Элективный курс «Основные вопросы биологии», 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки; основной образовательной программа школы.
Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.
Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Изучение элективного курса «Основные вопросы биологии » не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elek._po_biologii_11.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано. Руководитель ШМО ____________ Протокол № ____ от ___.___.2019 г. | Согласовано. Заместитель директора МОУ СОШ с. Царевщина ____________ «___»_______2019 г. | Утверждаю. Директор МОУ СОШ с. Царевщина ____________ «____»_________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Давыдовой Ольги Михайловны,
учителя биологии и химии
по биологии 11 класс
элективный курс «Основные вопросы биологии»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2019 г.
2019– 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки; основной образовательной программа школы.
Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.
Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Изучение элективного курса «Основные вопросы биологии » не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Цели и задачи курса «Основные вопросы биологии» 11 класс
Цели:
освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у человека; об особенностях человека как объекта генетических исследований и основных методах изучения генетики человека; об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью; о модификационной изменчивости в популяции человека;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека; составлять осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Задачи:
показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой
древности;
- закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии;
- показать особенности человека как объекта генетических исследований;
- показать генетические основы индивидуальности каждого человека;
- знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;
- показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей;
- показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары;
- показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий;
- показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс
Учащиеся должны знать:
- об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
- о геноме человека;
- о различных механизмах основах онтогенеза человека;
- о мутациях, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутации, встречающихся в клетках человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
- о модификационной изменчивости в популяциях человека;
- о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.
Учащиеся должны уметь:
- применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
- давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
- осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно – популярной литературой, с периодическими изданиями;
- работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха;
- соблюдения мер профилактики заболеваний;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- применения биологических знаний при охране окружающей среды человека и здоровья человека;
- оценивания воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Содержание по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс.
I Основы генетики человека (6ч.)
Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.
Практическая работа. Решение генетических задач по теме: «Наследование групп крови».
II Основные методы исследования в генетики человека (5ч.)
Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.
III Основы цитогенетики (4ч.)
Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов.
IV Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека (11ч.)
Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов. Решение задач.
Практическая работа. Решение генетических задач по темам: «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование», «Сцепленное наследование генов», «Генетика пола».
V Медико-генетическая служба (2ч.)
Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями.
VI Генетические основы онтогенеза (2ч.)
Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека. Дифференциация пола человека.
VII Основы популяционной генетики человека (2ч.)
Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.
VIII Основы экологической генетики человека (2ч.)
Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика как часть экологической генетики.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования по элективному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
умение объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость
защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
- проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
Календарно –тематическое планирование план курса «Основные вопросы биологии», 11 класс.
№ п/п | Тема урока | план | факт |
1 | Генетика человека | 06.09.2019 | |
2 | Становление генетики человека | 13.09.2019 | |
3 | Донаучные представления о наследовании признаков у человека | 20.09.2019 | |
4 | Наследование групп крови | 27.09.2019 | |
5 | Развитие медицинской генетики | 04.10.2019 | |
6 | Развитие современной генетики человека, их задачи | 11.10.2019 | |
7 | Генеалогический метод | 18.10.2019 | |
8 | Близнецовый метод | 25.10.2019 | |
9 | Цитогенетический метод | 08.11.2019 | |
10 | Антропогенетический метод | 15.11.2019 | |
11 | Составление и анализ родословных | 22.11.2019 | |
12 | Классификация человека | 29.11.2019 | |
13 | Геном человека | 06.12.2019 | |
14 | Группы сцепления у человека | 13.12.2019 | |
15 | Выявление хромосомных синдромов | 20.12.2019 | |
16 | Развитие медицинской генетики | 27.12.2019 | |
17 | Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы | 17.01.2020 | |
18 | Генные болезни и норма | 24.01.2020 | |
19 | Генные болезни и норма | 31.01.2020 | |
20 | Генетические болезни соматических клеток | 07.02.2020 | |
21 | Задачи и методы генетики | 14.02.2020 | |
22 | Законы Менделя | 21.02.2020 | |
23 | Неполное доминирование | 28.02.2020 | |
24 | Кодоминирование | 06.03.2020 | |
25 | Неполное доминирование | 13.03.2020 | |
26 | Решение задач | 20.03.2020 | |
27 | Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных | 03.04.2020 | |
28 | Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями | 10.04.2020 | |
29 | Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека | 17.04.2020 | |
30 | Дифференциация пола человека. | 24.04.2020 | |
31 | Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства | 08.05.2020 | |
32 | Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов. | 15.05.2020 | |
33 | Генетический груз и антропогенные факторы. | 22.05.2020 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА»
Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повс...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Программа элективного курса "Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"
итоговой аттестации за курс основной школы говорят о том, что решаемость задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...
Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)
Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...
Элективный курс "Трудные вопросы биологии" 10 класс
Данная программа рассчитана для обучающихся 10 класса углубленного уровня...
Элективный курс "Основные вопросы биологии" для 8 класса
Основные вопросы биологии...