Календарно - тематическое планирование 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Календарно - тематическое планирование. 9 класс. Линейный курс. Программа Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно- тематическое планирование | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Педагогические средства | Домашнее задание | Дата |
Раздел 1 Введение (10 часов) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —доказательства родства человека и животных; —вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека; —науки, изучающие организм человека; —основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов. Учащиеся должны уметь: —объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей; —характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека; —сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения; —выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя; —работать в соответствии с поставленной учебной задачей; —участвовать в совместной деятельности; —оценивать свою работу и работу одноклассников; —выделять главные и существенные признаки понятий; —сравнивать объекты, факты по заданным критериям; —высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами; —выявлять причинно - следственные связи; —использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации; —работать с текстом и его компонентами; —создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий. Тема: Место человека в системе органического мира (2 часа) | ||||||
1 | Место человека в системе органического мира | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный | Характеризуют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека, делают выводы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | ||
2 | Сходство и различие человека и животных | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | ||||
Тема: Происхождение человека (2 часа) | ||||||
3 | Происхождение человека Этапы его становления. | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство | Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
4 | Расы человека, их происхождение и единство | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||||
Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) | ||||||
5 | Науки, изучающие человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий | Объясняют роль наук о человеке для сохранения и поддержания его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
6 | Великие анатомы и физиологи | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||||
Тема: Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | ||||||
7 | Клеточное строение организма. | Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза | Выявляют основные признаки организма человека. Называют основные структурные компоненты клеток, тканей, находят их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов человека. Различают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | ||
8 | Ткани. Практическая работа №1 «Микроскопическое строение тканей». | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||||
9 | Органы. Системы органов. | |||||
10 | Системы органов. Практическая работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||||
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (56 часов) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу; —строение и функции органов и систем органов человека. Учащиеся должны уметь: —распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека; —аргументированно доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами; —оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.; —применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний; —соблюдать санитарно-гигиенические требования; —соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии; —приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды; —объяснять место и роль человека в биосфере. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —организовывать свою учебную деятельность; —ставить учебные задачи; —планировать и корректировать свою познавательную деятельность; —объективно оценивать свою работу и работу товарищей; —сравнивать и классифицировать объекты; —определять проблемы и предлагать способы их решения —применять методы анализа и синтеза; —использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета; —представлять информацию в различных формах; —составлять аннотации, рецензии, резюме; —уметь делать сообщение, вести дискуссии. Личностные результаты обучения —Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству; —формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию; —формирование целостного научного мировоззрения; —осознание учащимися ценности здорового образа жизни; —знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях; —формирование экологического мышления. | ||||||
Тема Координация и регуляция (10 часов) | ||||||
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведе- ние нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желёз внутренней секреции и их строение. Объясняют механизм действия гормонов. Характеризуют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах, объясняют их функции. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Объясняют причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях. Соблюдают меры профилактики заболеваний органов чувств | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | ||
12 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | |||||
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | |||||
14 | Спинной мозг, строение и функции | |||||
15 | Головной мозг, строение и функции. Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга человека (по | |||||
16 | Кора больших полушарий | |||||
17 | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Гигиена органов зрения. Практическая работа №4«Изучение изменения размера зрачка | |||||
18 | Анализаторы слуха и равновесия. Предупреждение нарушений слуха. | |||||
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | |||||
20 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах. Гигиена органов чувств. | |||||
Тема : Опора и движение (8 часов) | ||||||
21 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц. Роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двига- тельной системы | Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают части опорно-двигательной системы на наглядных пособиях. Определяют типы соединения костей. Описывают особенности химического со- става и строения костей. Объясняют особенности строения скелетных мышц. Находят их на таблицах. Объясняют условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
22 | Скелет головы и туловища | |||||
23 | Скелет конечностей. Практическая работа № 5 «Изучение внешнего строения костей» | |||||
