План работы с одаренными детьми по биологии и химии
учебно-методический материал по биологии

Никифорова Марина Юрьевна

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rab._s_odaren._detmi_biologiya_i_himiya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новые  Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/_____________/

«___»_____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ

с. Новые Карамалы

____________/Гордеев В.А./

Приказ от «__»______20___г.

№ ____

ПЛАН РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Никифоровой Марины Юрьевны,

учителя первой категории,

срок реализации: 2018-2019 учебный год

уровень основного общего образования

с. Кекен-Васильевка

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Выявление одаренных детей

        Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Условно выделяют три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
  1. Цель работы с одаренными детьми
    - развитие кругозора учащихся в области биологии, развитие творческих способностей, создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

  • Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;
  • Доведение индивидуального развития личности каждого ребёнка до максимального уровня;
  • Работа над повышением конкурентоспособности школы, формирование имиджа школы высокой культуры творчества

Принципы работы  с одарёнными детьми:

  • Индивидуализация обучения, принцип опережающего обучения;
  • Принцип комфортности в любой деятельности;
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
  • Возрастание роли внеурочной деятельности;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип добровольности

Формы работы:

  • Индивидуальная работа с учащимися на уроках биологии;
  • Проведение дополнительных занятий;
  • Привлечение учащихся к написанию докладов, рефератов, творческих работ, составление ребусов, кроссвордов;
  • Участие в НОУ;
  • Участие в олимпиадах и конкурсах;
  • Индивидуальные развивающие занятия

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический  – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

1.Условия успешной работы с одаренными учащимися.

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

2.Формы работы с одаренными учащимися.

-занятия  с сильными учащимися;

-факультативы;

-конкурсы ;

-интеллектуальный марафон;

-участие в олимпиадах;

-работа по индивидуальным планам.

3.Ресурсное обеспечение программы:

- библиотечный фонд – наличие литературы

-  ИКТ

4.Критерий эффективности:

1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2. Отсутствие неуспевающих по предмету;

3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих  биологию как экзамен с успешной сдачей его;

4. Учащиеся принимают участие в  олимпиадах и конкурсах различного уровня:

5. Результаты реализации программы.

ПЛАН  РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ  ДЕТЬМИ

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности.

Сентябрь

Никифорова М.Ю.

2

Выявление одаренных детей. Проведение тест методик, тестов- опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Октябрь

Никифорова М.Ю.

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течение года

Никифорова М.Ю.

4

Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах

Ежегодно

Никифорова М.Ю.

5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

Регулярно

Никифорова М.Ю.

6

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.

Еженедельно

Никифорова М.Ю.

7

Разработка  планов индивидуальной работы с детьми;

-проведения занятий с детьми;

-отработка форм, методов, приёмов работы;

 -создание мониторинга    результативности работы с одарёнными детьми

Еженедельно

Никифорова М.Ю.

8

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе

Май

Никифорова М.Ю.

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ

Ф.И. учащихся

Этапы подготовки

Дата

8 класс

Алексеева Ангелина

9 класс

Матвеев Дмитрий

Подготовка к предметным олимпиадам

по биологии:

1. Знакомство со структурой олимпиадных  

     заданий. Классификация живых организмов.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика.  

     Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы,  

     Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Разбор олимпиадных заданий. Консультация.

8. Разбор практических заданий

9. Решение задач по цитологии

10. Решение задач по генетике

11. Разбор олимпиадных заданий различного  

       уровня сложности

12. Биосфера. Экология.

1 нед. окт.

2 нед. окт.

3 -4 нед. окт

4 нед. окт.,2 нед. нояб.

2 -4нед. нояб.

декабрь

январь

февраль

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

Программа и план работы с одаренными детьми по биологии и экологии

Цель программы:Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального ра...

Работа с одаренными детьми по биологии и химии

Публикация о работе с одаренными и мотивированными детьми по биологии и химии. Речь идет о формах  и методах работы используемые мной на практике обучения биологии и химии....

Программа работы с одаренными детьми по биологии

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллект...

План работы с одаренными детьми по биологии, экологии и химии

Цель:Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития ода...