Авторы - Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.
- М.: «Дрофа», 2016 – с.259 - 273.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. - Вертикаль - М.: «Дрофа», 2013.
Содержание теста:
Раздел № 2. «Жизнь растений (размножение)» - 4 учебных часа.
Раздел № 3. «Классификация растений» - 6 учебных часов.
Применяемый подход к разработке и интерпретации теста:
критериально ориентированный тест
Элементы содержания предмета, включенные в тест:
Способы размножения растений. Размножение споровых и семенных растений. Отличие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Вегетативное размножение. Основы систематики растений. Особенности растений семейств Крестоцветные, Паслёновые, Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаковые.
Требования к уровню подготовки респондента: базовый уровень.
Структура теста: с расположением заданий в основном согласно логике изучаемого предмета.
Доминирующая деятельность испытуемого: письменный ответ на вопросы.
Форма предъявления: бланковые тесты
Количество вариантов теста: 4.
Количество заданий в одном варианте: 14
Количество форм заданий в варианте теста:
- закрытые тестовые задания с выбором одного ответа из четырёх предложенных (10);
- задание с выбором трёх ответов из шести предложенных (1);
- открытое задание на знание ключевых понятий темы (1);
- задание на определение верного утверждения (1);
- задание со свободным ответом (1).
Общее время выполнения теста: 45 минут.
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 | В3 | С1 | Итого |
Кол-во баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 баллов |
Критерии оценки: Максимальный балл – 18. Проверка и оценивание:
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» - 17 - 18 баллов;
«4» - 12 – 16 баллов;
«3» - 7 – 11 баллов;
«2» - 6 баллов и ниже.
Оптимальный уровень - 94% - 100% правильно выполненных заданий.
Допустимый уровень – 67% - 89% правильно выполненных заданий.
Критический уровень – 39% - 61% правильно выполненных заданий.
Недопустимый уровень – менее 33% правильно выполненных заданий.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
- вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. Из проросшей споры мха образуется тонкая зелёная нить:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться отводками:
а) смородина, тополь; в) одуванчик, малина;
б) осина, иван-чай; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться листовыми черенками:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться клубнями:
а) яблоня, груша; в) топинамбур, картофель;
б) орхидея, жень-шень; г) роза, ива.
А5. Формула цветка растений семейства Лилейные:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Бобовых:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 в) нет верного ответа
б) 1 О(2)+2Т3П1 г) *Ч5Л5Т ∞ П1
А7. Ядовитые вещества содержатся в различных частях растений семейства:
а) Сложноцветные; б) Лилейные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Соцветие корзинка имеется у растений семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Крестоцветных являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) горчица, капуста, редька; г) ландыш, лук, чеснок.
А10. Представителями семейства Розоцветных являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) вишня, рябина, земляника;
б) рис, овёс, кукуруза; г) баклажан, томат, белена.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Розоцветных является:
А) двойной околоцветник;
Б) некоторые растения образуют корнеплоды;
В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;
Г) плоды – стручки или стручочки;
Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;
Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;
Ж) растения содержат ядовитые вещества.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. Половое размножение происходит при помощи половых клеток - …., при слиянии
которых образуется …. .
2. В семенах растений имеется ткань, которая содержит запас питательных веществ и
называется …. .
3. Пыльцевое зерно, попадая на рыльце пестика, прорастает, превращаясь в ….. ….. .
4. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется …. .
5. Пыльца цветков насекомоопыляемых растений ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. В систематике растений виды объединяются в роды, роды – в семейства, а семейства
объединяются в классы.
2. Для процесса оплодотворения споровых растений необходима капельно-жидкая вода.
3. Плодом голосеменных растений является сложно устроенная шишка.
4. У цветковых растений мужские гаметы крупнее женских.
5. Самоопыление чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущества полового размножения над бесполым? Ответ обоснуйте.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
2 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. При слиянии половых клеток образуется:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться корневыми отпрысками:
а) смородина, тополь; в) одуванчик, малина;
б) осина, иван-чай; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться с помощью ползучих побегов - усов:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться стеблевыми черенками:
а) яблоня, груша; в) топинамбур, картофель;
б) орхидея, жень-шень; г) роза, ива.
