«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета»
опыты и эксперименты по теме
исследование результативности усвоения материала на основе внедрения новых стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета» Степановой Юлии Александровны, учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск» Новоорского района Оренбургской области.
Тема моего исследования «Организация исследовательской деятельности учащихся с повышенным уровнем мотивации на уроках музыки»
В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. Непосредственные занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся в научно-исследовательской работе. Она прошла полную апробацию на протяжении многих лет и дает возможность постоянной импровизации за счет структуры и формы урока. Поэтому основной целью моей работы является не расширение, углубление интереса к музыкальному искусству, развитие творчества, создания урока нестандартного, а необычного.
Основные содержательные линии моей работы: обогащение опыта эмоцианально-ценностного отношения учащихся к музыке через исследовательскую деятельность самих учащихся, усвоение изучаемых произведений и знаний о музыке при помощи исследовательской деятельности учащихся, овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки), обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся в ходе научно-исследовательской работы.
Индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников. Цель проводимого исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.
Объект проводимого исследования: процесс формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внешкольных мероприятиях. Предмет исследования: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения учащихся на музыкальных занятиях. Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внеклассной работе будет эффективным, если совместную музыкально-творческую деятельности учащихся и преподавателей организовать таким образом, что в ней будут соблюдены интересы субъектов педагогического процесса, каждой личности в отдельности; учебную музыкальную деятельность построить на основе активации восприятия учащихся, предполагающей формирования у них потребностей в самовыражении и умении анализировать собственные музыкально-творческие проявления; наряду с обновлением содержания занятий и расширением сфер художественного общения предусмотреть применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: выявить особенности формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки и внеклассных мероприятий. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мотивации учащихся на уроках музыки при комплексном изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла. Определить комплекс личностно-ориентированных педагогических средств, обеспечивающих реализацию условий формирования мотивации учения учащихся средствами музыкально-художественной деятельности.
На протяжении нескольких лет своей работы, проводя различные эксперименты на уроках, я увидела что, высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знаний, которые связаны с интересами самого ребенка.
I эксперимент практической работы по выявлению одарённых детей. Выявление детей с повышенным уровнем мотивации на уроках музыки через наблюдения за этими детьми и отбор эксклюзивных творческих работ учащихся. В эксперименте участвовали два класса 7 «б» и 7 «В»- в каждом одинаковое количество учеников-23 .В одном действовала схема: учитель-учебник- ученик (7 «в»), а в другом через поставленную проблему действовала схема: учебник- ученик- учитель. Опрос усвоенного материала происходил на следующем уроке. Выясним активность и включённость в работу, а так же оценочный результат:
Параметры исследования | Количество ответов + 7 в | Количество ответов + 7 б |
Запоминание материала | 15 уч-ся | 23 уч-ся |
Количество ответов | 7 уч-ся | 12 уч-ся |
Дополнение к ответу | 5 уч-ся | 11 учся |
Диспут с учителем | 4 уч-ся | 8 уч-ся |
«5» и «4» получили | 8 уч-ся | 15 уч-ся |
Вывод : Качество усвоения знаний по предмету составило соосветственно 58 % и 75 %.В 7 б урок прошёл интереснее, полезнее, запоминающе, красочнее, эмоциональнее. Проведённая музыкальная викторина по изучаемым двум романсам Глинки «Веницианская ночь» и « Я здесь Инезилья» , и их сопоставлению ,после проведённого урока показала, что по анализу музыкального произведения по средствам музыкальной выразительности на уровне высокого усвоения так же лидировал 7 б класс.
класс | Правильных ответов | Неверных ответов |
7в | 16 | 7 |
7б | 21 | 2 |
Понаблюдав за этими детьми, проанализировав работу, я для себя выделила особенности одаренных детей:
1 ) дети очень стараются ответить на любой вопрос учителя в течение всего урока;
2) они всегда активны на уроках;
3) внимательно слушают учителя и музыкальные произведения;
4) у них нестандартное мышление, они умеют логически рассуждать и доказывать свою точку зрения;
5) им всегда интересно на уроке, независимо идет ли повторение пройденного материала или прохождение новой темы;
6) систематически, каждый урок выполняют творческие работы, что дает учителю возможность оценивать их на каждом уроке;
II эксперимент: Методика выполнения творческих заданий. 5 классам всем трём параллелям было предложено сочинить рассказы и сказки «Как появилась музыка». Всего в эксперименте участвовало 53 ученика. Из них сочинили сказки сразу же на следующий урок 31 уч-ся. Следующим этапом была «Презентация рассказов и сказок о музыке» во внеурочное время. Дети внимательно слушали выступления друг- друга, были приглашены учащиеся из других классов. А затем слушателям были предложены анкеты с названиями каждой сказки, и оценочная пятибалльная шкала по каждому автору сказки. По результатам- высокий балл набрали 15 учащихся из 31.
Высоким же показателем стала публикация сборника этих сказок в фестивале педагогических идей «Открытый урок», а в конкурсе им. Чуковского 1 работа «В стране предметов», автор Кристина Потапова, стала призёром конкурса.
III эксперимент « Интеграция- как вид деятельности»
Мною была разработана авторская программа «Связь музыки и скульптуры», в которой говорится о песнях- памятниках. Перед началом написания работы учащимся было предложено провести научно-исследовательскую работу. Найти материал о создании военных песен, биографию композиторов, узнать, как эти песни были написаны, при каких обстоятельствах, и есть ли памятник им. Так появилась авторская программа 4 четверти 5 класса . Но я решила не останавливаться на достигнутом мною, а предложить детям отыскать просто памятники воинам – освободителям в России и в Европе. В эксперименте участвовали так же учащиеся 5 классов – 5 а и 5 б. Один работал над памятниками в России, другой- за рубежом.
Результаты работы:
Исследовательский проект 5 а класса -«Памятники советским воинам- освободителям в странах Европы»- работы 10 человек.
Исследовательский проект 5 б класса – «Летопись Великой Отечественной войны в монументах и памятниках России»- 7 человек
Оба проекта участвовали в школьной конференции юных исследователей и получили грамоты за участие. На данном этапе ученики 5 классов занимаются сбором информации о памятниках великим композиторам и исполнителям.А это ещё один исследовательский проект.
И в заключении хочется сказать, что творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, необходим подбор дополнительного репертуара для урока музыки и для внеклассной работы, включение музыкальных произведений, которые смогут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся.
Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использов...

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.
Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.
Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
Результаты исследования мотивации обучающихся в системе дополнительного образования
Дополнительное образование представляет собой неотъемлемую часть единой образовательной системы страны, сосредотачивается на личностных феноменах развития и исходит из субъективности и смысловой сферы...