Мотивация школьников к изучению биологии, или поиск позитива...
статья по биологии
Иклюзивное обучение, или как получить пятерку на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_shkolnikov_ili_poisk_pozitiva.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация школьников к изучению биологии, или поиск позитива...
Перспективой качественного образования, доступного для детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание необходимых условий целостной системы интегрированного (инклюзивного) обучения. В основе этой технологии заложено обучение всех учащихся вместе.
В традиционном классе учатся дети с ОВЗ (задержка психического развития). Такие дети требуют к себе огромного внимания, особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка и педагогического такта учителя, развитие в них веры в собственные силы и самого себя.
Самостоятельности в овладении знаний и преодолении трудностей учащиеся не проявляют, восприятие в большинстве случаев замедленно, внимание бывает неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Заметно снижается общий настрой детей при невыполнении какого- либо задания. В таком случае я учитываю особенности ребенка, используя поощрение, не зависимо от результатов его деятельности, создаю различные ситуации успеха.
Например, при актуализации знаний по теме "Класс Паукообразные" учащимся предлагается отгадать кроссворд (для детей с ОВЗ несколько букв в кроссворде открыты, что позволяет им ответить на все вопросы), а также можно выполнить задание дома.
Задание:
1. Один из самых известных пауков, плетущих ловчие сети.
2. Паукообразное с длинными и тонкими ногами.
3. Очень ядовитый южный паук, которого называют "чёрная смерть".
4. Самый крупный их наших южных пауков.
5. Южное паукообразное с клешнями, длинным "хвостом" (вытянутое брюшко) и ядовитой иглой на его конце.
6. Паук, обитающий в воде.
Кроссворд по теме "Паукообразные" | ||||||||||
1 | ||||||||||
2 | 3 | |||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
Для обычных классов | ||||||||||
Кроссворд по теме "Паукообразные" | ||||||||||
1 | ||||||||||
2 | 3К | |||||||||
4 | у | |||||||||
5 | ||||||||||
И | ||||||||||
6 | А | |||||||||
П | ||||||||||
Для детей с ОВЗ (ЗПР) | ||||||||||
Кроссворд по теме "Паукообразные" | ||||||||||
1К | ||||||||||
Р | ||||||||||
2С | Е | Н | О | К3 | О | С | Е | Ц | ||
А | С | |||||||||
4Т | А | Р | А | Н | Т | У | Л | |||
5С | А | О | ||||||||
К | К | В | ||||||||
О | У | И | ||||||||
6С | Е | Р | Е | Б | Р | Я | Н | К | А | |
П | Т | |||||||||
И | ||||||||||
О | ||||||||||
Н | ||||||||||
Ответы на кроссворд |
Материал дети с ОВЗ запоминают медленно, в маленьких объемах. Происходит это в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Осмысленность при этом часто теряется. Сохранение информации также страдает, поэтому воспроизводят в основном отдельные фрагменты, наиболее яркие. При этом осмысленность воспроизводимого зачастую отсутствует, также отмечается искажение и нарушение последовательности событий.
Применение различных сказок, стихов позволяют детям наиболее прочному усвоению знаний.
Сказка о житие – бытие растительной клетки (назвать процессы жизнедеятельности)
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит –
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название "растение"
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
(движение цитоплазмы, рост, обмен веществ, деление и т.д.)
Дети с ЗПР страдают общим недоразвитием речи. Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. Отмечается неправильное понимание и, следовательно, неточное использование слов. Монологическая речь бессвязна (отмечается соскальзывание с одной темы на другую), лишена логичности и завершенности. Точно воспроизводят занимательный, интересный материал, но часто не соблюдают последовательности.
Например, для составления полного ответа на вопрос, предлагаю схему "Строение семян".
С легкостью выполняют следующее задание: вставьте пропущенные слова из предложенного перечня.
1. … - осевая часть побега. 2.По положению в пространстве выделяют … стебли, как например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у …; …, как у гороха и винограда. 4. Стебли растений выполняют …. функцию, … функцию, фотосинтезирующую функцию и функцию ….
(предполагаемые ответы: опорная, прямостоячий, стебель, проводящая, вьюн, лазающий, запасающая).
Для усвоения знаний по теме "Корень" ребятам предлагается рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).