24 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах. Практическая работа №6 «Измерение массы и роста своего организма» | |||||
25 | Мышцы. | |||||
26 | Работа мышц. Практическая работа №7 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц» | |||||
27 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | |||||
28 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | |||||
Тема: Внутренняя среда организма (4 часа) | ||||||
29 30 | Внутренняя среда организма. Кровь, её функции и состав. Практическая работа №8 «Изучение микроскопического строения крови» | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета | Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови, называют их функции. Выявляют взаимосвязь между строением и функциями клеточных элементов в крови. Объясняют механизм свёртывания и принципы переливания крови. Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют ценность вакцинации и действие лечебных сывороток | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | ||
31 | Иммунитет | |||||
32 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. | |||||
Тема: Транспорт веществ (4 часа) | ||||||
33 34 | Движение крови и лимфы в организме. Работа сердца. | Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем, описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
35 | Движение крови по сосудам. Практическая работа №9 «Измерение кровяного давления» | |||||
36 | Заболевания сердечно-сосудистой системы. Практическая работа №10 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | |||||
Тема: Дыхание (5 часов) | ||||||
37 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат | Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Различают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающих и отравлении угарным газом | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
38 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | |||||
39 | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. | |||||
40 | Регуляция дыхания Пр. №11: «Определение частоты дыхания». | |||||
41 | Заболевание органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | |||||
Тема: Пищеварение (5 часов) | ||||||
42 | Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Объясняют особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Аргументируют необходимость соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы пищеварительной системы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
43 | Пищеварение в ротовой полости. | |||||
44 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Практическая работа №12 «Воздействие слюны на крахмал желудочного сока на белки» | |||||
45 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | |||||
46 | Гигиена питания. Практическая работа №13 «Определение норм рационального питания» | |||||
Тема: Обмен веществ и энергии (2 часа) | ||||||
47 | Пластический и энергетический обмен. Водно-солевой обмен. | Общая характеристика обмена веществии энергии. Пластический и энергетиче- ский обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Объясняют особенности обмена органических веществ, воды и минеральный солей в организме человека. Объясняют роль витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
48 | Витамины, их роль в организме. | |||||
Тема: Выделение (2 часа) | ||||||
49 | Органы выделения. Строение и функции почек | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ | Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы, распознают её отделы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Соблюдают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
50 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | |||||
Тема: Покровы тела (2 часа) | ||||||
51 | Покровы тела. Строение и функции кожи | Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение | Выявляют существенные признаки кожи, описывают её строение. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Учатся оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых солнечных ударах. Знакомятся с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Доказывают необходимость их соблюдения | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
52 | Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь при ожогах и обморожениях, их профилактика. | |||||
Тема: Размножение и развитие (3 часа) | ||||||
53 | Система органов размножения | Система органов размножения, их строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи | Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Называют и описывают органы половой системы человека, указывают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Определяют возрастные этапы развития человека | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
54 | Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека. | |||||
55 | Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём и их профилактика. | |||||
Тема: Высшая нервная деятельность (5 часов) | ||||||
56 | Поведение человека. Рефлекс. | Рефлекс— основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. | Выделяют основные особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Характеризуют существенные признаки поведения, связанные с особенностями психики человека. Описывают типы нервной системы. Объясняют значение сна, характеризуют его фазы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
57 | Торможение, его виды и значение. | |||||
58 59 60 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. Особенности ВНД. Познавательные процессы. Типы нервной деятельности. | |||||
Тема: Человек и его здоровье (4 часа) | ||||||
61 | Здоровье и влияющие на него факторы. Практическая работа №14 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи. Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни. Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие вредных привычек | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
62 | Вредные привычки и заболевания с ними связанные. Практическая работа № 15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | |||||
63 | Двигательная активность и здоровье человека. | |||||
64 | Закаливание. Гигиена человека | |||||
Тема: Человек и окружающая среда (2 часа) | ||||||
65 | Природная и социальная среда. Биосоциаль-ная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека. | Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека. Биосфера — живая оболочка Земли. В. И. Вернадский— создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние | Приводят доказательства биосоциальной сущности человека. Объясняют место и роль человека в биосфере. Объясняют причины стресса и роль адаптации в жизни человека. Объясняют понятия «биосфера» и «ноосфера» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | ||
66 | Биосфера – живая оболочка. Вернадский – создатель учения о биосфере. | |||||
Заключение и обобщение 2 часа
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...