Конспект урока "МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ. ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ. КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ", 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока для 9 класса "МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ. ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ. КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ". Технология индивидуально-групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mitohondrii_plastidy_9_klass.docx | 231.93 КБ |
prilozheniya.docx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок__. МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ. ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ.
КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ
«Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума,
чем для того чтобы научиться самому»
Мишель де Монтень
Задачи урока:
образовательные – продолжить формирование у учащихся представления о строении органоидов эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);
- сформировать знания о строении и функциях клеточного центра и органоидах движения;
- продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
- убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым;
- выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях.
развивающие – развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;
- продолжить развивать учебно – интеллектуальные умения: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи);
- развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составления плана, схем и таблиц;
- продолжить развивать творческие способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать критическое мышление учащихся;
- осуществлять интеллектуальное развитие учащихся;
- стимулировать интерес к изучению предмета;
- развивать деятельностный подход к учебному процессу со стороны ученика.
воспитательные - воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
- содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы;
- воспитывать умения слушать и анализировать;
- способствовать через организацию групповой работы каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса;
- содействовать становлению их креативных возможностей;
- раскрывать в учащихся уверенность в себе;
- формировать мотивацию;
- создавать высокую степень обученности;
- оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному организму и здоровью.
Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point
Методы и методические приемы: совместное формулирование цели урока; составление конструктивных и репродуктивных вопросов; взаимный опрос; составление монологического ответ с использованием схемы; использование удивительных фактов; «Найди ошибку»; верно ли утверждение; объяснение, фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника, составление схем, таблиц, опорных конспектов, презентация.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитная доска; на каждую группу: листы формата А4, маркеры; карточки оценки индивидуальной работы в группе.
План урока:
- Ориентировочно-мотивационный этап.
- Приветствие;
- Проверка готовности кабинета и класса к уроку;
- Проверка отсутствующих;
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Операционно-познавательный этап.
- Изучение нового материала;
- Закрепление нового материала.
- Оценочно-рефлексивный этап.
- Рефлексия;
- Домашнее задание.
Ход урока:
План урока:
І.Ориентировочно-мотивационный этап.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности кабинета и класса к уроку.
3.Проверка отсутствующих.
4.Актуализация опорных знаний.
- На каком уровне организации живого мы изучаем последние темы?
- Клеточном
- Какие органоиды клетки нам известны и какие функции они выполняют?
Двум учащимся предлагается выполнить задание на интерактивной доске.
Задание: обозначить органоиды и назвать их функции.
Один ученик выполняет задание по растительной клетке, другой – по животной.
Приложение 1.
5. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Остались не обозначенные митохондрии, пластиды, клеточный центр…почему?
-мы их еще не изучали.
- Какая же будет цель урока?
Учащиеся формулируют цель: изучить новые органоиды клетки и
задачи:
- изучить особенности строения и функции митохондрий,
пластид,
клеточного центра.
На столе лежит упаковка антибиотика. Учитель демонстрирует препарат и говорит, что он связан с темой урока. И только изучив материал, учащиеся смогут найти эту связь.
- Операционно-познавательный этап.
1. Изучение нового материала.
Учащиеся сидят группами ( группы сложились в ходе изучения материала по клетке на предыдущих уроках). Группам учитель раздает инструктивные карточки с заданиями для работы на урок.
Инструктивная карта №1.
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
особенности строения митохондрий; анализировать предложенный
функции митохондрий в клетке текст; описывать, сравнивать,
работать в группе, презентовать
теоретический материал
Митохондрии.
Задание1. 5-7 мин
Изучите строение и функции митохондрий, опираясь на следующие вопросы:
1.Сколько мембран покрывает митохондрию?
2. Какие структуры образует внутренняя мембрана?
3. Для чего необходимы ферменты, встроенные в кристы?
4.Каково значение АТФ в клетке?
5.Особенность митохондрий по сравнению с другими органоидами?
6. Во всех ли клетках содержатся митохондрии?
7. Сделайте вывод: какое строение имеют митохондрии (немембранное, одномембранное, двумембранное)
Составьте описание,
опорный конспект (рисунок),
вопросы (3) для других групп по вашей теме
и поделитесь знаниями с учащимися других групп.
Задание 2. 5 -7 минут
Разделите органоиды клетки на 3 типа, в зависимости от особенностей строения.
Составьте схему «Типы органоидов клетки».
В схеме укажите не только названия типов, но и органоиды, которые относятся к каждому типу.
Инструктивная карта №2.
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
многообразие пластид, анализировать предложенный особенности строения хлоропластов; текст; описывать, сравнивать,
функции пластид в клетке работать в группе, презентовать
теоретический материал,
составлять опорный конспект,
схемы.
Пластиды
Задание1. 5-7 мин
Изучите строение и функции хлоропластов, опираясь на следующие вопросы:
1.Сколько мембран покрывает хлоропласт?
2. Что образует внутренняя мембрана?
3. Где находится хлорофилл?
4. Для чего он необходим?
5.Что образуется между гранами хлоропластов?
6. Подведите итог: каковы функции хлоропластов?
7. В каких клетках содержатся хлоропласты?
8. Почему пластиды могут самостоятельно размножаться?
9. Сделайте вывод: какое строение имеют пластиды (немембранное, одномембранное, двумембранное)
Составьте описание,
опорный конспект (рисунок),
вопросы (3) для других групп по вашей теме
и поделитесь знаниями с учащимися других групп.
Задание 2. 5 минут
Сравните строение митохондрий и хлоропластов с прокариотической клеткой.
Чего больше, сходства или различий?
Результат представьте в виде таблицы или схемы, или в любом другом виде по вашему усмотрению.
Инструктивная карта №3.
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
строение и функции клеточного центра, анализировать предложенный органоиды движения клеток. текст; описывать, сравнивать,
работать в группе, презентовать
теоретический материал,
составлять опорный конспект,
схемы.
Клеточный центр и органоиды движения.
Задание1. 5-7 мин
1. Изучите строение и функции клеточного центра, опираясь на следующие вопросы.
1.Где расположен клеточный центр в клетке?
2. Чем образован клеточный центр у животных и низших растений?
3. Для чего необходим клеточный центр клетке?
Сделайте рисунок органоида и поделитесь знаниями с учащимися других групп.
2. Изучите представленный в учебнике материал об органоидах движения клеток.
По материалу заполните таблицу.
Реснички | Жгутики | |
Размер | ||
У кого из одноклеточных | ||
Клетки многоклеточного организма |
Таблицу в виде схемы представьте учащимся других групп.
Задание 2. 5 минут
Составьте 5 предложений об органоидах клетки, изученных на уроке. Во всех или в нескольких намеренно допустите ошибки.
Инструктивная карта №4.
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
строение и функции митохондрий анализировать предложенный и хлоропластов текст; описывать, сравнивать,
работать в группе,
презентовать теоретический
материал, составлять опорный
конспект, схемы.
Задание1. 5-7 мин
Сравните строение и функции митохондрий и хлоропластов, опираясь на следующие вопросы.
Общее
1.Сколько мембран покрывает органоиды?
2.Какое строение имеет внутренняя мембрана?
3.Что образуется на внутренней мембране?
4. Митохондрии и пластиды могут сами размножаться. Что для этого у них есть внутри?
Различия
5.В клетках каких организмов присутствуют?
6. Что образуется между гранами хлоропластов?
Результат представьте в виде рисунка, таблицы или схемы, или в любом другом виде по вашему усмотрению.
Задание 2. 5 минут
Придумайте и расскажите сказку о органоидах, изученных на уроке.
Учащиеся в группах выполняют первое задание.
Изучив материал по определенной теме, каждая группа становится экспертами в своей области познания.
Цель группы – объяснить изученную ими тему другим группам;
проверить и подкорректировать степень усвоения учащимися других групп изложенного ими материала.
1 группа крепит на доску подготовленный ими опорный конспект (нарисованную митохондрию); презентует в свободной форме, выбранной группой (рассказ одного представителя или нескольких, или вся группа участвует в презентации, инсценировка и т.д.), свои знания в области строения и функций митохондрий, используя как основу - вопросы инструктивной карты.