Корень – генеративный орган растения. Все растения на земле имеют корни. Основная функция корней – укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислородом. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для двудольных растений. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система развивается у растений, образующих корнеплоды.
(Рассказ с ошибками раздаётся в печатном виде каждому из учеников. Ученикам даётся время, чтобы прочитать рассказ и исправить ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если есть ошибки, он их называет и исправляет. Следующее предложение читает другой ученик. Таким образом задейстовован практически весь класс)
Мыслительные операции развиты слабо: наблюдаются бессистемность и непоследовательность анализа при выполнении новых заданий; при сравнении учащимся трудно исключить несущественные признаки, операции обобщения и классификации в ряде случаев тоже опираются на несущественные признаки. Аналогию между предметами могут провести только под руководством учителя, они не могут сделать это самостоятельно.
При выполнении лабораторных работ затрудняются делать выводы, поэтому вывод формулируем вместе и записываем в тетрадь. А также можно использовать технологию критического мышления (приём сводных таблиц)
Сравнение представителей отдела Мхи (для детей с ОВЗ часть таблицы уже заполнена)
Кукушкин лен | Черты сравнения | Сфагнум |
Стебли | ветвистые | |
Узкие | Листья | |
Наличие ризоидов | Нет | |
Удлиненная | Коробочка | |
Нет | Наличие воздушных клеток | |
Ярко- зеленая | Окраска растения | Светло-зеленая |
Небольшое | Количество накапливаемой влаги | |
Где растет | На болоте | |
Образует ли торф | Да |
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Предотвращение наступления утомления, использую для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности – таблицы, схемы, видеофрагменты, анимации, презентации).
Обязательны и биологические физкультминутки в классах, где обучаются дети с ЗПР.
Занимательная игра "Подсказки" в весёлой форме позволяет не только проверить знания детей, но и познакомить с некоторыми признаки или фактами в природе.
Участники игры должны, используя подсказки, угадать, о чём идёт речь. Подсказки располагаются в таком порядке, что каждая последующая приближает к ответу больше, чем предыдущая. Если ученики угадают после первой подсказки, им засчитывается максимальное количество баллов за игру, после второй подсказки – на один балл меньше и т.д.
Подсказка 1. Укусы большинства из них ядовиты для насекомых, некоторые опасны и для человека.
Подсказка 2. На брюшке есть несколько мелких бугорков – железок, выделяющих жидкость, застывающую на воздухе в виде нити.
Подсказка 3. Используются эти нити для ловли добычи и расселения.
Подсказка 4. Имеют 8 ног и, обычно 8 простых глазков.
Подсказка 5. Многие плетут паутину.
За каждый правильный ответ, учащийся жетон. За 5 набранных (можно в течение нескольких уроков) жетонов ученик получает 5 в журнал. В этой форме работы я не только активизирую учебную деятельность учащихся и учитываю их особенности, но и способствую позитивной мотивации к учению, создаю условия для зарабатывания, а не получения оценки. В качестве домашнего задания, при использовании различных энциклопедий и ли других источников составить свои подсказки по определённой теме.
Можно использовать и проблемные ситуации игрового характера.
Игра "Гусеница": найти и выписать на доске названия птиц:
Соколибрибисойканарейкакаду (сокол, колибри, ибис, сойка, какаду).
Таким образом, в условиях интегрированного обучения у детей с ОВЗ (ЗПР) в образовательной среде успешнее формируется учебная мотивация и повышается самооценка, так как ребенок видит стимул для роста за сильными ребятами. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития. Если ребёнок с ОВЗ в условиях интегрированного обучения не может справиться с поставленными задачами учителя, то его можно перевести обратно в классы КРО.
Основная цель при обучении детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения в создании спокойного и доброжелательного климата в таких классах – всё это способствует активизации деятельности учащихся, в результате чего возрастает мотивация к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.
Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.
Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...
"Повышение мотивации школьников к изучению английского языка через социокультурную направленность обучения"
Выступление на ШМО по теме самообразования (2008-2009 учебный год)...
"Мотивация школьников к изучению английского языка"
Из опыта работы "Мотивация школьников к изучению английского языка"....
«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета»
исследование результативности усвоения материала на основе внедрения новых стандартов...