конспект урока " Эмбриональное развитие организма"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Индивидуальное развитие организмов.
Эмбриональное развитие.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Вид урока: Комбинированный, с применением ИКТ
Цели и задачи урока:
- познавательная: углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периода и его стадий; показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. Учащиеся должны усвоить понятия: онтогенез, эмбриональный период, бластула, гаструла, дробление, бластомеры, гаструляция, инвагинация, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, органогенез, характеризовать особенности этапов эмбрионального развития;
- развивающая: формировать ключевые компетенции ученика, развивать специальные и общеучебные умения и навыки, использовать их в новых ситуациях. Учащиеся должны уметь аргументировать свои выводы, используя базовые знания предыдущих курсов биологии, самостоятельно прорабатывать учебный материал, вести самостоятельный поиск дополнительной информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать биологические процессы, продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами;
- воспитывающая: содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни, формирование половой грамотности, ценности здоровья, показать значимость для каждого человека данных знаний, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.
Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, диалог, полилог, проблемные ситуации, высказывания философов,), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа с книгой, доп. литературой, иллюстрациями, выполнение заданий в группах, по вариантам) методы рефлексии и самоанализа.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для 3групп учащихся (инструкционные карты), таблицы « Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие частей зародыша».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы «Индивидуальное развитие организмов», используя идеи технологии личностно - ориентированного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная
Методы урока: репродуктивный и частично-поисковый
.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Фронтальная беседа с учащимся. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов»
Вспомните:
- Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных).
- Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое).
-В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ).
- Что такое гамета? (Половая клетка ).
- Какие Вы знаете гаметы? (Яйцеклетка и сперматозоид или спермии).
- Где они образуются? (В половых железах).
- Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет).
- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?
(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).
- В чём биологическое значение оплодотворения? (Восстановление диплоидного набора хромосом).
- Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота).
Каждый из нас рано или поздно задает себе вопрос – что главное в жизни? Каждый из вас ответит на этот вопрос по разному
Опрос
А я бы ответила, что самое главное в жизни – это жизнь ответ парадоксальный, но именно он включает в себя все ваши ответы. Главное в жизни это жизнь а именно то что мы даем начало новой жизни
Просмотр видеоролики
Давайте попробуем определить тему урока - слайд
Какова цель сегодняшнего урока
Эпиграф урока – слайд
«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования» Ч.Дарвин
Слайд схема онтогенез – эмбриональный и постэмбриональный период
Основные этапы эмбриогенеза.
Какие изменения происходят с эмбрионом на каждом этапе?
О проекте . результатом нашего проекта будет графическая переработка информации в виде таблицы
Предложите графы таблицы. Стадии , особенности , конечный результат
Организация работы в 3 группах
(инструкционные карты)
-1.Стадия дробления Стадия гаструляция
2. Стадия органогенеза
-3. Группа: Влияние на зародыш факторов среды
Выслушиваем ответы групп.
Закрепление.
Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.
органы | эктодерма | энтодерма | мезодерма |
Головной мозг | |||
Почки | |||
Кости и хрящи | |||
Легкие | |||
Кровь | |||
Кишечник | |||
Эпителий кожи | |||
Органы слуха | |||
Пищеварительные железы | |||
Мышечная ткань |
Задание №4
С2.Найди ошибки в приведенном тексте
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
Задание №2.
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
А) нейруляция
Б) зигота
В) бластула
Г) морула
Д) гаструла
Е) нейрула
Ответ: бгвдае
37. Что такое бластула? Что представляют собой бластомеры? На какой стадии они образуются? Сколько слоев клеток имеет бластула?
1. Бластула — это зародыш с полостью внутри. Бластомеры — клетки внутри бластулы.
2. Бластомеры образуются на стадии дробления.
3. Бластула имеет один слой клеток и полость — бластоцель.
37. Что включает в себя органогенез? Приведите два этапа. Какой зародышевый листок закладывается в зародыше на стадии нейрулы? Где он расположен?
1. Органогенез представлен нейрулой и образованием органов.
2. На стадии нейрулы закладывается мезодерма.
3. Мезодерма расположена между эктодермой и энтодермой.
Домашнеее задание:
Для всех : параграф 36
Для тех кто сдает егэ – вопрос 8 на сайте «Решу ЕГЭ»
Рефлексия.
Инструктивная карта для 1 группы.
Прочитайте текст учебника с.131-133 и текст дополнительного материала
Ответьте на вопросы :
С чего начинаетсяя стадия дробления?.
Какой процесс способствует стадии дробления?.
Что происходит с клетками на стадии дробления?
Что в конечном итоге получается на стадии дробления
Как называется однослойный зародыш, получившийся на стадии дробления?
Что образуется в результате процесса гаструляции?
На основе какого процесса он происходит?
На какой стадии происходит реализация генетического материала?
Ответы занесите в таблицу
Дополнительный материал для 1 группы.
Дробление зиготы
Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится в ранние периоды формирования эмбриона. Деление клеток на стадии дробления происходит благодаря митозу. Общий размер зародыша не увеличивается. Это происходит потому, количество клеток увеличивается. А размеры клеток уменьшаются.Получается морула — кластер из маленьких зародышевых частичек. Функции дробления: получение достаточного числа клеток для формирования органов и систем;. На стадии, когда есть 8—16 новых клеток, кластер начинает увеличиваться за счет расширения пространства между элементами. Затем следует резкое уменьшение размеров шара ввиду сокращения межклеточного расстояния. Дифференцированные в процессе дробления клетки называются бластомеры, они становятся предшественниками будущей бластулы. Вначале бластомеры располагаются близко друг к другу, образуя морулу, затем между ними появляются полости, наполненные жидкостью — бластоцели. Стенка бластодерма появляется путем передвижения клеток к наружной оболочке. На стадии бластулы объем зародыша не становится больше первоначальной оплодотворенной клетки. Итогом дробления является видоизменение зиготы до однослойного зародыша бластулы.