Учащиеся 1 группы задают составленные ими вопросы о митохондриях другим группам (вопросы можно задавать как конкретным учащимся из каждой группы, так и всей группе – на усмотрение презентующих).
Учащиеся класса сообщают дополнительный интересный материал о митохондриях, подготовленный дома к уроку.
2 группа излагает и проверяет материал о пластидах.
Учитель обобщает о расположении и функциях пластид кратким рассказом по слайду:
Учащиеся класса сообщают дополнительный интересный материал о пластидах, подготовленный дома к уроку.
3 группа демонстрирует рисунок клеточного центра и делится добытыми самостоятельно знаниями о нем.
Краткое обобщение учителя по слайду:
Так же учащиеся 3 группы рассказывают о органоидах движения по составленной ими сравнительной таблице о ресничках и жгутиках.
Вопросы другим группам, дополнительный материал о клеточном центре и органоидах движения, подготовленный дома к уроку.
2.Обобщение и систематизации изученного материала.
Группы выполняют второе задание из инструктивной карты и презентуют результаты самостоятельной работы.
1 группа делит все изученные органоида на три группы: одномембранные, двумембранные, немембранные и перечисляет входящие в каждую группу органоиды.
4 группа представляет результаты сравнения митохондрий и пластид оформленные в виде рисунка, таблицы или схемы и приходит к выводу, что митохондрии и пластиды по строению очень похожи.
2 группа сравнив двумембранные органоиды эукариотической клетки с прокариотической, приходит к выводу, что митохондрии и хлоропласты по строению очень похожи на прокариотическую клетку.
Учитель, опираясь на слайды, рассказывает теорию симбиогенеза, согласно которой не просто митохондрии являются одними бактериями, «поселившимися» внутри других, а и в целом происхождение эукариот (в том числе и нас с вами) является следствием такого процесса.
Приложение2.
Учитель обращается к классу с вопросом о том, как связана с темой урока упаковка антибиотиков – препарата, убивающего бактерии, лежащая на учительском столе.
После обсуждения в группах, учащиеся дают свои предположения: прием антибиотиков негативно сказывается на работе митохондрий и пластид, т.к. они не забыли своё бактериальное происхождение. Поэтому принимать антибиотики необходимо строго по назначению врача.
3.Закрепление индивидуальное и в группах.
3 группа предлагает 5 предложений об органоидах клетки, в некоторых допущены ошибки. Необходимо найти эти предложения и исправить ошибки. Выполнять задание можно как группами, так и индивидуально.
4 группа предлагает послушать сказку об органоидах клетки и найти допущенные ошибки.
Индивидуальное выполнение заданий на интерактивной доске.
Приложение №3.
Групповое выполнение заданий.
Приложение №4.
- Оценочно-рефлексивный этап.
Подведение итогов урока и рефлексия.
Учащиеся дают оценку как в целом уроку: достигнута ли цель урока, так и своей деятельности. В этом им помогают карточки с вопросами:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Оценка индивидуальной работы в группе выставляется членами каждой группы в таблице
ФИ обучающегося | Поставьте знак « +» в ячейке, соответствующей нужному критерию | |||||||||
Активное участие в работе группы | Генератор идей | Докладчик | Оформитель опорного конспекта | Оценка за урок | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 | Герасина А. | |||||||||
2 | Ванина Л. | |||||||||
3 | Руднева А. | |||||||||
4 | Гречишников М. | |||||||||
5 | Леонтьева А. | |||||||||
6 | Ховалкин Д. | |||||||||
7 |
Домашнее задание: параграф 17.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе
Данный урок был проведен в своей школе в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....
Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.
Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...
Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.
Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...
Презентация по теме "митохондрии. Пластиды. Органоиды движения"
строение клетки. Презентация по теме "митохондрии. Пластиды. Органоиды движения"....
План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классеЦель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.Задачи:- общ...
План конспект урока "Пластиды"
План конспект урока "Пластиды"...
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ,КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ, ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ.»
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ,КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ, ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ.»...