Разработка урока "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Лист — в ботанике наружный орган растения, основными функциями которого является фотосинтез, газообмен и транспирация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_stroenie_lista.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Дата:
Класс: 6
Тема: «Внешнее строение листа»
Цель:.
Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:
- личностный результат – формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями
- метапредметный результат – развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми ими функциями
- предметный результат – учащиеся знают, могут называть особенности строения листьев и выполняемые ими функции.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Вид учебного занятия: урок, практикум
УМК:
- Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2016. – 207, с
- Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 93 с
Оборудование учебного занятия: мультимедийная установка, персональный компьютер, учебник,
Основные термины и понятия: листовая пластинка, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.
Этапы учебного занятия
Название этапа | Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся | |
1. Организационный этап | Здравствуйте! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь. | |
2. Этап фронтальной проверки домашнего задания | Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии Что же такое побег? Из каких частей он состоит? Какие виды листорасположения вы знаете? Что такое почка? Чем отличаются вегетативные почки от генеративных? | Дети отвечают (Побег и почки) Дети отвечают (Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые.) Очередное, например береза, ива (листья в узлах располагаются по одному и растут на стебле поочередно), Ответ детей (на каждые 10,5 м – на 1 мм) Супротивное, например клен, сирень (листья по два в узле – один лист против другого), Мутовчатое, например элодея (листья по три и более в узлах) Почка – зачаточный побег Если на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья, то такие почки – вегетативные, а генеративные почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму |
3. Этап всесторонней проверки УУД | 1. Побег развивается из…:
2. Места прикрепления листьев к побегу называют…
3. После опадания листа на его месте на побеге остается…
4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют…
5. Почки растений умеренной зоны, как правило, …
6. Из почки на побеге появляются…
7. Промежутки между листьями на побеге называются…
| Дети выполняют тест, после меняются листочками и выполняют взаимопроверку. Ответы:
Критерии оценок: «5» – нет ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3-4 ошибки; «2» – более 4 ошибок. |
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
Первый на ветке, глянь, зеленеет, Осенью желтый цвет он имеет. В книжке, в тетрадке второй ты найдешь, Эту загадку на нем ты прочтешь. Третий же крышу собой покрывает, Крыша такая уж течи не знает. А вот четвертый в Венгрии жил, И пианистом известным он был. (Лист) Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях. Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем. | Дети отвечают Записывают тему в тетрадь |
5. Этап усвоения новых знаний | Лист – один из основных органов зеленого растения. Какое он занимает положение на стебле? - боковое, располагаясь в узлах стебля. Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. Функции листа: Лист – это плоский зеленый орган побега. В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.23). Работа с учебником. Какое строение имеет лист? - лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа). Учитель обращает внимание на края листовых пластинок. Следующая часть листа – это черешок. Какова роль черешка? - черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами. На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа. Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части. Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю. Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев. Листья Черешковые Сидячие (есть черешок) (нет черешка) Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки. Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков? - алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь). Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству листовых пластинок. По числу листовых пластинок на черешке листья делятся: Листья Простые Сложные (на одном черешке – (на одном черешке - одна листовая пластинка) несколько листовых пластинок) Клен Каштан, шиповник У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других. Работа с листьями комнатных растений. Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите? (Четко выраженные жилки.) Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности. Расположение жилок на листе называется жилкованием. Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях. Жилкование Сетчатое Параллельное Дуговое (жилки многократно (жилки расположены (жилки расположены ветвятся, образуя сеть) параллельно друг другу) по дуге) Дуб, пеларгония Пшеница, лук Ландыш Класс двудольные Класс однодольные (исключение подорожник - (исключение вороний глаз – сетчатое) дуговое) Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных объектов. | Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях. |
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала | Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? Вы достигли этой цели? Что нового вы узнали на уроке? Какие источники вы использовали для получения информации? | |
7. Этап закрепления нового материала | Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся) Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока. Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. | |
8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | Домашнее задание § 6, ответы на ?, задания рабочей тетради | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
9. Подведение итогов урока: домашнее задание, формы оценивания учащихся | Итак, мы изучили тему. Какую тему на уроке мы с вами изучили? Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какие были трудности? Что хотели бы узнать дополнительно? | Ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Внешнее строение листа"
Открытый урок на районном семинаре по ботанике, в 6 классе....
методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса
Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...
методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса
Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...
методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа"
эта методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа " рекомендуется для 6 класса основной школы. В уроке использованы обучающие структуры по сингапурской методике , компьютерные ...
Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...
Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"
Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....
Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».
Задания по типу ВПРдля проведения проверочной работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок...