Конспект урока "МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ. ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ. КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ", 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Пирогова Людмила Вячеславовна

Конспект урока для 9 класса "МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ. ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ. КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ". Технология индивидуально-групповой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitohondrii_plastidy_9_klass.docx231.93 КБ
Файл prilozheniya.docx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок__. МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ. ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ.
КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ

«Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, 

чем для того чтобы научиться самому»

Мишель де Монтень

Задачи урока:

образовательные – продолжить формирование у учащихся представления о строении органоидов эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);

  • сформировать знания о строении и функциях клеточного центра и органоидах движения;
  • продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
  •  убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым;
  • выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях.

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;

  • продолжить развивать учебно – интеллектуальные умения: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи);
  • развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составления плана, схем и таблиц;
  • продолжить развивать творческие способности учащихся;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;
  • развивать  критическое мышление учащихся;
  • осуществлять интеллектуальное развитие учащихся;
  •  стимулировать интерес к изучению предмета;
  • развивать деятельностный подход к учебному процессу со стороны ученика.

воспитательные - воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;

  • содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы;
  • воспитывать умения слушать и анализировать;
  • способствовать через организацию групповой работы каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса;
  • содействовать становлению их креативных возможностей;
  • раскрывать в учащихся   уверенность в себе;
  • формировать  мотивацию;
  • создавать высокую степень обученности;
  • оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному организму и здоровью.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point

Методы и методические приемы: совместное формулирование цели урока; составление конструктивных и репродуктивных вопросов; взаимный опрос; составление монологического ответ с использованием схемы; использование удивительных фактов; «Найди ошибку»; верно ли утверждение; объяснение, фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника, составление схем, таблиц, опорных конспектов, презентация.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитная доска; на каждую группу: листы формата А4, маркеры; карточки оценки индивидуальной работы в группе.

План урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.
  1. Приветствие;
  2. Проверка готовности кабинета и класса к уроку;
  3. Проверка отсутствующих;
  4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  5. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
  1. Операционно-познавательный этап.
  1. Изучение нового материала;
  2. Закрепление нового материала.
  1. Оценочно-рефлексивный этап.
  1. Рефлексия;
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

План урока:

І.Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности кабинета и класса к уроку.

3.Проверка отсутствующих.

4.Актуализация опорных знаний.

- На каком уровне организации живого мы изучаем последние темы?

- Клеточном

- Какие органоиды клетки нам известны и какие функции они выполняют?

Двум учащимся предлагается выполнить задание на интерактивной доске.

Задание: обозначить органоиды и назвать их функции.

Один ученик выполняет задание по растительной клетке, другой – по  животной.

Приложение 1.

5. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

- Остались не обозначенные митохондрии, пластиды, клеточный центр…почему?

-мы их еще не изучали.

- Какая же будет цель урока?

Учащиеся формулируют цель: изучить новые органоиды клетки и

задачи:

- изучить особенности строения и функции митохондрий,

пластид,

 клеточного центра.

    На столе лежит упаковка антибиотика. Учитель демонстрирует препарат и говорит, что он связан с темой урока. И только изучив материал, учащиеся смогут найти эту связь.

  1. Операционно-познавательный этап.

1. Изучение нового материала.

Учащиеся сидят группами ( группы сложились в ходе изучения материала по клетке на предыдущих уроках). Группам учитель раздает инструктивные карточки с заданиями для работы на урок.

Инструктивная карта №1.

Учащиеся должны знать:                                    Учащиеся должны уметь:

особенности строения митохондрий;                 анализировать предложенный                  

функции митохондрий в клетке                        текст; описывать, сравнивать,                                              

                                                                          работать в группе, презентовать        

                                                            теоретический материал

Митохондрии.

Задание1.        5-7 мин

 Изучите строение и функции митохондрий, опираясь на следующие вопросы:

1.Сколько мембран покрывает митохондрию?

2. Какие структуры образует внутренняя мембрана?

3. Для чего необходимы ферменты, встроенные в кристы?

4.Каково значение АТФ в клетке?

5.Особенность митохондрий по сравнению с другими органоидами?

6. Во всех ли клетках содержатся митохондрии?

7. Сделайте вывод: какое строение имеют митохондрии (немембранное, одномембранное, двумембранное)

Составьте описание,

опорный конспект (рисунок),

 вопросы (3) для других групп по вашей теме 

и поделитесь знаниями с учащимися других групп.