Процесс гаструляции
Сущность этого этапа эмбриогенеза заключается в воспроизводстве многослойного зародыша со статусом гаструлы. У примитивных или одноклеточных представителей бластодерма преобразовывается в наружную эктодерму — зародышевый листок. Подобный внутренний элемент называется энтодермой. Появление двух зародышевых листков относится к показателям гаструляции. У позвоночных во время процесса появляется третий листок, называемый мезодермой, он располагается между двумя первыми. В течение гаструляции выделяются периоды: формирование энто- и эктодермы в виде двухслойной бластулы; появление мезодермы в форме трехслойного зародыша. У позвоночных развитие ускоряется в результате развития среднего листка. В процессе перемещения клеток изменяется структура зародыша, который из бластулы преобразовывается в гаструлу. Важным фактором является процесс дифференцировки, во время которой осуществляется переход к активному применению информации материнского и отцовского генома. Различный состав клеточной цитоплазмы становится регулятором генетической инициативы.
Инструктивная карта для второй группы.
Прочитайте текст учебника на с.133-134.
Проанализируйте текст и ответьте на вопрос, что формируется из каждого зародышевого листка?
Ответ представьте в виде таблицы.
Инструктивная карта для 3 группы
Прочитайте дополнительный материал и текст учебника на с. 135.
Проанализируйте его и представьте ответ в виде схемы.
Дополнительный материал: (для 3 группы)
Влияние алкоголя на развитие зародыша.
Не следует представлять себе дело так, что алкогольные дефекты всегда настолько очевидны, что по внешнему виду ребёнка можно сразу определить, есть оно или нет. Например, микроцефалия - недоразвитие коры головного мозга - может проявляться в самой различной степени: от весьма умеренного отклонения от нормы до полного отсутствия коры полушарий головного мозга.
Приведу результат одного из многочисленных медицинских исследований влияния алкоголя на развитие человека на разных стадиях.
Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим движения, врачебное наблюдение).
Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа алкогольного синдрома плода.
Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.
Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически употребляющей алкоголь.
Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям - не пейте. Слишком велик риск непредвиденных осложнений.
Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача - педиатра, В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4-5 лет систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех, которые хорошо развивались физически.
Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно-таки оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен не пить в течение 1-2 лет (это касается и женщин).
Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ - здоровье СВОИХ детей
Влияние никотина на развитие плода человека
Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением маточно-плацентарного кровотока, продолжающийся 20-30 минут после одной выкуренной сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного, так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде – довольно загадочного явления, когда ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.
Пороки развития, вызываемые курением.
Уже в конце 60-х — начале 70-х годов медики обратили внимание на то, что некоторые черепно-лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей, родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, «волчья пасть», то есть расщепление твердого нёба, и «заячья губа», то есть расщепление верхней губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.
Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все-таки и частота, и выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме. Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно-лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.
Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть — 50—70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально, база для таких подсчетов уже создается.
А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится — последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.
Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой, требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений, содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное — табак, как и алкоголь, принося сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.
Влияние наркотиков на развитие беременности
Длительное употребление наркотиков приводит к негативным изменениям в физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы страдают расстройствами пищеварения, происходит поражение и разрушение печени, активно отмирают клетки головного мозга, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д. При употреблении наркотиков происходит значительное снижение выработки половых гормонов (уменьшается способность к зачатию). И хотя половое влечение при наркомании прогрессивно снижается, около 25% наркоманов имеют детей. Которые страдают различными тяжелыми недугами и патологиями, вызванными приемом наркотиков их родителями. Некоторые наркотические вещества провоцируют негативные изменения еще в хромосомах половых клеток, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии всегда приводят к неблагоприятным последствиям для потомства. Большинство зародышей с такими нарушениями в развитии погибают, но у живых формируются серьезные пороки развития — уродства. Случаи смертности новорождённых детей у женщин принимающих наркотики достигает 80%.Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Так как печень плода не достаточно развита наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его организме принося непоправимые разрушения в системах и органах развивающегося организма.
Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой «ломки», которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде сильной раздражительности и нервного возбуждения).
Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как: резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может развиться синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики (опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие наркотики. Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление наркотиков может оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма.
Стадия онтогенеза | особенности | Конечный итог |
Дробления или бластулы | ||
гаструла | ||
Нейрула или органогез |
эктодерма | энтодерма | мезодерма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.
Урок изучения нового материала, в котором рассматриваются следующие цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии орган...
Тест по теме "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"
Тест по теме "Эмбриональное развитие организма" в 11 классе по программе И.Н.Пономарёвой...
Конспект урока "Индивидуальное развитие организмов"
Урок по биологии для учащихся 10 класса....
Презентация "Эмбриональное развитие организма"
Презентация для урока в 9 классе...
Онтогенез. Эмбриональное развитие организма
Урок “Онтогенез. Эмбриональное развитие организма” построен на основе использования информационных технологий и методов развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления о...
Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.Цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организма; Развивающ...