Интегрируемый урок биологии и математики в 5 классе "Увеличительные приборы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Интегрируемый урок на трансормируемой платформе в 5 классе "Увеличительные приборы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_matematiki_i_biologii.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок на трансформируемой платформе
«Во сколько раз увеличивает микроскоп?»
Учитель биологии Кухарь Ю.Н
Учитель математики Юрченко В. А
Место проведения: классная комната 5 класса, науколаб
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск формулирования темы урока. | Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд №1 презентации | Прослушивают и анализируют исторический факт.
| Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. | Включаются в урок во взаимодействии с учителем. | Сотрудничество с учителем | Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах | Сопоставление известного с тем, что еще не известно. |
2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации № 2,3 | Работа учащихся в 1 зоне лаборатории: «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое». Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию (Приложение №3). Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. | Анализ дополнительной информации | Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися | Осуществление совместной познавательной деятельности в паре | Преобразуют информацию | Умение преобразовать информацию |
3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий. | Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации № 5,6,7; комментирует и направляет деятельность учащихся. | 1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33. 2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32. Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33. Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 8,9 презентации. | Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». Синтез о значимости каждой из частей микроскопа. | Работа и консультации в парах. | Осуществление совместной познавательной деятельности в паре и в сотрудничестве с учителем. | Проводят самооценку своим действиям. | Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. |
4. Первичное закрепление Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его применять. 5. Самостоятельная работа и самопроверка. Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. 6. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Консультирует работу учащихся в РК. Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2) Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе. | Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в РК. Работа учащихся в 3 зоне лаборатории «Мои знания» Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2) Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». | Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации. Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия. | Работа и консультация в парах. Работа и консультация в парах. Индивидуальная работа в РК. Диалог с учителем и обучающимися | Осуществление совместной познавательной деятельности Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли. | Проводят самооценку своим действиям. Проводят самооценку своим действиям. Проводят самооценку полученным знаниям и умениям. | Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев. Осознание уровня качества сформированных знаний |
7.Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности? | Диалог с учителем и обучающимися | |||||
8. Домашнее задание | Консультирует и объясняет д/з п.6, 321,22,23, подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия микроскопа, подготовиться к лабораторной работе. | Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з |
Приложение 1.
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
1. История создания и использования увеличительных приборов
Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).
Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.
2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии
Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркало
Рабочая карта учащегося 5 класса___________________________________________
1.Математическая разминка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________баллов
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Максимальное количество баллов 17
17 – 16 баллов Оценка «5»
15 -13 баллов Оценка «4»
12 -10 баллов Оценка «3»
2. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?
1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 6._______________________________ |
_________________ баллов
3. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
1. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?
1) ×740 2) ×280 3) ×47 4) ×33
2. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?
1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40 2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80 4) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
3. Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?
1) ×4000 2) ×220 3) ×180 4) ×10
4. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть
1) форму клетки простейших 2) хлоропласты растительной клетки
3) рибосомы бактерий 4) ядро растительной клетки
____________баллов
4. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Расположите в правильной последовательности алгоритм работы с микроскопом.
3. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
2. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
4. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
1. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.
_____________баллов
ОЦЕНКА за урок_____________
Максимальное количество баллов 17
17 – 16 баллов Оценка «5»
15 -13 баллов Оценка «4»
12 -10 баллов Оценка «3»
Домашнее задание
- Параграф прочитать.
- Выполнить кроссворд
- Решить задания по математике
Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
4. | ||||||||||||
1. | 2. | |||||||||||
1. | 4. | 3. | ||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
5. |
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
Задания по математике:
- Каков истинный размер споры гриба, если объектив микроскопа дает стократное увеличение, а окуляр шестикратное?
- Диаметр красного кровяного шарика 7,5 мкм. Каков диаметр его изображения в микроскопе, если объектив микроскопа дает двухсоткратное увеличение, о окуляр – шестикратное?
Закрепление
- Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят. (окуляр) объектив
- Часть микроскопа направляющая свет. (зеркальце) тубус
- Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива ×70? (420), 240
- Ручная лупа с 20-кратным увеличением позволяет увидеть (форму клетки) рибосомы
- Веронике необходимо изучить строение животной клетки. Для успешного выполнения исследования ей необходим микроскоп с увеличением, равным ×350. У нее есть объектив, дающий увеличение в 50 раз. Какое увеличение окуляра ему необходимо?(7) 9,8
Продолжите фразу «Сегодня на уроке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биология и математика "Лес - наше богатство"
Интегрированный урок биология и математика "Лес - наше богатство" может быть проведён в 6 классе после изучения темы "Отделы растений" или при изучении темы "Многообразие голосеменных растений". Урок ...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Цель урока обобщить, систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследс...
Презентация к уроку биология 6 класс "Устройство увеличительных приборов".
Презентация к уроку биология 6 класс "Устройство увеличительных приборов"...
Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"
Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"...
Интегрируемый урок биологии и математики в 5 классе по теме: "Шляпочные грибы"
На занятии предлагается интеграция темы окружность по математике и строение шляпочных грибов по биологии....