А5. Формула цветка растений семейства Розоцветные:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Сложноцветных:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 б) 1 О(2)+2Т3П1 в) нет верного ответа г) *Ч5Л5Т∞П1
А7. Длинные листья имеют влагалища, охватывающие стебель у растений
семейства:
а) Сложноцветные; б) Лилейные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Корнеплоды могут образовывать некоторые у растения семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Лилейных являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) ландыш, лук, чеснок; г) горчица, капуста, редька.
А10. Представителями семейства Бобовых являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) вишня, рябина, земляника;
б) рис, овёс, кукуруза; г) баклажан, томат, белена.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Паслёновых является:
А) некоторые элементы цветка срослись;
Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;
Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. При слиянии половых клеток происходит …… и образуется ….. .
2. На каждой чешуе красноватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .
3. В пыльниках тычинок образуются ….. ….. .
4. При …… опылении пыльца из тычинок попадает на рыльце пестика того же самого
цветка.
5. Пыльца цветков ветроопыляемых растений ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. Научные названия растений даются на английском языке.
2. У мха кукушкина льна мужские гаметы развиваются на одних растениях, женские – на
других.
3. Вегетативное размножение у голосеменных растений встречается очень редко.
4. Число семязачатков в завязях разных растений одинаково.
5. Аромат и нектар имеется в цветках насекомоопыляемых растений в отличие от
ветроопыляемых.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущества спорового размножения над вегетативным? Ответ обоснуйте.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
3 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. При бесполом размножении хламидомонады в результате деления образуется
2 – 8 клеток, каждая их которых называется:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться стеблевыми черенками:
а) смородина, тополь; б) осина, иван-чай; в) одуванчик, малина; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться корневищами:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться культурой тканей:
а) яблоня, груша; в) орхидея, жень-шень;
б) топинамбур, картофель; г) роза, ива.
А5. Формула цветка растений семейства Крестоцветные:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Розоцветных:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 б) 1 О(2)+2Т3П1 в) нет верного ответа г) *Ч5Л5Т∞П1
А7. Имеют видоизменённый стебель в виде корневища или луковицы растения
семейства:
а) Лилейные; б) Сложноцветные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Трубчатые, воронковидные и язычковые цветки имеется у растений семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Паслёновых являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) дурман, картофель, табак; г) горчица, капуста, редька.
А10. Представителями семейства Злаковых являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) вишня, рябина, земляника;
б) баклажан, томат, белена; г) рис, овёс, кукуруза.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Крестоцветных является:
А) двойной околоцветник;
Б) некоторые растения образуют корнеплоды;
В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;
Г) плоды – стручки или стручочки;
Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;
Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;
Ж) листья могут быть собраны в прикорневую розетку.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. Бесполое размножение делят на …. и …. .
2. На каждой чешуе зеленоватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .
3. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке формируется …. .
4. При …… опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца
пестиков цветка другого растения.
5. У ветроопыляемых растений цветки ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. Основной единицей систематики является подвид.
2. Папоротники опыляются при помощи ветра.
3. Семена сосны состоят из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.
4. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.
5. Некоторые растения могут опыляться только определёнными насекомыми.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущество семенного размножения над споровым? Ответ обоснуйте.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
4 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. Из проросшей споры папоротника образуется маленькая зелёная пластинка:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться корневыми черенками:
а) смородина, тополь; в) одуванчик, малина;
б) осина, иван-чай; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться луковицами:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться прививкой:
а) яблоня, груша; в) топинамбур, картофель;
б) орхидея, жень-шень; г) роза, тюльпан.
А5. Формула цветка растений семейства Паслёновые:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Злаковых:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 б) 1 О(2)+2Т3П1 в) нет верного ответа г) *Ч5Л5Т∞П1
А7. Имеют плод семянку с приспособлениями для распространения ветром растения
семейства:
а) Сложноцветные; б) Лилейные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Тройчатые, перистые и пальчатые листья имеется у растений семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Розоцветных являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) ландыш, лук, чеснок; г) горчица, капуста, редька.
А10. Представителями семейства Лилейных являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) спаржа, тюльпан, гиацинт;
б) рис, овёс, кукуруза; г) баклажан, томат, белена.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Бобовых является:
А) некоторые элементы цветка срослись;
Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;
Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. Мужские половые клетки называются ….., женские - ….. .
2. Попав на женские шишки сосны, пыльца прорастает и образует …. …. .