Задание 2.                    5 -7 минут

Разделите органоиды клетки на 3 типа, в зависимости от особенностей строения.

Составьте схему «Типы органоидов клетки». 

В схеме укажите не только названия типов, но и органоиды, которые относятся к каждому типу.

Инструктивная карта №2.

Учащиеся должны знать:                                    Учащиеся должны уметь:

многообразие пластид,                                  анализировать предложенный особенности строения хлоропластов;          текст; описывать, сравнивать,

функции пластид в клетке                             работать в группе,  презентовать                                          

                                                     теоретический материал,

                                                                         составлять опорный конспект,

                       схемы.

Пластиды

Задание1.        5-7 мин

Изучите строение и функции хлоропластов, опираясь на следующие вопросы:

1.Сколько мембран покрывает хлоропласт?

2. Что образует внутренняя мембрана?

3. Где находится хлорофилл?

4. Для чего он необходим?

5.Что образуется между гранами хлоропластов?

6. Подведите итог: каковы функции хлоропластов?

7. В каких клетках содержатся хлоропласты?

8. Почему  пластиды могут самостоятельно размножаться?

9. Сделайте вывод: какое строение имеют пластиды (немембранное, одномембранное, двумембранное)

Составьте описание,

опорный конспект (рисунок),

 вопросы (3) для других групп по вашей теме 

и поделитесь знаниями с учащимися других групп.

Задание 2.                    5 минут

Сравните строение митохондрий и хлоропластов с прокариотической клеткой.

Чего больше, сходства или различий?

Результат представьте в виде таблицы или схемы, или в любом другом виде по вашему усмотрению.

Инструктивная карта №3.

Учащиеся должны знать:                                    Учащиеся должны уметь:

строение и функции клеточного центра,    анализировать предложенный органоиды движения клеток.                      текст; описывать, сравнивать,    

                                                                       работать в группе, презентовать                                                  

                                                                        теоретический   материал,                                                                                          

                                                                        составлять опорный конспект,

                                                                        схемы.      

Клеточный центр и органоиды движения.

Задание1.        5-7 мин

1. Изучите строение и функции клеточного центра, опираясь на следующие вопросы.

1.Где расположен клеточный центр в клетке?

2. Чем образован клеточный центр у животных и низших растений?

3. Для чего необходим клеточный центр клетке?

Сделайте рисунок органоида и поделитесь знаниями с учащимися других групп.

 

2. Изучите представленный в учебнике материал об органоидах движения клеток.

По материалу заполните таблицу.

Реснички

Жгутики

Размер

У кого из одноклеточных

Клетки многоклеточного организма

Таблицу в виде схемы представьте учащимся других групп.

Задание 2.                    5 минут

Составьте 5 предложений об органоидах клетки, изученных на уроке. Во всех или в нескольких намеренно допустите ошибки.

Инструктивная карта №4.

Учащиеся должны знать:                                    Учащиеся должны уметь:

строение и функции митохондрий                     анализировать предложенный                                 и хлоропластов                                                     текст; описывать, сравнивать,    

                                                                               работать  в    группе,                                                  

                                                                               презентовать теоретический                                                                                                

                                                                              материал, составлять опорный

                                                  конспект, схемы.

Задание1.        5-7 мин

Сравните строение и функции митохондрий и хлоропластов, опираясь на следующие вопросы.

Общее

1.Сколько мембран покрывает органоиды?

2.Какое строение имеет внутренняя мембрана?

3.Что образуется на внутренней мембране?

4. Митохондрии и пластиды могут сами размножаться. Что для этого у них есть внутри?

Различия

5.В клетках каких организмов присутствуют?

6. Что образуется между гранами хлоропластов?

Результат представьте в виде рисунка, таблицы или схемы, или в любом другом виде по вашему усмотрению.

Задание 2.                    5 минут

Придумайте и расскажите сказку о органоидах, изученных на уроке.

      Учащиеся в группах выполняют первое задание.

Изучив материал по определенной теме, каждая группа становится экспертами в своей области познания.

      Цель группы – объяснить изученную ими тему другим группам;

 проверить и подкорректировать степень усвоения учащимися других групп изложенного ими материала.