3. На вершине семязачатка имеется узкий канал - …. .
4. Опыление растений, которое производит человек, называется ….. .
5. У насекомоопыляемых растений цветки ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. Сорт – это группа растений одного вида, созданная человеком, с определенными
признаками и свойствами.
2. Споры у мхов образуются в спорангиях на нижней стороне листьев.
3. Голосеменные растения плодов не образуют.
4. Все цветковые растения способны к самоопылению.
5. У некоторых растений в образовании плода принимают участие кроме завязи и другие
части цветка.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущество вегетативного размножения над семенным? Ответ обоснуйте.
Ответы к заданиям КР №2 6 класс
Размножение и классификация покрытосеменных растений
№п/п | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Баллы |
Часть 1 | |||||
А1 | В | А | Г | А | 1 |
А2 | Г | Б | А | В | 1 |
А3 | А | В | Б | Г | 1 |
А4 | В | Г | В | А | 1 |
А5 | А | В | Б | Г | 1 |
А6 | А | В | Г | Б | 1 |
А7 | В | Г | А | А | 1 |
А8 | Б | В | Б | Г | 1 |
А9 | Б | Б | Б | А | 1 |
А10 | В | А | Г | В | 1 |
Часть 2 | |||||
В1 | А,Д,Е | А,В,Д,Ж | А,Б,Г,Ж | А,Б,Г,Е | 2 |
В2 | 1 – гамет, зигота 2 – эндосперм 3 – пыльцевую трубку 4 – опыление 5 – крупная, лип- кая, шерохова- тая | 1 – оплодотворе- ние, зигота 2 – по 2 семяза- чатка 3 – пыльцевые зёрна (пыльца) 4 – при само- опылении 5 – мелкая, лёг- кая, сухая | 1 – бесполое (спорообразование) и вегетативное 2 – по 2 пыльцевых мешочка 3 – зародышевый мешок 4 – перекрёст ном 5 –невзрачные, без нектара и запаха, мелкие | 1 – спермии, яйцеклетки 2 – пыльцевую трубку 3 – пыльцевход 4 – искусственное 5 – крупные, яр-кие или мелкие в соцветиях, с аро-матом и нектаром | 2 |
В3 | 1,2,5 | 2,3,5 | 3,4,5 | 1,3,5 | 2 |
Часть 3 | |||||
С1 | При ПР новый орга-низм образуется в результате слияния мужской и женской гамет, каждый роди-тель имеет свои на-следственные приз-наки. При их пере-комбинации могут появиться новые свойства, которые помогут приспосо-биться к условиям окр. среды и повы-шают шансы на вы-живание вида. | ВР: новая особь на-следует признаки материнского орга-низма. Количество потомков ограни-чено его размерами. СР: одно растение может дать тысячи и миллионы специа-лизированных кле-ток-спор, которые разносятся далеко от материнской особи. | Спора – специализи-рованная клетка. Про-растание зависит от окр. среды, поэтому их образуется много – тратятся ресурсы ор-ганизма. Семя – мно-гоклеточное, защище-но кожурой, содержит запас пит. веществ и зачаток нового расте-ния. Прорастает быстрее, больше шансов на выживание. | Вегетативное раз-множение: расте-ния быстро расселя-ются и растут. Не-которые растения (земляника, сныть), растущие в тени, почти не цветут и не образуют пло-дов. Опыление мо-жет быть осложне-но погодными ус-ловиями. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"
Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...
Тесты по биологии для 9 класса к теме "Введение в биологию. Молекулярный уровень"
Различные варианты тестовых заданий по биологии 9 класс к теме "Введение в биологию, молеклярный уровень", учебник Криксунова, Каменского....
Методические разработки в форме итоговых тестов по биологии для 6-11 классов
Тесты в форме ЕГЭ по биологии для разных классов...
Методическое пособие "Сборник тестов по биологии. Человек "
Сборник предназначен для проведения текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся 8 классовПредлагаемые тесты направлены на проверку усвоения учащимися знаний и умений в объеме, установ...
методическая разработка - тест по биологии 5 класс
простой и доступный тест для пятиклассников...
Методические рекомендации по составлению контрольных тестов по биологии
Методические рекомендации по составлениюконтрольных тестовпо биологии...
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Тест "Предмет биологии. История развития биологии"
Тест "Предмет биологии. История развития биологии"...