      1 группа крепит на доску подготовленный ими опорный конспект (нарисованную  митохондрию); презентует в свободной форме, выбранной группой (рассказ одного представителя или нескольких, или вся группа участвует в презентации, инсценировка и т.д.), свои знания в области строения и функций митохондрий, используя как основу  - вопросы инструктивной карты.

    Учащиеся 1 группы задают составленные ими вопросы о митохондриях другим группам (вопросы можно задавать как конкретным учащимся из каждой группы, так и всей группе – на усмотрение презентующих).

    Учащиеся класса сообщают дополнительный интересный материал о митохондриях, подготовленный дома к уроку.

2 группа излагает и проверяет материал о пластидах.

Учитель обобщает о расположении и функциях пластид кратким рассказом по слайду:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1182/0002d0a1-ba1b7294/img2.jpg

     Учащиеся класса сообщают дополнительный интересный материал о пластидах, подготовленный дома к уроку.

      3 группа демонстрирует рисунок клеточного центра и делится добытыми самостоятельно знаниями о нем.  

Краткое обобщение учителя по слайду:

https://myslide.ru/documents_3/fe531382ac67bec7743174f7b724a71d/img33.jpg

   Так же учащиеся 3 группы рассказывают о органоидах движения по составленной ими сравнительной таблице о ресничках и жгутиках.

    Вопросы другим группам, дополнительный материал о клеточном центре и органоидах движения, подготовленный дома к уроку.

2.Обобщение и систематизации изученного  материала.

    Группы выполняют второе задание из инструктивной карты и презентуют результаты самостоятельной работы.

    1 группа делит все изученные органоида на три группы: одномембранные, двумембранные, немембранные и перечисляет входящие в каждую группу органоиды.

    4 группа  представляет результаты сравнения митохондрий и пластид оформленные в виде рисунка, таблицы  или схемы и приходит к выводу, что митохондрии и пластиды по строению очень похожи.

    2 группа сравнив двумембранные органоиды эукариотической клетки с прокариотической, приходит к выводу, что митохондрии и хлоропласты по строению очень похожи на прокариотическую клетку.

   

    Учитель, опираясь на слайды, рассказывает теорию симбиогенеза, согласно которой не просто митохондрии являются одними бактериями, «поселившимися» внутри других, а и в целом происхождение эукариот (в том числе и нас с вами) является следствием такого процесса.

 Приложение2.

     Учитель обращается к классу с вопросом о том, как связана с темой урока упаковка антибиотиков – препарата, убивающего бактерии, лежащая на учительском столе.

     После обсуждения в группах, учащиеся дают свои предположения: прием антибиотиков негативно сказывается на работе митохондрий и пластид, т.к. они не забыли своё бактериальное происхождение. Поэтому принимать антибиотики необходимо строго по назначению врача.

     

    3.Закрепление индивидуальное и в группах.

           3 группа предлагает 5 предложений об органоидах клетки, в некоторых допущены ошибки. Необходимо найти эти предложения и исправить ошибки. Выполнять задание можно как группами, так и индивидуально.

       

         4 группа предлагает послушать сказку об органоидах клетки и найти допущенные ошибки.

     

         Индивидуальное выполнение заданий на интерактивной доске.

 Приложение №3.

         Групповое выполнение заданий.

Приложение №4.

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

    Подведение итогов урока и рефлексия.

   Учащиеся дают оценку как в целом уроку: достигнута ли цель урока, так и своей деятельности. В этом им помогают карточки с вопросами:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

     

     Оценка индивидуальной работы в группе выставляется членами каждой группы в таблице

ФИ

обучающегося

Поставьте знак « +» в ячейке, соответствующей нужному критерию

Активное участие в работе группы

Генератор идей

Докладчик

Оформитель

опорного конспекта

Оценка за урок

1

2

3

4

5

1

Герасина А.

2

Ванина Л.

3

Руднева А.

4

Гречишников М.

5

Леонтьева А.

6

Ховалкин Д.

7

Домашнее задание: параграф 17.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Презентация по теме "митохондрии. Пластиды. Органоиды движения"

строение клетки. Презентация по теме "митохондрии. Пластиды. Органоиды движения"....

План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классеЦель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.Задачи:- общ...

План конспект урока "Пластиды"

План конспект урока "Пластиды"...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ,КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ, ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ.»

КОНСПЕКТ УРОКА  НА ТЕМУ: «ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, МИТОХОНДРИИ. ПЛАСТИДЫ,КЛЕТОЧНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ, ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ.»...